Стресс в современных экономических условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучения понятия стресса и факторов, оказывающих влияние на работника и на организацию в целом.
Задачи курсовой работы состоят в следующем:
– Дать полную характеристику понятию стресса;
– Выявить причины стресса на рабочем месте;
– Изучить методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Стресс в современных экономических условиях 7
1.1 Сущность стресса и виды стрессовых расстройств 7
1.2 Воздействие стресса на психику и организм 10
1.3 Стадии стресса 14
Глава 2. Влияние стресса на работника на примере ООО "МАГНИТ" 17
2.1 Характеристика предприятия 17
2.2 Особенности стресса и его влияние на поведение работника 20
2.3 Последствия стресса, пострессовый синдром 34
2.4 Адаптация к стрессу 41
Заключение 50
Список литературы 55

Файлы: 1 файл

курсовая. стресс в современных экономических условиях[1].doc

— 261.50 Кб (Скачать)


50

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Стресс в современных экономических условиях

1.1 Сущность стресса и виды стрессовых расстройств

1.2 Воздействие стресса на психику и организм

1.3 Стадии стресса

Глава 2. Влияние стресса на работника на примере ООО "МАГНИТ"

2.1 Характеристика предприятия

2.2 Особенности стресса и его влияние на поведение работника

2.3 Последствия стресса, пострессовый синдром

2.4 Адаптация к стрессу

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Некоторые работодатели полагают, что стрессовые условия труда являются неизбежным злом и что компании должны увеличить нагрузку на работников и оставить в стороне заботу о здоровье, для того чтобы обеспечивать производительность и прибыльность. Однако данные исследований опровергают это положение. Более того, они показывают, что стрессовые условия работы в действительности ассоциируются с возросшим абсентеизмом, опозданиями и намерениями сотрудников уйти с работы. Здоровая организация — это организация с низким уровнем заболеваний, травматизма и инвалидности среди сотрудников, а также конкурентоспособная на рынке. Многочисленные исследования выявили организационные характеристики, ассоциирующиеся как со «здоровой» работой при низком уровне стресса, так и с высоким уровнем производительности. Среди них такие как:

      признательность к работникам за хорошее выполнение работы;

      возможности карьерного развития;

      организационная культура, в которой каждый работник ценен сам по себе;

      действия менеджмента, согласующиеся с организационными ценностями.

Почти половина крупных компаний в США предлагают своим сотрудникам определенные типы тренинга по управлению стрессом. В их рамках работникам объясняют природу и источники стресса, влияние стресса на состояние здоровья, прививают личные навыки по уменьшению стресса (например управление временем или упражнения по релаксации).

Тренинг по управлению стрессом может быстро ослабить симптомы стресса, такие как беспокойство и бессонница; он также имеет те преимущества, что недорог и прост для реализации.

Тем не менее тренинговые программы по управлению стрессом имеют два основных недостатка:

      положительное влияние на симптомы стресса зачастую носит краткосрочный характер;

      программы часто игнорируют коренные причины стресса, потому что фокусируются на работнике, а не на его окружении.

Модное и вместе с тем пугающее всех слово «стресс» («нажим») пришло к нам из мира инквизиции, где означало степень физического давления с помощью натисков, чтобы во время пыток вырвать из жертвы признание. И, хотя инквизиция давно прошла, психологические и психофизиологические пытки, которые мы испытываем во время стресса, не только не прошли, но в процессе развития цивилизации даже усилились. Едва ли сегодня найдется человек, который в той или иной степени не испытывал бы стрессовые переживания. С ним особенно хорошо знакомы все те, кто работают в бизнесе, в мелких, и в крупных компаниях – от простых исполнителей до менеджеров по управлению персоналом и руководителей фирм. Стресс не знает границ, он интернационален и пронизывает все государства, цивилизации и культуры и самые высоко развитые, и наиболее бедные. По данным американских социологов, примерно 20% издержек и потерь, связанных с текучестью кадров, прогулов, сопротивлением организационным переменам и падением производительности труда порождены профессиональными неврозами и стрессами.

 

У современного человека стресс происходит больше всего из-за перегрузок на работе, когда он старается сделать все дела как можно лучше, но потом силы иссякают и он вопреки стараниям работает все хуже и хуже В России люди на работе испытывали стресс всегда и на госслужбе, и в бизнесе. На начальном этапе бизнеса, когда он был еще диким, стихийным, «тусовочным», стресс сопровождал руководителей и сотрудников фирм потому, что все было новым и для того, чтобы вспахать коммерческую целину, необходимо было «ломать» себя, и требовались огромные усилия, несопоставимые с нагрузкой советского периода. Сегодня, когда бизнес вступает в свою цивилизованно-корпоративную фазу, когда в основном все поделено, понятно по ценам, затратам, срокам и перспективам, стресс продолжает присутствовать и даже расти, потому что работать нужно еще сильнее и регулярнее (шальных денег уже не схватишь, жестче налоговый пресс и претензии клиентов, а западные корпоративные нормы с трудом принимаются российской ментальностью с ее вольницей и ленью). Это касается работников всех уровней, только у каждого стресс имеет свою специфику. Низовой персонал имеет стрессовые переживания по целому ряду причин: основная черновая нагрузка падает на него, все шишки валятся тоже на него, прав не так много, одни обязанности и по части перспектив у большинства низовиков не густо. Персоналу среднего звена, менеджерам тоже есть повод для постоянного пребывания в зоне стресса: если низший персонал осуществляет тяжелую, но во многом механическую работу, то менеджерам приходится тянуть на себе главный воз взаимоотношений с клиентами и осуществлять объем продаж, а это требует размышления, причем, нередко творческого. Если с простых исполнителей по большому счету и требовать нечего, и потому руководству в случае недовольства приходится просто выпускать пар, то к менеджерам гораздо более серьезные и жесткие претензии.

Всем этим и обуславливается актуальность темы факторы стресса, зависящие от работника и от организации.

Целью данной работы является изучения понятия стресса и фактор, оказывающих влияния на работника и на организацию в целом.

Объектом практического исследования является ОАО «Магнит», занимающаяся розничными продажами, где могут возникать профессиональные стрессы.

Задачи курсовой работы состоят в следующем:

– Дать полную характеристику понятию стресса;

– Выявить причины стресса на рабочем месте;

– Изучить методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. СТРЕСС В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

1.1 Сущность стресса и виды стрессовых расстройств

 

В переводе с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: “состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий”.

Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (попадание в аварию, «провал» на экзамене и т.п.).  Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Его еще называют «ю-стресс» – от греческого «еи», что означает «хороший». Небольшие стрессы даже полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки (по терминологии канадского ученного Ганса Селье).[1]

Что же такое стресс? Первооткрыватель стресса Г. Селье дал ему следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Проводя свои исследования, он случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации (general adaptation syndrome – GAS), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс».

Классическая модель синдрома общей адаптации включает три стадии развития стресса (тревога, сопротивление, истощение) и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу. Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса: психологическому (например, изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности) и поведенческому (например, непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них). Все три аспекта важны для понимания стресса на рабочем месте и методов управления стрессом в современных организациях.

Но самый сильный стресс переживают, конечно, те, на ком лежит наибольшая ответственность – руководители коммерческих структур и компаний. В то время, как им завидуют их подчиненные, полагая, что продвижение по карьерной лестнице освободит их от напряжений, интенсивность стресса, переживаемого директором или президентом фирмы только возрастает. Не зря в психологии даже введено понятие «стресс руководителя», что отличает его от стресса обычного работника. Впрочем, другой термин – «стресс менеджера» также указывает на всеобщность этого явления. Так обстоит дело не только у нас, но во всем мире. Так в Америке статистика свидетельствует, что руководители фирм, сами водящие машину, попадают в аварии примерно в полтора-два раза чаще, нежели менеджеры и тем более, рядовые сотрудники.[2] Но в России, наверное, нет руководителя, у которого переживание стресса случается очень редко. Потому столь плачевно состояние здоровья подавляющего большинства российских руководителей, вполне платежеспособных людей, имеющих возможность как проводить дорогостоящее лечение своих болезней, так и заниматься их профилактикой. По своему опыту многолетнего консультирования ряда руководителей средних и крупных фирм могу сказать, что главной причиной их недугов, безусловно, был глубокий хронический стресс, который они годами зачем-то несли с собой, словно тяжелую гирю. [3]

Стрессы можно подразделить на:

      эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;

      кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические;

      физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные

Стрессы бывают эмоционально отрицательные и эмоционально положительные. Да-да, такие радостные события, как свадьба или выигрыш любимой команды, тоже по сути факторы стресса, вызывающие бурю эмоций и выброс адреналина. В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна и вы ее контролируете, обычно в этих случаях опасаться нечего: ваш организм сможет быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем. Известны, правда, факты, когда сильные положительные эмоции у людей со слабым здоровьем приводили к серьезным последствиям, вплоть до инсультов и инфарктов, но это все-таки случаи уникальные и мы их обсуждать не станем. Говоря "борьба со стрессом", "последствия стресса", будем иметь в виду эмоционально отрицательный тип стресса.[4]

Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия.

Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса - шок. В жизни каждого человека были шокирующие ситуации.

Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.

Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженые отношения с коллегами и родственниками и т.п.).

Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.)

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т.п.

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (преступления, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы и т.п.).

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.

1.2 Воздействие стресса на психику и организм

 

С самого начала природа заложила во все живое, в том числе и в человека, реакцию на раздражения в виде движений: люди научились обороняться, убегать. В большинстве подобных случаев состояние человека быстро нормализуется, как и работа вовлеченных в реагирование органов и систем.[5] А вот на современные нагрузки, стрессовые раздражения человек не всегда может отреагировать с быстрой разрядкой, самоуспокоением, облегчением состояния; беспокойство, напряжение организма часто остаются длительными. Если негрубые воздействия на нас нередко даже полезны, поддерживают нормальный жизненный тонус, то при значительных и повторяющихся вредных воздействиях любого типа чаще происходит перегрузка организма, развиваются болезненные процессы. Поговорка «Все болезни от нервов» в большой степени отражает это, хотя верна не всегда! Обычно вначале на вредное воздействие, ситуацию реагируют различные отделы нервной системы, а затем и другие, связанные с ней. То есть, практически любой орган может через нервную систему также вовлекаться в болезненный процесс.[6]

Информация о работе Стресс в современных экономических условиях