Духовно-нравственное воспитание в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:22, реферат

Краткое описание

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно- досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

ПРОГРАММА ДУХОВНО.docx

— 61.93 Кб (Скачать)

отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его 

языку,  духовным,  природным  и  культурным  ценностям,  уважительное 

отношение  ко  всем  народам  России,  к  их  национальным  культурам, 

самобытным   обычаям   и   традициям,   к   государственным   символам 

Российской Федерации.  

    Так, например, учебники  «Русский язык» несут  особое отношение  

к  слову,  к  языку,  его  колориту  и  мудрости,  духовно-нравственному 

содержанию,          воспитывают          толерантность,         учат      решать 

коммуникативные  задачи,  осваивать  этикетные  формы  обращения  и 

поведения,  развивают  уважение и интерес к творческой работе.   

    Учебники  «Литературное   чтение»  содержат  литературные  тексты 

мастеров   художественного   слова,   детских   писателей,   фольклорные 

произведения   народов   России,   литературные   тексты   исторического 

содержания,  работая  с  которыми  дети  постигают  простые  и  вечные 

истины  добра,  сострадания,  сочувствия,  любви  к  другим  людям,  к 

Родине,  чувство  патриотизма  и  гордости  за  свою  страну.  В  процессе 

взаимодействия        учащихся      с   художественными         произведениями, 

которому  помогают  вопросы  и  задания,  происходит  интеллектуальное 

познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний 

и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.  

    Содержание      курса    «Математика»        способствует      воспитанию 

трудолюбия,  уважения  к  интеллектуальному  труду,  стремления  к 

познанию.       Материал       учебников      обогащён      культурными        и 

ассоциативными связями  с литературой, живописью, историей, в них 

находят своё отражение знаменательные свершения и события нашей 

Родины.      Учебники      курса     «Окружающий           мир»      дают     возможность 

формировать  знания  о  природе,  человеке  и  обществе,  работать  над 

осознанием  характера  взаимодействия  между  ними  и  на  этой  основе 

воспитывать       экологическое       отношение       к   окружающему         миру. 

Учебники      расширяют        представления      учащихся      о    своем    крае, 

природных   условиях   и   ресурсах,   об   особенностях   взаимодействия 

человека,  природы,  общества;  воспитывают  бережное  отношение  к 

природе     и  продуктам      труда   человека,    задают    образцы     служения 

Отечеству,   формируют   чувство   сопричастности   к   жизни   России   и 

гордости за свою Родину, народ и историю. Одной из важнейших  задач 

курса   является   развитие   у   школьников   интереса,   переходящего   в 

потребность   к   познанию,   изучению   своей   страны,   ее   прошлого   и 

настоящего,   ее   природы   и   общественной   жизни,   ее   духовного   и 

культурного величия. 

    Учебники   музыки   и   изобразительного   искусства   помогают 

решать задачи патриотического, эстетического воспитания учащихся, 

творческого   отношения   к   жизни.   Обучение   строится   на   основе 

лучших       культурно-исторических           и     национально-культурных 

традиций народов России.   

    Учебники  «Английский   язык»  учат  детей  рассказывать  о  своей  

семье, своей стране, о  достопримечательностях своего края; знакомят с 

культурами    народов  других  стран  мира;  воспитывают  толерантное 

отношение  к  другим  народам  и  культурным  традициям;  развивают 

способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу.  

    Особое место  в  учебно-методическом комплекте   «Планета Знаний»  

занимает курс «Основы  духовно-нравственной культуры и светской 

этики».     Данный      курс   способствует      формированию         у   младших 

школьников      мотивации      к  осознанному      нравственному       поведению, 

формированию        нравственных       ориентаций      в  связи    с  религиозно-

культурным  просвещением  учащихся;  созданию  у  них  определенного 

запаса   систематических   представлений,   эмоционально   окрашенных 

впечатлений  о  нравственных  идеалах  народа,  способствует  развитию 

ценностного отношения к  духовному наследию своего народа. Особое 

место  в  курсе  уделяется  знакомству  с  нравственными,  моральными 

нормами  и  правилами,  выработанными  обществом.  В  учебниках  это 

иллюстрируется       примерами      из   мировой      и  русской     классической 

литературы.      Система     заданий    на    создание    ситуаций     предлагает 

учащимся      сделать    свой    нравственный       выбор,    проанализировать, 

согласовывается ли этот выбор  с реальными делами в классе, дома.  

          Вопросы  и  задания,  содержащиеся  в  учебниках    УМК   «Планета 

знаний»,  помогают  учащимся  критически  оценивать  собственные  и 

чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться 

с    национальными         ценностями        и    национальными         духовными 

традициями,   осознавать   необходимость   взаимопомощи,   уважения   к 

родителям,  заботы  о  младших  и  старших,  ответственности  за  другого 

человека,  осознавать  значимость  усилий  каждого  для  благополучия  и 

процветания Родины. Это даёт возможность педагогам делать духовно-

нравственное  содержание  предметом  работы  с  учащимися  в  учебном 

процессе, а также обеспечивает духовно-нравственное развитие детей  в 

единстве      урочной,     внеурочной      и    внешкольной       воспитательной 

деятельности,  в  совместной  педагогической  работе  школы,  семьи  и 

общественности. 

    В   комплекте   учебников   «Планета   знаний»   большое   внимание 

уделяется  проектной  деятельности  учащихся.  Она  выступает  как 

основная форма организации  внеурочной деятельности школьников. 

Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть 

организована  среда  для  реализации  собственных  замыслов  детей,  

реальной  самостоятельной  деятельности  учащихся  и,  что  особенно 

важно,  для  осуществления  ими  морально-нравственного  выбора  не 

на словах, а на деле.  

    Проектная   деятельность   влияет   на   формирование  личностных 

качеств     учащихся,      так   как    требует     проявления      личностных 

ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям,  

к результатам труда и  др.  

    Особое значение  в реализации программы духовно-нравственного  

содержания      имеют     социальные      проекты.     Учебники      предлагают 

детям     для   выбора      различные      социально      значимые      проекты: 

спектакль     для    детей    детского     сада,   поздравление       ветеранам, 

праздник для родителей  и многое другое.  

    

    Проектная        деятельность        учащихся        должна       потеснить  

традиционные       формы      внеурочной     деятельности       (классный     час, 

экскурсия,   праздник   и   пр.),   в   которых   основным   «держателем» 

содержания  и  организации  мероприятия  был  педагог,  эти  же  дела 

могут    быть    организованы      так,   чтобы    там   нашлось     место    для 

самостоятельной деятельности детей.  

 

Календарь традиционных школьных дел и праздников 

    ?   сентябрь (День знаний);      ?   сентябрь (Конкурс букетов и поделок  из природного материала) 

   ?   октябрь (Посвящение  в ученики-первоклассники, воспитанники); 

   ?   октябрь( Праздник  золотой осени) 

   ?   ноябрь (Праздник  матери) 

   ?   ноябрь (Дни  духовности и культуры); 

   ?   декабрь (Крещенские  чтения); 

   ?   январь (Рождество  Христово); 

   ?  февраль (Конкурс  исполнителей военной песни  ) 

   ?  февраль (Неделя  патриотической песни); 

   ?   март (Неделя  малышей); 

   ?   апрель (Пасха); 

   ?    май (Праздник  «День Победы»)  

   ?   Май (Конкурс  рисунков   о войне))  

   ?   май (День  славянской письменности); 

      4. Условия  реализации программы  

      духовно-нравственного  развития и воспитания учащихся 

      Создание   среды,   благоприятствующей   духовно-нравственному  

воспитанию     и   развитию    учащихся,    является   важнейшей     задачей 

деятельности школы.  

1.   В   школе   организованы   подпространства:   актовый   зал,   игровая  

комната ,  тренажёрная  комната,  позволяющие учащимся:  

— изучать символы российской государственности и символы  родного 

края;   общенациональные,   муниципальные   и   школьные   праздники; 

историю,   культурные   традиции,   достижения   учащихся   и   педагогов 

школы; связи школы с  социальными партнерами; 

—    осваивать    культуру    общения    и   взаимодействия      с  другими 

учащимися  и  педагогами;  эстетические  ценности  красоты,  гармонии, 

совершенства  в  архитектурном  и  предметном  пространстве  школы; 

ценности здорового образа жизни.  

2.  В   ТОГОУ     «Жердевская     общеобразовательная      школа-интернат 

среднего   (полного)    общего   образования»     реализуются    следующие 

целевые программы : 

     «По местам  боевой славы» – программа  предполагает организацию  

различных       очных      и    заочных       экскурсий,     содержательно 

взаимосвязанных        с     духовно-нравственным,          патриотическим 

воспитанием учащихся. 

     «Встречи   с   интересными   людьми»   –   программа   предполагает 

организацию     встреч    с  интересными      людьми    разных    возрастов, 

профессий,  как средство воспитания учащихся на личных примерах.       «Мир  искусства»  –  программа  предполагает  посещение  музеев, 

концертных залов, театров, выставок и т.д.  

       3.  Создание  социально  открытого  пространства,  когда  педагоги, 

сотрудники школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и 

нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, 

стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:  

— в содержании и построении уроков;  

— в способах организации  совместной деятельности взрослых и  детей 

в учебной и внеучебной деятельности;  

— в характере общения  и сотрудничества взрослого и  ребенка; 

—  в  опыте  организации  индивидуальной,  групповой,  коллективной 

деятельности учащихся; 

— в специальных событиях, спроектированных с  учётом определенной 

ценности и смысла; 

— в личном  примере  педагогов ученикам.  

      Организация       социально       открытого      пространства       духовно- 

нравственного  развития  и  воспитания    личности  гражданина  России, 

нравственного уклада жизни  обучающихся осуществляется на основе:  

— нравственного примера  педагога; 

— социально-педагогического  партнёрства; 

— индивидуально-личностного  развития ребёнка; 

— интегративности программ духовно-нравственного воспитания; 

— социальной востребованности воспитания. 

       

      Для  организации   такого  пространства  согласовываются   усилия 

всех  социальных  субъектов-участников  воспитания:  педагогического 

коллектива,  семьи,  Дома  детского  творчества,          Детской  спортивной 

школы,  Школы искусств, городского  дома  культуры , СМИ, что находит 

своё  отражение  в  правилах  внутреннего распорядка школы,  решениях 

общешкольных собраний, в  целевых программах. 

    Огромная  роль  в  нравственном  становлении   личности  младшего 

школьника   принадлежит   учителю,   который,   являясь   образцом   для 

учеников,  должен «нести на себе» нравственные нормы  отношения  к 

своему  педагогическому  труду, к  ученикам,  коллегам.  Педагог должен 

уметь    организовывать       учебные     ситуации     для    решения     проблем 

духовно-нравственного         характера     и   связывать     их    с  реальными 

жизненными  и социальными  ситуациями;  уметь  проектировать  дела  и 

мероприятия,  в  которых  будет  происходить  присвоение  культурных 

образцов и самоопределение  учащихся.  

         5. Совместная деятельность школы,  семьи и общественности по 

духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся 

   Одной  из  педагогических  задач  разработки  и  реализации  данной 

программы является организация  эффективного взаимодействия школы 

и   семьи   в   целях   духовно-нравственного        развития    и  воспитания 

учащихся в следующих  направлениях: 

—    повышение      педагогической      культуры     родителей        (законных 

представителей)        учащихся       путем      проведения       тематических 

расширенных       педагогических     советов,    организации     родительского 

лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов 

школы по итогам работы за год  и т.п);  

-совершенствования межличностных  отношений педагогов, учащихся  и  

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание в старших классах