Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 05:32, курсовая работа
Основной целью написания работы является: анализ и исследование конкурентных преимуществ компании в современных экономических условиях.
При написании работы выполняются следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты исследования конкурентных преимуществ и их роль в стратегическом управлении предприятием;
2. Провести исследование конкурентных преимуществ на примере ОАО «Молодечненский завод металлоизделий»;
3. Предложить стратегию, формирующую конкурентные преимущества ОАО «МЗМИ».
ВВЕДЕНИЕ
1. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И ИХ РОЛЬ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Конкурентное преимущество как важнейший элемент конкурентной борьбы
1.2. Направления и методы исследования конкурентов
2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ ЗАВОД МЕТАЛЛОИЗДЕЛИЙ»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Оценка внешних и внутренних факторов деятельности организации
3. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ, ФОРМИРУЮЩЕЙ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОАО «МЗМИ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1. ИССЛЕДОВАНИЕ
КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И ИХ
РОЛЬ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ
|
3
5
5 8
10 10
12
19 27 28 29 30 |
ВВЕДЕНИЕ
Конкурентное преимущество напрямую влияет на то, как себя будет вести фирма на рынке, а также на стратегию предприятия. Конкурентное преимущество и стратегическое управление - понятия взаимосвязанные и влияющие друг на друга. В следующем параграфе мы рассмотрим понятие стратегического управления, однако предварительно можно сказать, что любая конкурентная стратегия базируется на существующем конкурентном преимуществе предприятия. Следовательно, конкурентное преимущество является фактором, предопределяющим вариант стратегии предприятия и методы стратегического управления. Однако и в процессе стратегического управления конкурентное преимущество предприятия оттачивается и совершенствуется, становясь все более выдающимся, а в идеале - неповторимым (по сравнению с предприятиями-кокнурентами).
Чтобы выжить среди конкурентов и занять лидирующие позиции на рынке, компании необходимо подходить к своей деятельности как к глобальному процессу, исходить из желаемого прообраза, к которому следует стремиться, анализировать ситуацию системно и отстраненно, беспристрастно, используя методы, выработанные практикой ведущих и известных компаний. Именно стратегия должна определять всю деятельность организации. Только в этом случае компания может стать преуспевающей и непрерывно развивающейся, а ее продукция будет конкурентоспособной в любых условиях. Без конкурентоспособности в современном мобильном мире невозможно существовать ни одна организация. Именно поэтому стратегия роста предприятия на основе конкурентного преимущества является приоритетным направлением устремления разработок и работ на каждой организации.
Основной целью написания работы является: анализ и исследование конкурентных преимуществ компании в современных экономических условиях.
При написании работы выполняются следующие задачи:
Курсовая работа написана в объеме 28 листов. Она состоит из введения, 3 разделов, нескольких подразделов и заключения. Курсовая работа выполнена с использованием отечественных и зарубежных источников.
1. ИССЛЕДОВАНИЕ
КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И ИХ
РОЛЬ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ
Конкуренция возникает
в связи с тем, что один или
несколько производителей стремятся
и имеют возможность лучше
удовлетворить нужды
Анализ конкуренции в отрасли проводится в следующей последовательности:
1. Определение конкурентных сил в отрасли.
2. Оценка интенсивности конкуренции.
3. Анализ изменений в структуре конкурентных сил в отрасли и в окружающей среде. Оценка сильных и слабых сторон конкурентов.
4. Стратегические действия конкурентов.
5. Определение ключевых факторов успеха предприятия в конкуренции.
6. Определение конкурентных сил в отрасли. Базовыми вопросами анализа конкуренции в отрасли являются определение ее источников и оценка степени воздействия конкретных конкурентных сил.
Конкурентными силами называют определенные действия и потенциальные возможности участников рынка (продавцы товаров и услуг, поставщики сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, потребители), оказывающие влияние на характер и уровень конкурентной борьбы в отрасли.
Состояние конкуренции в конкретной отрасли может быть определено пятью конкурентными силами (модель Портера):
1. Соперничеством между продавцами (производителями) в отрасли.
2. Попытками компаний
из других отраслей завоевать
рынки (покупателей) своими
3. Возможностью появления
новых конкурентов внутри
4. Способностью поставщиков сырья и материалов (комплектующих изделий и полуфабрикатов), используемых компанией, диктовать свои условия поставки.
5. Способностью покупателей
(потребителей) продукции компании
диктовать свои условия
Модель Портера является действенным инструментом диагностики основных конкурентных сил на целевом рынке. Из приведенных конкурентных сил наибольшее влияние оказывает конкурентная борьба между соперничающими фирмами, представляющими однотипные товары и услуги.[8,с.48-49]
Интенсивность конкуренции определяется использованием средств конкурентной борьбы продавцами (производителями продукции и услуг) на рынке. В качестве основных средств конкурентной борьбы используются: более низкие цены, улучшение характеристик товара, более высокий уровень обслуживания покупателей, более длительный гарантийный период, а также действия по продвижению товара на рынке (в том числе более энергичные и специальные способы продвижения) и выпуск новых товаров.
Для достижения победы в
конкуренции предприятие должно
разработать и реализовать
- придание товару новых свойств или характеристик для удовлетворения желаний покупателей (цена, качество, дополнительные функции, гарантии и др.);
- использование слабых сторон конкурентов;
- эффективное использование своих сильных сторон для укрепления конкурентной позиции компании;
- организация более эффективной сети сбыта;
- обновление ассортимента продукции и услуг и т.д.
Интенсивность конкуренции в любой отрасли определяется:
1. Числом соперничающих фирм (конкуренция увеличивается с увеличением их числа).
2. Динамикой спроса.
3. Снижением цен или
увеличением объемов
4. Затратами покупателей
при переходе на другую марку
потребляемого товара (если они
не велики, то конкуренция усиливается,
высокие затраты защищают
5. Агрессивными действиями
одного или группы
6. Ростом прибыли от
реализации успешных
7. Высокими выходными
барьерами рынка для фирм
8. Различием и неопределенностью
поведения конкурентов (
9. Покупкой компаний
отрасли фирмами других
В процессе анализа конкуренции необходимо четко определить и ранжировать факторы, которые определяют конкуренцию в отрасли и их влияние на успех в конкурентной борьбе.
В практике менеджмента приняты следующие уровни общей оценки конкуренции в отрасли:
- интенсивная конкуренция,
если действия конкурентов
- умеренная конкуренция, если большая часть компаний отрасли может получать вполне приемлемую прибыль;
- слабая конкуренция, если большая часть компаний отрасли могут получать прибыль выше средней, вкладывая средства лишь в производственные инвестиции.[8,с.50-51]
1.2. Направления
и методы исследования
Конкуренция - соперничество в какой-либо сфере между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. Анализ конкуренции - важное направление маркетинговых исследований, имеющее целью уточнение вопросов привлекательности рынков, и используемое для выработки стратегии фирмы в области производства и сбыта.
Исследование конкурентной
среды предоставляет
• полнее оценивать перспективы рыночного успеха, зная о деятельности конкурентов;
• легче определять приоритеты;
• быстрее реагировать на действия конкурентов;
• вырабатывать стратегию
максимально возможной
• повышать конкурентоспособность и эффективность предприятия в целом;
• лучше защищать и расширять позиции предприятия на рынке.
Исследования конкурентов должны носить регулярный, систематический характер. Необходимо осуществлять регулярный мониторинг изменения рыночных показателей (цена, уровень дистрибьюции, объемы продаж и пр.) за определенный период времени.[14,с.64-65]
Таблица 1.2.1. Направления и методы исследования конкурентов
Объект исследования |
Методы исследования |
1. Выявление реальных и потенциальных конкурентов, их первичная характеристика |
Кабинетные исследования, наблюдения, обзор СМИ |
2. Стратегии и методы конкурентной борьбы |
Наблюдения, публикации, интервью |
3. Доля рынка, интенсивность
и тенденции развития |
Кабинетные исследования, анализ статистической информации, наблюдения, обзор СМИ, панель |
4. Ценовая политика конкурентов |
Аудит розничной сети, опросы, статистическая информация, регулярный мониторинг цен |
5. Инновационная политика и НИОКР конкурентов |
Приобретение и экспертиза конкурентных товаров, опросы покупателей, анализ СМИ, информация с выставок-презентаций, ярмарок, промышленный шпионаж, экспертные оценки |
6. Оценка сильных и слабых сторон конкурентов |
SWOT-анализ, фокус-группы |
7. Оценка товара конкурента (цена, упаковка, качество, функциональные параметры) |
Опросы, бальные оценки |
8. Реакция конкурента
на выведение нового товара
нашей фирмы на рынок, |
Наблюдение, опросы покупателей, панель |
9. Изучение способов стимулирования спроса, применяемых конкурентами, система скидок и бонусов |
Аудит розничной сети, наблюдение, опрос покупателей, анализ СМИ |
10. Результаты коммерческой деятельности конкурентов |
Справочники, информация для акционеров и инвесторов, экономический шпионаж |
11 . Численность и квалификация персонала |
Публикации, наблюдения |
12. Анализ системы продвижения товаров конкурентов |
Опросы потребителей, экспертный опрос |
2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ ЗАВОД МЕТАЛЛОИЗДЕЛИЙ»
2.1. Краткая характеристика предприятия
Объектом исследования является ОАО
«МЗМИ». Открытое акционерное общество
«Молодечненский завод