Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:22, реферат
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно- досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.
программ;
? сочетание педагогического просвещения с педагогическим
самообразованием родителей;
? педагогическое внимание, уважение и требовательность к
родителям;
? поддержка и индивидуальное сопровождение становления
   и развития педагогической 
культуры каждого из родителей;
   ?          
содействие родителям в 
воспитания детей;
? опора на положительный опыт семейного воспитания.
Содержание воспитательной работы:
? создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-
ценностной сфере детей и родителей;
? изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в
семьях учащихся;
? сотрудничество с общественными и правовыми организациями с
целью сохранения физического и психического здоровья и
благополучия каждого ребёнка в семье;
? создание благоприятной атмосферы общения, направленной на
преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания
учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;
? удовлетворение потребностей родителей в консультативной
       помощи 
психолого-социальной службы 
   ?   разностороннее 
просвещение родителей по 
и педагогики, воспитания учащихся, использование активных
       форм 
просветительской деятельности;
? организация проведения совместного досуга родителей и
учащихся; ? создание благоприятной атмосферы общения, направленной на
               
преодоление конфликтных 
- родитель»;
? привлечение родителей к активному участию в жизни гимназии,
               
формированию внутренней 
? демонстрация достижений родителей в воспитании детей,
               
положительного опыта 
? поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы
Формы внеклассной работы:
? родительские собрания, посещение семей учащихся;
? анкетирование;
? тематические классные часы, посвящённые истории рода и
семьи;
? семейные праздники;
? спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и
матерей;
? календарные праздники – День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1
сентября, День учителя, праздник вступления в школьную жизнь
и т.д.;
? тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и
групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
? походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы
               
родительско-ученических       
               
интеллектуальные марафоны 
? дни творчества, дни открытых дверей. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
            
РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ 
                          
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 
        В 
результате реализации 
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
        должно 
обеспечиваться достижение 
? воспитательных результатов – тех духовно-нравственных
приобретений, которые получил ученик вследствие участия
в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя
в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и
окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и
                       
прочувствовал нечто как 
? эффекта – последствия результата, то, к чему привело
достижение результата (развитие ученика как личности,
                       
формирование его 
При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие
личности обучающегося, формирование его социальной
компетентности и т.д. становится возможным благодаря
воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-
нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего
окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным
усилиям самого обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников
распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником
социальных знаний (об общественных нормах, устройстве
общества, социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т.п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни. Для
достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в
основном и дополнительном образовании) как значимыми
для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта
            
переживания и позитивного 
общества, ценностного отношения к социальной реальности
            
в целом. Для достижения 
значение имеет взаимодействие обучающихся между собой
на уровне класса, школе, т.е. в защищенной, дружественной
просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не
получает) первое практическое подтверждение
            
приобретенных социальных 
отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в
самостоятельном общественном действии юный человек
действительно становится (а не просто узнает о том, как
стать) гражданином, социальным деятелем, свободным
человеком. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие школьника
представителями различных социальных субъектов за
пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно
возрастают воспитательные эффекты:
? на первом уровне воспитание приближено к обучению, при
этом предметом воспитания как учения являются не
столько научные знания, сколько знания о ценностях;
          
?   на  третьем  уровне  
создаются  необходимые  
участия обучающихся в нравственно-ориентированной
              
социально значимой 
Предполагаемым результатом данной духовно-нравственной
воспитательной программы является формирование у детей навыков
самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.
Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное
звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться
принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки,
передавать свой опыт своим сверстникам.
В результате реализации Программы ожидается:
    1.  В учреждении, 
как в образовательной системе:
? создание системы работы по духовно-нравственному и
              
гражданско-патриотическому 
          
?   обогащение содержания духовно-
              
гражданско-патриотического 
          
?   вовлечение в работу духовно-
              
гражданско-патриотического 
              
всех субъектов 
2. В образе выпускника:
? в познавательной сфере: развитие творческих
способностей;
? в историко – краеведческой сфере: осознание
ответственности за судьбу страны, формирование
гордости за сопричастность к деяниям предыдущих
поколений;
? в социальной сфере: способность к самореализации в
пространстве российского государства, формирование
активной жизненной позиции; знание и соблюдение
норм правового государства;
              
?  в       духовно-нравственной          
обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в
практической деятельности.
Воспитанники:
? дружны между собой, внимательны друг к другу и к
окружающим, открыты миру и людям;
   ?   они  обладают  
индивидуальными  
умеют работать творчески, умеют самостоятельно добывать
знания, не пугаются нестандартных ситуаций, а с интересом
ищут и находят их решение;
   ?   они самостоятельны, 
владеют самоконтролем и 
? они способны к изменению самих себя.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный
заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной
жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы
должна стать активная 
гражданская позиция и 
обучающихся, как основа личности гражданина России.
Диагностика:
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения
дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что,
в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и
экономной. Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных 
особенностей личности 
? общие сведения;
? способности;
? темперамент;
? самооценка;
? успешность в деятельности;
? уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
? социометрия;
? социально-психологический климат в классе;
? общие сведения.
3. Формы диагностики:
? анкетирование;
? тестирование;
? наблюдение; ? беседы.
              
Критерии успешности 
? Результаты диагностических исследований нравственного
роста личности школьников – положительная динамика
роста позитивных отношений к нравственным
ценностям.
? Результаты исследования формирования классных
коллективов – рост суммы баллов активности и качества
участия классных коллективов в общественной жизни.
? Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их
родителями - положительная динамика по годам.
? Уровень активности участия всех сторон образовательного
процесса в самоуправлении школой – положительная
динамика числа участников и их предложений по
Информация о работе Духовно-нравственное воспитание в старших классах