Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 09:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование предприятия ООО «Хлеб» по поводу конкурентоспособности его товара. Так же теоретическое исследование основной темы: «Управление конкурентоспособностью предприятия» (базовые понятия, значимость, принципы функционирования) и практическое исследование данной темы в рамках работы предприятия ООО «Хлеб».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ....................................................................................................5
1.1. Виды конкуренции………………………………………………………………......9
1.2. Критерии и факторы конкурентоспособности товара ............................11
Матричные методы………………………………………………..19
Методы, основанные на теории эффективной конкуренции…….21
Комплексные методы……………………………………………...22
1.3 Анализ ситуации…………………………………………………………...25
1.3.1 Описание предприятия…………………………………………….25
1.3.2. STEP-анализ……………………………………………………………………..............26
1.3.3 SWOT-анализ……………………………………………………....29
1.3.4. GAP-анализ…………………………………………………………30
1.3.5.
1.3.6.
Отраслевой анализ…………………………………………………..31
Оценка конкурентоспособности ООО «Хлеб»……………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..38
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… | ||||
1. | КОНКУРЕНЦИЯ
И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ | |||
1.1. | Виды
конкуренции………………………………………………… | |||
1.2. | Критерии
и факторы | |||
|
|
1.2.1.
1.2.2. 1.2.3. |
Матричные
методы………………………………………………..19
Методы, основанные на теории эффективной конкуренции…….21 Комплексные методы……………………………………………...22 | |
1.3 | Анализ
ситуации………………………………………………………… | |||
1.3.1 | Описание
предприятия……………………………………………. | |||
1.3.2. | STEP-анализ………………………………………………… | |||
1.3.3 | SWOT-анализ………………………………………………… | |||
1.3.4. | GAP-анализ………………………………………………… | |||
1.3.5.
1.3.6. |
Отраслевой
анализ…………………………………………………..31
Оценка конкурентоспособности ООО «Хлеб»……………………32 | |||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………… | ||||
Введение
В настоящее время российский рынок переживает не самый лучший этап, этап экономического кризиса. Это время можно охарактеризовать фразой «выживает сильнейший»: на рынке смогут остаться только сильные, стабильные предприятия. Для того чтобы сохранить свои позиции на рынке, необходимо проанализировать все сильные и слабые стороны предприятия, оценить конкурентоспособность и ресурсоёмкость. Очень важно правильно определить направление деятельности предприятия и спланировать все мероприятия по позиционированию предлагаемых товаров или услуг на рынке, чтобы заинтересовать потребителя в настоящих условиях. Исходя из полученных результатов, дать грамотные рекомендации исследуемому предприятию: на что следует сделать упор в торговой деятельности, как привлечь внимание потребителя к преимуществам предприятия и как исправить недочёты и пробелы. В рамках вышесказанного, данное маркетинговое исследование считается актуальным.
Объектом исследования является предприятие ООО «Хлеб». Предметом исследования курсовой работы является анализ конкурентоспособности товара.
Целью курсовой работы является исследование предприятия ООО «Хлеб» по поводу конкурентоспособности его товара. Так же теоретическое исследование основной темы: «Управление конкурентоспособностью предприятия» (базовые понятия, значимость, принципы функционирования) и практическое исследование данной темы в рамках работы предприятия ООО «Хлеб». С помощью изучения необходимо систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания, развить аналитические навыки, овладеть элементами самостоятельной исследовательской работы, сформулировать конкретные выводы и предложить предприятию перечень мер по совершенствованию торговой деятельности.
Задачи исследования:
Наличие
конкурирующих предприятий
Важными в этом определении являются следующие аспекты:
во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, то есть о непосредственном взаимодействии предприятий на рынке. Оно касается только той борьбы, которую ведут предприятия, продвигая на рынок свои товары и/или услуги;
во-вторых, конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет предприятия конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одного предприятия, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между предприятиями, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похожи на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически «ненасытным» внутренним спросом;
в-третьих, рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают предприятия, чтобы облегчить давление конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка.
В экономической литературе принято разделять конкуренцию по ее методам на:
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока предприятие не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия и, как следствие, к разорениям. Поэтому предприятия избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме.
Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:
фирмами - аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;
В некоторых классификациях выделяется еще один вид неценовой конкуренции - видовая конкуренция, когда удовлетворение одной и той же потребности обеспечивается продуктами, отличающимися каким- то существенным параметром, функциональной возможностью. По существу здесь речь идет о разновидности предметной конкуренции.
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:
В условиях насыщенного рынка конкуренция покупателей уступает место конкуренции продавцов. В связи с этим среди этих трех направлений конкурентной деятельности предприятия наибольший интерес, с точки зрения маркетинга, представляет собой конкуренция продавцов в области сбыта товара и/или услуги на рынке. Два оставшихся направления являются конкуренцией покупателей.
Основным
направлением конкурентной деятельности
абсолютного большинства
В
силу многоаспектности применения понятия
конкуренции в различных
1.1 Виды конкуренции.
Различают два вида конкуренции:
1.1.1 Совершенная конкуренция.
Состояние
рынка, на котором имеется большое
число покупателей и продавцов
(производителей), каждый из которых
занимает относительно малую долю рынка
и не может диктовать условия
продажи или покупки товаров.
Предполагает наличие необходимой и доступной
информации о ценах, их динамике, продавцах
и покупателях не только в данном месте,
но и в других регионах и городах.
Реализуемая на рынке продукция является стандартизированной. Спрос очень эластичен, неценовые методы конкуренции не используются. Вход и выход из отрасли свободны.
Создание
идеальной модели совершенной конкуренции
является чрезвычайно сложным процессом.
В России антимонопольный комитет, призванный
обеспечивать соблюдение правил игры
на свободном рынке, действует крайне
слабо.
1.1.2 Несовершенная конкуренция.
Состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со стороны других фирм.
Используемые средства: