Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа
Конкуренция (бежать вместе, соперничать) является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ (товаров и услуг).
Конкурентоспособность —
способность определённого объекта или субъ
Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы :
В связи с этим принято говорить о таких её видах как:
Кроме того, принципиально
можно выделить четыре типа субъектов,
оценивающих
Конкурентоспосо́бность това́ра — способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
Характеристики товара определя
Показатели, характеризующие конкурентоспособность товара, часто подразделяют на две группы (т. н. «цена-качество»):
«Жесткие» показатели обеспечивают физическую возможность использования товара по назначению и подразделяются на следующие группы:
«Мягкие» показатели характеризуют эстетические (дизайн, цвет, упаковку и т. п.) и психологические (престижность, привлекательность, доступность и т. п.) свойства товара.
Конкурентоспособность предприятия – это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке, считает Филипп Котлер.
Конкурентоспособность предприятия можно определить как относительную характеристику, отражающую отличие процесса развития данного продуцента от конкурента как по степени удовлетворения своими товарами (услугами) потребности потребителей, так и по эффективности производственной деятельности, считает Т. Г. Философова.
конструкторский (дифференциальный) подход. Данный метод оценки конкурентоспособности основан на сопоставлении единичных параметров разрабатываемой и базовой техники. В результате оценки устанавливается: достигнут ли уровень параметров базовой техники; по каким параметрам он не достигнут; какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых.
Конструкторский (дифференциальный) подход вполне корректен на ненасыщенных рынках, когда подражание лучшему аналогу на рынке может иметь коммерческий успех. Он позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром-аналогом, но не учитывает влияния на предпочтения потребителя при выборе товара весомости каждого параметра.
В условиях насыщенного рынка более корректным является маркетинговый подход к понятию "конкурентоспособность";
маркетинговый (комплексный) подход. В отличие от дифференциального, маркетинговый (комплексный) метод оценки конкурентоспособности основывается на применении групповых, интегральных, смешанных показателей или сопоставлении показателей удельных полезных эффектов разрабатываемой продукции и продукции аналога-конкурента с учетом весомости каждого параметра. При этом, очевидно, понятие полезности вполне субъективно и определяется в первую очередь покупательскими предпочтениями, которые, в свою очередь, могут меняться под воздействием различных обстоятельств от одной группы потребителей к другой. В маркетинге такие группы потребителей, предъявляющих однородные специфические требования к набору потребительских характеристик продукта, называют сегментами рынка продукта.
Интегральный метод
оценки конкурентоспособности
предприятия
Интегральный показатель уровня конкурентоспособности
предприятия включает у себя два элементы-сомножники:
критерий, что отображает степень удовлетворения
потребностей потребителя (характеризует
относительную конкурентоспособность
товара) и критерий эффективности производства
(в его качестве, как правило, используется
рентабельность активов, рентабельность
собственного капитала или средняя за
определенный период норма рентабельности). В
разе, если интегральный показатель равняется
1, уровень конкурентоспособности анализируемого
предприятия отвечает уровню конкурентоспособности
предприятия –суперника; в разе, если
интегральный показатель меньше 1, то исследуемый
производитель менее конкурентоспособен,
чем соперник; в разе, если интегральный
показатель более 1, то исследуемый производитель
имеет высший уровень конкурентоспособности,
чем соперник
Преимущества
Простота, наглядность, дает возможность
получить однозначные оценки конкурентных
позиций производителя
Недостатки
Может быть примененным лишь для оценки
конкурентоспособности монопродуктовых
предприятий, тогда как относительно диверсифицированных
предприятий нужный анализ не одного вида
продукции, а всей товарной массы. Кроме
того – найти для сравнения два или больше
предприятия-конкурентов, абсолютно идентичные
по видам и структуре продукции нереально
Методологически
неразрывно связанной с решением
проблемы повышения
В частности, оценка
конкурентоспособности
Анализ экономической литературы по рассматриваемой тематике позволяет выделить несколько подходов к решению сформулированной задачи.
В основе методики - анализ конкурентоспособности с учетом ЖЦ товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали-темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали - относительная доля товара/услуги на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.
Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объёмах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.
Недостатки метода:
исключает проведение анализа причин
происходящего и осложняет
2) Метод, использующий
в качестве основного подхода
оценку товара/услуги
Этот метод базируется на рассуждении о том, что конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность товара/услуги, используют соотношение двух характеристик: цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар , имеющий оптимальное соотношение этих характеристик:
КТ=К/Ц
где: К - показатель качества товара;
Ц - показатель цены товара;
Кт - показатель конкурентоспособности товара.
Чем выше разница
между потребительской
Преимущество метода: он учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность предприятия - конкурентоспособность товара.
Недостатки метода:
позволяет получить весьма ограниченное
представление о преимуществах
и недостатках в работе предприятия,
так как конкурентоспособность
предприятия принимает вид
3) Метод, основанный
на теории эффективной
Согласно этой
теории наиболее конкурентоспособными
являются те предприятия, где наилучшим
образом организована работа всех подразделений
и служб. На эффективность деятельности
каждой из служб оказывает влияние
множество факторов - ресурсов фирмы.
Оценка эффективности работы каждого
из подразделений предполагает оценку
эффективности использования им
этих ресурсов. В основе метода лежит
оценка четырёх групповых показателей
или критериев
Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия.
|
Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность товара и фирмы