Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 12:15, практическая работа
Хоровой класс хорового отделения- ведущая дисциплина учебного плана. На хоровые занятия ложится особая ответственность в развитии художественного вкуса учащихся, пробуждении их творческих способностей. Кроме того, в выпускном классе вводится факультативный предмет- дирижирование. И во многом от того, как педагог построит эти занятия с учащимися, зависит, проявится ли у детей живой интерес в дальнейшем к этой специальности, захочет он продолжить свое музыкальное образование или нет. Следует отметить, что проблем в этом вопросе достаточно много.
ООО “Озон” ДК иС “Газовик”
«СОГЛАСОВАНО»
директор ДШИ «Вдохновение»
Волошина О.А.
«___»_______________20___г.
для учащихся седьмых классов
отделения «Хорового искусства»
детской
школы искусств «Вдохновение»
УТВЕРЖДЕНО
ДШИ «ВДОХНОВЕНИЕ»
Составила:
преподаватель
вокально-хоровых дисциплин
Зуйкова
Оксана Викторовна
Оренбург 2010г.
Цель обучения:
-Усвоить
основные необходимые законы
начального обучения
Задачи предмета:
-владение основными понятиями поскость,ауфтакт
-освоение основных дирижерских сеток: 2/4,3/4,4/4.
-развитие основных штрихов: legato, non legato, staccato.
-работа
над эмоциональностью и
-развить у учащихся
навыки самостоятельной работы над партитурой(игра
хоровой партитуры на инструменте, пение
голосов, игра аккомпанемента, анализ
произведения)
Организация занятий:
Занятия ведутся один раз в неделю по часу. Занятия индивидуальные.
Первые
занятия целесообразно
Одним из важных вопросов является подбор репертуара. Здесь педагог должен подходить обязательно индивидуально к каждому ученику, соответственно подбирая произведения. Чем нужно руководствоваться при выборе произведений для начального этапа обучения дирижированию? Основное требование к произведениям - это доступность. Несложный размер (лучше трехдольный), умеренный темп, средняя динамика, нетрудный ритм, невысокая тесситура, несложная гармония, простая фактура изложения. Кроме того, музыкальное произведение должно быть легким для восприятия и запоминания. Не рекомендуется в самом начале давать крупные произведения, трудные для запоминания, сложные по языку и стилю. Конечно же, это должны быть произведения интересные и высокохудожественные. В этом отношении основным репертуаром могут стать народные песни: одноголосные, двухголосные, довольно простые произведения русской и зарубежной классики, а также современные детские и юношеские песни (список произведений, рекомендуемых для дирижирования, прилагается)
Работа над партитурой:
Работа над партитурой делится на три основных этапа: ознакомление, изучение, исполнение. Конечно, такое деление условно, так как элементы одного этапа, как правило, присутствуют и в других.
С самого начала изучения необходимо разобрать текст, вдуматься в смысл и постараться понять, как прочел его композитор и какие средства музыкальной выразительности применил. Изучая партитуру за фортепиано, нужно стараться представить себе за звучностью инструмента звучность хора.
Продуманная
и выразительная фразировка
Учебный план
№ | Тема | Кол-во часов в неделю | Кол-во
уроков |
Четверти | |||
I | II | III | IV | ||||
|
Продолжительность учебного часа 45 мин.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.Введение:
-техника дирижирования и ее значение для дирижера;
-технические средства дирижирования («дирижерский аппарат»); корпус, лицо, руки, глаза, мимика, артикуляция;
-основная позиция дирижера (постановка корпуса, рук, головы)
-кисть руки, ее пластичность;
-основные принципы
и характер дирижерских
2.Метрономирование (тактирование):
-структура движения доли в схемах дирижирования;
-фиксация граней основных долей такта («точка» -момент возникновения и окончания длительности доли такта; степень ее остроты при средних динамических и темповых показателях)
3.Изучение приема вступления и окончания:
-три момента вступления: внимание, дыхание, вступление;
-прием окончания: переход к окончанию, подготовка его и само окончание.
4.Метод изучения хорового произведения
5.Дирижирование в размерах 3/4,4/4,2/4 в умеренном и умеренно-скором темпах, при звуковедении non legato и legato и динамике меццо форте, форте и пиано; вступление на различных долях такта.
6.Показ вступления после основной метрической доли такта в среднем движении (дробленое вступление)
7.Приемы исполнения простейших видов фермат
8.Деление музыкального произведения на части. Паузы и цезуры между фразами (дыхание), приемы дирижирования.
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Афанасьева-Шешукова
Л. А. Малыши
поют классику. Русская музыка 2.Для детского
хора в сопровождении фортепиано и без
сопровождения.
2.Афанасьева-Шешукова
Л. А. Малыши поют классику. Зарубежная
музыка 1. Для детского хора в сопр. ф-но
и без сопр. Издательство: Композитор
- Санкт-Петербург 1998
3.Бекетова В.
Композиторы-классики для
4.Брицын А.
В хоровом классе. Учебное пособие
по классу хора и вокального ансамбля
для ДМШ и хоровой студии Издательство:
Композитор - Санкт-Петербург 2010
5.Жукова Л.
А. Обработки русских народных
песен. Вып.1 Уч. пособие для детского, женского
и юношеского хоров Издательство: Композитор
- Санкт-Петербург 2010
6.Ипполитов-Иванов
М. Композиторы-классики для
7.Пирогова А.
В. Расскажи мотылек. Песни
для хора Издательство: Окарина
2010
8.Трушина И.
В. Дети поют И. С. Баха. Сборник
хоров для детских музыкальных
школ Издательство: Композитор - Санкт-Петербург
2003
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Размер 2/4 , a cappella
1.Украинская народная песня «Выйди, выйди солнышко»
2.Русская народная песня «Ой, пo -над Волгой»
3.Татарская народная песня «Мальчик и мотылек»
4.Грузинская народная песня «Воробушек»
5.Белорусская народная песня «Весна -красна на весь цвет»
6 Русская народная
песня в обработке Н.А.
поп legato
7.Герчик В.«Снег, снег»
8.Дементьев В.«Необычный концерт»
9.Тиличеева Е. «Строитель»
Произведения с сопровождением
10.Аверкин А.«Много-много здесь ребят»
11.Лепин А.«Праздник май»
12.Чичков Ю.«Все, что сердцу дорого»
13.Чичков Ю.«Ромашковая русь»
14 Жубинская В..«Черемуха»
15.Воронов С.«Ночь колдует»
16 Берлин И.«Капризные поросята»
17.Берлин И.«Летний
дождик»
поп legato
18.Арутюнов Н.«Носорог»
19.Лепина А. «Мама, купи мне куклу»
20.Маков «Снежок»
21.Абрамов А. «Палочки - считалочки»
22.Хасаншин «На поляне»
23.Струве Г.
«Колобок»
Размер 3/4 ,
a cappella, legato, поп legato
24.Грузинская народная песня «Светлячок»
25.Эстонская народная песня «Взял волынку наш сосед»
26.Латышская народная песня «Волк и коза»
27.Эстонская народная
песня «Кукушка»
С сопровождением, legato, поп legato
28.Чичков Ю.«Родная песенка»
29.Чичков Ю.«Песенка подснежников»