Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:22, реферат
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно- досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.
Виды деятельности и формы занятий:
? приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни,
возможностях человеческого организма, об основных условиях и
способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры,
бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных
мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами,
представителями профессий,
предъявляющих высокие
здоровью);
? участие в беседах о значении занятий физическими
упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на
природе для укрепления своего здоровья;
? практическое освоение методов и форм физической культуры,
здоровьесбережения,
простейших элементов
(на уроках физической культуры, в спортивных секциях гимназии и
внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных
игр, туристических
походов, спортивных
? составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его
выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях,
соблюдение санитарно-
? получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей
одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться
оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания
(здоровьесберегающими
процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и
тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных
и медицинских учреждений);
? получение элементарных представлений о взаимосвязи,
взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и
социального-психологического
ходе бесед с педагогами, психологом
и социальным педагогом
медицинскими работниками,
? получение знаний о возможном негативном влиянии
компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в
рамках бесед с педагогами, психологом, медицинскими
работниками, родителями). Направление «Ученик и его отношение к природе»
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей
среде (экологическое
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля;
экологическое сознание.
Задачи:
? развитие интереса к природе, природным явлениям и формам
жизни, понимание активной
? ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
? элементарный опыт
? бережное отношение к растениям и животным.
Виды деятельности и формы занятий:
? усвоение элементарных представлений об экокультурных
ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре
народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в
ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин,
бесед, просмотра учебных
? получение первоначального опыта эмоционально-чувственного
непосредственного взаимодействия с природой, экологически
грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки,
туристических походов и
? получение первоначального опыта участия в
природоохранительной
участке, экологических акциях, десантах, высадка растений,
создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от
мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации
коллективных природоохранных
? усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с
природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с
природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с
родителями в экологической
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и
ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое
развитие.
Задачи:
? представления
о душевной и физической
? умение видеть
красоту природы, труда и
? интерес к чтению, произведениям искусства, детским
спектаклям, концертам, выставкам;
? интерес к
занятиям художественным
? стремление к опрятному внешнему виду;
? отрицательное отношение к некрасивым поступкам и
неряшливости.
Виды деятельности и формы занятий:
? получение элементарных представлений об эстетических идеалах
и художественных ценностях культуры России, культур народов
России
(в ходе изучения
инвариантных и вариативных
посредством встреч с представителями творческих профессий,
экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества
и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и
парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями
искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным
фильмам);
? ознакомление с эстетическими идеалами, традициями
художественной
культуры родного края, с фольклором
и народными художественными
дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности,
внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками
культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей
исполнителей народной музыки, художественных мастерских,
театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного
творчества, тематических выставок);
? обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе
родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве
гимназии и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в
разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание
стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре
учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе,
городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту
окружающего мира через художественные образы;
? обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей,
знакомство с местными мастерами прикладного искусства,
наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и
некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о
прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных
передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло,
отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего,
созидательное от разрушительного);
? получение первоначального опыта самореализации в различных
видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных
видах и формах художественного творчества (на уроках
художественного труда и в системе учреждений дополнительного
образования);
? участие вместе с родителями в проведении выставок семейного
художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-
краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых
программ, включая посещение объектов художественной культуры с
последующим представлением в образовательном учреждении своих
впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
? получение элементарных представлений о стиле одежды как
способе выражения внутреннего душевного состояния человека;
? участие в художественном оформлении помещений школы и
классной комнаты.
Данные направления
реализуются на различных
•
учебном (в рамках изучения
предметов, предусмотренных
учебным планом: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», «Технология», «Физическая культура и
т.д., а также дисциплин, изучаемых по выбору);
• внеучебном (организация педагогического сопровождения и
педагогической помощи гимназистам с учетом особенностей
социализации каждой конкретной личности; организация работы как
с несомненными
позитивными феноменами
так и в режиме проблематизации, критического осмысления - с
проблемными феноменами культуры);
• институциональном (жизнь в школе организована таким образом,
чтобы в условиях щкольного сообщества как демократического
правового пространства
востребовались гражданские
школьников, чтобы
возникала ситуативная
побуждающая их обращаться к совместно принятым нормам и
поступать в соответствии с ними;
• социально-проектном (предложение и реализация общественно
значимых проектов, связанных с совместными действиями
школьников и местных органов власти).
Взаимодействие школы и семьи.
Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных
представителей)
Задачи:
? создать условия для активного и полезного взаимодействия
школы и семьи
по вопросам воспитания
? позитивно влиять на формирование у детей и родителей
позитивных семейных ценностей;
? преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в
отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки
соответствующие организации;
? способствовать
демонстрации положительного
детей в семье;
? создавать условия для духовного общения детей и родителей;
? создать систему целенаправленной работы для психолого-
педагогического
просвещения родителей и
досуга детей и родителей.
Система работы школы по повышению педагогической культуры
родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана
на следующих принципах:
?
совместная педагогическая
том числе в определении основных направлений, ценностей и
приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному
развитию и воспитанию младших школьников, в разработке
содержания и реализации программ духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих
Информация о работе Духовно-нравственное воспитание в старших классах