Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 19:22, реферат
XIXвек- эпоха расцвета русской литературы, которая развивается в лихорадочном ритме; направления, течения, школы и моды сменяются с головокружительной быстротой; каждое десятилетие имеет свою поэтику, свою идеологию, свой художественный стиль. Сентиментализм десятых годов уступает место романтизму двадцатых-тридцатых; сороковые годы видят рождение русского идеалистического “любомудрия” и славянофильского учения; пятидесятые - появление первых романов Тургенева, Гончарова, Толстого; нигилизм шестидесятых годов сменяется народничеством семидесятых, восьмидесятые годы наполнены славой Толстого, художника и проповедника; в девяностых годах начинается новый расцвет поэзии: эпоха русского символизма.
Русская литература
XIX
века
XIXвек- эпоха
расцвета русской литературы, которая
развивается в лихорадочном ритме; направления,
течения, школы и моды сменяются с головокружительной
быстротой; каждое десятилетие имеет свою
поэтику, свою идеологию, свой художественный
стиль. Сентиментализм десятых годов уступает
место романтизму двадцатых-тридцатых;
сороковые годы видят рождение русского
идеалистического “любомудрия” и славянофильского
учения; пятидесятые - появление первых
романов Тургенева, Гончарова, Толстого;
нигилизм шестидесятых годов сменяется
народничеством семидесятых, восьмидесятые
годы наполнены славой Толстого, художника
и проповедника; в девяностых годах начинается
новый расцвет поэзии: эпоха русского
символизма.
К началу XIX столетия русская
литература, испытав благотворное воздействие
классицизма и сентиментализма, обогатилась
новыми темами, жанрами, художественными
образами и творческими приемами. В свой
новый век она вступала на волне предромантического
движения, направленного на создание национальной,
самобытной по своим формам и содержанию
литературы и отвечавшего потребностям
художественного развития нашего народа
и общества. Это было время, когда наряду
с литературными идеями началось
широкое проникновение в Россию всевозможных
философских, политических, исторических
концепций, сформировавшихся в Европе
на рубеже 19 века.
В России романтизм как идейно-художественное
направление в литературе начала 19 века
был порожден глубокой неудовлетворённостью
передовой части россиян российской действительностью.
Становление романтизма
Связано
с поэзией В.А.Жуковского. Его баллады
проникнуты идеями дружбы, любовью к Отечеству.
Реализм утверждается
в 30-40-е года наряду с романтизмом, но к
середине 19 века он становится господствующим
направлением в культуре. По своей идейной
направленности он становится критическим
реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов
пронизано идеями гуманизма и социальной
справедливости.
С некоторых
пор вошло в обыкновение говорить о народности, требовать
народности, жаловаться на отсутствие
народности в произведениях литературы
- но никто не думал определить, что разумеет
он под этим словом. ”Народность в писатели
есть достоинство, которое вполне может
быть оценено одними соотечественниками
- для других она ли не существует или даже
может показаться пороком”- так думал
о народности А.С. Пушкин
Литература
живая должна быть плодом народности,
питаемой, но не подавляемой общительностью.
Литература есть и есть литературная жизнь,
но её развитие стесняется односторонностью
подражательного направления, убивающего
народность, без которой не может быть
полной литературной жизни.
В середине
30-х годов в русской классической литературе
утвердился критический реализм, открывший
писателям огромные возможности для выражения
русской жизни и русского национального
характера.
Особая действенная
сила русского критического реализма
заключается в том, что, оттесняя прогрессивный
романтизм в качестве преобладающего
направления, он освоил, сохранил и продолжил
его лучшие традиции:
Неудовлетворённость
настоящим, мечты о будущем. Русский критический
реализм отличается яркой национальной
самобытностью и по форме своего выражения.
Жизненная правда, положенная в основу
произведений русских прогрессивных писателей,
нередко не умещалась в традиционные жанро-видовые
формы. Поэтому русская литература характеризуется
частыми нарушениями жанрово-видовых
форм.
Наиболее
решительно осудил заблуждения консервативной
и реакционной критики В.Г.Белинский, увидевший в поэзии Пушкина
переход к реализму, считающий вершинами
“Бориса Годунова» и “Евгения Онегина”,
отказавшийся от примитивного отождествления
народности с простонародностью. Белинский
недооценил прозу Пушкина, его сказки,
он в целом, верно, очертил масштаб творчества
писателя как средоточия литературных
достижений и новаторских начинаний, определяющих
дальнейшие пути развития русской литературы
в XIX веке.
В поэме Пушкина
“Руслан и Людмила” ощутимо стремление
к народности, которое рано проявляется
в поэзии Пушкина, а в поэмах “Бахчисарайский
фонтан”, «Кавказский пленник” Пушкин
переходит на позиции романтизма.
Творчество
Пушкина завершает процесс развития русской
литературы начала XIX столетия. Вместе
с тем Пушкин стоит у истоков русской литературы,
он - основоположник русского реализма,
создатель русского литературного языка.
Гениальное
творчество Толстого оказало огромное
влияние на мировую литературу.
В романах
“Преступление и наказание”, “Идиот”
Достоевский реалистически изобразил
столкновение ярких, самобытных русских
характеров.
Творчество
М.Е.Салтыкова-Щедрина направлено против
самодержавно-крепостнического строя.
Одним из
писателей 30-х годов является Н.В.Гоголь.
В произведение “Вечера на хуторе близ
Диканьки” ему отвратителен чиновничий
мир и он, так же как и А.С.Пушкин погрузился
в сказочный мир романтики. Созревая, как
художник, Гоголь отказался от романтического
жанра и переходит к реализму.
Также к этому
времени относится деятельность М.Ю.Лермонтова.
Пафос его поэзии заключается в нравственных
вопросах о судьбе и правах человеческой
личности. Истоки творчества Лермонтова
связаны с культурой европейского и русского
романтизма. В ранние годы он написал три
драмы, отмеченные печатью романтизма.
Роман “Герои
нашего времени”- одно из основных произведений
литературы психологического реализмаXIX века.
К этому же
времени относится 1 этап критической
деятельности В.Г.Белинского. Он оказал
огромное влияние на развитие литературы,
общественной мысли, читательских вкусов
в России. Он был борцом за реализм, требовал
от литературы простоты и правды. Наивысшими
авторитетами для него были Пушкин и Гоголь,
творчеству которых он посвятил ряд статей.
Изучив письмо
В.Г.Белинского к Н.В.Гоголю мы видим, что
оно направлено не только противообщественно-
В условиях
пореформенной жизни общественная мысль
России, находившая преимущественное
выражение в литературе и критике, все
настойчивее обращалась от настоящего
к прошедшему и будущему, чтобы выявить
законы и тенденции исторического развития.
Русский
реализм 1860-1870х годов, приобрёл заметные
отличия от западноевропейского. В произведениях
многих писателей-реалистов той поры появляются
мотивы, предвещавшие и подготовившие
тот сдвиг к революционной романтике и
социалистическому реализму, который
произойдет в начале XX века. С наибольшей
яркостью и размахом расцвет русского реализма
проявился в романе и повести второй половине XIX века. Именно
романы и повести крупнейших русских художников
той поры приобрели наибольший общественный
резонанс в России и за рубежом. Романы
и многие повести Тургенева, Л.Н.Толстого,
Достоевского почти немедленно после
своего выхода в свет получали отклик
в Германии, Франции, США. Зарубежные писатели
и критики ощущали в русском романе тех
лет связь конкретных явлений российской
действительности с процессами развития
всего человечества.
Расцвет
русского романа, стремление проникнуть
в глубины человеческой души и одновременно
постичь социальную природу общества
и тех законов в соответствии, с которыми
происходит его развитие, стало основным
отличительным качеством русского реализма
1860-1870х годов.
О смысле
жизни, о совести, о справедливости размышляли
герои Достоевского, Л.Толстого, Салтыкова-Щедрина,
Чехова, Некрасова. В структуре нового
реалистического романа и повести их гипотезы
подтверждались или отвергались, их понятия,
и представления о мире при столкновение
с действительностью слишком часто развеивались
как дым. Их романы должны расцениваться
как настоящий подвиг художника. Для развития
русского реализма много сделал своими
романами И.С.Тургенев. Наибольшую известность
приобрёл роман “Отцы и дети”. В нём изображена
картина русской жизни на новом этапе
освободительного движения. Последний
роман Тургенева “Новь” был воспринят
русской критикой. В те годы народничество
являлось наиболее значительным явлением
общественной жизни.
Расцвет
критического реализма проявился и в русской
поэзии 1860-1870х годов. Одной из вершин русского
критического реализма 60-80х годов становится
творчество Салтыкова-Щедрина. Гениальный
сатирик, пользуясь иносказаниями, олицетворениями
умело ставил и проводил острейшие вопросы
современной жизни. Обличительный пафос
присущ в творчестве этого писателя. Душители
демократии имели в его лице заклятого
врага.
Заметную
роль в литературе 80-х годов сыграли такие
произведения, как “Мелочи жизни”, ”Пошехонская
сатира”. С большим мастерством он воспроизвёл
в них ужасные последствия крепостного
быта и не менее ужасные картины нравственного
падения пореформенной России. “Повесть
о том, как мужик 2-х генералов прокормил»
или “Дикий помещик”, посвящены важнейшим
проблемам русской жизни, они проходили
в печать с большими цензурными затруднениями.
Величайшие
писатели-реалисты не только отражали
жизнь в своих произведениях, но и искали
пути её преображения.
Литература
пореформенной России, достойно продолжавшая
традиции критического реализма, была
самой философской и социальной в Европе.