Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:55, курс лекций
Русская духовная культура начала складываться еще в догусадарственный период. Еще до принятия христианства существовала на Руси языческая культура, представленная в произведениях устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались созданные народом фольклорные произведения: с появление письменности многие из низ были записаны, а многие дошли до наших дней в устном исполнении. Русский фольклор преследовал утилитарные цели, был связан с магией, во многом зависел от характера обрядовых мероприятий, которые обслуживал. Тем не менее можно говорить о худо
IV. Конспекты лекций по «Истории русской литературы»:
Тема 1. Русская литература и мировая художественная культура.
Целевая установка: Раскрыть сущность вклада русской литературы в мировое реалистическое искусство, ее национальное и художественное своеобразие.
Опорный конспект лекции
В лекции рассматриваются следующие вопросы:
1.1. Влияние русской литературы на мировой литературный процесс.
1.2. Проблема Запада и Востока в литературе
1.3. Славянофилы и западники.
Русская духовная
культура начала складываться еще в
догусадарственный период. Еще до
принятия христианства существовала на
Руси языческая культура, представленная
в произведениях устного
Письменная
литература на Руси появилась с принятием
христианства. Как писал академик
д.С.Лихачев, она была «трансплантирована»
на русскую почву из Византии и
Древней Болгарии. Памятники, которые
переписывались с греческих первоисточников
и переводились со старославянского,
стали первой возможностью для восточнославянских
читателей приобщиться к
Следует отметить,
что первые семь веков отечественная
литература менялась не очень сильно.
Церковь и светская власть, поддерживая
друг друга, осуществляли заказы религиозной
литературы. Книги, представляющие жанры
церковной литературы, составляли основные
фонды немногочисленных церковных
библиотек и еще более редких
домашних.Развлекательное
При том, что
русская культура всегда отличалась
самобытным характером, все художественные
направления – от первого барокко
до последнего постмодернизма – пришли
в нее извне. При этом все созданные
в русле заимственных направлений
художественне произведения всегда
оказывались на редкость оригинальны,
непохожи на европейские первоисточники.
И по форме, и по содержанию произведения
созданные русскими мастерами, как
правило, отличались от всего, что создавалось
за пределами отечественной
Когда с XVIII века Россия благодаря петровским реформа повернулась особо резко к Европе, появились недовольные среди представителей русской культуры, которые с трудом принимали новое и старались, как и Аввакум десятилетиями раньше, найти возможности сохранить и традиционный образ жизни, и традиционную культуры. Но остановить процесс европеизации русской культуры уже остановить было невозможно. Русь встала на путь развития светской культуры, классицизм стал первым направлением, вырвавшимся из-под опеки церкви. В дальнейшем, несмотря на то, что по этому пути уже было сделано несколько достаточно больших шагов, сторонников традиций не становилось меньше. Так, в середине XIX века вновь развернулся спор по поводу выбора направления развития России: западники и славянофилы через рупор критики вынесли свои доводы в защиту каждый своей позиции на суд общественности. Славянофилы, прежде всего И.Киреевский, Хомяков, Аксаковы утверждали, что Русь изначально с принятием христианства была не менее образованна, чем Запад, но характер этой образованности был иной. Главным в русской культуре они считали единство духа, воспринятое в русле традиций античной Греции. Западную культуру римской ориентации с ее прагматическими установками они считали чуждой русской ментальности. «Русские воззрения» славянофилов не только проявлялись в публицистике: они считали искусство трибуной, позволяющей общественное содержание делать достоянием широких читательских масс. Западники же вели отсчет от времени Петра, ко всеми древнерусскому относились скептически. Свою позицию они также отстаивали на страницах журналов, прежде всего «Русского вестника» правда, искусство они считали необходимым освободить от злободневной проблематики, выступали за искусство «чистое». Европейская литература подобных споров не знала, так как выполняла в обществе роль «изящной словесности», а не общенационального дела, как на Руси, а в дальнейшем в России. Литература с древнерусских времен была основой духовного бытия нации, и европейские, американские, японские писатели, которые задумывались над серьезными вопросами, поиск ответа искали, пользуясь подсказками отечественных авторов, Особенно зарубежная литература XX века пристально вглядывалась в художественное наследие наиболее выдающихся представителей прозы XIX века – Толстого и Достоевского. На рубеже XIX и XX века в творчестве русских писателей появились новые вариации старой темы о Востоке и Западе. Россию пытались включить то в контекст европейской культуры, то сориентировать на Восток. Последнее было особенно актуальным. Европа переживала кризис, О.Шпенглер в своей знаменитой работе диагностировал «закат» западной культуры. Восток же казался полным сил: разочаровавшись в старой системе ценностей, русские мыслители XX века стали создавать новые, замешивая их на восточной мудрости: кто на синтоизме, кто на конфуцианстве, а кто на буддизме.
Тема 2 Древнерусская литература ХI - ХVII веков.
Целевая установка: Раскрыть сущность феномена древнерусская культура на примере наиболее ярких артефактов, созданных в период средневековья отечественными писателями, иконописцами, архитекторами; определить жанровую специфику наиболее известных шевевров древнерусских мастеров, тематику их произведений, их идейное своеобразие.
После изучения данной темы слушатели смогут:
Опорный конспект лекции:
В лекции рассматриваются следующие вопросы:
2.1. Основные особенности древнерусской литературы и книжности.
2.2. Литература Киевской Руси (ХI - первая треть ХII в.).
2.3. Литература периода монголо-татарского нашествия (вторая треть ХIII - 80-е годы ХV в.)..
2.4. Литература Московского централизованного государства (конец ХV - ХVII в.)
Возникновение теории “Москва - третий Рим” и ее выражение в литературных памятниках. Обобщающие литературные произведения середины ХVI века: “Стоглав”, “Великие Четьи Минеи”, “Домострой”.
Восточные славяне стали читать «чужое» раньше, чем писать «свое». До принятия христианства в 988 г. письменной литературы на Руи не было. Когда появилась необходимость дать неофитам представление о новой для них религии, тексты стали переводить с греческого языка, а также переписывать понятные и без перевода произведения написанные на старославянском языке. Таким образом, можно говорить о том, что литература была «трансплантирована» (термин Д.С.Лихачева) на русскую почву из Византии, откуда пришло к нам и христианство, и из Болгарского царства. Византийскую и болгарскую литературы принято считать литературами-посредницами: с их помощью восточные славяне полуили уже готовые сюжеты, идеи и формы их воплощения. Освоив достаточно быстро приобретенный материал, рем уже вскоре стали создавать и свои, оригинальные произведения.
Традиционность, церемониальность и
этикетность могут быть названы
главными чертами древнерусскойц литературы.
Древнерусская авторы не пыталась заманить
читателя новизной, а, наоборот, успокаивала
знакомым и привычным. Это было
связано с тем, что авторы не прибегали
к вымыслу, а использовали только
исторические сюжеты. Связь с историей
принято называть средневековым
историзмом древнеруссской литературы.
Каждое произведение четко представляло
деление персонажей по сословной
принадлежности: в соответствии с
оциальным статусом, герои имели
определенные функции: например, князья
изображались только во время охоты
или военных походов. Также существенным
было разделение по этическому принципу.
Древнерусская литература знала
только два цвета – черный и
белый, а всех людей делила на грешников
и праведников. В любом произведении,
созданном на Руси в эпоху средневековья,
читатель всегда находил мораль. Одна
из существенных черт древнерусской
литературы – дидактизм. Учительный
характер обращений к читателю перенимает
у древнерусской литературы отечественная
литература нового времени. Традиция серьезного
отношения к письменным текстам
тоже зарождается в эпоху
Русские книжники
познакомились и с
В течение короткого времени
русские книжники познакомились
с богатой и разнообразной
переводной литературой. Обогатившись
сведениями исторического и
Оним из первых важнейших жанров возникающей русской литературы явился жанр летописи. Несмотря на то, что устные исторические предания уже давно существовали на Руси, этот Ответ 5 (начало) жанр возник только в годы правления Ярослава Мудрого (1019 – 1054) Ответ 5 (конец). Свод преданий о распространении на Руси христинаства книжниками Киевской митрополии был составлен еще в 40-е гг. XI в. Необходимость в таком произведении была связана с политической ситуацией: Византия, крестившая Русь, стремилась не только ограничивать ее церковную самостоятельность, но и претендовала на то, чтобы молодое славянского государство стало ее вассалом, подчинилось ей и в политическом отношении. Ярослав Мудрый предпринял ряд шагов, чтобы этого не допустить. Составление летописного свода о распространении на Руси христианства также преследовало цель доказать всем, что Русь имеет свою историю,которая ничуть не хуже, чем у других христианских государств. Особо важным моментом было указание на наличие у восточных славян своего «равноапостольного» князы Владимира, который крестив свой народ, сравнлся с Константином Великим, имератором, объявившем в Византии христианство государственной религией.