Конкуренция товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование предприятия ООО «Хлеб» по поводу конкурентоспособности его товара. Так же теоретическое исследование основной темы: «Управление конкурентоспособностью предприятия» (базовые понятия, значимость, принципы функционирования) и практическое исследование данной темы в рамках работы предприятия ООО «Хлеб».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ....................................................................................................5
1.1. Виды конкуренции………………………………………………………………......9
1.2. Критерии и факторы конкурентоспособности товара ............................11
Матричные методы………………………………………………..19
Методы, основанные на теории эффективной конкуренции…….21

Комплексные методы……………………………………………...22

1.3 Анализ ситуации…………………………………………………………...25
1.3.1 Описание предприятия…………………………………………….25
1.3.2. STEP-анализ……………………………………………………………………..............26
1.3.3 SWOT-анализ……………………………………………………....29
1.3.4. GAP-анализ…………………………………………………………30
1.3.5.
1.3.6.
Отраслевой анализ…………………………………………………..31
Оценка конкурентоспособности ООО «Хлеб»……………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсач старый.docx

— 97.63 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ

    
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1.  КОНКУРЕНЦИЯ  И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ....................................................................................................5
  1.1. Виды  конкуренции………………………………………………………………......9
  1.2. Критерии  и факторы конкурентоспособности  товара ............................11
 
 
 
 
 
 
 
 
   
1.2.1.

1.2.2.

1.2.3.

Матричные методы………………………………………………..19

Методы, основанные на теории эффективной конкуренции…….21

 Комплексные  методы……………………………………………...22

  1.3 Анализ  ситуации…………………………………………………………...25                                                  
    1.3.1  Описание предприятия…………………………………………….25
    1.3.2. STEP-анализ……………………………………………………………………..............26
    1.3.3 SWOT-анализ……………………………………………………....29
    1.3.4.  GAP-анализ…………………………………………………………30
    1.3.5.

1.3.6.

Отраслевой  анализ…………………………………………………..31

Оценка конкурентоспособности ООО «Хлеб»……………………32

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..38

   
 
 
   
 
 
 
 

Введение

    В настоящее время российский рынок  переживает не самый лучший этап, этап экономического кризиса. Это время  можно охарактеризовать фразой «выживает  сильнейший»: на рынке смогут остаться только сильные, стабильные предприятия. Для того чтобы сохранить свои позиции на рынке, необходимо проанализировать все сильные и слабые стороны  предприятия, оценить конкурентоспособность  и ресурсоёмкость. Очень важно  правильно определить направление  деятельности предприятия  и спланировать все мероприятия по позиционированию предлагаемых товаров или услуг  на рынке, чтобы заинтересовать потребителя  в настоящих условиях. Исходя из полученных результатов, дать грамотные  рекомендации исследуемому предприятию: на что следует сделать упор в  торговой деятельности, как привлечь внимание потребителя к преимуществам  предприятия и как исправить  недочёты и пробелы. В рамках вышесказанного, данное маркетинговое исследование считается актуальным.

    Объектом  исследования является  предприятие  ООО «Хлеб». Предметом исследования курсовой работы является анализ конкурентоспособности товара.

    Целью курсовой работы является исследование предприятия ООО «Хлеб» по поводу конкурентоспособности его товара. Так же теоретическое исследование основной темы: «Управление конкурентоспособностью предприятия» (базовые понятия, значимость, принципы функционирования) и практическое исследование данной темы в рамках работы предприятия ООО «Хлеб». С помощью изучения необходимо систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания, развить аналитические навыки, овладеть элементами самостоятельной исследовательской работы, сформулировать конкретные выводы и предложить предприятию перечень мер по совершенствованию торговой деятельности.

    Задачи  исследования:

  1. Проследить деятельность исследуемого предприятия с момента создания по настоящее время.
  2. Проанализировать сильные и слабые стороны, а также возможности предприятия
  3. Оценить деятельность конкурентов в настоящее время
  4. Исследовать конкурентоспособность товара предприятия в рамках поставленной темы
  5. Сделать выводы и сформулировать перечень желательных маркетинговых мероприятий, исходя из результатов исследования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Конкуренция и конкурентоспособность

    Наличие конкурирующих предприятий порождает  такое явление в экономике  как конкуренция. С экономической  точки зрения, конкуренция -экономический  процесс взаимодействия, взаимосвязи  борьбы продуцентов и поставщиков  при реализации продукции, соперничество  между отдельными производителями  или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства . Таким образом, конкуренция в  общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту  цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба предприятий  за ограниченный объем платежеспособного  спроса потребителей, ведущаяся предприятиями  на доступных им сегментах рынка.

    Важными в этом определении являются следующие  аспекты:

    во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, то есть о непосредственном взаимодействии предприятий на рынке. Оно касается только той борьбы, которую ведут предприятия, продвигая на рынок свои товары и/или услуги;

      во-вторых, конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет предприятия конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одного предприятия, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между предприятиями, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похожи на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически «ненасытным» внутренним спросом;

    в-третьих, рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают предприятия, чтобы облегчить давление конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка.

    В экономической литературе принято  разделять конкуренцию по ее методам  на:

    • ценовую (конкуренцию на основе цены);
    • неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).

    Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным  ценам.

    В современном мире ценовая конкуренция  утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что  на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что  «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока предприятие  не исчерпает резервы снижения себестоимости  товара. В целом, конкуренция в  открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового  состояния предприятия и, как  следствие, к разорениям. Поэтому  предприятия избегают вести ценовую  конкуренцию в открытой форме.

    Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:

    фирмами - аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции  у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;

  • для проникновения на рынки с новыми товарами;
  • для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
  • Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (предприятия выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).
  • Можно свести все виды неценовой конкуренции к двум основным:
  • функциональная конкуренция- удовлетворение одной и той же потребности принципиально разными видами продукции;
  • предметная конкуренция – удовлетворение одной и той же потребности продуктами разного уровня качества;

    В некоторых классификациях выделяется еще один вид неценовой конкуренции - видовая конкуренция, когда удовлетворение одной и той же потребности обеспечивается продуктами, отличающимися каким- то существенным параметром, функциональной возможностью. По существу здесь речь идет о разновидности предметной конкуренции.

    К незаконным методам неценовой конкуренции  относятся:

  • промышленный шпионаж;
  • привлечение к сотрудничеству специалистов фирм-конкурентов, владеющих производственными секретами;
  • выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а потому значительно дешевле;
  • закупка образцов с целью их копирования.
  • Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности предприятий:
  • конкуренция на ресурсных рынках с целью обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами, высококвалифицированными специалистами, современной техникой и технологией для получения более высокой, чем у конкурентов, производительности труда. В качестве конкурентов на ресурсных рынках выступают в основном предприятия-производители продуктов-аналогов, использующие в своем производстве аналогичные материальные ресурсы, технологию, трудовые ресурсы;
  • конкуренция продавцов в области сбыта товаров и/или услуг на рынке;
  • конкуренция покупателей на сбытовых рынках. В зависимости от интенсивности конкуренции в этой среде предприятие прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность.

    В условиях насыщенного рынка конкуренция  покупателей уступает место конкуренции  продавцов. В связи с этим среди  этих трех направлений конкурентной деятельности предприятия наибольший интерес, с точки зрения маркетинга, представляет собой конкуренция  продавцов в области сбыта  товара и/или услуги на рынке. Два  оставшихся направления являются конкуренцией покупателей.

    Основным  направлением конкурентной деятельности абсолютного большинства российских предприятий, производителей продукции  производственно-технического назначения является конкуренция продавцов  в области сбыта товаров и  услуг на рынке.

    В силу многоаспектности применения понятия  конкуренции в различных отраслях знаний в научной литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу. На наш взгляд, наиболее полно характеризуют это понятие  следующие два определения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Виды конкуренции.

    Различают два вида конкуренции:

    • совершенная
    • несовершенная

    1.1.1 Совершенная конкуренция.

    Состояние рынка, на котором имеется большое  число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых  занимает относительно малую долю рынка  и не может диктовать условия  продажи или покупки товаров. 
Предполагает наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах.

    Реализуемая на рынке продукция является стандартизированной. Спрос очень эластичен, неценовые  методы конкуренции не используются. Вход и выход из отрасли свободны.

    Создание  идеальной модели совершенной конкуренции  является чрезвычайно сложным процессом. 
В России антимонопольный комитет, призванный обеспечивать соблюдение правил игры на свободном рынке, действует крайне слабо. 
1.1.2 Несовершенная конкуренция.

    Состояние рынка, на котором много покупателей  и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со стороны  других фирм.

    Используемые  средства:

  1. Демпинговые цены
  2. Создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров.
  3. Ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам).
  4. Использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации.
  5. Распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров
  6. Замалчивание важной для потребителя информации

Информация о работе Конкуренция товара