Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 00:19, курсовая работа
Хлебопекарная отрасль наиболее восприимчива к рыночным изменениям и полностью зависит от колебаний спроса и предложения на этом рынке. Основная задача, стоящая перед отраслью, – обеспечение населения хлебобулочной продукцией в таком количестве и ассортименте, которые бы соответствовали его каждодневным запросам. Потребление хлебобулочных изделий зависит от традиций и привычек покупателей, цены, уровня денежных доходов населения, взаимосвязи с потреблением других продуктов питания.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО "БУЛОЧНО-КОНДИТЕРСКАЯ КОМПАНИЯ "ДОМОЧАЙ" ГОРЕЦКИЙ ХЛЕБОЗАВОД…………………………………..18
2.1 Общие сведения. Организационная структура и структура управления предприятия ……………………………………………………….18
2.2 Анализ наличия и использования ресурсов ……………………….21
2.3 Анализ производственной деятельности ………………………….23
2.4 Анализ финансового состояния ……………………………………24
2.5 Характеристика поставщиков ………………………………….…..25
2.6 Характеристика покупателей ……………………………………….27
2.7 Характеристика маркетинговой деятельности …………………….28
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………39
Проверяет соответствие качества товаров действующим ГОСТам и ТУ, при необходимости организует проведение лабораторных анализов. При нарушении поставщиками договорных обязательств подготавливает материалы по претензиям.
Товаровед принимает меры к ускорению оборачиваемости товаров, сокращению товарных потерь, изучает причины образования сверхнормативных товарных ресурсов, принимает меры по их реализации.
Осуществляет контроль за соблюдением правил хранения товаров и торговли ими. Составляет отчетность по установленной форме, оформляет необходимые документы, связанные с поставкой и реализацией товаров.
Также участвует в проведении инвентаризации. Добивается бесперебойной торговли товарами достаточного ассортимента.
Поступление товаров в розницу необходимого количества, качества, ассортимента в требуемые сроки тоже находится под контролем товароведа.
Осуществляет проверки торговой сети с целью повышения качества торгового обслуживания, соблюдения правил торговли и санитарного состояния. Обеспечивает контроль за соблюдением режима экономии и бережливости, рационального использования топлива, энергии, сырья, материалов и оборудования.
Также товаровед обязан своевременно и решительно пресекать факты бесхозяйственности, нарушения дисциплины, незаконного и необоснованного расходования материальных и денежных средств.
Товароведы Горецкого хлебозавода хорошо справляются со своими обязанностями, о чем свидетельствуют дипломы и награды, полученные за профессиональные достижения. Они участвуют в различных конкурсах, выставках, ярмарках, за что получают материальное вознаграждение.
Работа экономической службы полностью компьютеризирована, что обеспечивает электронную связь с коммерческой службой, позволяет формировать в сроки отчеты, анализировать их, разрабатывать планы. Своевременно доведенные до исполнителей плановые задания, анализ их выполнения, позволяют всем службам быть в курсе дел, контролировать и устранять недостатки, планировать работу на перспективу.
Отдел цен представлен 2 специалистами. Служба формирует и контролирует цены, производит расчет экономической эффективности торговых сделок, рассчитывает цены в общественном питании, на производстве и в заготовках, вносит предложения по рациональному закупу и отгрузке, при заключении договоров.
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ
В состав пищевой промышленности входит более двух десятков подотраслей с их многочисленными специализированными производствами. Роль пищевой промышленности в развитии национальной экономики определяется, прежде всего, тем, что она обеспечивает рациональное питание населения, способствует устранению неравномерности потребления пищевых продуктов как во времени, так и в региональном разрезе, позволяет эффективно использовать сельскохозяйственное сырье, сокращать его потери.
Хлебопекарная промышленность является одной из ведущих и развитых отраслей пищевой промышленности Беларуси. Она занимает 23,15% общего объема производимой пищевой продукции в РБ.
Хлеб является не
только одним из основных
Спрос населения на
хлебопродукты ограничивается
Негативная ситуация
со снижением производства
В настоящее время (2014 год) производством хлебобулочных изделий в республике занимаются три крупных ведомства – Департамент по хлебопродуктам, удельный вес в объеме производства республики составляет 56,4 %, КУП «Минскхлебпром» – 22,1 %, Белкоопсоюз –19,0 %. Остальные 2,5 % объема вырабатываются пекарнями разных форм собственности. Ежегодно в республике растут торговые сети, открываются все новые гипер- и супермаркеты, имеющие в своем составе собственные пекарни.
Производство непосредственно хлеба ржаного, смешанной валки и заварных сортов сконцентрировано на хлебозаводах Департамента по хлебопродуктам, КУП «Минскхлебпром» и Белкоопсоюза и составляет более 70 % от производства хлебобулочных изделий. Пекарни вырабатывают в основном булочные и сдобные изделия, в небольших количествах хлеб по ускоренной технологии с использованием интенсификаторов брожения (улучшителей, разрыхлителей, ферментов и т. д.). Хлебозаводы работают по классическим технологиям с продолжительным циклом брожения полуфабрикатов, в результате чего образуются вкусовые и ароматические свойства хлебобулочных изделий. Производство заварных сортов хлеба в основном осуществляется по многостадийным технологиям, разработанным специалистами Департамента и Минскхлебпрома.
Почти весь объем
рынка Беларуси в натуральном
выражении представлен
Регион |
Население, тыс. чел. |
Потребление продукции на душу населения в год, кг |
Годовое потребление в регионе, т. |
Брестский |
1391,4 |
120 |
166968 |
Витебский |
1214,1 |
120 |
145692 |
Гомельский |
1429,7 |
120 |
171564 |
Гродненский |
1061,2 |
120 |
127344 |
Могилевский |
1080,1 |
120 |
129612 |
Минский |
1403,6 |
120 |
168432 |
г. Минск |
1885,1 |
120 |
226212 |
Итого по Беларуси: |
9465,2 |
120 |
1135824 |
Наибольшая емкость рынка хлеба и хлебобулочной продукции в городе Минске, на втором месте Гомельская область.
Регион |
Население, тыс. чел. |
Потребление продукции на душу населения в год, кг |
Годовое потребление в регионе, т. |
Брестский |
1391,4 |
18 |
25045,2 |
Витебский |
1214,1 |
18 |
21853,8 |
Гомельский |
1429,7 |
18 |
25734,6 |
Гродненский |
1061,2 |
18 |
19101,6 |
Могилевский |
1080,1 |
18 |
19441,8 |
Минский |
1403,6 |
18 |
25264,8 |
г. Минск |
1885,1 |
18 |
33931,8 |
Итого по Беларуси: |
9465,2 |
18 |
170373,6 |
Как видно из таблицы 3.2 – емкость рынка кондитерских изделий располагается в такой же последовательности, как и емкость рынка хлеба и хлебобулочной продукции.
Годы |
2013 г. в % к 2010 г. | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | ||
Производство хлеба, тыс. тонн |
691 |
661 |
639 |
589 |
85,2 |
Из данных таблицы 3.3 мы видим, что производство хлебных изделий прослеживает отрицательную динамику. В 2013 году по сравнению с 2010 годом производство сократилось на 102 тыс. тонн, что составило 14,8%
Для более полной картины рассмотрим потребление хлебной продукции на душу населения в год (таблица 3.4).
Годы |
2013 г. в % к 2010 г. | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | ||
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа, бобовые) |
91 |
88 |
86 |
85 |
93,4 |
Данные таблицы 3.4 свидетельствуют о ежегодном сокращении потребления хлебобулочной продукции. В сравнении с 2010 годом потребление сократилось на 6,6%. Это объясняется несколькими причинами: оптимизация потребления хлеба, отказ от использования его на корм животным, рост цен и невысокая покупательская способность населения, и замена потребности другими продуктами.
Структура и динамика потребления кондитерских изделий в Республике Беларусь повторяет аналогичные показатели рынков Украины и России (с определенным временным лагом). В этой связи можно прогнозировать следующие тенденции в изменении потребления продукции:
-увеличение потребления более дорогих групп сладостей – шоколадных изделий, мармеладно-пастильных изделий, комбинированного и глазурированного печенья и снижение спроса на традиционные сладости (карамель, мягкие конфеты, простое печенье);
-отмечается рост доли фасовочных изделий и увеличение продаж «брендированной» продукции;
-увеличение зависимости уровня продаж от объемов маркетинговой и рекламной поддержки.
В таблице 3.5 представлена степень сбалансированности рынка кондитерских изделий за период с 2011-2013 год.
2011 |
2012 |
2013 | |
Производство кондитерских изделий, тыс. т |
140 |
146,9 |
154,1 |
Потребление кондитерских изделий на душу населения, т |
0,018 |
0,018 |
0,018 |
Степень сбалансированности |
0,00013 |
0,00012 |
0,00012 |
По данным таблицы 3.5 видно, что степень сбалансированности рынка кондитерских изделий в 2011-2013 годах не сильно изменилась. По данным 2013 года, степень сбалансированности в отношении потребления продукции к производству составила 0,00012, что < 1. Это говорит о том, что рынок несбалансирован, предложение превышает спрос.
Немаловажную роль также играет и динамика уровня цен на товары. Цена является основным элементом рыночного механизма и важнейшим инструментом анализа, планирования, регулирования поведения хозяйственных субъектов в рыночной экономике. Выполняя распределительную функцию, цены устанавливают пропорции в обмене, да не только в обмене, но и во всей связи экономики. Выполняя стимулирующую функцию, цены стимулируют рост эффективности общественного производства, использования научно-технического процесса, внедрение новой конкурентной продукции в производство и потребление. Динамика цен на хлебобулочную продукцию, печенье и пряники представлена в таблице 3.6.
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Булочные изделия из муки высшего сорта |
108,7 |
116,7 |
104,4 |
105,2 |
151,3 |
Хлеб ржаной из обойной, обдирной и сеянной муки |
111,7 |
118,5 |
106,9 |
107,4 |
140,0 |
Печенье |
120,3 |
122,3 |
109,6 |
108,5 |
248,4 |
Пряники |
117,4 |
113,4 |
109,7 |
122,1 |
235,0 |
Информация о работе Исследование рынка хлебобулочных изделий