История русской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:55, курс лекций

Краткое описание

Русская духовная культура начала складываться еще в догусадарственный период. Еще до принятия христианства существовала на Руси языческая культура, представленная в произведениях устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались созданные народом фольклорные произведения: с появление письменности многие из низ были записаны, а многие дошли до наших дней в устном исполнении. Русский фольклор преследовал утилитарные цели, был связан с магией, во многом зависел от характера обрядовых мероприятий, которые обслуживал. Тем не менее можно говорить о худо

Файлы: 1 файл

лекции по истории русской литературы.docx

— 205.77 Кб (Скачать)

В 1880 гг. появились  повести Толстого "Смерть Ивана  Ильича" и "Холстомер" ("История  лошади"), "Крейцерова соната" (1887—1889). В них, а также в рассказе "Дьявол" (1889—1890) и повести "Отец Сергий" (1890—1898) ставятся проблемы искусства, любви и брака, чистоты семейных отношений,

На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная  стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью  годами ранее Толстой написал  для "домашнего спектакля" комедию "Плоды просвещения". В ней  также показаны "хозяева" и "работники": живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически, вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых сценах и их "подает" в ироническом свете.

Все эти произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,—  писал Толстой в 1892 г.,— но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,— я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества "позднего" Толстого — роман "Воскресение" (1889—1899).

Менее десяти лет отделяют "Анну Каренину" от "Войны и мира". "Воскресение" отделено от "Анны Карениной" двумя  десятилетиями. И хотя многое отличает третий роман от двух предыдущих, их объединяет истинно эпический размах в изображении жизни, умение "сопрягать" в повествовании отдельные человеческие судьбы с судьбой народной. Толстой  сам указывал на единство, существующее между его романами: он говорил, что "Воскресение" написано в "старой манере", имея, прежде всего, в виду эпическую "манеру", в которой  были написаны "Война и мир" и "Анна Каренина". "Воскресение" стал последним романом в творчестве писателя.

В последнее  десятилетие жизни писатель работал  над повестью "Хаджи-Мурат" (1896— 1904), в которой стремился сопоставить "два полюса властного абсолютизма" — европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый . В это же время Толстой создает одну из лучших своих пьес — "Живой труп". Ее герой — добрейшей души, мягкий, совестливый Федя Протасов уходит из семьи, рвет отношения с привычной ему средой, попадает на "дно" и в здании суда, не вынеся лжи, притворства, фарисейства "добропорядочных" людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты с жизнью. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья "Не могу молчать", в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905–1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя "После бала", "За что?".

Годы  перелома круто изменили личную биографию  писателя, обернувшись разрывом с  социальной средой и приведя к  семейному разладу (провозглашенный  Толстым отказ от владения частной  собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая  Толстым личная драма нашла отражение  в его дневниковых записях. Поздней  осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой  железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции  он провел последние семь дней своей  жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени  приобрел уже мировую известность  не только как писатель, но и как  религиозный мыслитель, проповедник  новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

5.1.3. Творчество Ф.М.Достоевского.

Достоевский Федор Михайлович (30.10.1821 года - 28.01.1881 года) - родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич (1789—1839),— врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для  бедных, в 1828 получил звание потомственного дворянина. В 1833 Достоевский был  отдан в полупансион Н. И. Драшусова; туда он и брат Михаил ездили "ежедневно  по утрам и возвращались к обеду". С осени 1834 по весну 1837 г. Достоевский посещал частный пансион Л. И. Чермака, в котором преподавали астроном Д. М. Перевощиков, палеолог А. М. Кубарев. Учитель русского языка Н. И. Билевич сыграл определенную роль в духовном развитии Достоевского. Воспоминания о пансионе послужили материалом для многих произведений писателя.

Тяжело пережив  смерть матери, совпавшую с известием  о смерти А.С. Пушкина (которую он воспринял как личную потерю), Достоевский  в мае 1837 едет с братом Михаилом в  Петербург и поступает в приготовительный пансион К. Ф. Костомарова. Тогда  же состоялось его знакомство с И. Н. Шидловским, чья религиозно-романтическая  настроенность увлекла Достоевского. С января 1838 Достоевский учился в  Главном инженерном училище. Тяжелое  впечатление о "каторжных годах" учения частично скрашивали приятельские отношения с В. Григоровичем, врачом А. Е. Ризенкампфом, дежурным офицером А. И. Савельевым, художником К. А. Трутовским. Вокруг Достоевского в училище образуется литературный кружок. 16 февраля 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом по случаю отъезда в Ревель, Достоевский  читал отрывки из двух своих драматических  произведений — "Марии Стюарт" и "Бориса Годунова". О работе над  драмой "Жид Янкель" Достоевский  сообщал брату в январе 1844. Рукописи драм не сохранились, но уже из их названий вырисовываются литературные увлечения  начинающего писателя: Шиллер, Пушкин, Гоголь. После смерти отца родственники матери писателя взяли на себя попечение  о младших братьях и сестрах  Достоевского, а Фёдор и Михаил получили небольшое наследство. По окончании училища (конец 1843 г.) он был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета 1844, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и уволился в чине поручика.

С марта—апреля 1847 г. Достоевский становится посетителем "пятниц" М.В.Буташевича-Петрашевского. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. 23 апреля 1849 Достоевский был арестован; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. Восемь месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием, во время , которого проявил мужество, скрывая многие факты и стремясь по возможности смягчить вину товарищей. Был признан следствием "одним из важнейших" среди петрашевцев, виновным в "умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка". Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: "... отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием". 22 декабря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты.

Ночью 24 декабря  Достоевский в оковах был отправлен  из Петербурга. 10 января 1850 прибыл в  Тобольск, где в квартире смотрителя произошла встреча писателя с  женами декабристов — П.Е. Анненковой, А.Г. Муравьёвой и Н.Д. Фонвизиной; они  подарили ему Евангелие, которое  он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым  отбывал каторгу "чернорабочим" в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск) и смог возобновить  переписку с братом Михаилом и  А. Майковым. В ноябре 1855 Достоевский  произведен в унтер-офицеры, а после  долгих хлопот прокурора Врангеля и  других сибирских и петербургских  знакомых (в том числе Э.И. Тотлебена) — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский  надзор над ним сохранялся до 1875.

В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге ("сибирская" тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические  и дневниковые записи, послужила  источником для "Записок из Мертвого дома" и многих других книг Достоевского ). В 1857 его брат напечатал рассказ "Маленький герой", написанный Достоевским в Петропавловской  крепости. Создав две "провинциальные" комические повести — "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его  обитатели", Достоевский вступил  через посредство брата Михаила  в переговоры с М.Н. Катковым, Некрасовым, А.А. Краевским. Однако современная  критика не оценила и обошла почти  полным молчанием эти первые произведения "нового" Достоевского. До каторги  был издан только один роман писателя, достойный упоминания,  – «Бедные  люди», полемически направленный против гоголевской «Шинели».

 Интенсивная  деятельность Достоевского по  возвращении в Петербург сочетала  редакторскую работу над "чужими" рукописями с публикацией собственных  статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений. В первые годы после ссылки  был написан роман "Униженные  и оскорбленные"— произведение  переходное, своеобразное возвращение  на новой ступени развития  к мотивам творчества 1840-х гг., обогащенное опытом пережитого  и перечувствованного в 1850-е  гг.; в нем очень сильны автобиографические  мотивы. В то же время роман  заключал в себе черты сюжетов,  стиля и героев произведений  позднего Достоевского. Огромный успех имели "Записки из Мертвого дома". В Сибири, по признанию Достоевского, изменились "постепенно и после очень-очень долгого времени" его "убеждения". Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как "возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного".

В журналах "Время" и "Эпоха", который  Достоевский издавал вместе с  братом Михаилом, новые взгляды писателя получили выражение как идеология "почвенничества" — специфической  модификации идей славянофильства. "Почвенничество" было скорее попыткой очертить контуры "общей идеи", найти платформу, которая примирила  бы западников и славянофилов, "цивилизацию" и народное начало. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях "Времени", в резкой полемике с публикациями "Современника". Суть возражений Достоевского — возможность после  реформы сближения правительства  и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский продолжает и в повести "Записки из подполья" ("Эпоха", 1864) — философско-художественной прелюдии к "идеологическим" романам писателя. Достоевский писал: "Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и  впервые разоблачил его уродливую  и трагическую сторону. Трагизм  состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности  достичь его и, главное, в ярком  убеждении этих несчастных, что и  все таковы, а стало быть, не стоит  и исправляться!".

В 1865 году Достоевский  заключил контракт с Ф.Т. Стелловским  на издание собрания сочинений и  обязался написать для него новый  роман к 1 ноября 1866. Одновременно, оказавшись в долгах, Достоевский работал  не только над этим романом "Психологическим  отчетом одного преступления", но и над «Игроком».

"Преступление  и наказание"  оказался первым  в ряду пяти крупных романов  Достоевского ("Бесы", "Идиот", "Братья Карамазовы", "Подросток”) Как и большинство романов  писателя, он может быть отнесен  к жанру романов социально-философских.  В столкновении разных идей  и убеждений писатель стремится  найти ту высшую правду, ту  единственную идею, которая может  стать общей для всех людей.  В самые тяжелые для русского  народа годы он продолжал искать  пути избавления человека от  страданий и бед, которые несет  с собой антигуманный строй.  Персонажи Достоевского предстают  перед читателем с уже сложившимися  убеждениями и выражают определенную  идею. Не составляют исключения  и герои "Преступления и  наказания". В романе и "маленькие  люди" наделены определенной философской  идеей. Это люди мыслящие, но  задавленные жизнью. Любая попытка  внутренне выстоять в тех условиях, на которые обречены люди, не  удается. Не помогает ни самоуничижение, ни самоутверждение, пусть даже  с помощью вранья. Человек неизбежно  разрушается морально, а затем  гибнет физически. Роман "Преступление и наказание"   это психологический анализ преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако речь идет о необычном уголовном деле. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а исполнитель его   преступник-мыслитель, убийца-философ. Он убил ростовщицу не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким   матери и сестре. Это злодеяние явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе и судьбе всех "униженных и оскорбленных", о социальных и нравственных законах, по которым живет человечество. Достоевский показывает в этом романе, что никто не имеет право решать судьбу других людей, решать, кому жить, а кому нет. Раскольников, считал, что одно преступлением может загладиться тысячью добрых дел, который он совершит впоследствии. Оказалось, что цель не оправдывает средства, и, хотя и не сразу, но Раскольников начинает это понимать. С этого и начинается путь его воскрешения.

В 1867—1868 Достоевский  работал над романом "Идиот". "Идея романа,—указывал автор,—  моя старинная и любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за нее. Главная мысль  романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого  нет ничего на свете, а особенно теперь ..."

К роману "Бесы" Достоевский приступил, прервав  работу над широко задуманными эпопеями "Атеизм" и "Житие великого грешника" и наскоро сочинив "повестушку" "Вечный муж". Непосредственным толчком  к созданию романа послужило "нечаевское дело". Деятельность тайного общества "Народная расправа", убийство пятью  членами организации слушателя  Петровской земледельческой академии И.И. Иванова — вот события, легшие в основу "Бесов" и получившие в романе философско-психологическую  интерпретацию. Внимание писателя привлекли  обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов ("Катехизис революционера"), фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С.Г. Нечаева. В  процессе работы над романом замысел  многократно видоизменялся. Первоначально  — это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг., Т.Н. Грановский, петрашевцы, Белинский, В.С. Печерин, А.И. Герцен, даже декабристы и П.Я. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа. Постепенно роман перерастает  в критическое изображение общей "болезни", переживаемой Россией  и Европой, ярким симптомом которой  являются "бесовство" Нечаева  и нечаевцев. В центре романа, в  его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий "мошенник" Пётр Верховенский (Нечаев), а загадочная и демоническая фигура "все позволившего" себе Николая Ставрогина.

Информация о работе История русской литературы