Духовно-нравственное воспитание в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:22, реферат

Краткое описание

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно- досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

ПРОГРАММА ДУХОВНО.docx

— 61.93 Кб (Скачать)

   программ; 

   ?          сочетание  педагогического   просвещения с  педагогическим 

   самообразованием  родителей; 

   ?          педагогическое  внимание,  уважение  и  требовательность  к  

   родителям; 

   ?          поддержка  и  индивидуальное  сопровождение  становления  

   и развития педагогической  культуры каждого из родителей; 

   ?          содействие родителям в решении  индивидуальных проблем  

   воспитания детей; 

   ?          опора на положительный опыт  семейного воспитания. 

 

Содержание воспитательной работы: 

   ?   создание   банка   данных   о   семьях   учащихся   и   потребностно-

       ценностной  сфере детей и родителей; 

   ?   изучение   взаимоотношений   детей   и   родителей,   атмосферы   в  

       семьях  учащихся; 

   ?   сотрудничество  с общественными и правовыми  организациями с  

       целью    сохранения     физического     и  психического      здоровья    и  

       благополучия  каждого ребёнка в семье; 

   ?   создание  благоприятной  атмосферы   общения,  направленной  на 

       преодоление     конфликтных      ситуаций     в  процессе    воспитания 

       учащихся  в системе «учитель – ученик  – родитель»; 

   ?   удовлетворение      потребностей      родителей     в  консультативной  

       помощи  психолого-социальной службы школы  

   ?   разностороннее  просвещение родителей по вопросам  психологии 

       и   педагогики,  воспитания   учащихся,  использование  активных 

       форм  просветительской деятельности; 

   ?   организация     проведения      совместного      досуга    родителей     и  

       учащихся;    ?   создание  благоприятной   атмосферы  общения,  направленной  на 

               преодоление конфликтных ситуаций  в системе «учитель – ученик 

               - родитель»; 

           ?   привлечение родителей к  активному  участию в жизни  гимназии, 

               формированию внутренней политики  школьной жизни; 

           ?   демонстрация      достижений       родителей     в   воспитании      детей, 

               положительного опыта семейного  воспитания; 

           ?   поощрение родителей, активно  участвующих в жизни школы  

        Формы  внеклассной работы: 

           ?   родительские собрания, посещение  семей учащихся; 

           ?   анкетирование;  

           ?   тематические     классные     часы,   посвящённые   истории   рода   и  

               семьи; 

           ?   семейные праздники; 

           ?   спортивные  состязания  с  участием  бабушек,  дедушек,  отцов  и  

               матерей; 

           ?   календарные  праздники   –  День  Матери,  8  марта,  23  февраля,  1 

               сентября, День учителя, праздник  вступления в школьную жизнь  

               и т.д.; 

           ?   тренинги    родительского      взаимодействия,       индивидуальные       и  

               групповые консультации, беседы  с детьми и родителями; 

           ?   походы      выходного      дня,     экскурсии,      викторины,      КВНы 

               родительско-ученических         и  семейных      команд,     брейн-ринги, 

               интеллектуальные марафоны родителей  и детей; 

           ?   дни творчества, дни открытых  дверей.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО  

            РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА СТУПЕНИ  

                          НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  

        В  результате реализации программы  духовно-нравственного развития  и  

        воспитания  обучающихся  на  ступени   начального  общего  образования  

        должно  обеспечиваться достижение обучающимися: 

                   ?   воспитательных результатов  – тех духовно-нравственных 

                       приобретений, которые получил ученик  вследствие участия  

                       в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя 

                       в   каком-либо       мероприятии,        некое    знание      о   себе    и  

                       окружающих, опыт  самостоятельного  действия, пережил  и  

                       прочувствовал нечто как ценность).  

                   ?   эффекта  –  последствия   результата,  то,  к  чему  привело  

                       достижение  результата  (развитие   ученика  как  личности, 

                       формирование его компетентности, идентичности и т.д.).   

     При    этом    учитывается,     что   достижение      эффекта     -  развитие 

личности        обучающегося,          формирование           его      социальной 

компетентности         и     т.д.    становится        возможным         благодаря 

воспитательной   деятельности   педагога,   других   субъектов   духовно-

нравственного   развития   и   воспитания   (семьи,   друзей,   ближайшего 

окружения,     общественности,       СМИ      и  т.п.),  а  также    собственным 

усилиям самого обучающегося.   

 

     Воспитательные  результаты  и  эффекты  деятельности  школьников 

распределяются по трем уровням. 

Первый       уровень      результатов         –    приобретение       школьником 

            социальных  знаний  (об  общественных  нормах,  устройстве 

            общества,  социально  одобряемых  и  неодобряемых  формах 

            поведения      в   обществе     и   т.п.),  первичного     понимания  

            социальной       реальности      и    повседневной       жизни.     Для  

            достижения   данного   уровня   результатов   особое   значение 

            имеет   взаимодействие   ученика   со   своими   учителями   (в  

            основном  и  дополнительном  образовании)  как  значимыми  

            для него  носителями положительного  социального знания  и  

            повседневного опыта. 

Второй      уровень     результатов      –   получение      школьником       опыта 

            переживания и позитивного отношения  к базовым ценностям  

            общества, ценностного отношения  к социальной реальности 

            в целом. Для достижения данного  уровня результатов особое 

            значение  имеет  взаимодействие  обучающихся  между  собой  

            на уровне класса, школе, т.е.  в защищенной, дружественной  

            просоциальной  среде,  в   которой  ребенок  получает  (или  не 

            получает)         первое        практическое          подтверждение  

            приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или  

            отвергает).  

Третий     уровень     результатов        –   получение     школьником       опыта 

            самостоятельного        общественного        действия.      Только     в  

            самостоятельном   общественном            действии    юный     человек  

            действительно  становится  (а   не  просто узнает  о  том,  как  

            стать)     гражданином,      социальным       деятелем,    свободным  

            человеком.   Для   достижения   данного   уровня   результатов  

            особое      значение       имеет     взаимодействие         школьника  

            представителями        различных     социальных       субъектов       за 

            пределами школы, в открытой  общественной среде.    

С  переходом  от  одного  уровня  результатов  к  другому  существенно 

возрастают воспитательные эффекты: 

          ?   на первом уровне воспитание  приближено к обучению, при  

              этом   предметом      воспитания     как   учения     являются    не 

              столько научные знания, сколько  знания о ценностях; 

          ?   на  третьем  уровне  создаются  необходимые  условия   для  

              участия    обучающихся        в   нравственно-ориентированной  

              социально значимой деятельности.  

Предполагаемым            результатом        данной      духовно-нравственной 

воспитательной  программы  является  формирование  у  детей  навыков 

самостоятельности:         самоанализа,      самооценки,      самоуправления. 

Это  необходимо  учащимся  при  переходе  в  среднее  образовательное 

звено. Они должны уметь  анализировать свою деятельность, не бояться 

принимать самостоятельно решение,  уметь отвечать за свои поступки, 

передавать свой опыт своим  сверстникам. 

В результате реализации Программы  ожидается: 

    1.  В учреждении, как в образовательной системе:  

          ?   создание системы работы  по духовно-нравственному и  

              гражданско-патриотическому воспитанию;  

          ?   обогащение содержания духовно-нравственному  и  

              гражданско-патриотического воспитания;  

          ?   вовлечение в работу духовно-нравственному  и  

              гражданско-патриотического воспитания  представителей 

              всех субъектов образовательной  деятельности.  

   2.  В образе выпускника:  

              ?  в     познавательной        сфере:     развитие      творческих 

                 способностей;  

              ?  в    историко      –   краеведческой       сфере:      осознание  

                 ответственности       за   судьбу     страны,    формирование 

                 гордости   за   сопричастность   к   деяниям   предыдущих 

                 поколений;  

              ?  в  социальной  сфере:  способность   к  самореализации  в  

                 пространстве   российского   государства,   формирование 

                 активной   жизненной   позиции;   знание   и   соблюдение 

                 норм правового государства;  

              ?  в       духовно-нравственной            сфере:         осознание  

                 обучающимися           высших         ценностей,        идеалов,                  ориентиров,     способность    руководствоваться     ими    в  

                практической деятельности.  

 

Воспитанники: 

   ?  дружны     между     собой,   внимательны      друг   к   другу   и   к  

       окружающим, открыты миру и людям;  

   ?   они  обладают  индивидуальными  способностями   и  интересами, 

      умеют    работать   творчески,    умеют    самостоятельно    добывать 

      знания,  не  пугаются  нестандартных   ситуаций,  а  с  интересом  

      ищут и  находят их решение;  

   ?   они самостоятельны, владеют самоконтролем и самооценкой;  

   ?   они способны  к изменению самих себя. 

Программа отражает необходимый  обществу и государству социальный 

заказ  на  воспитание  гражданина  своей  Родины,  патриота  с  активной 

жизненной  позицией.  Конечным  результатом  реализации  Программы 

должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание 

обучающихся, как основа личности гражданина России. 

 

Диагностика: 

Изучение  особенностей  учащихся,  понимание  мотивов  их  поведения 

дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, 

в  свою  очередь,  делает  воспитательную  работу  более  рациональной  и 

экономной. Направления диагностики:  

1. Изучение индивидуальных  особенностей личности учащегося:  

   ?   общие сведения;  

   ?   способности;  

   ?  темперамент;  

   ?   самооценка;  

   ?  успешность в  деятельности;  

   ?  уровень воспитанности.  

2. Изучение межличностных  отношений:  

   ?   социометрия;  

   ?   социально-психологический  климат в классе;  

   ?   общие сведения.  

3. Формы диагностики:  

   ?   анкетирование;  

   ?  тестирование;  

   ?  наблюдение;      ?   беседы.  

              Критерии успешности нравственного  образования  

               

       ?  Результаты     диагностических       исследований      нравственного  

          роста   личности   школьников   –   положительная   динамика 

          роста      позитивных         отношений         к     нравственным 

          ценностям. 

       ?  Результаты        исследования         формирования          классных 

          коллективов – рост  суммы   баллов  активности  и  качества 

          участия классных коллективов  в общественной жизни. 

       ?  Рейтинговая     оценка    работы    школы     ее  учащимися      и   их 

          родителями - положительная динамика  по годам. 

       ?  Уровень   активности   участия  всех  сторон  образовательного 

          процесса     в   самоуправлении      школой     –   положительная  

          динамика      числа     участников      и   их    предложений       по 

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание в старших классах