Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:55, курс лекций
Русская духовная культура начала складываться еще в догусадарственный период. Еще до принятия христианства существовала на Руси языческая культура, представленная в произведениях устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались созданные народом фольклорные произведения: с появление письменности многие из низ были записаны, а многие дошли до наших дней в устном исполнении. Русский фольклор преследовал утилитарные цели, был связан с магией, во многом зависел от характера обрядовых мероприятий, которые обслуживал. Тем не менее можно говорить о худо
При том, что природа, как уже было отмечено, значима для Тютчева в разных ее проявлениях, к натурфилософии, пантеизму в духе философии Шеллинга, с которым он был знаком и дружен во время пребывания в Германии, его поэзию сводить было бы неверно. Прежде всего потому, что центром его поэзии является человеческое «я», постигаемое поэтически в его конкретной сущности. Это, конечно, не конкретный лирический герой с определенными чертами, скорее – некое обобщенное «я» - философский индивидуум в его отношениях с природой и миром в целом. И та двойственность, о которой шла речь, как раз ощущается этим лирическим героем. С одной стороны, потребность света и готовность идти к нему, с другой – устремленность к пропасти. Именно понимание Тютчевым трагической сущности природы человека объясняет, почему к нему так тяготела поэзия XX века.
Даже любовь для Тютчева оказывается
предметом тягостных
Творчество Афанасия Афанасьевича
Фета знаменует новый этап в развитии
русской романтической поэзии. В
основе поэтики Фета — особая философия,
выражающая зримые и незримые связи
человека и природы (циклы «Весна»,
«Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера
и ночи», «Море»). Романтический герой
Фета стремится слиться с
Большинство произведений Фета посвящено
описанию природы. «Мир во всех своих
частях равно прекрасен. Красота
разлитa по всему мирозданию…», –
говорил поэт. Природа становится
у Фета средством выражения
При этом следует отметить, что во второй половине XIX века писать о природе многим казалось неуместным. Можно вспомнить Некрасова, который «наступал на горло собственной песне», посвящал лиру народу своему, старался быть прежде всего гражданином, теряя при этом то, что было доступно ему как поэту. Искусство, которое занимается «вечным» в то время казалось не совсем нужным: литературе вменяли в обязанность непосредственное вмешательство в общественную жизнь и ждали от неё разрешения сложных социальных проблем. В духе традиций древнерусской литературы поэзия пыталась быть дидактичной, решать актуальные вопросы, быть злободневной, искать панацею от всех людских бед, наставлять, поучать, направлять на путь истинный и т.д. Все это Фета не интересовало. Для его поэзии, представляющей «чистое искусство» актуальными были слова А.С.Пушкина из стихотворения «Поэт и толпа»: «Не для житейского волненья, // Не для корысти, не для битв, // Мы рождены для вдохновенья,// Для звуков сладких и молитв».
Вершиной русской драматургии является творчество Александра Николаевича Островского (1823—1886). Первая «большая» комедия Островского «Свои люди — сочтемся!» (1850) дала отчетливое представление о новом самобытном театре, театре Островского.
Островский с первых шагов своего литературного пути проявлял полную независимость в интерпретации современных коллизий. Мотивы, которые Гоголь трактовал как второстепенные, уже в ранних произведениях Островского становятся центральными, определяющими действие, выходят на передний план.
В начале 50-х годов драматург
считал, что современные социальные
конфликты в наибольшей степени
дают себя чувствовать в купеческой
среде. Это сословие представлялось
ему слоем, в котором прошлое
и настоящее общества слились
в сложное, противоречивое единство.
Купечество, издавна игравшее значительную
роль в экономической жизни страны,
а подчас принимавшее участие
и в политических конфликтах, многими
нитями родственных и деловых
отношений связанное, с одной
стороны, с низшими слоями общества
(крестьянство, мещанство), с другой
— с высшими сословиями, во второй
половине XIX в. меняло свой облик. Пороки,
которыми поражена купеческая среда
и которые разоблачает в своих
пьесах писатель, он анализирует, вскрывая
их исторические корни и предвидя
их возможные проявления в будущем.
Уже в названии комедии «Свои
люди — сочтемся!» выражен принцип
однородности ее героев. Угнетатели и
угнетенные в комедии не только составляют
единую систему, но нередко меняются
в ней местами. Точно и ярко
воплощая в своих героях облик
«подмеченных у века современных
пороков и недостатков», драматург
стремится создать типы, имеющие
общечеловеческое нравственное значение.
Среду, которую Островский изображал,
он знал с детства. Знание купеческого
быта и внимание к нему в пьесах
способствовало тому, что Островского
прозвали «Колумбом Замоскворечья».
Несмотря на такой узкий кругозор,
в сравнении с драматургами-
Первая комедия Островского
сыграла особую роль и в творческой
судьбе автора, и в истории русской
драматургии. Подвергнутая строгому цензурному
запрету после ее опубликования
в журнале «Москвитянин» (1850), она
в течение многих лет не ставилась.
Но именно эта комедия открыла
новую эпоху в понимании «
Мировая комедийная традиция, которую
тщательно изучал Островский, предлагала
немало образцов веселой юмористической
комедии, утверждающей идеалы непосредственных,
естественных чувств, молодости, смелости,
демократизма, а иногда и вольнодумства.
Изучал Островский и национальные традиции
словесности: он хотел создать
Рядом с поэзией народных обрядов
и праздников он видит и проблемы,
с которыми ежедневно сталкивался
трудовой народ, а также отсутствие
свобод как в семье, так и в
обществе, неравенство, вызванное разницей
в социальных статусах. Отмечает Островский
и социально-исторические сдвиги, грозящие
разрушением патриархальному
Позднее противоречивые стихии, внутренний
драматизм нравственного
Спор старого с новым, который составляет важную сторону драматического конфликта в пьесах Островского начала 50-х годов, получает неоднозначный итог. Традиционные формы быта рассматриваются как вечно обновляющиеся, и только в этом драматург видит их жизнеспособность. Как только традиция теряет способность реагировать на живые потребности современных людей, так она превращается в мертвую сковывающую форму и утрачивает собственное живое содержание. Старое входит в новое, в современную жизнь, в которой оно может играть роль или «сковывающего» элемента, гнетущего ее развитие, или стабилизирующего, обеспечивающего прочность возникающей новизне, в зависимости от содержания того старого, что сохраняет народный быт.
Столкновение защитников традиционных форм жизни с носителями новых устремлений, воли к свободному самовыражению, к утверждению своего, лично выработанного и выстраданного понятия правды и нравственности составляет стержень драматического конфликта в «Грозе» (1859), драме, которая была оценена современниками как шедевр писателя и наиболее яркое воплощение общественных настроений периода разрушения крепостных отношений.
Споры о позиции Островского, о
его отношении к
Сам Островский наряду с традиционными
обозначениями жанров своих пьес
как «комедия» и «драма» давал
указания на своеобразие их жанровой
природы: «картины из московской жизни»
или «картины московской жизни», «сцены
из деревенской жизни», «сцены из жизни
захолустья». Эти подзаголовки означали,
что предметом изображения
В «Грозе» основное действие развертывается между членами купеческой семьи Кабановых и их окружением. Однако события возведены здесь в разряд явлений общего порядка, герои типизированы, центральным персонажам приданы яркие, индивидуальные характеры, в событиях драмы принимают участие многочисленные второстепенные персонажи, создающие широкий социальный фон.
Особенности поэтики драмы: масштабность образов ее героев, движимых убеждениями, страстями и непреклонных в их проявлении, значение в действии «хорового начала», мнений жителей города, их нравственных понятий и предрассудков, символико-мифологические ассоциации, роковой ход событий — придают «Грозе» жанровые признаки трагедии.
Исторический аспект конфликта, его
соотнесенность с проблемой национальных
культурных традиций и социального
прогресса в «Грозе» выражены
особенно напряженно. Два полюса, две
противоположные тенденции
Этические воззрения народа в «Грозе» предстают не только как динамичная, внутренне противоречивая духовная сфера, но как расколотая, трагически разорванная антагонизмом область непримиримой борьбы, влекущей за собой человеческие жертвы, порождающей ненависть.
В «Доходном месте» (1857) конфликт возникает как следствие несовместимости, взаимного тотального неприятия двух неравных по своим возможностям и потенциалу сил: силы утвердившейся, наделенной официальной властью, с одной стороны, и силы непризнанной, но выражающей новые потребности общества и требования людей, заинтересованных в удовлетворении этих потребностей, — с другой.
В 60—70-е годы в творчестве Островского усилился сатирический элемент. Он создает ряд комедий, в которых превалирует сатирический подход к действительности. Большое значение в комедии приобретает характеристика общества и социальной среды. Проникающий в эту среду «чужанин» в нравственном и социальном отношении не может быть противопоставлен обществу, в которое по недоразумению или обманом попадает. Автор использует схему сюжета о «плутах», обманутых «плутом» или введенных им в заблуждение.
Художественная система
Проявление в творчестве Островского
тенденции к усилению сатиры, к
разработке чисто сатирических сюжетов
совпало с периодом его обращения
к историко-героической