Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 05:32, курсовая работа
Основной целью написания работы является: анализ и исследование конкурентных преимуществ компании в современных экономических условиях.
При написании работы выполняются следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты исследования конкурентных преимуществ и их роль в стратегическом управлении предприятием;
2. Провести исследование конкурентных преимуществ на примере ОАО «Молодечненский завод металлоизделий»;
3. Предложить стратегию, формирующую конкурентные преимущества ОАО «МЗМИ».
ВВЕДЕНИЕ
1. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И ИХ РОЛЬ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Конкурентное преимущество как важнейший элемент конкурентной борьбы
1.2. Направления и методы исследования конкурентов
2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ ЗАВОД МЕТАЛЛОИЗДЕЛИЙ»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Оценка внешних и внутренних факторов деятельности организации
3. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ, ФОРМИРУЮЩЕЙ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОАО «МЗМИ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
История завода начинается с 1945 года на базе горпромкомбината. Первой его продукцией были: швейные изделия, обувь, зеркала, пиломатериалы, кроме того, комбинат занимался переработкой шерсти и др. В 1970 году горпромкомбинат был переименован в завод металлоизделий, и его основной продукцией стали товары культбытназначения и хозобихода.
Миссия ОАО «МЗМИ» – обеспечение как населения Республики Беларусь, так и соседних стран недорогой и качественной продукцией для детей – велосипедами, санками, школьной мебелью.
Генеральная стратегия
ОАО «МЗМИ» - стратегия роста. Она
заключается в том, чтобы увеличивать
собственную долю рынка путем
наращивания объемов
Основными тактическими задачами предприятия являются:
Рассмотрим основные
факторы, влияющие на развитие основных
видов продукции и услуг
Себестоимость производства велосипедов и санок растет, поскольку основной материал, используемый для производства - металл – импортируется в основном из России, а цена на него в 2005 году резко увеличилась, и можно прогнозировать ее дальнейший рост. Сбыт велосипедов и санок отличается сезонностью, причем рынок продукции достаточно стабилен. Однако, несмотря на то, что продукция завода отличается хорошим дизайном, ярким оформлением, на рынке имеется большое количество продукции зарубежных конкурентов (Китай). Особенности конкуренции заключаются в том, что по цене, приравниваемой к ценам на продукцию анализируемого завода, предлагается продукция более глубокого ассортимента, с комплементарными товарами (применительно к велосипедам - это различные клаксоны, корзинки, зонтики и другие пластмассовые изделия, украшающие внешний вид изделия и позволяющие разнообразить функции продукта). Именно поэтому товары завода находят сбыт в основном в магазинах, в том числе в таких крупных минских магазинах, как ОАО «Торговый дом на Немиге», ОАО «ГУМ» и др. В 2007 прогнозируется уменьшение сбыта велосипедов исследуемого предприятия, а следовательно, и уменьшение их рентабельности.
По поводу второго вида продукции – санок - можно сказать, что на данный момент (по состоянию на 01.08.2007 г.) имеется заявка от российской фирмы - оптового торговца на 25000 саней. Однако себестоимость санок по вышеперечисленным причинам также увеличится. Поэтому ожидаемая рентабельность не изменится либо изменится незначительно по сравнению с фактической.
Что касается оказания услуг по гальванопокрытию, то здесь происходит рост объемов производства, причем в дальнейшем ожидается сохранение данной тенденции. Сильной стороной предприятия и его конкурентным преимуществом является высокая квалификация и такой же высокий профессионализм начальника гальванического участка, а также огромный опыт работы непосредственно рабочих данного участка. Значительного увеличения себестоимости оказания услуг по гальванопокрытию не ожидается, поэтому прогнозируемая рентабельность будет увеличиваться.
Таким образом, при стратегическом управлении предприятием в обязательном порядке должны учитываться все рассмотренные особенности и факторы, влияющие на дальнейшее развитие основных товарных позиций.
2.2. Оценка внешних и внутренних факторов деятельности организации
Для того чтобы предложить определенную стратегию, основанную на сформированном конкурентном преимуществе, необходимо в первую очередь осуществить мониторинг внешней и внутренней среды предприятия, а также всех факторов, влияющих на деятельность организации.
SWOT-анализ является наилучшим методом оценки внешних факторов, влияющих на деятельность организации, и внутренней среды. Он предназначен для выявления линий связи между сильными и слабыми сторонами, свойственными организации, а также между угрозами и возможностями для организации.
Перечислим сильные, слабые стороны ОАО «МЗМИ», ее возможности и угрозы.
К потенциальным внутренним сильным сторонам предприятия можно отнести следующие.
Однако имеются у организации существенные потенциальные внутренние слабые стороны.
Потенциальные внешние возможности фирмы следующие:
Существующие потенциальные внешние угрозы:
Результаты SWOT-анализа сведены в таблицу для наглядности (см. таблица 2.1.2).
В принципе все возможности оказывают достаточно сильное влияние на предприятие и могут быть использованы. Однако наиболее значительной возможностью для ОАО «МЗМИ» является наличие инвестора, заинтересованного во вложении финансовых средств в развитие предприятия - в приобретении нового оборудования, обновлении производственных мощностей. В свою очередь, это позволит расширить ассортимент выпускаемой продукции, улучшить ее качество и диверсифицироваться - начать производство новых видов продукции.
Самой важной угрозой, которая
может оказать критическое
Таблица 2.1.2. SWOT – анализ ОАО «МЗМИ».
Сильные стороны (S) |
Возможности (O) |
|
|
Слабые стороны (W) |
Угрозы (T) |
|
|
Примечание. Источник: собственная разработка.
Следует отметить, что на региональном рынке конкурентов по производству санок нет. Основными конкурентами по велосипедам детским являются китайские фирмы-производители. По производству других металлоизделий, а также по оказанию услуг населению конкурентами являются такие организации, как ЗАО «Завод легких металлоконструкций», ЗАО «Завод «Уникаб», ЗАО «Электромеханический завод» и другие. Цинкование металлоизделий осуществляет только ЗАО «Электромеханический завод», однако объемы оказания данной услуги на порядок меньше по сравнению с анализируемой организацией ОАО «МЗМИ».
В принципе все возможности оказывают достаточно сильное влияние на предприятие и могут быть использованы. Однако наиболее значительной возможностью для ОАО «МЗМИ» является наличие инвестора, заинтересованного во вложении финансовых средств в развитие предприятия - в приобретении нового оборудования, обновлении производственных мощностей. В свою очередь, это позволит расширить ассортимент выпускаемой продукции, улучшить ее качество и диверсифицироваться - начать производство новых видов продукции.
На основании анализа сильных и слабых сторон, а также перспектив развития предприятия и основных его видов деятельности (производство велосипедов детских, производство санок, гальванопокрытие металлоизделий), проведенного в предыдущем пункте, можно сделать заключение о том, что для улучшения позиции предприятия на рынке и для укрепления конкурентных преимуществ ОАО «Молодечненский завод металлоизделий» необходимо избрать генеральную стратегию роста. Она заключается в том, чтобы стимулировать экономический рост предприятия, который заключается в увеличении доли рынка организации за счет увеличения объема выпуска более качественной продукции по более низким ценам, а также расширения ассортимента выпускаемой продукции и по возможности диверсификации.
Однако применительно к разным товарам реализация стратегии будет существенно отличаться с тем, чтобы усилить конкурентные преимущества предприятия по товарным позициям.
В Приложениях А и Б представлены графики, иллюстрирующие динамику объема выпуска велосипедов детских, санок и услуг по цинкованию металлоизделий за период с 2001 по 2006 годы. На основании тренда, отображающего общую тенденцию изменения объема производства, а следовательно, и объема спроса на продукцию, можно сделать заключение о том, что спрос на санки и на услуги по гальванопокрытию имеет тенденцию к росту, в то время как объем производства велосипедов постепенно уменьшается. Это обстоятельство играет важную роль при принятии решения об инвестиционной стратегии предприятия: стратегия должна быть направлена на развитие той продукции, которая в перспективе позволит достичь генеральной стратегии предприятия и его экономического роста.