Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 00:19, курсовая работа
Хлебопекарная отрасль наиболее восприимчива к рыночным изменениям и полностью зависит от колебаний спроса и предложения на этом рынке. Основная задача, стоящая перед отраслью, – обеспечение населения хлебобулочной продукцией в таком количестве и ассортименте, которые бы соответствовали его каждодневным запросам. Потребление хлебобулочных изделий зависит от традиций и привычек покупателей, цены, уровня денежных доходов населения, взаимосвязи с потреблением других продуктов питания.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО "БУЛОЧНО-КОНДИТЕРСКАЯ КОМПАНИЯ "ДОМОЧАЙ" ГОРЕЦКИЙ ХЛЕБОЗАВОД…………………………………..18
2.1 Общие сведения. Организационная структура и структура управления предприятия ……………………………………………………….18
2.2 Анализ наличия и использования ресурсов ……………………….21
2.3 Анализ производственной деятельности ………………………….23
2.4 Анализ финансового состояния ……………………………………24
2.5 Характеристика поставщиков ………………………………….…..25
2.6 Характеристика покупателей ……………………………………….27
2.7 Характеристика маркетинговой деятельности …………………….28
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………39
Рыночные исследования выступают как информационная основа достижения таких целей, как реализация определенного объема продаж, создание и выведение на рынок новых товаров, увеличение рыночной доли. Постановка этих целей предполагает, что речь идет о рынке конкретного товара. В данной связи, раскрывая содержание рыночного исследования, в первую очередь необходимо остановиться на изучении товарной структуры рынка [6, с.47].
Понятие «рынок» в данном случае используется с определением товарный. Под товарным рынком понимается сфера реализации конкретного товара или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера.
Существует множество различных признаков классификации товарных рынков. Использование тех или иных признаков зависит от целей исследования. Одним из важных признаков товарных рынков является территориальный охват.
Анализ рынков в каждом конкретном исследовании проводится в рамках внутреннего (совокупного) рынка, внешнего (мирового), регионального (определенного территориального подразделения). Исследования совокупного внутреннего и внешнего рынков, как правило, носят стратегический характер и проводятся по укрупненным товарным группам. При исследовании регионального товарного рынка наряду с региональными особенностями необходимо учитывать состояние совокупного рынка [8, с.58].
Классификация рынка может проводиться и по способности товаров удовлетворять потребности определенных групп потребителей. Особенностью исследования таких товарных рынков является учет взаимосвязей различных форм и средств удовлетворения определенной потребности.
Рыночные исследования требуются, если производитель товаров хочет сориентироваться относительно рынков, на которых он может реализовать свою продукцию, и фактов, воздействующих на данные рынки. Иными словами, производителей и, прежде всего, маркетинговые службы многих предприятий интересует рынок сбыта продукции [1, с.25].
Рынок сбыта продукции – это часть рынка в пределах которой осуществляется сбыт (оптовая реализация и розничная продажа) товаров, производимых данным предприятием, объединением, отраслью. Рынок сбыта формируется и развивается в рамках определенного товарного рынка.
Рынок сбыта отдельного товара можно условно разделить на несколько частей: потребители, которые не знают о товаре (спящий сегмент); знают о товаре, но не приобретают его; приобретают продукцию конкурентов; приобретают нашу продукцию [8, с.59].
Исследование рынка осуществляется в двух разрезах: оценка тех или иных рыночных параметров для данного момента времени и получение прогнозных значений. В первую очередь оценивается текущая ситуация на рынке (конъюнктурная ситуация), затем определяется величина емкости рынка, проводится его сегментация и определяются его позиции продукта на отдельных рыночных сегментах [4, с.154].
Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен [8, с.63].
Изучение конъюнктуры товарного рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле. Поэтому главная цель информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка – создание системы показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса населения и товарного предложения, выявить факторы формирования рыночной конъюнктуры.
К таким показателям относятся: производство товаров в ассортименте; обновление товарного ассортимента; обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями; запасы товаров в ассортименте; продажа товаров в ассортименте; изменение доли рынка, занимаемого конкурентами; выполнение заявок на поставку товаров; изменение в спросе потребителей; величина неудовлетворенного спроса в развернутом ассортименте; динамика цен; продажа товаров по сниженным ценам [10, с.273].
Конъюнктурообразующие факторы подразделяются на циклические и нециклические. Циклические факторы определяются циклическим развитием экономики. Конъюнктура зависит от фазы цикла (внедрение, рост, зрелость, спад). Нециклические факторы, которые могут изменять действие циклических факторов на противоположное, подразделяются на постоянные и непостоянные. К постоянным факторам относятся научно-технический прогресс, изменение внешних условий, влияние монополизма, государственное регулирование, инфляция и др. Непостоянно действующие факторы включают политические кризисы, социальные конфликты, сезонность, стихийные бедствия и т.п. [5, с.120].
При изучении конъюнктуры товарного рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития по крайней мере на один-два квартала, но не более чем на полтора года [8, с.65].
Одной из основных задач исследований выбранного рынка является определение его емкости. Данный показатель демонстрирует принципиальную возможность работы на конкретном рынке.
Под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара при данном уровне и соотношении различных цен [6, с.51].
Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный.
Действительной емкостью рынка является первый уровень. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. Реально складывающаяся емкость рынка может и не соответствовать его потенциальной емкости [8, с.67].
Емкость рынка рассчитывают обычно как в денежном, так и в натуральном выражениях. Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, фирма получает возможность оценить перспективность того или иного рынка для себя. Нет смысла работать на рынке, емкость которого незначительна по сравнению с возможностями предприятия: расходы на внедрение на рынок и работу на нем могут не окупиться [6, с.52].
Состояние рынка охарактеризуется через систему количественных и качественных показателей, каждый из которых отражает определенную сторону конъюнктуры рынка:
• масштаб рынка — его емкость, объем операций по купле-продаже товара (товарооборот), число предприятий различных типов, выступающих на рынке;
• степень сбалансированности рынка — соотношение спроса и предложения;
• тип рынка (конкурентный, монополистический и т.д.);
• динамика рынка (изменения основных параметров рынка, их вектора, скорость и интенсивность, основные тенденции);
• степень деловой активности (заполненность хозяйственного портфеля фирмы, число и размер заказов, объем и динамика сделок и т.п.);
• уровень устойчивости/колеблемости основных параметров рынка в динамике и пространстве (географическом и экономическом — показатели вариации);
• уровень рыночного риска (оценка вероятности потерпеть поражение на рынке);
• уровень конкурентной борьбы (число конкурентов, их активность);
• цикличность рынка, т.е. положение рынка в определенной точке/стадии экономического или сезонного цикла [2, с. 94].
2.1 Общие сведения. Организационная структура и структура управления предприятия
Республиканское унитарное производственное предприятие «Могилевхлебпром» начинает свою историю с далекого 1927 года, когда был образован Могилевский хлебокомбинат. С 1972 года в связи с совершенствованием структуры и концентрации производства министерства пищевой промышленности БССР было создано Могилевское областное производственное объединение хлебопекарной промышленности. А в 2001 году объединение было переименовано в Республиканское унитарное производственное предприятие «Могилевхлебпром».
За время существования РУПП «Могилевхлебпром» были построены: производство № 1 (г. Могилев)
-производство № 3 (г. Могилев)
-производство № 4 (г. Могилев)
-Бобруйский хлебозавод
-Быховский хлебозавод
-Горецкий хлебозавод
-Кричевский хлебозавод
-Климовичский хлебозавод
-Костюковичский хлебозавод
-Мстиславский хлебозавод
-Осиповичский хлебозавод
На данный момент на предприятии трудится более 2,5 тысяч человек. Это высококвалифицированные кадры. Высокий профессионализм в сочетании с опытом и мастерством позволяют добиться стабильно высоких показателей качества выпускаемой продукции. А это немаловажно в сегодняшних условиях растущей конкуренции на рынках сбыта. На сегодняшний день РУПП «Могилевхлебром» имеет собственную торговую сеть (65 торговых объекта) 16 которых имеют статус фирменного магазина, обеспечивая рабочими местами 246 человек. Часть магазинов имеют кафетерии с установленным оборудованием для выпечки горячих булочных изделий, блинов, пончиков и др. Годовой товарооборот фирменной торговли составляет 28 млрд. рублей. На предприятии развита социальная сфера: имеется столовая, массажный и стоматологический кабинеты, парикмахерская, детский оздоровительный лагерь, создаются ЖСК для работников предприятия. Основой политики Республиканского унитарного производственного предприятия «Могилевхлебпром» является производство безопасной и качественной продукции, соответствующей законодательным и другим обязательным требованиям, приносящей прибыль предприятию и удовлетворяющей запросам потребителя, путем комплексного решении задач обеспечения, управления и совершенствования процессов, создания безопасных условий труда, развития делового сотрудничества между подразделениями.
Главные цели РУПП «Могилевхлебпром»:
1. Повышение престижа
продукции РУПП «
2. Снижение издержек
производства и выпуск
3. Совершенствование
ассортимента выпускаемой
4. Постоянное повышение
уровня профессиональных
5. Обеспечение здоровых
и безопасных условий труда
для каждого работника
Девиз: «Качество и количество в условиях гарантии безопасности труда!»
Руководство берет на себя ответственность за:
- обеспечение необходимыми ресурсами для реализации политики;
- организацию деятельности по предупреждению несчатных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- соблюдение требований
законодательных и других
Начало образования Горецкого хлебозавода относится к 1947, когда в городе функционировала пекарня по производству хлеба. В это же время в районе функционировали ещё 4 пекарни, которые не имели возможности обеспечить население качественной и разнообразной продукцией. Поэтому в 1966 году в г.Горки был введен в эксплуатацию новый хлебозавод, который специализировался на выпуске ржаного формового хлеба. С 1990 года в районе начался выпуск подового хлеба. Периодически на предприятии проводилась реконструкция производственных, складских и бытовых помещений. В настоящее время хлебозавод имеет цех по производству хлебобулочных изделий, кондитерский цех, цех по производству солода ржаного сухого. Ежемесячно предприятие выпускает 250 тонн хлебобулочной и 2 тонны кондитерской продукции.
Горецкий хлебозавод является обособленным подразделением объединения. Не являясь юридическим лицом, предприятие имеет отдельный баланс, расчетный счет в банке, печать, необходимую документацию для осуществления самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности. Главная цель - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных, экономических и культурных интересов членов трудового коллектива, собственника и членов потребительского общества, основано на праве хозяйственного ведения имущества, а также ведение любых видов деятельности, не запрещённых законодательством в соответствии с выданными лицензиями на производство № 17-531 и № 17-5.
Размещение на промышленной площадке объектов произведено с учетом подвода внешних коммуникаций, расстояние между объектами обусловлено санитарными и противопожарными нормами.
Управление предприятием осуществляет директор.
В сфере управления предприятием, в том числе по распоряжению имуществом и средствами предприятия, руководитель самостоятельно распоряжается без разрешения нанимателя запасами товарно-материальных ценностей, средствами на расчетном счете завода, также малоценными и быстро изнашивающимися предметами в пределах норм.
Информация о работе Исследование рынка хлебобулочных изделий