Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 09:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование предприятия ООО «Хлеб» по поводу конкурентоспособности его товара. Так же теоретическое исследование основной темы: «Управление конкурентоспособностью предприятия» (базовые понятия, значимость, принципы функционирования) и практическое исследование данной темы в рамках работы предприятия ООО «Хлеб».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ....................................................................................................5
1.1. Виды конкуренции………………………………………………………………......9
1.2. Критерии и факторы конкурентоспособности товара ............................11
Матричные методы………………………………………………..19
Методы, основанные на теории эффективной конкуренции…….21
Комплексные методы……………………………………………...22
1.3 Анализ ситуации…………………………………………………………...25
1.3.1 Описание предприятия…………………………………………….25
1.3.2. STEP-анализ……………………………………………………………………..............26
1.3.3 SWOT-анализ……………………………………………………....29
1.3.4. GAP-анализ…………………………………………………………30
1.3.5.
1.3.6.
Отраслевой анализ…………………………………………………..31
Оценка конкурентоспособности ООО «Хлеб»……………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..38
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью «Хлеб» определяется ГК РФ и законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Учредительным документом ООО «Хлеб» является Устав. Устав ООО «Хлеб» содержит условия о правовом положении общества, права и обязанности учредителей, имуществе общества, порядке распределения прибыли, возмещении убытков, органах управления обществом, филиалах и представительствах, учёте и отчётности, контроле над деятельностью общества, персонале общества и трудовых отношениях, о прекращении деятельности общества.
Целью деятельности ООО «Хлеб» является получение доходов от финансово – хозяйственной деятельности. Они служат финансовой базой для возмещения всех текущих затрат (издержек обращения) организации, выполнения её финансовых обязательств перед государством (налоговых платежей) и формирования чистой прибыли, которая используется для развития материально – технической базы, пополнения собственных оборотных активов, обеспечения социального развития трудового коллектива.
Предметом деятельности общества является насыщение потребительского рынка товарами и услугами.
Согласно Уставу ООО «Хлеб» в установленном законом порядке осуществляет следующие виды деятельности:
Руководство текущей деятельностью общества осуществляется директором, который одновременно является частным предпринимателем.
Численность работников ООО «Хлеб» составляет 11 человек.
Ассортимент производимой продукции:
|
Для анализа макросреды используется методика STEP-анализа. Термин "STEP" обозначает анализ маркетинговой макросреды, основывающийся на изучении групп социальных (Social), технологических (Technological), экономических (Economic) и политических (Political) факторов.
Таблица 1
Факторы среды | Важность для отрасли | Влияние на организацию | Направленность влияния | Интегральная оценка | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Демографический факторы | ||||||||
Увеличение численности населения | 3 | 3 | +1 | 9 | ||||
Увеличения уровня миграция | 3 | 3 | -1 | -9 | ||||
Естественный прирост \ убыль населения | 2 | 2 | +1 | 4 | ||||
Экономические факторы | ||||||||
Покупательская способность | 3 | 3 | +1 | 9 | ||||
Уровень инфляции | 3 | 3 | +1 | 9 | ||||
Изменение валютных курсов | 3 | 2 | -1 | -6 | ||||
Природные факторы | ||||||||
Наличие природных ресурсов | 1 | 1 | +1 | 1 | ||||
Изменение климатических условий | 1 | 1 | +1 | 1 |
Наличие природоохранных организаций | 1 | 1 | +1 | 1 | |||
Политические факторы | |||||||
Принятие законов и правил, относящиеся к данной отрасли | 3 | 3 | +1 | 9 | |||
Изменение налоговой политики | 2 | 2 | -1 | -4 | |||
Уровень
контроля за качеством
товаров |
2 | 3 | +1 | 6 | |||
Уровень юридической защищенности бизнеса |
3 |
3 |
+1 |
9 | |||
Технологические факторы | |||||||
Появление новых информационных технологий | 3 | 3 | +1 | 9 | |||
Усовершенствование технологий | 2 | 2 | +1 | 4 | |||
Потенциальные возможности создания новых товаров | 2 | 2 | +1 | 4 | |||
Культурные факторы | |||||||
Уровень культурного различия | 2 | 1 | +1 | 2 |
Продолжение таблицы 1
В результате STEP – анализа, можем сделать вывод, что и для отрасли и для фирмы важны политические, экономические и демографические факторы. Это видно по интегральным оценкам. Демографические факторы представляют большой интерес, так как рынок как совокупность реальных и потенциальных покупателей имеет под собой именно демографическую основу. В экономическом плане очень важна покупательская способность, так как по мере увеличения совокупного дохода семьи доля расходов на питание уменьшается. Политический фактор влияет на успешную работу предприятия на рынке, поэтому изучение законов, связанных с данным предприятием очень актуально.
1.3.3. Swot-анализ.
SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Таблица 2
|
Возможности
- рост рынка |
Угрозы
- усиление
конкуренции со стороны |
Сильные
стороны
- квалифицированный персонал - наличие оборотного капитала - база постоянных клиентов - отлаженные поставки -расширение товарной линии |
Как воспользоваться
возможностями.
1.Окончательно
вытиснит конкурентов с рынка,
акцентирую внимание розничных
продавцов на сильных сторонах
предприятия. 2.Войти в число поставщиков новой сети, сделав акцент на достоинствах организации. |
1. Используя
большой опыт работы 2. Привлечь
внимание старых клиентов к
сильным сторонам предприятия,
тем самым, удержав их от
перехода к конкурентам. |
Продолжение таблицы 2
Слабые
стороны
- отсутствие
единой рекламной концепции, - переманивание персонала (утечка кадров) - недостаточно отлаженная работа с документацией |
Что может помешать
воспользоваться возможностями.
1. Слабые
стороны предприятия могут |
1. Новый конкурент
может предложить более 2. Грамотная
реклама может завоевать |
Выводы: анализ показал, что у компании есть слабые стороны, которые мешают ее развитию. К тому же на рынок очень активно выходят региональные компании, имеющие значительный капитал и отработанные технологии оказания услуг. Пока продуктовый рынок является рынком чистой конкуренции, необходимо реализовывать возможности, одной из которых является освоение новых видов услуг.
1.3.4. GAP-анализ.
В настоящее время компания ООО «Хлеб», относительно объёмов продаж, занимает долю рынка в 9%. Для рынка продуктовых товаров Уральского региона характерно наличие достаточно большого количество дистребьютеров, которые, в основном, занимают равные доли рынка. Однако же ведущим предприятием является ООО «Тюменьдрожжи», занимая 15 % рынка. Несмотря на экономическую нестабильность, предприятие не только сохраняет прежние уверенные позиции, но и расширяет клиентскую базу, предлагая выгодные условия.
Предприятия ООО «Хлеб» рассчитывает увеличить долю рынка на 3%, вытеснив более слабые организации, сыграв на экономической нестабильности многих мелких предприятий. Однако на данный момент предприятию удаётся лишь удерживать прежние позиции. Между максимальной целью (увеличение доли рынка до 6%) и настоящим состоянием стоит ряд барьеров:
Достижение поставленной цели за 2,5 года носит вероятностный характер. Большую роль играют внешние факторы, влияющие на состояние предприятия. Необходима экономическая стабильность.
1.3.5. Отраслевой анализ
Цель отраслевого анализа - определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков.
За последние годы происходит неуклонный рост использования производственных мощностей. За 2007 год произведено 17500 тонн дрожжей. С начала 2007 года предприятием было закуплено новое оборудование: стерилизатор, два фасовочных аппарата, компьютер, принтер, ксерокс, автомобиль, кондиционер, насос, сушильный шкаф, стерилизатор. На них было израсходовано 46583606 руб.
Завод работает в три смены.
Коэффициент использования