Духовно-нравственное воспитание в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:22, реферат

Краткое описание

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно- досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

ПРОГРАММА ДУХОВНО.docx

— 61.93 Кб (Скачать)

               

Курсовая  работа на тему: Духовно-нравственное воспитание  в старших классах.

 

 

 

                                                                     Выполнил: воспитатель Иванщикова  В.Д.

                                    Проверил: Захарова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2012 

 

 

 

                                                 

                                         Введение 

    Вопрос духовно-нравственного  воспитания детей является одной  из  ключевых проблем современного  общества. Характерными причинами   сложной        ситуации       явились:       отсутствие       чётких      положительных   жизненных   ориентиров   для   молодого   поколения,   спад   культурно- досуговой        деятельности         с    детьми       и    молодежью;          отсутствие  патриотического воспитания  и некоторые другие. На фоне  пропаганды  средствами   массовой   информации   жестокости   и   насилия,   рекламы  алкогольной   продукции   и   табачных   изделий   ситуация   ещё   более осложняется:  представления   детей  о  главных  человеческих  духовных  ценностях       вытесняются         материальными,          и    соответственно         среди  желаний детей преобладают  узколичные, "продовольственно-вещевые"  по   характеру,   формируются   вредные   привычки   у   детей   младшего  школьного  возраста. Перед семьёй, общеобразовательной  школой стоит  задача       воспитания           ответственного           гражданина,          способного  самостоятельно оценивать  происходящее и строить свою  деятельность  в  соответствии  с  интересами  окружающих  его  людей.  Решение  этой  задачи  связано  с  формированием   устойчивых  духовно-нравственных  свойств и качеств личности  школьника.          Программа         духовно-нравственного             воспитания        и    развития  учащихся   разработана   в   соответствии   с   требованиями   Закона   «Об  образовании»,          Федерального          государственного           образовательного  стандарта   начального  общего  образования,  на  основании  Концепции   духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России ,     с   учётом      реализации       УМК      «Планета       знаний»      и   опыта  воспитательной         работы      ТОГОУ       «Жердевская         общеобразовательная  школа-интернат  среднего (полного) общего образования»          Цель  программы  духовно-нравственного   развития  и  воспитания  обучающихся:  обеспечить  системный подход  к созданию условий для   становления       и    развития      высоконравственного,          ответственного,  творческого, инициативного,  компетентного гражданина России.    

   Задачи программы: 

   —    формировать       основы     гражданской      идентичности:       чувства  

   сопричастности и  гордости за свою Родину, уважения  к истории и  

   культуре народа;  

   — воспитывать  в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и  

   свободам человека, любовь к окружающей природе,  Родине, семье;  

   — воспитывать  нравственные качества личности  ребёнка. 

   —    способствовать      освоению      ребёнком     основных      социальных 

   ролей, моральных  и этических норм; 

   —   приобщать   детей   к   культурным   традициям   своего   народа, 

   общечеловеческим   ценностям   в   условиях   многонационального 

   государства  

    Программа   реализуется   образовательным   учреждением   в   постоянном 

взаимодействии  и  тесном  сотрудничестве  с  семьями  учащихся,  с  другими 

субъектами   социализации     —   социальными   партнерами   школы:   Домом 

детского творчества, Детской  спортивной  школой, Школой  искусств, газетой 

«Жердевские       новости»      принимающих           участие      в     реализации 

воспитательного процесса. 

 

  Программа         духовно-нравственного           развития       и    воспитания 

обучающихся содержит: 

1.    Ценностные        установки       духовно-нравственного          развития      и  

воспитания обучающихся  на начальной ступени образования. 

2.    Основные       направления       духовно-нравственного           развития      и  

воспитания обучающихся. 

Реализация целевых установок  средствами УМК «Планета знаний». 

3.  Условия  реализации  программы  духовно-нравственного   развития  и  

воспитания учащихся. 

4.   Совместная   деятельность   школы,          семьи   и   общественности   по 

духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. 

5.    Ожидаемые        результаты       духовно-нравственного          развития      и  

воспитания учащихся 

 

    1.  Ценностные   установки   духовно-нравственного   развития   и  

       воспитания  обучающихся  

     

       Духовно  -нравственное           воспитание        –    это    педагогически  

организованный  процесс,  в  котором  учащимся  передаются  духовно-

нравственные   нормы   жизни,      создаются   условия   для   усвоения   и 

принятия      обучающимися        базовых      национальных        ценностей,     для 

освоения      системы      общечеловеческих,         культурных,      духовных       и 

нравственных       ценностей      многонационального          народа    Российской 

Федерации.  

     Духовно-нравственное            развитие       детей     осуществляется         в  

процессе  социализации,  последовательного  расширения  и  укрепления 

ценностно-смысловой   сферы   личности,   формирования   способности 

человека      оценивать       и    сознательно       выстраивать        на    основе 

традиционных  моральных  норм  и нравственных  идеалов  отношения  к 

себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. 

      Ценностные        установки      духовно-нравственного           развития      и  

воспитания учащихся начальной  школы согласуются с традиционными 

источниками нравственности. 

    Основные  ценности    содержания   образования,  формируемые   на 

ступени начального общего образования,  – это:  

 

Ценность мира – 1) как  общего дома для всех жителей Земли; 

                              2)  как  мирового  сообщества,      представленного  

разными  

                                    национальностями; 

                              3) как принципа жизни на Земле. 

Ценность       человеческой       жизни      –   как   возможность        проявлять, 

реализовывать  человечность,  положительные  качества  и  добродетели, 

все ценности. 

Ценность   любви   к   Родине,   народу   –   как   проявления   духовной 

зрелости  человека,  выражающемся  в  осознанном  желании  служить 

Отечеству. 

Дар слова – как возможность  получать знания, общаться 

Ценность      природы       -  осознание     себя    частью     природного      мира. 

Бережное  отношение  к  природе  как  к  среде  обитания  и  выживания 

человека, как к источнику  для переживания чувства красоты, гармонии, 

её совершенства. 

Ценность  семьи  как  общности  родных  и  близких  людей,  в  которой 

передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется 

взаимопомощь и взаимоподдержка.      Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – 

любви, сострадания и милосердия.  

Ценность      познания      мира     –   ценность     научного    знания,     разума, 

осуществление стремления человека к постижению истины. 

Ценность       красоты      как   совершенства,       гармонии,     приведения       в 

соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир». 

Ценность  труда  и  творчества  —  как  стремления  к  созидательной 

деятельности,      нацеленной       на   создание     условий     для    реализации 

остальных ценностей.  

Ценность свободы  выбора – как возможность совершать  суждения  и 

поступки в рамках  норм, правил, законов общества. 

     

    Процесс превращения  базовых ценностей в личностные  ценностные 

смыслы  и  ориентиры  требует  включения  ребенка  в  процесс  открытия 

для  себя  смысла  той  или  иной  ценности,  определения  собственного 

отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих 

ценностей на практике.   

    Ценностные        ориентиры        духовно-нравственного          развития       и  

воспитания       определяются         требованиями        ФГОС       и        общим 

представлением о современном  выпускнике начальной школы.   

 

Портрет      выпускника        начальной      школы         ТОГОУ      «Жердевская 

общеобразовательная         школа-интернат        среднего     (полного)      общего 

образования» 

 

Выпускник начальной школы  — это человек:  

    ?  любознательный, активно познающий мир; 

    ?  владеющий  основами умения учиться; 

    ?  любящий родной  край и свою страну; 

    ?  уважающий  и принимающий ценности семьи  и общества; 

    ?  готовый самостоятельно  действовать и отвечать за  свои поступки 

       перед  семьей и школой; 

    ?  доброжелательный,         умеющий       слушать     и  слышать      партнера, 

       умеющий  высказать свое мнение; 

    ?  выполняющий   правила  здорового  и   безопасного  образа  жизни  

       для себя  и окружающих. 

     

    2. Основные направления  

    духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся  

      Духовно-нравственное  развитие  и  воспитание  учащихся  строится 

на   основании      базовых     национальных        ценностей     по    следующим 

направлениям: 

       

      1.  Воспитание       гражданственности,        патриотизма,      уважения      к  

правам,   свободам   и   обязанностям   человека.   Ценности:   любовь   к 

России,  своему  народу,  своему  краю,  служение  Отечеству;  ценность 

свободы выбора и признание  закона и правопорядка, ценность мира в 

многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма 

гражданского общества. 

     2.   Воспитание      нравственных       чувств    и   этического     сознания. 

Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира 

-  как  принципа  жизни,  ценность  добра,  справедливости,  милосердия,  

чести, достоинства; свобода  совести и вероисповедания; толерантность, 

представление о вере, духовной культуре и светской этике. 

      3.   Воспитание   трудолюбия,   творческого   отношения   к   учению, 

труду,   жизни.   Ценности :   ценность   труда   и   творчества;   ценность 

познания       мира;      ценность        таких      качеств      личности        как 

целеустремленность и  настойчивость, бережливость. 

     4.  Формирование  ценностного  отношения  к   семье,  здоровью  и  

здоровому      образу   жизни.        Ценности:     ценность     семьи,    уважение 

родителей,      забота    о   старших      и   младших;      ценность      здоровья 

(физического,        нравственного         и      социально-психологического), 

стремление к здоровому  образу жизни. 

      5.  Воспитание  ценностного  отношения  к   природе,  окружающей 

среде  (экологическое  воспитание). Ценности:  планета  Земля –  общий 

дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной 

природы,       заповедной       природы;      ответственность        человека      за 

окружающую среду. 

      6.   Воспитание        ценностного        отношения        к    прекрасному, 

формирование  представлений  об  эстетических  идеалах  и  ценностях 

(эстетическое воспитание). Ценности:  дар  слова,  ценность  красоты  в  

различных её проявлениях,  ценность труда  –  как  условия  достижения 

мастерства,  ценность творчества.   

 

     Приоритетным        направлением       программы       является    воспитание 

гражданственности,   патриотизма,   уважения   к   правам,   свободам   и 

обязанностям        человека.     (Образовательное         учреждение        может 

выделить и  другие  направления как особо  важные, в зависимости от  особенностей       контингента        обучающихся       и   специфики      самого 

учреждения). 

 

    3.  Реализация  целевых  установок  средствами  УМК  «Планета 

знаний» 

    В   содержание       УМК      «Планета     Знаний»      заложен     огромный 

воспитывающий  и  развивающий  потенциал,  позволяющий   учителю 

эффективно  реализовывать  целевые  установки  «Концепции  духовно-

нравственного        развития     и   воспитания       личности      гражданина 

России».  Отбор  содержания  учебного  материала  в  каждом  учебном 

предмете     осуществлён      с  ориентацией      на   формирование       базовых 

национальных       ценностей.     Средствами     разных    предметов      системы 

учебников   «Планета   Знаний»         в   детях   воспитывается   благородное 

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание в старших классах