Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:22, реферат
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно- досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.
«Дни воинской славы России» ежемесячн Выпуск Библиотекарь,
Цикл классных часов по теме в течение 20-минутный классные
«Я – гражданин и патриот» (1-4 года кл.час руководители
классы):
? «Овеянные славой Флаг
наш и герб», «Символы
Родины», «Москва –
столица великой страны»
и т.д.;
? Символы Тамбовской
области
? Школьная и классная
символика Направление «Ученик и его нравственность»
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;
справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение
родителей; забота о старших и младших; свобода совести и
вероисповедания; толерантность, представление о вере,
духовной культуре и светской этике.
Задачи:
? первоначальные представления о базовых национальных
российских ценностях;
? различение хороших и плохих поступков;
? представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в
населенном пункте, в общественных местах, на природе;
? элементарные
представления о религиозной
традиционных религий в развитии российского государства, в
истории и культуре нашей страны;
? уважительное отношение к родителям, к старшим,
доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
? установление дружеских взаимоотношений в коллективе,
основанных на
взаимопомощи и взаимной
? бережное, гуманное
отношение ко всему живому;
пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым,
аккуратным;
? стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть
упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать
его;
? представления о возможном негативном влиянии на морально-
психологическое состояние человека компьютерных игр, кино,
телевизионных передач, рекламы;
? отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости,
оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании
художественных фильмов и телевизионных передач.
Виды деятельности и формы занятий:
? получение
первоначального
отечественной культуры, традиционных моральных нормах
российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и
вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий,
участия в творческой деятельности, такой как театральные
постановки,
литературно-музыкальные
художественные выставки и др., отражающие культурные и
духовные традиции народов России);
? получение первоначальных представлений об исторических и
культурологических основах традиционных религий (через
содержание учебных предметов: «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «ИЗО», а также дисциплин, изучаемых по
выбору;
? ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с
деятельностью традиционных религиозных организаций (путем
проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в
подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с
религиозными деятелями);
? участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий,
направленных на формирование представлений о нормах морально-
нравственного поведения, игровых программах, позволяющих
школьникам приобретать опыт ролевого нравственного
взаимодействия;
? ознакомление с основными правилами поведения в гимназии,
общественных
местах, обучение распознавать
хорошие и плохие
фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически
организованной ситуации
? усвоение первоначального опыта нравственных
взаимоотношений в коллективе класса и гимназии - овладение
навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к
сверстникам, старшим и
дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх,
приобретение опыта совместной деятельности;
? посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в
оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых
существах, природе;
? получение первоначальных представлений о нравственных
взаимоотношениях в семье (
и прародителях);
? расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в
процессе проведения «открытых» семейных праздников,
выполнения и презентации совместно с родителями творческих
проектов, проведения других мероприятий,
семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению,
укрепляющих преемственность
Направление «Ученик и его отношение к труду»
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению,
труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к
познанию и истине; целеустремленность и настойчивость,
бережливость.
Задачи:
? первоначальные
представления о
ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни
человека и общества;
? уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
? элементарные
представления об основных
? ценностное отношение к учебе как виду творческой
деятельности;
? элементарные представления о роли знаний, науки, современного
производства в жизни человека и общества;
? первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при
разработке и
реализации учебных и учебно-
? умение проявлять дисциплинированность, последовательность и
настойчивость
в выполнении учебных и учебно-
? умение соблюдать порядок на рабочем месте;
? бережное отношение к результатам своего труда, труда
других людей,
к школьному имуществу,
?
отрицательное отношение к
учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Виды деятельности и формы занятий:
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения
внеурочных мероприятий учащиеся 1-4 классов получают
первоначальные представления о роли знаний, труда и значении
творчества в жизни человека и общества:
? участвуют в экскурсиях по городу, в ходе которых
знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными
профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия,
встреч с представителями разных профессий;
? узнают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек,
участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших
родных»; ? получают первоначальные навыки сотрудничества,
ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми,
взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-
ролевых экономических игр, посредством создания игровых
ситуаций
по мотивам различных
мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.),
раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и
трудовой деятельности;
? приобретают
опыт уважительного и
к
учебному труду (посредством
достижений, стимулирования творческого учебного труда,
предоставления
гимназистам возможностей
в учебном труде);
? учатся творчески применять знания, полученные при
изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета
«Технология», участия в разработке и реализации различных
проектов);
? приобретают начальный опыт участия в различных видах
общественно полезной деятельности на базе гимназии и
взаимодействующих с ней учреждений дополнительного
образования (занятие народными промыслами,
природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное,
так и в каникулярное время);
? приобретают
умения и навыки
и дома;
? участвуют во встречах и беседах с выпускниками гимназии,
знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные
примеры высокого профессионализма, творческого отношения к
труду и жизни.
Направление «Ученик и его здоровье»
Цель: формирование
ценностного отношения к
образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу
жизни, здоровье нравственное и социально-
психологическое.
Задачи:
? ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей,
членов своей семьи, педагогов,
? элементарные представления о единстве и взаимовлиянии
различных видов здоровья
человека: физического, нравственного
(душевного), социально-психологического
школьного коллектива);
? элементарные
представления о влиянии
на состояние его
здоровья и здоровья
? понимание важности физической культуры и спорта для здоровья
человека, его образования, труда и творчества;
? знание
и выполнение
санитарно-гигиенических
соблюдение
? интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в
спортивных соревнованиях;
? первоначальные представления об оздоровительном влиянии
природы на человека;
? первоначальные
представления о возможном
компьютерных игр,
телевидения, рекламы на
? отрицательное отношение к невыполнению правил личной
гигиены и санитарии,
уклонению от занятий
Информация о работе Духовно-нравственное воспитание в старших классах