Духовно-нравственное воспитание в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:22, реферат

Краткое описание

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно- досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

ПРОГРАММА ДУХОВНО.docx

— 61.93 Кб (Скачать)

 

«Дни воинской славы России»                 ежемесячн       Выпуск                    Библиотекарь, 

                                                  о         календарного              классные 

                                                            листка                    руководители  

Цикл классных часов по теме                  в течение      20-минутный               классные 

«Я – гражданин и  патриот» (1-4                  года        кл.час                    руководители 

классы): 

    ?   «Овеянные  славой Флаг 

        наш  и герб», «Символы 

        Родины»,  «Москва –  

        столица  великой страны»  

        и  т.д.; 

    ?   Символы  Тамбовской 

        области  

    ?   Школьная  и классная 

        символика   Направление «Ученик и его  нравственность»  

 

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания. 

Ценности:        нравственный        выбор;      жизнь      и    смысл      жизни; 

              справедливость; милосердие; честь;  достоинство; уважение 

              родителей; забота о старших  и младших; свобода совести  и  

              вероисповедания;   толерантность,   представление   о   вере, 

              духовной культуре и светской  этике. 

Задачи: 

    ?  первоначальные        представления        о   базовых      национальных 

   российских ценностях; 

    ?   различение  хороших и плохих поступков;  

    ?  представления   о правилах  поведения в школе,  дома,  на  улице,  в  

    населенном пункте, в общественных местах, на  природе; 

    ?  элементарные  представления  о  религиозной   картине  мира,  роли 

   традиционных        религий    в  развитии     российского     государства,     в  

    истории и культуре  нашей страны; 

    ?  уважительное         отношение        к    родителям,        к    старшим, 

   доброжелательное  отношение к сверстникам и  младшим; 

    ?  установление       дружеских       взаимоотношений         в    коллективе, 

    основанных на  взаимопомощи и взаимной поддержке; 

    ?  бережное, гуманное  отношение ко всему живому;      ?  знание   правил   вежливого   поведения,   культуры   речи,   умение 

   пользоваться     «волшебными»   словами,   быть   опрятным,   чистым, 

    аккуратным; 

    ?  стремление  избегать плохих поступков, не  капризничать, не быть 

   упрямым;  умение  признаться  в  плохом  поступке  и  анализировать  

    его; 

    ?  представления   о  возможном  негативном  влиянии  на  морально-

   психологическое       состояние     человека    компьютерных       игр,   кино, 

   телевизионных передач,  рекламы; 

    ?  отрицательное   отношение  к  аморальным  поступкам,  грубости, 

    оскорбительным  словам  и  действиям,  в   том  числе  в  содержании 

   художественных фильмов  и телевизионных передач. 

 

Виды деятельности и формы  занятий: 

    ?  получение   первоначального  представления   о  базовых  ценностях  

    отечественной       культуры,     традиционных         моральных       нормах 

   российских народов  (в процессе изучения учебных  инвариантных и  

   вариативных  предметов,  бесед,  экскурсий,  заочных   путешествий, 

   участия     в   творческой      деятельности,     такой    как    театральные  

   постановки,              литературно-музыкальные                  композиции, 

   художественные        выставки     и   др.,   отражающие       культурные      и  

   духовные традиции  народов России); 

    ?  получение   первоначальных  представлений   об  исторических   и  

   культурологических         основах      традиционных        религий      (через  

    содержание       учебных       предметов:       «Литературное        чтение», 

   «Окружающий  мир»,  «ИЗО»,  а  также  дисциплин,  изучаемых  по 

   выбору; 

    ?  ознакомление     по   своему    желанию     и   с  согласия   родителей    с  

   деятельностью       традиционных       религиозных      организаций      (путем  

   проведения экскурсий  в места богослужения, добровольного  участия в  

   подготовке      и   проведении      религиозных      праздников,     встреч    с  

   религиозными деятелями); 

    ?  участие   в  проведении  уроков  этики,  внеурочных  мероприятий, 

   направленных на  формирование представлений о  нормах морально-

   нравственного       поведения,     игровых     программах,      позволяющих  

   школьникам         приобретать        опыт       ролевого       нравственного  

   взаимодействия; 

    ?  ознакомление  с  основными  правилами   поведения  в  гимназии, 

    общественных  местах,  обучение  распознавать  хорошие  и  плохие              поступки  (в  процессе  бесед,  классных  часов,  просмотра   учебных  

            фильмов,        наблюдения         и     обсуждения         в     педагогически  

            организованной ситуации поступков,  поведения разных людей); 

            ?  усвоение           первоначального              опыта          нравственных 

            взаимоотношений   в   коллективе   класса   и   гимназии   -   овладение  

            навыками  вежливого,  приветливого,  внимательного  отношения   к  

            сверстникам, старшим и младшим  школьникам, взрослым, обучение 

            дружной игре, взаимной поддержке,  участию в коллективных играх, 

            приобретение опыта совместной  деятельности; 

            ?  посильное  участие  в   делах  благотворительности,  милосердия,  в  

            оказании     помощи      нуждающимся,         заботе    о   животных,      живых  

            существах, природе; 

            ?  получение       первоначальных        представлений        о   нравственных 

            взаимоотношениях в семье (участие  в беседах о семье, о родителях  

            и прародителях); 

            ?   расширение      опыта     позитивного      взаимодействия       в   семье    (в  

            процессе       проведения        «открытых»         семейных         праздников, 

            выполнения   и   презентации   совместно   с   родителями   творческих 

            проектов, проведения других мероприятий,  раскрывающих историю  

            семьи,     воспитывающих          уважение       к    старшему       поколению, 

            укрепляющих преемственность между  поколениями). 

          Направление «Ученик и его  отношение к труду» 

 

Цель:   воспитание   трудолюбия,   творческого   отношения   к   учению, 

         труду,  жизни. 

Ценности:  уважение  к  труду;  творчество  и  созидание;  стремление  к 

              познанию и истине; целеустремленность  и  настойчивость, 

              бережливость. 

Задачи: 

    ?  первоначальные  представления  о  нравственных  основах  учебы, 

    ведущей  роли  образования,  труда  и  значении  творчества  в  жизни  

    человека и общества; 

    ?  уважение к  труду и творчеству старших  и сверстников; 

    ?  элементарные  представления об основных профессиях; 

    ?  ценностное       отношение        к    учебе     как    виду     творческой 

    деятельности; 

    ?  элементарные  представления о роли знаний, науки, современного 

    производства в  жизни человека и общества;  

    ?  первоначальные  навыки  коллективной  работы,  в  том  числе  при  

    разработке и  реализации учебных и учебно-трудовых  проектов; 

    ?  умение  проявлять   дисциплинированность,  последовательность  и  

    настойчивость  в выполнении учебных и учебно-трудовых  заданий; 

    ?  умение соблюдать  порядок на рабочем месте; 

    ?         бережное   отношение   к   результатам   своего   труда,   труда  

    других людей,  к школьному имуществу, учебникам,  личным вещам; 

    ?         отрицательное отношение к лени  и небрежности в труде и  

    учебе, небережливому  отношению к результатам труда  людей.  

 

Виды деятельности и формы  занятий: 

     В    процессе      изучения      учебных      дисциплин       и    проведения 

внеурочных        мероприятий         учащиеся       1-4     классов      получают 

первоначальные   представления           о   роли   знаний,   труда    и   значении 

творчества в жизни  человека и общества: 

    ?         участвуют      в   экскурсиях     по   городу,    в   ходе    которых  

    знакомятся  с   различными  видами  труда,  знакомятся  с  различными 

    профессиями   в  ходе  экскурсий  на  производственные  предприятия, 

    встреч с представителями  разных профессий; 

    ?         узнают о профессиях своих  родителей, бабушек и дедушек, 

    участвуют  в   организации  и  проведении  презентаций  «Труд  наших  

    родных»;  ?         получают       первоначальные         навыки       сотрудничества, 

         ролевого     взаимодействия       со   сверстниками,      старшими      детьми, 

         взрослыми      в   учебно-трудовой      деятельности      (в   ходе   сюжетно- 

         ролевых      экономических       игр,   посредством       создания     игровых  

         ситуаций  по мотивам различных профессий,  проведения внеурочных 

         мероприятий        (праздники     труда,    ярмарки,     конкурсы      и   т.д.), 

         раскрывающих  перед детьми  широкий  спектр  профессиональной  и  

         трудовой  деятельности; 

          ?         приобретают  опыт уважительного и творческого  отношения  

         к  учебному труду (посредством презентации  учебных и творческих 

         достижений,        стимулирования         творческого      учебного       труда, 

         предоставления  гимназистам возможностей творческой  инициативы 

         в  учебном труде); 

          ?         учатся    творчески    применять      знания,    полученные      при  

         изучении   учебных   предметов   на   практике   (в   рамках   предмета 

         «Технология»,      участия     в  разработке     и   реализации     различных  

         проектов); 

          ?         приобретают   начальный  опыт  участия   в  различных  видах  

         общественно        полезной      деятельности      на    базе    гимназии      и  

         взаимодействующих            с    ней     учреждений         дополнительного  

         образования             (занятие           народными             промыслами, 

         природоохранительная  деятельность, трудовые акции, как  в учебное, 

         так  и в каникулярное время); 

          ?         приобретают   умения и навыки самообслуживания  в школе  

         и  дома; 

          ?         участвуют  во встречах и беседах с  выпускниками гимназии, 

         знакомятся   с   биографиями   выпускников,   показавших   достойные  

         примеры   высокого   профессионализма,   творческого   отношения   к  

         труду  и  жизни. 

Направление «Ученик и  его здоровье» 

 

      Цель: формирование  ценностного отношения к здоровью  и здоровому  

               образу жизни. 

      Ценности:  здоровье  физическое  и  стремление  к  здоровому  образу 

                     жизни,        здоровье        нравственное          и      социально- 

                     психологическое. 

      Задачи: 

          ?   ценностное отношение к  своему здоровью, здоровью родителей, 

          членов своей семьи, педагогов,  сверстников; 

          ?   элементарные       представления       о   единстве      и   взаимовлиянии  

          различных  видов  здоровья  человека:  физического,  нравственного     (душевного),      социально-психологического          (здоровья    семьи     и  

   школьного коллектива); 

   ?   элементарные  представления о влиянии нравственности  человека 

   на состояние его  здоровья и здоровья окружающих  его людей; 

   ?   понимание  важности физической культуры  и спорта для здоровья 

   человека, его образования,  труда и творчества; 

   ?   знание     и    выполнение       санитарно-гигиенических          правил, 

   соблюдение здоровьесберегающего  режима дня; 

   ?   интерес   к  прогулкам  на  природе,  подвижным  играм,  участию   в  

   спортивных соревнованиях; 

   ?   первоначальные      представления      об  оздоровительном       влиянии  

   природы на человека; 

   ?   первоначальные  представления о возможном негативном  влиянии  

   компьютерных игр,  телевидения, рекламы на здоровье  человека; 

   ?   отрицательное      отношение     к   невыполнению       правил    личной 

   гигиены и санитарии,  уклонению от занятий физкультурой. 

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание в старших классах