История русской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:55, курс лекций

Краткое описание

Русская духовная культура начала складываться еще в догусадарственный период. Еще до принятия христианства существовала на Руси языческая культура, представленная в произведениях устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались созданные народом фольклорные произведения: с появление письменности многие из низ были записаны, а многие дошли до наших дней в устном исполнении. Русский фольклор преследовал утилитарные цели, был связан с магией, во многом зависел от характера обрядовых мероприятий, которые обслуживал. Тем не менее можно говорить о худо

Файлы: 1 файл

лекции по истории русской литературы.docx

— 205.77 Кб (Скачать)

Романы Тургенева могут быть отмечены не только типичными героями, но и типичными ситуациями. Излюбленных  ситуаций у Тургенева было две: во-первых, ситуация «пропаганды», охватывающая отношения героя и его последователей (например, в «Рудине»), во-вторых, ситуация идейного спора – противопоставление точек зрения и исторических идеалов (такова структура романа «Отцы и  дети»).

Помимо романов Тургенев активно  работал с малым жанром – с  повестью, Тургеневская повесть, по мысли исследователей, хотя и меньше по объему, но по другим показателям тяготеет к роману: в ней писатель стремится уловить контуры изменчивого и неустойчивого мира современных социальных отношений и этим сближается с Достоевским. Если первые повести Тургенева получили читательские признание, то поздние, так называемые «таинственные» повести. Критика 60—80-х годов не смогла по достоинству оценить значение поздних повестей и рассказов Тургенева. Особый круг идей и настроений, отразившийся в поздних повестях и рассказах Тургенева, остался критикой тех лет невыявленным отчасти потому, что эти произведения не находили себе прямого соответствия в художественных исканиях русской литературы тех лет. О Тургеневе как выразителе насущных проблем времени и как о писателе, создавшем крупные художественные полотна, писали лишь в связи с романами «Дым» и «Новь», позднее — в связи со «Стихотворениями в прозе». Но «таинственные» повести и рассказы писателя чаще всего воспринимались как «курьезы», «шутки», созданные рукой мастера, и их связи с литературным процессом казались достаточно эпизодичными и случайными. Иное значение приобрел факт создания продолжения «Записок охотника». Их появление было обусловлено теми процессами, которые происходили в литературе о народе на рубеже 60—70-х годов. «Записки охотника» воспринимались как памятник, классическое произведение русской литературы, в котором выразилось горячее сочувствие страдающему народу. «Тургенев великий мастер пластического изображения,— писал В. Я. Брюсов,— он прекрасно рисует характеры, положения, вообще достигает того, что мы как бы лично знакомимся с его героями и их жизнью…». С одной стороны, «таинственные» повести связаны с настроениями эпохи 1870—1880-х годов, с другой — предваряют литературные явления «рубежа веков». Исследователи неоднократно отмечали, что в «таинственных повестях» - таких, как, например, «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви», -  Тургенев всегда оставляет открытым вопрос о том, насколько изображенные им события фантастичны и таинственны. Такая «неопределенность» возможных толкований происходящего мотивирована отчасти и тем, что тургеневские герои, поддающиеся воздействию странных и загадочных сил, всегда люди нервные, склонные не к непосредственному познанию жизни, а к восприятию ее путем чтения книг и размышления над ее сложными загадками.

При этом герои «таинственных» повестей, как и тургеневских романов, типичны для своей эпохи. Так  Аратов влюбляется не столько в Клар, которой ужи и нет в живых и которую он практически не знал при жизни, сколько в любовь, которая для него воплощена в ее образе. Это идеальная любовь, созданная романтическим воображением, любовь во имя Любви. И такие герои как раз были психологически близки своей эпохе. Человек 70—80-х годов чувствовал, что смещаются некогда непреложные нравственные понятия и исчезает «идеальность»; он видел, что в мире зло не скудеет, и ощущал непрочность своего существования, подверженного многочисленным случайностям. Все это обостряло интерес к коренным вопросам бытия, к вопросам жизни и смерти. Тургенев уловил именно это, достаточно характерное для тех лет психологическое настроение. Оно — не только черта его «таинственных повестей», но и эпохи, и этим настроением поздние повести и рассказы писателя прочно связаны со своим временем. Человек той эпохи понимал, что некогда устойчивые и прочные жизненные основы рушатся. Это рождало ожидание каких-то перемен, а одновременно — страх, нервозность, неуверенность в будущем. Не умея разрешить кричащих противоречий жизни, люди приходили в отчаяние: они стрелялись, принимали яд, бросались в пролет лестницы. Как отражение этого психологического фона эпохи в литературе 70—80-х годов большое значение приобрела тема смерти, самоубийства.

Но в конце XIX — начале XX в. эти произведения были прочитаны как бы вновь; критики символистского лагеря восприняли их как произведения современные. Тургеневские «таинственные повести» несут в себе все признаки «романтического реализма». Символике «таинственных повестей» Тургенева символисты придали сверхприродное значение. Такая интерпретация не согласуется с истинным смыслом тургеневских произведений. Но «символичность» их все же вне сомнения, и она характерна для эпохи. Эти символы — не намек на какую-то вторую жизнь, не подмена той жизни, которая есть, а воображаемое ее продолжение, источник энтузиазма в дерзаниях живого человека». В этом смысле «символический» характер имели и названные уже  тургеневские повести «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич».

    Новые качества реализма Тургенева подготавливали почву для новых художественных открытий в русской литературе рубежа двух веков. Поздние повести и рассказы писателя оказались во многом созвучны новой исторической эпохе.

5.1.2. Творчество Л.Н.Толстого

Толстой Лев Николаевич родился 28 августа (9 сентября) 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - граф, русский писатель. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его  мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи  он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к  искусству, склонность к рефлексии  и даже портретное сходство Толстой  придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство". 
Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи". После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести "Утро помещика", 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали "самым пустяшным малым", а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски. В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество", 1852-54, и "Юность", 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание. В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" - "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической".

 В  ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург  и сразу вошел в кружок "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров  и др.), где его встретили как  "великую надежду русской литературы" (Некрасов). Толстой принимал участие  в обедах и чтениях, в учреждении  Литературного фонда, оказался  вовлеченным в споры и конфликты  писателей, однако чувствовал  себя чужим в этой среде,  о чем подробно рассказал позднее  в "Исповеди" (1879-82): "Люди  эти мне опротивели, и сам себе  я опротивел". Осенью 1856 Толстой,  выйдя в отставку, уехал в Ясную  Поляну, а в начале 1857 - за границу.  Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские  впечатления отражены в рассказе "Люцерн"), осенью вернулся в  Москву, затем - в Ясную Поляну. В 1859 Толстой открыл в деревне  школу для крестьянских детей,  помог устроить более 20 школ  в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло  Толстого, что в 1860 он вторично  отправился за границу, чтобы  знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал,  провел полтора месяца в Лондоне  (где часто виделся с А. И.  Герценом), был в Германии, Франции,  Швейцарии, Бельгии, изучал популярные  педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть "свобода учащегося" и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. "Азбука" и "Новая Азбука". В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию). Первым произведением Толстого, появившемся в печати, была повесть "Детство", которую высоко оценил Н.Некрасов и напечатал в "Современнике". За "Детством" последовали повесть "Отрочество". "Юность", составившие трилогию. В главном герое Николеньке Иртеньеве много автобиографических черт. Его детство, как и детство самого автора, протекает в дворянской усадьбе. Он умён, наблюдателен, обладает необычайно живым воображением, постоянно анализирует свои мысли и поступки. Душа Николеньки открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы дети ограничены узким кругом семьи и не выходят за пределы дворянской усадьбы. Николенька начинает замечать недостатки людей своего круга и приходит к мысли о необходимости исправить пороки людские, и прежде всего исправит самого себя. Но реальная жизнь то и дело разрушает его мечтания, и Николенька постепенно уступает дурному влиянию своей среды, с её тщеславием, лицемерием, презрением к незнатным людям, равнодушным, а чаще жестоким отношением к слугам и крепостным. Автор "Детства" и "Отрочества" проявил себя глубоким и тонким мастером, психологом, критика отмечала его исключительную способность передавать тайные, сокровенные мысли и чувства человека. В "Юности" показаны студенческие годы героя трилогии, его первый разлад с барской средой и стремление сблизиться со студентами, вышедшими из среды, близкой к народу. Впоследствии Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, затем 20 начальных школ в окрестных деревнях, написал статьи по вопросам педагогики, создал "Книги для чтения", составил "Азбуку". Писатель обижался, что эта огромная работа была не замечена. "Меня,- писал он,- хвалили за всё, что я написал, но об одном, точно хорошем и полезном, что я сделал, об “Азбуке” и этих книжках, не сказано в печати ни единого ругательного слова. Но пусть попробует кто-нибудь такие же рассказы, то увидит, как трудно даются эти достоинства, состоящие только в том, чтобы было просто, ясно, не было бы ничего лишнего и фальшивого". Многие из рассказов для детей Толстого состоят всего из нескольких строк. А он их переделывал десятки раз, добиваясь предельной простоты и ясности. В течение всей своей жизни изучал произведения устного народного творчества - песни, сказки, былины, легенды, был уверен, что в "песни, сказки, былины - всё простое - будут читать, пока будет русский язык". Появление романов "Война и мир", "Анна Каренина" и других произведений Л.Н.Толстого вызвало многочисленное количество отзывов, книг, статей. Известный русский критик В.В.Стасов писал: "Лев Толстой поднялся до такой высокой ноты, какой ещё никогда не брала русская литература…" Имя Толстого ещё при жизни писателя приобрело всемирную известность. В наше время Толстой занимает одно из первых мест среди писателей всей стран и народов по числу переводов его произведений на иностранные языки. Своей жизнью и творчеством Толстой связал и соединил "два века" русской литературы. М.Горький сказал: " Не зная Толстого нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком".  
В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам делать?" (1882—1886). В них писатель сделал основной вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!". "Исповедь" и "Так что же нам делать?" представляли собой произведения, в которых Толстой выступал одновременно и как художник и как публицист, как глубокий психолог и смелый социолог-аналитик. Позднее этот род произведений — по жанру публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины, насыщенные элементами образности,— займет большое место в его творчестве.

В эти  и последующие годы Толстой пишет  также религиозно-философские сочинения: "Критика догматического богословия", "В чем моя вера?", "Соединение, перевод и исследование четырех  Евангелий", "Царство божие  внутри вас". В них писатель не только показал перемену в своих  религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы учения официальной церкви. В середине 1880 гг. Толстой и его единомышленники  создали в Москве издательство "Посредник", печатавшее для народа книги и  картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для "простого" народа, был рассказ "Чем люди живы". В нем, как и во многих других произведениях  этого цикла, писатель широко воспользовался не только фольклорными сюжетами, но и  выразительными средствами устного  творчества. С народными рассказами Толстого тематически и стилистически  связаны его пьесы для народных театров и, более всего, драма "Власть тьмы" (1886 г.), в которой запечатлена трагедия пореформенной деревни, где под "властью денег" рушились вековые патриархальные порядки. В 1880 гг. появились повести Толстого "Смерть Ивана Ильича" и "Холстомер" ("История лошади"), "Крейцерова соната" (1887—1889). В ней, а также в рассказе "Дьявол" (1889—1890) и повести "Отец Сергий" (1890—1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.

На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная  стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью  годами ранее Толстой написал  для "домашнего спектакля" комедию "Плоды просвещения". В ней  также показаны "хозяева" и "работники": живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически, вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых сценах и их "подает" в ироническом свете. Все эти  произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,— писал Толстой в 1892 г.,— но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,— я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества "позднего" Толстого — роман "Воскресение" (1889—1899).

Менее десяти лет отделяют "Анну Каренину" от "Войны и мира". "Воскресение" отделено от "Анны Карениной" двумя  десятилетиями. И хотя многое отличает третий роман от двух предыдущих, их объединяет истинно эпический размах в изображении жизни, умение "сопрягать" в повествовании отдельные человеческие судьбы с судьбой народной. Толстой  сам указывал на единство, существующее между его романами: он говорил, что "Воскресение" написано в "старой манере", имея, прежде всего, в виду эпическую "манеру", в которой  были написаны "Война и мир" и "Анна Каренина". "Воскресение" стал последним романом в творчестве писателя.

В последнее  десятилетие жизни писатель работал  над повестью "Хаджи-Мурат" (1896— 1904), в которой стремился сопоставить "два полюса властного абсолютизма" — европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. В это же время Толстой создает одну из лучших своих пьес — "Живой труп". Ее герой — добрейшей души, мягкий, совестливый Федя Протасов уходит из семьи, рвет отношения с привычной ему средой, попадает на "дно" и в здании суда, не вынеся лжи, притворства, фарисейства "добропорядочных" людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты с жизнью. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья "Не могу молчать", в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905–1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя "После бала", "За что?".

В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование  своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам делать?" (1882—1886). В них писатель сделал основной вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!". "Исповедь" и "Так что же нам делать?" представляли собой произведения, в которых Толстой выступал одновременно и как художник и как публицист, как глубокий психолог и смелый социолог-аналитик. Позднее этот род произведений — по жанру публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины, насыщенные элементами образности,— займет большое место в его творчестве.

В эти  и последующие годы Толстой пишет  также религиозно-философские сочинения: "Критика догматического богословия", "В чем моя вера?", "Соединение, перевод и исследование четырех  Евангелий", "Царство божие  внутри вас". В них писатель не только показал перемену в своих  религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы учения официальной церкви. В середине 1880 гг. Толстой и его единомышленники  создали в Москве издательство "Посредник", печатавшее для народа книги и  картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для "простого" народа, был рассказ "Чем люди живы". В нем, как и во многих других произведениях  этого цикла, писатель широко воспользовался не только фольклорными сюжетами, но и  выразительными средствами устного  творчества. С народными рассказами Толстого тематически и стилистически  связаны его пьесы для народных театров и, более всего, драма "Власть тьмы" (1886 г.), в которой запечатлена трагедия пореформенной деревни, где под "властью денег" рушились вековые патриархальные порядки.

Информация о работе История русской литературы