ВОВ В произведениях русской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:40, реферат

Краткое описание

Вот уже и третье тысячелетие вступило в свои права. Все прошедшие века в истории человечества перенасыщены войнами. На нашей планете войны шли всегда, их было свыше пятнадцати тысяч различного уровня. Но такой войны, какой была Великая Отечественная, мир никогда не знал. Немецкий фашизм втянул в эту войну десятки стран Европы, миллионы людей.

Файлы: 1 файл

Война.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

   У каждого человека есть право выбора. И от того, какой он выбор сделал, становится либо предателем, либо героем. «Она была маленьким человеком на земле», - так считает автор, так считает и сама Зоська Нарейко. Но люди все рождаются маленькими. Но потом жизнь, воспитание формируют их характер, совесть. И если про Зоську автор не раз говорит, что она «добрая, как её мать», то о Голубине пишет, как о жестоком человеке: «Спуску он никому не давал…» и «не терпел, когда его вынуждали поступать вопреки его воли». Нравственная противоположность образов Зоськи и Голубина объясняет причину подвига и предательства, любви и ненависти. Из темы выбора (Зоська выбрала борьбу до победного конца, Антон – спокойную сытную жизнь, желание «отсидеться» в покое) в повести В.Быкова возникает тема предательства. Можно лишь слегка оступиться – и всё, потом остановиться невозможно. Так случилось и с Голубиным, решающимся в конце на убийство Зоськи. Такие как Голубин, были и во времена Христа, - вспомним Иуду. А это значит, что проблема нравственного выбора тоже вечна.

Литературный  критик А.Шагалов: «Размышляя о двух типах человеческого поведения, что подвергаются в прозе Быкова испытанию войной, всякий раз думаешь  о духовной высоте и силе характеров героев, что проверяют собственные поступки своей советью».   

Дети  на войне

«Дети и война  – нет

Более ужасного сближения

Противоположных вещей 

на свете».

А.Твардовский.

      Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Многие дети прибавляли себе года и уходили на фронт. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Сегодня они – последние свидетели тех трагических дней. За ними больше нет никого. Страшна смерть детей. Но страшны и те раны, которые она оставляет в душах чудом выживших. Истерзанное, раненое детство… Не прожитое нормально, оно деформирует личность будущего взрослого. Героизм на войне, но, с другой стороны, война порождает и трусость. Рядом с необычайным мужеством – примеры предательства. Известно ей и милосердие. Но ничто не соизмеримо с её жестокостью. Поэтому-то столь пристально литература всматривается в героя – ребёнка. Дети гибли в оккупированных фашистами городах. Легенды ходят о мужественных защитниках Ленинграда. Находясь в блокадном кольце, в голоде и холоде, жители умирали, но не сдавались. О страшной трагедии тех дней рассказывают странички из дневника одиннадцатилетней школьницы Тани Савичевой. «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года; бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года; Лека умер 7 марта в 6 часов утра 1942 года; дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года; мама – 13 мая в 7 часов 30 минут 1942 года… Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

      Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей. У них отняли дом, материнскую ласку, у них отнимали Родину, свободу, а иногда и жизнь. Из воспоминаний: «Меня, двенадцатилетнюю, отправили в лагерь «Балтийский». Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У некоторых выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я совсем обессилила, меня заразили туберкулёзом и отправили на уничтожение в лагерь «Клоога». Выжила чудом…»

    Светлана Александровна Алексиевич  – автор известной документальной  повести «У войны не женское  лицо», лауреат премии имени  Николая Островского.

    «Последние свидетели» - одна из  последних её книг. Казалось бы, она создавалась легко. Молодой литератор взяла микрофон, прошла по адресам, что-то спрашивала, записывала, рассказы затем переносились на бумагу… и книга готова. Но без сопереживания автора, её душевной работы не получилось бы столь жестокой но и человеческой книги.

    В предисловии к книге автор  пишет: «На вопрос: кто же герой  этой книги? – я бы ответила  – детство, которое сжигали,  расстреливали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом,  и безотцовщиной. Для справки:  В детских домах Белоруссии в тысяча девятьсот сорок пятом году воспитывались двадцать шесть тысяч девятьсот сирот. И ещё одна цифра – во время Второй мировой войны на земле погибло около тринадцати миллионов детей.

    Кто теперь скажет, сколько среди них было русских детей, сколько белорусских, сколько польских или французских? Погибали дети – граждане мира».

    Именно к памяти тех детей,  которые пережили трагические  годы, и обращалась С.Алексиевич.

    «Последние свидетели» - это документальная  проза. Читатель остается один на один с теми, кто «родом из войны», чьё детство украла война.

    Воспоминание Юры Карповича –  8 лет. Сейчас шофер.

«…Я видел, как гнали через нашу деревню  колонну военнопленных. Там, где  они остановились, была обгрызена  кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливал. Это было весной…

    Я видел, как ночью пошёл  под откос немецкий эшелон, а  утром положили н6а рельсы всех  тех, кто работал на железной  дороге, и пустили паровоз.

    Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…

    Я видел, как плакала кошка.  Она сидела на головёшках сожжённого  дома, и только хвост у неё  остался белый, а вся она  была чёрная. Она хотела умыться  и не могла, мне казалось, что  шкурка на ней хрустела, как сухой лист…»

    Вся книга С.Алексиевич «Последние  свидетели» - такая страшная.

    Последние свидетели минувшей трагедии – белорусские, украинские, литовские, русские мальчики и девочки. Их связывает одно – воспоминание о войне.

   Часто совсем еще дети были разведчиками в партизанских отрядах, на фронте. Именно такой герой в повести В Богомолова «Иван». Богомолов создал трагичный и героический образ двенадцатилетнего разведчика Ивана, чьё сердце было испепелено горем и ненавистью. «В ней главенствуют три основных мотива: трагедийность войны, отразившаяся в «подраненном» ею поколении, быстрое гражданское возмужание детей и гуманистическое неприятие войны».

    Сам Владимир Осипович Богомолов пятнадцатилетним подростком ушёл на фронт, прибавив себе два года, был воспитанником полка, рос крепким, рослым. Летом 1943 года уже получил первое офицерское звание. На войне был десантником и разведчиком, награжден орденами и медалями.

    «Иван» - повесть тоже о разведчике. В ней нет ни атак, ни затяжных боев. Мы знакомимся с героями в момент затишья. Дивизия готовится к форсированию Днепра. Нужно время подготовить операцию, провести глубокую разведку, «языка» свежего взять. Но война есть война, даже в моменты покоя. На песчаной полоске того берега пять трупов уже вторую неделю. Два усаженных рядом, спиной к уступу напротив нашего наблюдательного пункта: «в назидание», оба раздеты и разуты. Это сержанты Ляхов и Мороз из разведроты. Они прикрывали отход товарищей с «языком»…

    «Так тихо, что можно, кажется, забыть о войне», - думает Гальцев. Но война всё время напоминает о себе. Ванюшка видит у Гальцева финку с наборной рукоятью. Он восхищен, глаза загораются. «Слушай, отдай мне его», - просит он. Но тож – подарок и память о лучшем друге Котьке Холодове. С ним Гальцев с третьего класса сидел за одной партой, с ним вместе ушёл в армию, вместе были в училище, воевали в одном полку. Котька убит. А финка, как последняя память о сыне, предназначалась котькиным старикам, живущим в тихом арбатском переулке…

   Мы говорим об относительном затишье, а за шесть дней, которые прошли между возвращением Ивана из разведки и очередной его отправкой в тыл врага, никак не могут убрать и похоронить тела наших ребят – разведчиков. Всем совестно, но у немцев плотная оборон, минированный берег, который постоянно простреливается, патрули…

    Повесть построена таким образом, что о всей предшествующей биографии Ивана мы узнаём из рассказов других персонажей. Отца мальчика – пограничника – убило в первые дни войны; полуторагодовалую сестричку – тоде, прямо на его руках; мать затерялась по дороге бегства; сам он побывал и в партизанах, и в лагере смерти. «Ему ненависть душу жжёт», - говорит о нём его друг, разведчик Катасонов. В чём она проявляется? Он слышать ничего не хочет об интернате, суворовском училище, уже не раз сбегал оттуда. Это не значит, что ему не хочется учиться. Но это возможно только потом, после победы. Когда Гальцев уговаривает: повоевал, теперь бы отдохнуть, поучиться, какой бы из него офицер получился, - Иван рубит: «Офицером я стать ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало». – Это верно, - соглашается Гальцев, - но ведь ты ещё маленький! –Маленький?... А ты в лагере смерти был? – вдруг спрашивает он, глаза его вспыхивают лютой, недетской ненавистью…»

    Он знает, для чего живёт сейчас. Чтобы мстить. И каждое его донесение – это месть его врагу. Маленький солдат, он знает высокую цену добытых сведений и потому, забыв о голоде и усталости, в первую очередь берётся за перо и бумагу и не успокаивается, пока не убеждается, что донесение отправлено в штаб. Он взвалил на худенькие плечи тяжелый труд войны. Он ребёнок по возрасту и на вид, у него узенькие маленькие ладони, он с радостью грызёт припасённые для него леденцы, разглядывает журналы с картинками. Он играет, как все мальчишки.

    Но при этом – разведчик. «Он один делает больше, чем ваша разведрота». Иван подолгу живёт на оккупированной территории. Ходит по деревням, посёлкам, одетый в тряпьё, и зорко всматривается в любое скопление живой силы врага, его вооружение. Сведения, добытые им, очень ценны. Награжден орденом Отечественной войны и медалью «За отвагу», а ведь её получали только солдаты за личное мужество.

     Но только в сказках Иван  всегда выходит победителем. А  в жизни такое бывает не всегда, особенно на войне. Она не пощадила Ивана. Голодный, обмороженный, он сопротивлялся до последнего. Его тщательно допрашивали в течение четырёх суток. Что значит «тщательно»? А это значит, с побоями, пытками, издевательствами, как могут в гестапо. Но он ничего не сказал «О мотивах его пребывания в запретной зоне».

    Гальцев пронёс память о мальчике  через всю войну. Ему досталась тяжкая доля прочитать в архивах фашистов сообщение о гибели юного разведчика…

    Девятилетний Серёжа Лабков –  «маленький солдат», герой рассказа Андрея Платонова – выполнял на войне то же дело, что и богомоловский Иван: он6 проникал в немецкий тыл, запоминал там командный пункт полка или батальона, расположение батарей, а раз как-то перерезал провода заминированного немцами склада боеприпасов. А рассказ так и называется «Маленький солдат».

    «На вид ребёнку было лет  десять, а одет он был как  бывалый боец – в серую шинель, обношенную и прижавшуюся к  его телу, в пилотку и сапоги, пошитые, видно по мерке на  детскую ногу». Серёжа, сын военнослужащих, становится разведчиком. И неплохим – как разведчик он очень удобен: « он же маленький, этот Серёжка, неприятель за суслика его в траве принимал: пусть, дескать шевелится». Серёжа становится солдатом, сердце его, «оставшись одно, умирает», т.е. ожесточается, становясь носителем ненависти и мести, хотя старшие и пытаются защитить его от войны. К началу рассказа он ещё не сирота, «он жил в полку при отце с матерью и с бойцами. Мать, видя такого сына, не могла больше терпеть его неудобного положения и решила отправить его в тыл. Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну». Осиротев, мальчик с «воинским характером» горько плачет, долго не выпуская руку майора Савельева, которого полюбил особенно после смерти родителей и с которым ему тоже предстоит разлука. Как это страшно и противоестественно: маленький, хрупкий, нежный человечек среди пекла войны.

    Несовместимы сами понятия «детство»  и «война», и один только  ужас от этого несоответствия.

    У нашего земляка поэта Владимира Радкевича есть пронзительная «Баллада о банке варенья» Это исторический факт. Зимой 1944 года подростками, работавшими на пермском заводе им. Сталина, выдали необычные награды – по банке варенья.

     В войну детей стали призывать  на предприятия, как взрослых в армию. На мотостроительном заводе, выпускавшем авиадвигатели, в то время трудилось около восьми тысяч подростков 14-16 лет, хотя встречались и младше: на вспомогательные работы брали уже с одиннадцати лет. Мобилизованных детей в Пермь привозили эшелонами из Волгоградской, Ивановской и Ленинградской областей. Трудиться им, несмотря на возраст, приходилось как взрослым. Однажды один из детей работал 29 часов подряд. За это его наградили сутками отдыха и «коммерческим обедом»: суп, пшенная каша, чай и 200 г хлеба.

    Юных переводников директор завода Анатолий Солдатов приглашал к себе. Усаживал за широкий стол, произносил речь, угощал чаем и вручал по паре валенок и банке варенья.

       Зачем, ты, война, у мальчишек их детство украла

                    И синее небо, и запах простого цветка?

                    Пришли на заводы работать простые мальчишки Урала,

                     Подставили ящики, чтобы достать до станка.

Информация о работе ВОВ В произведениях русской литературы