Духовно-нравственное воспитание в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:22, реферат

Краткое описание

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно- досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

ПРОГРАММА ДУХОВНО.docx

— 61.93 Кб (Скачать)

родителей  путем  организации  совместных  мероприятий,  праздников, 

акций: День здоровья, «Папа, мама я – спортивная семья», Посвящение 

в  воспитанники,        праздник     Букваря,   Рождественские       праздники, 

театральные  постановки  к  дню  учителя  и  дню  мамы,  23  февраля  , 

Праздник золотой осени,  расширение партнёрских взаимоотношений  с 

родителями  путем  привлечения  их  к  активной  деятельности в составе 

Совета   школы,   активизации   деятельности   родительских   комитетов 

классных  коллективов  учащихся,  проведения  совместных  школьных 

акций в микрорайоне школы . 

 

6.  Ожидаемые        результаты     духовно-нравственного         развития      и  

воспитания учащихся 

       По  каждому   из  заявленных  направлений   духовно-нравственного  

развития  и  воспитания  обучающихся  на  ступени  начального  общего 

образования планируется  достижение следующих результатов:  

       1)   Воспитание   гражданственности,   патриотизма,   уважения   к  

правам, свободам и обязанностям человека: 

—   ценностное  отношение   к  России,   своему  народу,  своему  краю, 

отечественному  культурно-историческому  наследию,  государственной 

символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, 

народным традициям, старшему поколению; 

— элементарные представления  о России как государстве и  социальной 

структуре     российского     общества,    наиболее     значимых      страницах 

истории  страны,  о  традициях  и  культурном  достоянии  своего  края,  о 

примерах исполнения гражданского и патриотического долга; 

—    первоначальный        опыт    постижения      ценностей      гражданского 

общества, национальной истории  и культуры;  —   опыт    ролевого   взаимодействия,     социальной    и   межкультурной 

коммуникации; 

—   начальные     представления    о  правах    и  обязанностях    человека, 

гражданина, семьянина, товарища. 

      2) Воспитание  нравственных чувств и этического  сознания: 

—    начальные    представления     о   моральных     нормах    и  правилах 

нравственного     поведения,    в   том   числе    об   этических     нормах 

взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями 

разных убеждений, представителями  различных социальных групп; 

—   нравственно-этический      опыт    взаимодействия     со  сверстниками, 

старшими     и   младшими      детьми,    взрослыми     в   соответствии    с 

общепринятыми нравственными  нормами; 

— уважительное отношение  к традиционным религиям; 

— неравнодушие к жизненным  проблемам других людей, сочувствие к 

человеку, находящемуся в  трудной ситуации; 

— способность эмоционально реагировать на негативные проявления в 

детском  обществе  и  обществе  в  целом,  анализировать  нравственную 

сторону своих поступков  и поступков других людей; 

— уважительное отношение  к родителям (законным представителям), к 

старшим, заботливое отношение  к младшим; 

—   знание   традиций   своей   семьи   и   образовательного   учреждения, 

бережное отношение к  ним. 

      3)  Воспитание  трудолюбия,  творческого  отношения   к  учению, 

труду, жизни: 

—   ценностное   отношение   к   труду   и   творчеству,   человеку   труда, 

трудовым достижениям  России и человечества, трудолюбие; 

— ценностное и творческое отношение к учебному труду; 

— элементарные представления  о различных профессиях; 

—  первоначальные  навыки  трудового  творческого  сотрудничества  со 

сверстниками, старшими детьми и взрослыми; 

—   осознание    приоритета     нравственных    основ    труда,  творчества, 

создания нового; 

—  первоначальный  опыт  участия  в  различных   видах  общественно 

полезной и личностно  значимой деятельности; 

—   потребности   и   начальные   умения   выражать   себя   в   различных 

доступных и наиболее привлекательных  для ребёнка видах творческой 

деятельности; 

—     мотивация     к   самореализации       в   социальном      творчестве, 

познавательной и практической, общественно полезной деятельности.        4)   Формирование      ценностного     отношения      к  здоровью     и 

здоровому образу жизни: 

—  ценностное  отношение  к  своему  здоровью,  здоровью  близких  и 

окружающих людей; 

—      элементарные       представления       о    взаимообусловленности 

физического,    нравственного,     социально-психологического       здоровья 

человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья 

человека; 

— первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; 

—   первоначальные   представления   о   роли   физической   культуры   и 

спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; 

—   знания   о   возможном   негативном   влиянии      компьютерных   игр, 

телевидения, рекламы на здоровье человека. 

      5)  Воспитание  ценностного  отношения  к   природе,  окружающей 

среде (экологическое воспитание): 

— ценностное отношение к  природе; 

—  первоначальный  опыт  эстетического,  эмоционально-нравственного 

отношения к природе; 

—    элементарные      знания    о   традициях     нравственно-этического 

отношения к природе в  культуре народов России, нормах экологической 

этики; 

—  первоначальный  опыт  участия  в  природоохранной  деятельности  в 

школе, на пришкольном участке, по месту жительства; 

— личный опыт участия в  экологических инициативах, проектах. 

      6)    Воспитание     ценностного      отношения      к   прекрасному, 

формирование  представлений  об  эстетических  идеалах  и  ценностях 

(эстетическое воспитание): 

— первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; 

—  первоначальные  умения  видеть  красоту  в  поведении,  поступках 

людей; 

—  элементарные  представления  об  эстетических  и  художественных 

ценностях отечественной  культуры; 

—    первоначальный     опыт    эмоционального     постижения     народного 

творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; 

—   первоначальный      опыт   эстетических    переживаний,     наблюдений 

эстетических объектов в  природе и социуме, эстетического  отношения 

к окружающему миру и самому себе; 

—    первоначальный      опыт    самореализации      в   различных     видах 

творческой    деятельности,     формирование      потребности     и   умения 

выражать себя в доступных  видах творчества;  —  мотивация  к  реализации  эстетических  ценностей  в  пространстве 

образовательного учреждения и семьи. 

 

       Основные        результаты        духовно-нравственного           развития       и  

воспитания        учащихся       оцениваются        в   рамках      мониторинговых 

процедур,      в   которых     ведущими       методами      являются:      экспертные 

суждения       (родителей,       партнёров       школы);      анонимные         анкеты, 

позволяющие           анализировать       (не   оценивать)      ценностную        сферу 

личности;      различные   тестовые   инструменты,   созданные   с   учетом 

возраста; самооценочные  суждения  детей.   

        

       К результатам,  не подлежащим итоговой оценке  индивидуальных 

достижений выпускников  начальной школы, относятся: 

        ?  ценностные  ориентации  выпускника,  которые  отражают  его  

           индивидуально-личностные                    позиции             (этические, 

           эстетические,          религиозные           взгляды,        политические 

           предпочтения и др.); 

        ?  характеристика            социальных           чувств         (патриотизм, 

           толерантность, гуманизм и др.)

        ?  индивидуальные           личностные         характеристики         (доброта, 

           дружелюбие, честность и т.п.). 

 

       Оценка      и   коррекция      развития     этих    и   других     личностных 

результатов          образовательной             деятельности           обучающихся 

осуществляется  в  ходе  постоянного  наблюдения  педагога  в  тесном 

сотрудничестве с семьей ученика.  

                                              

                 Функциональное обеспечение программы. 

Директор  

Функции:        Обеспечение         системного        подхода       к     организации 

          воспитательного процесса, создание  необходимых условий для  

          проявления  активной  жизненной   позиции,  гражданственности  

          и       патриотизма,          духовно-нравственного              воспитания 

          обучающихся,   обеспечение   эффективного   взаимодействия   и  

          сотрудничество         с    органами        местного       самоуправления, 

          общественностью,            родителями;         анализ       состояния        и  

          совершенствование идеологической  и воспитательной работы с  

          учащимися,  педагогами и родителями. 

 

Заместитель директора по воспитательной работе  Функции:  Организация  мониторинга  эффективности  воспитательной 

         работы  в школе;  взаимодействие с  органами государственного 

         управления      по   проблемам      гражданско-патриотического         и  

         духовно-нравственного         воспитания      обучающихся;       анализ 

         результатов     изучения    ценностных      ориентаций,     интересов, 

         потребностей,   идеалов   обучающихся.   Организация   условий  

         для   реализации   учащимися   активной   жизненной           позиции, 

         социальных      устремлений,      качеств    гражданина,      патриота, 

         труженика;      координация      деятельности       всех    участников 

         воспитательного  процесса, родителей, учащихся, направленная 

         на    реализацию      идеологии     и   поддержку     государственной  

         политики  в условиях гимназии; разработка  оптимальной модели 

         воспитательного   процесса  и  идеологической  работы  с  учётом 

         специфики  учебного заведения, контингента  обучающихся. 

 

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе 

Функции:     Осуществление       контроля    за  качеством     и  содержанием 

         образования  и воспитания обучающихся; создание  условий для  

         обеспечения      качества     воспитательной      и   идеологической 

         работы,    для      проведения     профилактической        работы    по 

         преодолению        асоциального       поведения      учащихся,      для  

         организации   изучения  личностного  и   социального  развития 

         учащихся,      психологического        климата      в   группах,      во 

         взаимодействии   с   родителями   и   общественностью   в   целях  

         оптимизации  процесса воспитания. 

Классный руководитель 

Функции:   Создание     системы     духовно-нравственного        воспитания     с 

         классом   на  весь  период  обучения;  постоянный  мониторинг 

         эффективности       воспитательной      деятельности     и   динамики 

         личностного      развития    учащихся;     стимулирование       планов 

         самовоспитания  и  саморазвития  учащихся;  взаимодействие  в  

         воспитательной      и   идеологической      работе      с   учащимися  

         родителей,       представителей        органов       государственного 

         управления,       правоохранительных,         распорядительной         и  

         исполнительной       власти,   депутатов,    авторитетных     деятелей 

         культуры,      науки,     искусства;      формирование        активной 

         жизненной      позиции,     создание     условий     для   социальной 

         адаптации      учащихся,      формирования        гражданственности, 

         патриотизма,        коллективизма,        участие       в     создании 

         воспитывающей        среды     учебного     заведения,    обеспечение   Функции:  Организация  мониторинга   эффективности  воспитательной 

         работы  в школе;  взаимодействие с  органами государственного 

         управления      по   проблемам      гражданско-патриотического         и  

         духовно-нравственного         воспитания      обучающихся;       анализ 

         результатов     изучения    ценностных      ориентаций,     интересов, 

         потребностей,   идеалов   обучающихся.   Организация   условий  

         для   реализации   учащимися   активной   жизненной           позиции, 

         социальных      устремлений,      качеств    гражданина,      патриота, 

         труженика;      координация      деятельности       всех    участников 

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание в старших классах