Конкуренция товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование предприятия ООО «Хлеб» по поводу конкурентоспособности его товара. Так же теоретическое исследование основной темы: «Управление конкурентоспособностью предприятия» (базовые понятия, значимость, принципы функционирования) и практическое исследование данной темы в рамках работы предприятия ООО «Хлеб».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ....................................................................................................5
1.1. Виды конкуренции………………………………………………………………......9
1.2. Критерии и факторы конкурентоспособности товара ............................11
Матричные методы………………………………………………..19
Методы, основанные на теории эффективной конкуренции…….21

Комплексные методы……………………………………………...22

1.3 Анализ ситуации…………………………………………………………...25
1.3.1 Описание предприятия…………………………………………….25
1.3.2. STEP-анализ……………………………………………………………………..............26
1.3.3 SWOT-анализ……………………………………………………....29
1.3.4. GAP-анализ…………………………………………………………30
1.3.5.
1.3.6.
Отраслевой анализ…………………………………………………..31
Оценка конкурентоспособности ООО «Хлеб»……………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсач старый.docx

— 97.63 Кб (Скачать)

    Потери  от несовершенной конкуренции:

  1. неоправданный рост цен.
  2. увеличение издержек производства и обращения.
  3. замедление научно-технического прогресса.
  4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках.
  5. падение эффективности экономики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Критерии и факторы конкурентоспособности товара .

    Для того, чтобы полнее оценить проблему конкурентоспособности предприятия, необходимо дать оценку ее критериям  и факторам.

    На  повышение конкурентоспособности  предприятия влияет сегментация рынка. С этого процесса надо начинать деятельность на данном рынке.

    Сегмент рынка – это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров или предприятий, которые имеют некоторые общие признаки.

    С помощью сегментации достигаются  следующие цели:

    Наилучшее удовлетворение нужд и потребностей людей, подгонка товара под желания  и предпочтения покупателя.

    • Повышение конкурентоспособности как товара, так и его производителя, усиление конкурентных преимуществ.
    • Уклонение от конкурентной борьбы путём перехода в неосвоенный сегмент рынка.
    • Увязка научно-технической политики фирмы с запросами чётко выявленных совокупностей потребителей.
    • Ориентация всей маркетинговой работы на конкретного потребителя.

    Также на уровень конкурентоспособности  предприятия важнейшее воздействие  оказывают научно-технический уровень  и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение  современных средств автоматизации  производства.

    Анализ  эффективности инвестиционных проектов конкурентных позиций предприятия  на рынке предполагает выяснение  факторов, воздействующих на отношение  покупателей к предприятию и  его продукции и как результат  – изменение доли предприятия  в продажах на конкретном рынке: страновом, отраслевом, или мировом товарном рынке. Эти факторы можно систематизировать  следующим образом:

    Для товаров потребительского назначения это:

    1. коммерческие условия: возможности предприятия предоставлять покупателям потребительский или коммерческий кредиты, скидки с прейскурантной цены, скидки при возврате ранее приобретённого у предприятия товара, использовавшего свой экономический ресурс; возможности заключения товарообменных (бартерных) сделок;
    2. организация сбытовой сети: расположение сети магазинов, супермаркетов, доступность их широкому кругу покупателей; проведение демонстраций изделий в действии в салонах и демонстрационных залах предприятия или у его торговых посредников, на выставках и ярмарках; эффективность проводимых рекламных кампаний, воздействие средствами “паблик рилейшнз”;
    3. организация технического обслуживания продукции: объём предоставляемых услуг, сроки гарантийного ремонта, стоимость послегарантийного обслуживания и другие;
    4. представление о фирме со стороны потребителей, её авторитете и репутация, информированность потенциальных покупателей о фирме, ассортименте её продукции, сервисе; воздействие товарного знака предприятия на привлечение внимания покупателей к её продукции; выяснение мнения покупателей путём опросов;
    5. воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке.

    Искусство конкуренции сегодня в большей  мере, чем раньше, состоит в умелом уходе от нее. Выигрывает не тот, кто  без оглядки бросается в острую конкурентную борьбу, а тот, кто, выбрав верную позицию, умеет избежать жестокой и бессмысленной конкуренции.

    В рамках коммерческой деятельности для  любого самостоятельного предприятия  или фирмы ключевыми моментами  успеха в конкурентной борьбе являются: завоевание устойчивого финансового  положения на рынке; наличие передовой  технологии и высокого потенциала собственных  научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; умение проводить и эффективно использовать маркетинговые исследования; способность к маневрированию за счет изменения качественных и ценовых характеристик реализуемого товара, а также оказания комплекса услуг, включающих инжиниринговые, консалтинговые, техническое обслуживания, услуги транспорта, связи, посреднические и другие; наличие собственной сети снабжения и сбыта, обслуживаемых опытными специалистами; реализация действенной рекламы и системы связи с общественностью; анализ слабых и сильных сторон основных фирм-конкурентов на основе объективной информации.

    При оценке конкурентоспособности отдельных  продуктов фирм-конкурентов собираемую информацию целесообразно представить  в виде оценочных критериев, в данном случае предлагается использовать следующие показатели (атрибуты) качества:

  • назначение продукта (функциональные возможности, соответствие последним достижениям науки и техники, запросам потребителей, моде и т.п.);
  • надежность;
  • экономное использование материальных, энергетических и людских ресурсов;
  • эргономические (удобство и простота в эксплуатации);
  • эстетические;
  • экологические;
  • безопасности;
  • патентно-правовые (патентные чистота и защита);
  • стандартизацию и унификацию;
  • технологичность ремонта;
  • транспортабельность;
  • вторичное использование или утилизацию (уничтожение);
  • послепродажное обслуживание.

    Данные  атрибуты должны выражать соответствие качества продукта уровню качеству продуктов  рыночных лидеров.

    Очевидно, что только часть атрибутов может  быть оценена количественно (в силу природы атрибута или невозможности  получить количественную информацию). Вследствие этого широко используется качественные шкалы измерений (лучше-хуже, больше-меньше и т.п. с введением  промежуточных градаций).

    В ряде случаев используются интегральный показатель конкурентоспособности  продукта, который может быть рассчитан  по следующему алгоритму:

    1. Определяются отдельные показатели (атрибуты) конкурентоспособности путем  их сравнения с базовыми, эталонными  показателями или показателями  для продуктов – конкурентов: 

     (расчеты ведутся в процентах), (1)   
где  
Qi – показатель конкурентоспособности по i–му параметру;  
Pi – величина i–го параметра продукта;  
Pio – величина i–го параметра для продукта – эталона.

    2. Рассчитывается интегральный показатель  конкурентоспособности (сводный  индекс конкурентоспособности):

         (2)

    где

    n – число оцениваемых параметров;

    ai – вес i-го параметра.

    Очевидно, что чем ближе приближается K к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данный продукт соответствует эталонному образцу. Можно сформировать некий гипотетический идеальный продукт, наделив его лучшими параметрами продуктов данной группы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.

    При оценке конкурентоспособности конкретного  продукта его по приведенной формуле  можно сравнить с подобными продуктами – конкурентами (образцами –  конкурентами), для которых также  было проведено подобное сравнение  с эталонным образцом, и сделать  вывод об их сравнительной конкурентоспособности. Когда подобное сравнение проводится только с каким-то продуктом–конкурентом, то К < 1 означает, что анализируемый  продукт уступает образцу по конкурентоспособности; К > 1, то превосходит. При равной конкурентоспособности  К = 1.

    При выборе образца – конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемый продукт  были аналогичными по назначению и  условиям использования и предназначались  для одной группы потребителей.

    Важным  направлением исследования конкурентоспособности  продуктов является оценка конкурентной позиции отдельных продуктов  на разных рынках, осуществляемая по двум показателям: качество-цена. Такую оценку рекомендуется осуществлять в следующей  последовательности:

    1. Оцениваются продукты данной  фирмы и ее главных конкурентов  на исследуемом рынке по двум  критериям: интегральному показателю  качества, в данном случае характеризующему  уровень потребительских свойств  товара, его способность решать  проблемы потребителей, и цене. В  случае, когда имеется ограниченное  число ведущих показателей качества  возможно использование отдельных  показателей и цены.

    2. Все исследуемые продукты наносятся  на поле матрицы: качество-цена, используя в случае необходимости  в качестве третьей координаты (радиус окружности) объем реализации.

    3. Для всей совокупности анализируемых  продуктов определяется среднее  значение показателя качества  и цены и проводятся линии,  характеризующие эти средние  значения.

    4. Подобная оценка проводится для  всех важнейших рынков.

    5. По степени концентрации продуктов  фирм-конкурентов в различных  квадрантах матрицы определяется  острота конкурентной борьбы  на отдельных рынках и на  совокупном рынке. 

    6. Исходя из принципа предпочтительности  деятельности на рынках, где острота  конкурентной борьбы наименьшая (если кто придерживается другого  мнения, то его выбор будет  иным), корректируется производственно-сбытовая  политика с точки зрения качества, цены выпускаемой продукции и  рынка сбыта. Например, осуществляется  переход на выпуск более простой,  но и более дешевой продукции. 

    Иногда, как отмечалось выше, определяется интегральный показатель конкурентоспособности (хотя, на наш взгляд, сравнительный  анализ по отдельным показателям  является гораздо более полезным).

    Обобщая вышеизложенное, можно указать, что  на конкурентоспособность продукции  влияют следующие факторы:

  • нормативные;
  • технические;
  • экономические;
  • организационные.
  • Считаем необходимым напомнить, что к основным факторам комплексной оценки конкурентоспособности товара относят:
  • экономический потенциал и темпы роста экономики;
  • уровень развития науки техники;
  • участие в международном разделении труда;
  • динамичность и емкость внутреннего рынка;
  • социально - экономическую и внутриполитическую ситуацию;
  • гибкость финансовой системы;
  • государственное регулирование экономики;
  • обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами и уровень квалификации ресурсов.

    Конкурентоспособность предприятия  пред ) можно определять в статике и динамике. В статике она определяется с учётом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются:

    n

    К пред = S ai bi * Кi j 1, (3)

    i=1

    где:

    ai – удельный вес i-го товара организации в объёме продаж за анализируемый период, доли единицы, i =1,2… n, n

    S ai = 1;

    i=1

    bi – показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации. Для промышленно развитых стран значимость рынка Фатхутдиновым рекомендуется принимать равной 1,0, для остальных стран –0,7, для внутреннего рынка – 0,5;

Информация о работе Конкуренция товара