Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:55, курс лекций
Русская духовная культура начала складываться еще в догусадарственный период. Еще до принятия христианства существовала на Руси языческая культура, представленная в произведениях устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались созданные народом фольклорные произведения: с появление письменности многие из низ были записаны, а многие дошли до наших дней в устном исполнении. Русский фольклор преследовал утилитарные цели, был связан с магией, во многом зависел от характера обрядовых мероприятий, которые обслуживал. Тем не менее можно говорить о худо
В 1880 гг. появились повести Толстого "Смерть Ивана Ильича" и "Холстомер" ("История лошади"), "Крейцерова соната" (1887—1889). В них, а также в рассказе "Дьявол" (1889—1890) и повести "Отец Сергий" (1890—1898) ставятся проблемы искусства, любви и брака, чистоты семейных отношений,
На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Толстой написал для "домашнего спектакля" комедию "Плоды просвещения". В ней также показаны "хозяева" и "работники": живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически, вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых сценах и их "подает" в ироническом свете.
Все эти произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,— писал Толстой в 1892 г.,— но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,— я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества "позднего" Толстого — роман "Воскресение" (1889—1899).
Менее десяти
лет отделяют "Анну Каренину" от
"Войны и мира". "Воскресение"
отделено от "Анны Карениной" двумя
десятилетиями. И хотя многое отличает
третий роман от двух предыдущих, их
объединяет истинно эпический размах
в изображении жизни, умение "сопрягать"
в повествовании отдельные
В последнее
десятилетие жизни писатель работал
над повестью "Хаджи-Мурат" (1896—
1904), в которой стремился
Годы
перелома круто изменили личную биографию
писателя, обернувшись разрывом с
социальной средой и приведя к
семейному разладу (провозглашенный
Толстым отказ от владения частной
собственностью вызывал резкое недовольство
членов семьи, прежде всего жены). Пережитая
Толстым личная драма нашла отражение
в его дневниковых записях. Поздней
осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний
Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом
Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну.
Дорога оказалась для него непосильной:
в пути Толстой заболел и вынужден
был сойти с поезда на маленькой
железнодорожной станции
Достоевский Федор Михайлович (30.10.1821 года - 28.01.1881 года) - родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич (1789—1839),— врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 получил звание потомственного дворянина. В 1833 Достоевский был отдан в полупансион Н. И. Драшусова; туда он и брат Михаил ездили "ежедневно по утрам и возвращались к обеду". С осени 1834 по весну 1837 г. Достоевский посещал частный пансион Л. И. Чермака, в котором преподавали астроном Д. М. Перевощиков, палеолог А. М. Кубарев. Учитель русского языка Н. И. Билевич сыграл определенную роль в духовном развитии Достоевского. Воспоминания о пансионе послужили материалом для многих произведений писателя.
Тяжело пережив
смерть матери, совпавшую с известием
о смерти А.С. Пушкина (которую он
воспринял как личную потерю), Достоевский
в мае 1837 едет с братом Михаилом в
Петербург и поступает в
С марта—апреля 1847 г. Достоевский становится посетителем "пятниц" М.В.Буташевича-Петрашевского. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. 23 апреля 1849 Достоевский был арестован; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. Восемь месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием, во время , которого проявил мужество, скрывая многие факты и стремясь по возможности смягчить вину товарищей. Был признан следствием "одним из важнейших" среди петрашевцев, виновным в "умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка". Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: "... отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием". 22 декабря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты.
Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. 10 января 1850 прибыл в Тобольск, где в квартире смотрителя произошла встреча писателя с женами декабристов — П.Е. Анненковой, А.Г. Муравьёвой и Н.Д. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу "чернорабочим" в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск) и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. Майковым. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых (в том числе Э.И. Тотлебена) — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875.
В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге ("сибирская" тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для "Записок из Мертвого дома" и многих других книг Достоевского ). В 1857 его брат напечатал рассказ "Маленький герой", написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Создав две "провинциальные" комические повести — "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели", Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М.Н. Катковым, Некрасовым, А.А. Краевским. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения "нового" Достоевского. До каторги был издан только один роман писателя, достойный упоминания, – «Бедные люди», полемически направленный против гоголевской «Шинели».
Интенсивная
деятельность Достоевского по
возвращении в Петербург
В журналах
"Время" и "Эпоха", который
Достоевский издавал вместе с
братом Михаилом, новые взгляды писателя
получили выражение как идеология
"почвенничества" — специфической
модификации идей славянофильства.
"Почвенничество" было скорее попыткой
очертить контуры "общей идеи",
найти платформу, которая примирила
бы западников и славянофилов, "цивилизацию"
и народное начало. Скептически относясь
к революционным путям
В 1865 году Достоевский заключил контракт с Ф.Т. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866. Одновременно, оказавшись в долгах, Достоевский работал не только над этим романом "Психологическим отчетом одного преступления", но и над «Игроком».
"Преступление
и наказание" оказался первым
в ряду пяти крупных романов
Достоевского ("Бесы", "Идиот",
"Братья Карамазовы", "Подросток”)
Как и большинство романов
писателя, он может быть отнесен
к жанру романов социально-
В 1867—1868 Достоевский работал над романом "Идиот". "Идея романа,—указывал автор,— моя старинная и любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за нее. Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь ..."
К роману "Бесы"
Достоевский приступил, прервав
работу над широко задуманными эпопеями
"Атеизм" и "Житие великого грешника"
и наскоро сочинив "повестушку"
"Вечный муж". Непосредственным толчком
к созданию романа послужило "нечаевское
дело". Деятельность тайного общества
"Народная расправа", убийство пятью
членами организации слушателя
Петровской земледельческой академии
И.И. Иванова — вот события, легшие
в основу "Бесов" и получившие
в романе философско-психологическую
интерпретацию. Внимание писателя привлекли
обстоятельства убийства, идеологические
и организационные принципы террористов
("Катехизис революционера"), фигуры
соучастников преступления, личность
руководителя общества С.Г. Нечаева. В
процессе работы над романом замысел
многократно видоизменялся. Первоначально
— это непосредственный отклик на
события. Рамки памфлета в дальнейшем
значительно расширились, не только
нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы
1840-х гг., Т.Н. Грановский, петрашевцы,
Белинский, В.С. Печерин, А.И. Герцен, даже
декабристы и П.Я. Чаадаев попадают
в гротескно-трагическое