Конкуренция и конкурентоспособность товара и фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция (бежать вместе, соперничать) является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ (товаров и услуг).

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 117.29 Кб (Скачать)

Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы :

  • товары,
  • предприятия (как производители товаров),
  • отрасли (как совокупности предприятий, предлагающий товары или услуги),
  • регионы (районы, области, страны или их группы).

В связи с этим принято говорить о таких её видах как:

  • Национальная конкурентоспособность
  • Конкурентоспособность товара
  • Конкурентоспособность предприятия

Кроме того, принципиально  можно выделить четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность  тех или иных объектов:

  • потребители,
  • производители,
  • инвесторы,
  • государство.

Конкурентоспосо́бность това́ра — способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

Характеристики товара определяют его потребительские свойства, которые, в свою очередь, включают ряд показателей качестваэтого товара. Конкурентоспособность товара зависит как от отдельного показателя, так и их совокупности (синергия).

Показатели, характеризующие  конкурентоспособность товара, часто  подразделяют на две группы (т. н. «цена-качество»):

  • Показатели, которые характеризуют потребительские свойства товара (его качество), из которых складывается его полезный эффект. Они представляют набор «жестких» и «мягких» показателей;
  • Экономические показатели, которые характеризуют экономические свойства товара (т. н. цену).

«Жесткие» показатели обеспечивают физическую возможность  использования товара по назначению и подразделяются на следующие группы:

  1. технические — это показатели назначения (свойства и функции товара, определяющие область его применения), эргономические показатели (характеризуют соответствие товара свойствам человеческого организма), технические показатели (технологические решения, надежность, безопасность);
  2. нормативные — показатели соответствия требованиям международных и национальных стандартов, нормативов, действующих на рынке, где данный товар предполагается продавать.

«Мягкие» показатели характеризуют эстетические (дизайн, цвет, упаковку и т. п.) и психологические (престижность, привлекательность, доступность и т. п.) свойства товара.

Конкурентоспособность предприятия – это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке, считает Филипп Котлер.

Конкурентоспособность предприятия можно определить как  относительную характеристику, отражающую отличие процесса развития данного  продуцента от конкурента как по степени  удовлетворения своими товарами (услугами) потребности потребителей, так и по эффективности производственной деятельности, считает Т. Г. Философова.

конструкторский (дифференциальный) подход. Данный метод оценки конкурентоспособности основан на сопоставлении единичных параметров разрабатываемой и базовой техники. В результате оценки устанавливается: достигнут ли уровень параметров базовой техники; по каким параметрам он не достигнут; какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых.

Конструкторский (дифференциальный) подход вполне корректен  на ненасыщенных рынках, когда подражание лучшему аналогу на рынке может  иметь коммерческий успех. Он позволяет  лишь констатировать факт конкурентоспособности  анализируемой продукции или  наличия у нее недостатков  по сравнению с товаром-аналогом, но не учитывает влияния на предпочтения потребителя при выборе товара весомости  каждого параметра.

В условиях насыщенного рынка более  корректным является маркетинговый  подход к понятию "конкурентоспособность";

маркетинговый (комплексный) подход. В отличие от дифференциального, маркетинговый (комплексный) метод оценки конкурентоспособности основывается на применении групповых, интегральных, смешанных показателей или сопоставлении показателей удельных полезных эффектов разрабатываемой продукции и продукции аналога-конкурента с учетом весомости каждого параметра. При этом, очевидно, понятие полезности вполне субъективно и определяется в первую очередь покупательскими предпочтениями, которые, в свою очередь, могут меняться под воздействием различных обстоятельств от одной группы потребителей к другой. В маркетинге такие группы потребителей, предъявляющих однородные специфические требования к набору потребительских характеристик продукта, называют сегментами рынка продукта.

 
Интегральный метод  оценки конкурентоспособности  предприятия
 
Интегральный показатель уровня конкурентоспособности предприятия включает у себя два элементы-сомножники: критерий, что отображает степень удовлетворения потребностей потребителя (характеризует относительную конкурентоспособность товара) и критерий эффективности производства (в его качестве, как правило, используется рентабельность активов, рентабельность собственного капитала или средняя за определенный период норма рентабельности). В разе, если интегральный показатель равняется 1, уровень конкурентоспособности анализируемого предприятия отвечает уровню конкурентоспособности предприятия –суперника; в разе, если интегральный показатель меньше 1, то исследуемый производитель менее конкурентоспособен, чем соперник; в разе, если интегральный показатель более 1, то исследуемый производитель имеет высший уровень конкурентоспособности, чем соперник 
Преимущества 
Простота, наглядность, дает возможность получить однозначные оценки конкурентных позиций производителя 
Недостатки 
Может быть примененным лишь для оценки конкурентоспособности монопродуктовых предприятий, тогда как относительно диверсифицированных предприятий нужный анализ не одного вида продукции, а всей товарной массы. Кроме того – найти для сравнения два или больше предприятия-конкурентов, абсолютно идентичные по видам и структуре продукции нереально
 

Методологически неразрывно связанной с решением проблемы повышения конкурентоспособности  предприятия является оценка его  конкурентоспособности, поскольку  только на основе такой оценки могут  быть сделаны выводы о степени  конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Указанная оценка является отправной точкой разработки мероприятий  по повышению конкурентоспособности  хозяйствующего субъекта и в то же время - критерием результативности этих мероприятий. Кроме того, оценка конкурентоспособности является методологической основой для анализа и, как  следствие, выявления путей повышения  конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.

В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:

  • разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
  • выбора контрагентов для совместной деятельности;
  • составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
  • осуществления инвестиционной деятельности;
  • осуществления государственного регулирования экономики.

Анализ экономической  литературы по рассматриваемой тематике позволяет выделить несколько подходов к решению сформулированной задачи.

  1. Матричные методы. Данный подход базируется на маркетинговой оценке деятельности предприятия и его продукции. В основе методики - анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия. Матричный метод (разработан <Бостонской консалтинговой группой>).

В основе методики - анализ конкурентоспособности с  учетом ЖЦ товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной  по принципу системы координат: по горизонтали-темпы  роста/сокращения количества продаж в  линейном масштабе; по вертикали - относительная доля товара/услуги на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

Преимущества  метода: при наличии достоверной  информации об объёмах реализации метод  позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.

Недостатки метода: исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку  управленческих решений.

2) Метод, использующий  в качестве основного подхода  оценку товара/услуги предприятия.

Этот метод  базируется на рассуждении о том, что конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность товара/услуги, используют соотношение двух характеристик: цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар , имеющий оптимальное соотношение этих характеристик:

КТ=К/Ц

где: К - показатель качества товара;

Ц - показатель цены товара;

Кт  - показатель конкурентоспособности товара.

Чем выше разница  между потребительской ценностью  товара для покупателя и ценой. которую он за него платит, тем выше запас конкурентоспособности товара доля потребителя.

Преимущество  метода: он учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность  предприятия - конкурентоспособность  товара.

Недостатки метода: позволяет получить весьма ограниченное представление о преимуществах  и недостатках в работе предприятия, так как конкурентоспособность  предприятия принимает вид конкурентоспособности  товара и не затрагивает другие аспекты.

3) Метод, основанный  на теории эффективной конкуренции.

Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим  образом организована работа всех подразделений  и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние  множество факторов - ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого  из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе метода лежит  оценка четырёх групповых показателей  или критериев конкурентоспособности[16].

Критерии  и показатели конкурентоспособности  предприятия.

Критерии  и показатели конкурентоспособности Роль показателя

в оценке

Правило расчета

показателя

1 2 3
  1. Эффективность производственной деятельности предприятия.
1.1.Издержки производства  на единицу продукции, руб.

1.2.Фондоотдача,  тыс. руб.    
 
 

1.3.Рентабельность  товара, %.    
 
 

1.4.Производительность  труда, тыс. руб./ чел. 

 
 
Отражает  эффективность затрат при выпуске  продукции.  

Характеризует эффективность  использования основных производственных фондов.  

Характеризует степень  прибыльности производства товара.   
 

Отражает эффективность  организации производства и использования  рабочей силы.

 
 
Валовые издержки;

Объём выпуска  продукции.

Объём выпуска  продукции; среднегодовая стоимость  основных производственных фондов.

Прибыль от реализации

х 100 %;

Полная себестоимость  продукции.

Объём выпуска  продукции;

Среднесписочная численность работников.

2.Финансовое  положение предприятия.

2.1.Коэффициент  автономии.    
 
 

2.2.Коэффициент  платёжеспособности.       
 
 
 
 
 

2.3.Коэффициент  абсолютной ликвидности.    
 
 

2.4.Коэффициент  оборачиваемости оборотных средств

 
 
Характеризует независимость предприятия от заемных  источников.   
 

Отражает способность  предприятия выполнять свои финансовые обязательства и измеряет вероятность  банкротства.    
 
 

Отражает качественный состав средств, являющихся источниками  покрытия текущих обязательств.  

Характеризует эффективность  использования оборотных средств. Соответствует времени, в течение которого оборотные средства проходят все стадии производства и обращения.

 
Собственные средства предприятия;

Общая сумма источников финансирования.

Собственный капитал;

Общие обязательства.      
 
 
 

Денежные средства и быстрореализуемые ценные бумаги;

Краткосрочные обязательства.

Выручка от реализации продукции;

Среднегодовой остаток  оборотных средств.

3. Эффективность  организации сбыта и продвижения  товара.

3.1.Рентабельность  продаж, %.    
 
 

3.2.Коэффициент  затоваренности готовой продукцией.    
 

3.3.Коэффициент  загрузки производственной мощности.   

3.4.Коэффициент  эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта.

 
 
 
Характеризует степень прибыльности работы предприятия  на рынке, правильность установления цены товара.  

Отражает степень  затоваренности готовой продукцией. Рост показателя свидетельствует о  снижении спроса.  

Характеризует деловую  активность предприятия, эффективность  работы службы быта

Характеризует экономическую  эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта.

 
 
Прибыль от реализации х 100 %;

Объём продаж.   
 

Объём нереализованной  продукции;

Объём продаж.   
 

Объём выпуска  продукции;

Производственная  мощность.

Затраты на рекламу  и стимулирование сбыта;

Прирост прибыли  от реализации.

4.Конкурентоспособность  товара.

4.1.Качество товара.      
 
 
 

4.2.Цена товара.

 
Характеризует способность товара удовлетворять  потребности в соответствии с его назначением.

-

 
Комплексный метод.     
 
 
 

-

Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность товара и фирмы