Конкуренция товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование предприятия ООО «Хлеб» по поводу конкурентоспособности его товара. Так же теоретическое исследование основной темы: «Управление конкурентоспособностью предприятия» (базовые понятия, значимость, принципы функционирования) и практическое исследование данной темы в рамках работы предприятия ООО «Хлеб».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ....................................................................................................5
1.1. Виды конкуренции………………………………………………………………......9
1.2. Критерии и факторы конкурентоспособности товара ............................11
Матричные методы………………………………………………..19
Методы, основанные на теории эффективной конкуренции…….21

Комплексные методы……………………………………………...22

1.3 Анализ ситуации…………………………………………………………...25
1.3.1 Описание предприятия…………………………………………….25
1.3.2. STEP-анализ……………………………………………………………………..............26
1.3.3 SWOT-анализ……………………………………………………....29
1.3.4. GAP-анализ…………………………………………………………30
1.3.5.
1.3.6.
Отраслевой анализ…………………………………………………..31
Оценка конкурентоспособности ООО «Хлеб»……………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсач старый.docx

— 97.63 Кб (Скачать)

    Кi j - конкурентоспособность i – го товара на j –м рынке.

    Оценка  конкурентоспособности начинается с определения цели исследования:

  • если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
  • если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения о товаре, который выйдет на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

    Независимо  от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться  постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

  • рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;
  • анализируются направления развития аналогичных разработок;
  • рассматриваются сферы возможного использования продукции;
  • анализируется круг постоянных покупателей.

    Вышеизложенное  подразумевает “комплексное исследование рынка”. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование  его развития, связанное с длительностью  осуществления разработки и производства товаров.

    На  основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться  анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих  в оценке.

    При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.

    По  каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько  эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.

      

    Рис 2. Общая схема оценки конкурентоспособности

       Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает.

    Исключения  могут составить случаи, когда  покупатель заинтересован в некотором  превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в  будущем.

    Производится  подсчет групповых показателей, которые в количественной форме  выражают различие между анализируемой  продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности  по этой группе.

    Рассчитывается  интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности  анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.

    Результаты  оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а  также- для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности  продукции для решения рыночных задач.

    Однако, факт высокой конкурентоспособности  самого изделия является лишь необходимым  условием реализации этого изделия  на рынке в заданных объемах. Следует  также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие  рекламы, торгово-политические отношения  между странами и т.д.

1.2.1. Матричные методы.

    Группа  методов базируется на оценке маркетинговой  стратегии предприятия на основе построения матрицы конкурентных стратегий. В основе методики лежит анализ конкурентоспособности  с учетом жизненного цикла продукции  предприятия. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали – темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали – относительная доля предприятия на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

    Преимущества  метода: при наличии информации об объемах реализации и относительных  долях рынка конкурентов метод  позволяет обеспечить высокую адекватность оценки.

    Недостатки  метода: исключает проведение анализа  причин происходящего и осложняет  выработку управленческих решений, а также требует наличия достоверной  маркетинговой информации, что влечет необходимость соответствующих  исследований.

    Методы, основанные на оценке конкурентоспособности  продукции предприятия

    Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество.

    Расчет  показателя конкурентоспособности  по каждому виду продукции ведется  с использованием экономического и  параметрического индексов конкурентоспособности. В свою очередь, указанные индексы  определяются путем суммирования частных  индексов по каждому оцениваемому параметру  с учетом весовых коэффициентов.

    Каждый  из частных индексов по соответствующему параметру принимается как отношение  фактического значения оцениваемого параметра  к значению соответствующего показателя у конкурирующей продукции (либо иной продукции, выбранной за базу сравнения). При этом параметрический индекс определяется на основе оценки технических (качественных) параметров продукции, экономический – стоимостных. Перечень стоимостных и технических параметров, а также вес каждого из параметров устанавливается экспертным путем.

    Параметрический и экономический индексы конкурентоспособности  позволяют рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности  рассматриваемой продукции по отношению  к конкурирующей продукции. Он определяется как отношение параметрического индекса к экономическому.

    Показатели  конкурентоспособности вычисляются  по каждому виду продукции предприятия. Далее определяется коэффициент  конкурентоспособности самого предприятия: находится средневзвешенное значение среди показателей по каждому  виду продукции, где в качестве весов  выступает объем реализации соответствующего вида продукции.

    К несомненным преимуществам рассматриваемого подхода можно отнести то, что  он учитывает одну из наиболее важных составляющих конкурентоспособности  предприятия – конкурентоспособность его продукции. К недостаткам – то, что он позволяет получить весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, так как конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности продукции и не затрагивает другие аспекты его деятельности. Кроме того, определенные нарекания вызывает сведение конкурентоспособности продукции к оценке соотношения цена-качество, не учитывающее степень инновативности продукции, имеющей существенное значение при позиционировании продукции на рынке.

1.2.2 Методы, основанные на теории эффективной конкуренции .

    Согласно  этой теории, наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим  образом организована работа всех подразделений  и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние  множество факторов – ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе подхода лежит оценка групповых показателей или критериев конкурентоспособности.

    Суть  подхода заключается в оценке способностей предприятия по обеспечению  конкурентоспособности. Каждая из сформулированных в ходе предварительного анализа  способностей предприятия по достижению конкурентных преимуществ оценивается  экспертами с точки зрения имеющихся  ресурсов. При этом состав и структура  оцениваемых способностей значительно  варьируют в различных методиках: от показателей себестоимости и  финансовой устойчивости до способности  предприятия адаптироваться к нововведениям.

    В дальнейшем, в зависимости от метода, с целью оценки конкурентоспособности  предприятия полученные экспертные оценки подвергаются различной математической обработке. Чаще всего показатель конкурентоспособности  предприятия находится путем  вычисления средневзвешенного значения из полученных экспертных оценок с  учетом удельного веса, который отводится  каждой из оцененных способностей в  достижении конкурентных преимуществ  предприятия.

    К преимуществам данного подхода  следует отнести учет весьма разносторонних аспектов деятельности предприятия.

      1. Комплексные методы

    Методы, отнесенные к данному подходу, определены как комплексные в силу того, что  оценка конкурентоспособности предприятия  в рамках каждого из методов ведется  на основании выделения не только текущей, но и потенциальной конкурентоспособности  предприятия. В основе подхода лежит  утверждение, в соответствии с которым  конкурентоспособность предприятия  есть интегральная величина по отношению  к текущей конкурентоспособности  и конкурентному потенциалу.

    Текущая и потенциальная конкурентоспособность  и их соотношения в рамках интегрального  показателя конкурентоспособности  предприятия в зависимости от метода могут варьироваться. Так, в  ряде случаев текущая (реальная) конкурентоспособность  определяется на основании оценки конкурентоспособности продукции предприятия, потенциальная – по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции.

    В рамках рассматриваемого подхода представляет интерес метод, предложенный П. В. Забелиным, в котором конкурентоспособность  предприятия рассматривается как  аддитивная функция текущей конкурентоспособности  предприятия и его конкурентного  потенциала с соответствующими весовыми коэффициентами.

    Текущая конкурентоспособность предприятия, в свою очередь, определяется как  способность хозяйствующего субъекта приносить прибыль на вложенный  капитал в краткосрочном периоде  не ниже заданной прибыльности и рассматривается  автором как отношение агрессивности  существующей стратегии к необходимому в будущем уровню агрессивности (стратегический норматив).

    Конкурентный  потенциал – потенциальная возможность (текущие предпосылки) сохранять или увеличивать конкурентоспособность в долгосрочном периоде – видится автором как отношение текущего потенциала предприятия к оптимальному потенциалу (норматив возможностей), задаваемому уровнем будущей нестабильности внешней среды.

    Весовые коэффициенты показывают долю совокупных стратегических капитальных вложений, которые идут соответственно на вложения в стратегию и мощности (затраты  на стратегическое планирование, исследования рынков, разработку новой продукции  и запуск ее в серийное производство, здания и оборудование, сбытовую сеть, маркетинг); вложения в потенциал  предприятия (наем и обучение персонала, приобретение технологий, затраты на создание функциональных служб и  т. д.).

    Определение каждого из рассмотренных выше показателей  в рамках данного метода осуществляется экспертным путем на основании различных  оценочных таблиц и матриц.

    К достоинствам подхода следует отнести  то, что он учитывает не только достигнутый  уровень конкурентоспособности  предприятия, но и его возможную  динамику в будущем.

    В качестве недостатка данной группы методов  следует отметить то, что конкретные способы и приемы, используемые при  определении текущей и потенциальной  конкурентоспособности в конечном счете воспроизводят методы, используемые в рассмотренных ранее подходах, что влечет и недостатки соответствующих  подходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 Анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО «Хлеб»

    1.3.1.Описание предприятия.

    По  своей организационно – правовой форме ООО «Хлеб» является обществом с ограниченной ответственностью.

    Обществом с ограниченной ответственностью согласно ГК РФ признаётся учреждённое одним  или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров; участники  общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных  с деятельностью обществ, в пределах стоимости внесённых ими вкладов.

    Общество  «Хлеб» было создано в 1995 г. в целях насыщения потребительского рынка товарами, а также извлечения прибыли в интересах учредителя. С 1995 г. и по настоящее время ООО «Хлеб» осуществляет оптовую торговлю товарами пищевого потребления. 

Информация о работе Конкуренция товара