Духовно-нравственное воспитание в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:22, реферат

Краткое описание

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно- досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

ПРОГРАММА ДУХОВНО.docx

— 61.93 Кб (Скачать)

 

Виды деятельности и формы  занятий: 

   ?   приобретение   познаний   о   здоровье,   здоровом   образе   жизни, 

   возможностях  человеческого   организма,  об  основных  условиях  и  

   способах укрепления  здоровья (в ходе уроков физической  культуры, 

   бесед,    просмотра     учебных     фильмов,     в   системе    внеклассных  

   мероприятий,      включая     встречи     со   спортсменами,      тренерами, 

   представителями профессий,  предъявляющих высокие требования  к  

   здоровью);  

   ?   участие     в   беседах      о   значении      занятий     физическими  

   упражнениями,       активного    образа    жизни,    спорта,   прогулок     на 

   природе для укрепления  своего здоровья;  

   ?   практическое  освоение  методов  и  форм  физической  культуры, 

   здоровьесбережения, простейших элементов спортивной  подготовки 

   (на уроках физической  культуры, в спортивных секциях  гимназии и  

   внешкольных учреждений, при подготовке и проведении  подвижных  

   игр, туристических  походов, спортивных соревнований); 

   ?   составление   здоровьесберегающего  режима  дня   и  контроль  его  

   выполнения,      поддержание      чистоты    и   порядка    в   помещениях, 

   соблюдение санитарно-гигиенических  норм труда и отдыха; 

   ?   получение   навыков  следить  за  чистотой  и  опрятностью  своей  

   одежды,     за   чистотой    своего    тела,   рационально      пользоваться 

   оздоровляющим   влиянием  природных  факторов  (солнца,  чистого   воздуха,     чистой      воды),      экологически        грамотного       питания  

            (здоровьесберегающими            формами       досуговой       деятельности        в  

            процессе      бесед,     просмотра       учебных      фильмов,       игровых      и  

            тренинговых  программ  в   системе  взаимодействия  образовательных  

            и медицинских учреждений); 

            ?  получение        элементарных         представлений         о     взаимосвязи, 

            взаимозависимости  здоровья  физического,  нравственного  (душевного)  и  

            социального-психологического здоровья  семьи и школьного коллектива - в  

            ходе бесед с педагогами, психологом  и социальным педагогом гимназии, 

            медицинскими работниками, родителями; 

            ?  получение        знаний       о    возможном         негативном        влиянии  

            компьютерных  игр,  телевидения,  рекламы  на  здоровье  человека  (в  

            рамках      бесед      с    педагогами,        психологом,        медицинскими 

            работниками, родителями).  Направление  «Ученик и его отношение к  природе» 

         

        Цель:  воспитание  ценностного  отношения   к  природе,  окружающей 

                  среде (экологическое воспитание). 

        Ценности:        родная      земля;     заповедная       природа;      планета      Земля; 

                        экологическое сознание. 

        Задачи: 

            ?   развитие  интереса  к   природе,  природным  явлениям  и  формам 

            жизни, понимание активной роли  человека в природе; 

            ?   ценностное отношение к  природе и всем формам жизни; 

            ?   элементарный опыт природоохранительной  деятельности; 

            ?   бережное отношение к  растениям и животным. 

         

        Виды  деятельности и формы занятий: 

            ?   усвоение       элементарных          представлений         об     экокультурных  

            ценностях,  традициях  этического  отношения  к  природе   в  культуре 

            народов  России,  других  стран,   нормах   экологической  этики,  об     экологически  грамотном   взаимодействии  человека  с   природой  (в  

          ходе  изучения  инвариантных  и  вариативных  учебных   дисциплин, 

          бесед, просмотра учебных фильмов); 

          ?  получение  первоначального   опыта   эмоционально-чувственного  

          непосредственного         взаимодействия        с   природой,      экологически 

          грамотного   поведения   в   природе   (в   ходе   экскурсии,   прогулки, 

          туристических походов и путешествий  по родному краю); 

          ?  получение           первоначального             опыта         участия          в  

          природоохранительной деятельности (в гимназии и на пришкольном  

          участке,    экологических        акциях,     десантах,     высадка     растений, 

          создание     цветочных      клумб,    очистка    доступных      территорий      от 

          мусора,  подкормка  птиц  и   т.д.),  участие  в  создании  и  реализации 

          коллективных природоохранных проектов; 

          ?  усвоение      в   семье    позитивных       образцов     взаимодействия        с  

          природой,  (при поддержке родителей  расширение опыта общения с  

          природой,   заботы   о   животных   и   растениях,   участие   вместе   с  

          родителями в экологической деятельности  по месту жительства).  Направление  «Ученик и Мир прекрасного» 

 

Цель:       воспитание        ценностного         отношения        к     прекрасному, 

         формирование         представлений        об   эстетических       идеалах      и  

         ценностях  (эстетическое воспитание). 

Ценности:  красота;  гармония;  духовный  мир  человека;  эстетическое 

               развитие. 

 

Задачи: 

    ?  представления  о душевной и физической красоте  человека; 

    ?  умение видеть  красоту природы, труда и творчества; 

    ?  интерес       к    чтению,       произведениям         искусства,       детским  

    спектаклям, концертам,  выставкам; 

    ?  интерес к  занятиям художественным творчеством; 

    ?  стремление  к опрятному внешнему виду; 

    ?  отрицательное         отношение         к    некрасивым         поступкам        и  

    неряшливости. 

 

Виды деятельности и формы  занятий: 

    ?  получение  элементарных представлений об  эстетических идеалах  

    и  художественных  ценностях  культуры  России,  культур  народов  

    России  

    (в ходе изучения  инвариантных и вариативных учебных  дисциплин, 

    посредством       встреч    с  представителями         творческих      профессий, 

    экскурсий на  художественные производства, к  памятникам зодчества  

    и  на  объекты   современной  архитектуры,  ландшафтного  дизайна  и  

    парковых      ансамблей,      знакомства       с   лучшими       произведениями 

    искусства   в   музеях,   на   выставках,   по   репродукциям,   учебным  

    фильмам);  

    ?  ознакомление          с     эстетическими         идеалами,        традициями 

    художественной  культуры родного края, с фольклором  и народными  художественными        промыслами       (в   ходе   изучения     вариативных  

дисциплин,  в  системе   экскурсионно-краеведческой  деятельности, 

внеклассных   мероприятий,         включая     шефство   над     памятниками 

культуры     вблизи    школы,     посещение      конкурсов     и   фестивалей 

исполнителей       народной     музыки,      художественных       мастерских, 

театрализованных        народных       ярмарок,     фестивалей      народного 

творчества, тематических выставок); 

?   обучение    видеть    прекрасное     в   окружающем       мире,    природе  

родного    края,   в  том,   что   окружает   учащихся       в   пространстве 

гимназии  и  дома,  сельском  и  городском  ландшафте,  в  природе  в 

разное   время   суток   и   года,   в   различную   погоду.   Разучивание 

стихотворения,      знакомство     с  картинами,     участие     в  просмотре 

учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, 

городских   и   сельских   ландшафтах.   Обучение   понимать   красоту 

окружающего  мира через  художественные образы; 

?   обучение     видеть    прекрасное     в   поведении     и   труде   людей, 

знакомство      с   местными       мастерами      прикладного       искусства, 

наблюдение      за   их  работой,    (участие    в   беседах    «Красивые      и 

некрасивые  поступки»,  «Чем  красивы  люди  вокруг  нас»,  беседах  о 

прочитанных       книгах,   художественных        фильмах,     телевизионных 

передачах,  компьютерных  играх;  обучение  различать  добро  и  зло, 

отличать     красивое      от    безобразного,      плохое     от    хорошего, 

созидательное от разрушительного); 

?   получение  первоначального   опыта  самореализации  в   различных  

видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных 

видах     и    формах      художественного        творчества      (на   уроках 

художественного  труда  и  в  системе  учреждений  дополнительного 

образования); 

?   участие  вместе  с  родителями  в  проведении  выставок  семейного  

художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-

краеведческой       деятельности,      реализации      культурно-досуговых 

программ, включая посещение  объектов художественной культуры с 

последующим представлением в образовательном учреждении своих 

впечатлений и созданных  по мотивам экскурсий творческих работ; 

?   получение   элементарных   представлений   о   стиле   одежды   как  

способе выражения внутреннего  душевного состояния человека; 

?   участие   в   художественном   оформлении   помещений   школы   и  

классной комнаты. 

   Данные направления  реализуются на различных уровнях: 

       •   учебном (в рамках изучения  предметов, предусмотренных базисным 

           учебным       планом:       «Русский       язык»,      «Литературное          чтение»,      «Окружающий  мир», «ИЗО», «Технология», «Физическая  культура и  

   т.д., а также дисциплин,  изучаемых по выбору); 

•   внеучебном       (организация      педагогического       сопровождения        и 

    педагогической      помощи      гимназистам      с   учетом    особенностей 

    социализации каждой  конкретной личности; организация  работы как  

    с несомненными  позитивными феноменами культуры  своей страны, 

   так  и  в   режиме  проблематизации,  критического  осмысления  -  с  

    проблемными феноменами  культуры); 

•   институциональном  (жизнь  в  школе  организована  таким  образом, 

    чтобы   в   условиях    щкольного     сообщества     как   демократического 

    правового пространства  востребовались гражданские качества  и умения 

    школьников,  чтобы   возникала  ситуативная  гражданская   активность, 

    побуждающая      их   обращаться     к   совместно    принятым     нормам     и  

    поступать в  соответствии с ними; 

•   социально-проектном   (предложение   и   реализация   общественно 

    значимых      проектов,     связанных      с   совместными        действиями 

    школьников и  местных органов власти). 

       Взаимодействие  школы и семьи.  

 

 

Цель:    повышение       педагогической      культуры     родителей     (законных 

         представителей) 

 

Задачи: 

    ?  создать   условия   для   активного   и   полезного   взаимодействия 

    школы и семьи  по вопросам воспитания учащихся; 

    ?  позитивно     влиять    на   формирование       у   детей    и  родителей  

    позитивных семейных  ценностей; 

    ?  преодолевать  негативные  тенденции  в   воспитании  учащихся  в  

    отдельных     семьях,   привлекать     с   целью    помощи   и     поддержки  

    соответствующие  организации; 

    ?  способствовать  демонстрации положительного опыта  воспитания 

    детей в семье; 

    ?  создавать  условия для духовного общения  детей и родителей; 

    ?  создать    систему     целенаправленной       работы     для    психолого- 

    педагогического  просвещения родителей и совместного  проведения 

    досуга детей  и родителей. 

Система   работы   школы   по   повышению   педагогической   культуры 

родителей      (законных     представителей)       в   обеспечении       духовно-нравственного  развития и воспитания  младших  школьников  основана 

на следующих  принципах: 

   ?          совместная педагогическая деятельность  семьи и школы, в  

   том   числе   в   определении   основных   направлений,   ценностей   и  

   приоритетов      деятельности      школы      по   духовно-нравственному  

   развитию     и   воспитанию      младших      школьников,     в   разработке 

   содержания       и    реализации      программ      духовно-нравственного  

   развития  и   воспитания  обучающихся,  оценке  эффективности  этих 

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание в старших классах