Дирижирование в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 12:15, практическая работа

Краткое описание

Хоровой класс хорового отделения- ведущая дисциплина учебного плана. На хоровые занятия ложится особая ответственность в развитии художественного вкуса учащихся, пробуждении их творческих способностей. Кроме того, в выпускном классе вводится факультативный предмет- дирижирование. И во многом от того, как педагог построит эти занятия с учащимися, зависит, проявится ли у детей живой интерес в дальнейшем к этой специальности, захочет он продолжить свое музыкальное образование или нет. Следует отметить, что проблем в этом вопросе достаточно много.

Файлы: 1 файл

ПРОГРАММА по дирижированию.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

ООО “Озон” ДК иС “Газовик”

Детская школа искусств «Вдохновение»

 
 
 
 
 
 
 

«СОГЛАСОВАНО»

директор  ДШИ «Вдохновение»

Волошина  О.А.

«___»_______________20___г. 
 
 
 

Модифицированная  образовательная программа

ОСНОВЫ  ДИРИЖИРОВАНИЯ

для учащихся  седьмых классов 

отделения «Хорового искусства»

детской школы искусств «Вдохновение» 
 

УТВЕРЖДЕНО

                                                                        МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ

 ДШИ  «ВДОХНОВЕНИЕ»

                                                                     

                                                                    «____»_______________ 20 __г.

               

Составила:

преподаватель

вокально-хоровых  дисциплин

Зуйкова Оксана Викторовна 

Оренбург 2010г.

Пояснительная записка

      Хоровой класс хорового отделения- ведущая дисциплина учебного плана. На хоровые занятия  ложится особая ответственность в развитии художественного вкуса учащихся, пробуждении их творческих способностей. Кроме того, в выпускном классе вводится факультативный предмет- дирижирование. И во многом от того, как педагог построит эти занятия с учащимися, зависит, проявится ли у детей живой интерес в дальнейшем к этой специальности, захочет он продолжить свое музыкальное образование или нет. Следует отметить, что проблем в этом вопросе достаточно много. Главной проблемой следует считать отсутствие теоретических источников по вопросу обучения дирижированию в музыкальных школах и школах искусств. Возникает множество вопросов: с чего начинать обучение, как строятся занятия, основные требования к учащимся, на что обратить особое внимание и т.д. В основном  этим и вызвана причина составления данной программы. При составлении   модифицированной программы я опиралась на программу «Дирижирование» для дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ (М.-1972г.) и учебно-методическое пособие «Начальный этап обучения дирижированию» Ю.Н. Вязьмина (кафедра хорового дирижирования ОГИИ, 2001г). Данная работа призвана помочь преподавателям хоровых дисциплин детских школ искусств усвоить основные необходимые законы начального обучения дирижерской техники и постановки дирижерского аппарата. Программа предназначена для преподавателей дирижерско-хоровых дисциплин старших классах детских музыкальных школ, школ искусств, хоровых студий. Срок реализации 1 год.

 
 
 
 
 

Цель обучения:

-Усвоить   основные необходимые законы  начального обучения дирижерской   техники и постановки дирижерского  аппарата. 

Задачи  предмета:

-владение основными понятиями поскость,ауфтакт

-освоение  основных  дирижерских сеток: 2/4,3/4,4/4.

-развитие  основных штрихов: legato, non legato, staccato.

-работа  над эмоциональностью и выразительностью  дирижирования

-развить у учащихся навыки самостоятельной работы над партитурой(игра хоровой партитуры на инструменте, пение голосов, игра аккомпанемента, анализ произведения) 

Организация занятий:

Занятия ведутся один раз в неделю по часу. Занятия индивидуальные.

Первые  занятия целесообразно проводить  групповые, объединяя время индивидуальных занятий каждого учащегося. На индивидуальных занятиях изучаются хоровые произведения(игра партитуры, пение голосов, определение формы произведения и др.),но они не дирижируются, пока на групповых занятиях не будут пройдены дирижерские сетки. Коллективные занятия имеют рад особенностей: учебные и воспитательные указания педагога в присутствии других учащихся воспринимаются острее, ошибки одного воспринимаются другими и лучше исправляются. Творческая инициатива педагога, его интересные, содержательные уроки могут дать заметные результаты и на более раннем этапе обучения, например, в 5-6 классах За год следует пройти 4 произведения (по 2 в каждом полугодии) с сетками 2/4,3/4,4/4.Учащиеся должны уметь играть партитуру( в произведении a cappella) и аккомпанемент с пением голоса(в произведении с сопровождением).В конце года проводится контрольный урок.

Одним из важных вопросов является подбор  репертуара. Здесь педагог должен подходить обязательно индивидуально к каждому ученику, соответственно подбирая произведения. Чем нужно руководствоваться при выборе произведений для начального этапа обучения дирижированию? Основное требование к произведениям - это доступность. Несложный размер (лучше трехдольный), умеренный темп, средняя динамика, нетрудный ритм, невысокая тесситура, несложная гармония, простая фактура изложения. Кроме того, музыкальное произведение должно быть легким для восприятия и запоминания. Не рекомендуется в самом начале давать крупные произведения, трудные для запоминания, сложные по языку и стилю. Конечно же, это должны быть произведения интересные и высокохудожественные. В этом отношении основным репертуаром могут стать народные песни: одноголосные, двухголосные, довольно простые произведения русской и зарубежной классики,  а также современные детские и юношеские песни (список произведений, рекомендуемых для дирижирования, прилагается)

Работа  над партитурой:

Работа  над партитурой делится на три  основных этапа: ознакомление, изучение, исполнение. Конечно, такое деление  условно, так как элементы одного этапа, как правило, присутствуют и  в других.

С самого начала изучения необходимо разобрать текст, вдуматься в смысл и постараться понять, как прочел его композитор и какие средства музыкальной выразительности применил. Изучая партитуру за фортепиано, нужно стараться представить себе за звучностью инструмента звучность хора.

 Продуманная  и выразительная фразировка при  игре на фортепиано поможет  нахождению нужных жестов в  дирижировании. Петь хоровые партии  нужно для того, чтобы вокально  прочувствовать их мелодическую  выразительность, выяснить интонационные  и ритмические трудности. 
 

Учебный план

Тема Кол-во часов в неделю Кол-во

уроков 

Четверти 
I II III IV
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
           

 Продолжительность  учебного часа 45 мин.

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

1.Введение:

-техника дирижирования  и ее значение для дирижера;

-технические средства дирижирования («дирижерский аппарат»); корпус, лицо, руки, глаза, мимика, артикуляция;

-основная позиция  дирижера (постановка корпуса, рук,  головы)

-кисть руки, ее пластичность;

-основные принципы  и характер дирижерских движений: экономность, целесообразность, точность, ритмичность, отчетливость и др. Масштаб дирижерских движений при средних динамических и темповых показателях;

2.Метрономирование (тактирование):

-структура движения  доли в схемах дирижирования;

-фиксация граней  основных долей такта («точка» -момент возникновения и окончания длительности доли такта; степень ее остроты при средних динамических и темповых показателях)

3.Изучение  приема вступления  и окончания:

-три момента вступления: внимание, дыхание, вступление;

-прием окончания: переход к окончанию, подготовка его и само окончание.

4.Метод  изучения хорового  произведения

5.Дирижирование  в размерах 3/4,4/4,2/4 в умеренном и умеренно-скором темпах, при звуковедении non legato и legato и динамике меццо форте, форте и пиано; вступление на различных долях такта.

6.Показ  вступления после  основной метрической  доли такта в среднем движении (дробленое вступление)

7.Приемы  исполнения простейших  видов фермат

8.Деление  музыкального произведения  на части. Паузы и цезуры между фразами (дыхание), приемы дирижирования.

 Перечень учебно-методического обеспечения

1.Афанасьева-Шешукова Л. А. Малыши поют классику. Русская музыка 2.Для детского хора в сопровождении фортепиано и без сопровождения. 

2.Афанасьева-Шешукова Л. А. Малыши поют классику. Зарубежная музыка 1. Для детского хора в сопр. ф-но и без сопр. Издательство: Композитор - Санкт-Петербург 1998 

3.Бекетова В.  Композиторы-классики для детского  хора. Вып. 7. Гречанинов А.Издательство: Музыка 2008  

4.Брицын А.  В хоровом классе. Учебное пособие по классу хора и вокального ансамбля для ДМШ и хоровой студии Издательство: Композитор - Санкт-Петербург 2010 
 

5.Жукова Л.  А. Обработки русских народных песен. Вып.1 Уч. пособие для детского, женского и юношеского хоров Издательство: Композитор - Санкт-Петербург 2010  

6.Ипполитов-Иванов  М. Композиторы-классики для детского  хора. Выпуск 6 Музыка 2007  
 

7.Пирогова А.  В. Расскажи мотылек. Песни  для хора Издательство: Окарина  2010  

8.Трушина И.  В. Дети поют И. С. Баха. Сборник  хоров для детских музыкальных школ Издательство: Композитор - Санкт-Петербург 2003 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

                       Размер 2/4 , a cappella

                                             legato

1.Украинская  народная песня «Выйди, выйди  солнышко»

2.Русская народная песня «Ой, пo -над Волгой»

3.Татарская народная  песня «Мальчик и мотылек»

4.Грузинская  народная песня «Воробушек»

5.Белорусская  народная песня «Весна -красна  на весь цвет»

6 Русская народная  песня в обработке Н.А. Римского-Корсакова  «Уж                        как звали молодца»

поп legato 

7.Герчик В.«Снег,  снег» 

8.Дементьев В.«Необычный  концерт» 

9.Тиличеева Е.  «Строитель» 

            Произведения с  сопровождением

                                              legato

 

10.Аверкин А.«Много-много  здесь ребят»

11.Лепин А.«Праздник май»

12.Чичков Ю.«Все, что сердцу дорого»

13.Чичков Ю.«Ромашковая  русь»

14 Жубинская  В..«Черемуха»

15.Воронов С.«Ночь  колдует»

16 Берлин И.«Капризные  поросята»

17.Берлин И.«Летний  дождик» 

поп legato

18.Арутюнов Н.«Носорог»

19.Лепина А.  «Мама, купи мне куклу»

20.Маков «Снежок»

21.Абрамов А.  «Палочки - считалочки»

22.Хасаншин «На  поляне»

23.Струве Г.  «Колобок»  
 
 

      Размер 3/4 , a cappella, legato, поп  legato 

24.Грузинская народная песня «Светлячок»

25.Эстонская народная песня «Взял волынку наш сосед»

26.Латышская народная песня «Волк и коза»

27.Эстонская народная песня «Кукушка» 

                     С сопровождением, legato, поп legato

28.Чичков Ю.«Родная песенка»

29.Чичков Ю.«Песенка подснежников»

Информация о работе Дирижирование в старших классах