Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:55, курс лекций
Русская духовная культура начала складываться еще в догусадарственный период. Еще до принятия христианства существовала на Руси языческая культура, представленная в произведениях устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались созданные народом фольклорные произведения: с появление письменности многие из низ были записаны, а многие дошли до наших дней в устном исполнении. Русский фольклор преследовал утилитарные цели, был связан с магией, во многом зависел от характера обрядовых мероприятий, которые обслуживал. Тем не менее можно говорить о худо
Романы Тургенева могут быть
отмечены не только типичными героями,
но и типичными ситуациями. Излюбленных
ситуаций у Тургенева было две: во-первых,
ситуация «пропаганды», охватывающая
отношения героя и его
Помимо романов Тургенев активно работал с малым жанром – с повестью, Тургеневская повесть, по мысли исследователей, хотя и меньше по объему, но по другим показателям тяготеет к роману: в ней писатель стремится уловить контуры изменчивого и неустойчивого мира современных социальных отношений и этим сближается с Достоевским. Если первые повести Тургенева получили читательские признание, то поздние, так называемые «таинственные» повести. Критика 60—80-х годов не смогла по достоинству оценить значение поздних повестей и рассказов Тургенева. Особый круг идей и настроений, отразившийся в поздних повестях и рассказах Тургенева, остался критикой тех лет невыявленным отчасти потому, что эти произведения не находили себе прямого соответствия в художественных исканиях русской литературы тех лет. О Тургеневе как выразителе насущных проблем времени и как о писателе, создавшем крупные художественные полотна, писали лишь в связи с романами «Дым» и «Новь», позднее — в связи со «Стихотворениями в прозе». Но «таинственные» повести и рассказы писателя чаще всего воспринимались как «курьезы», «шутки», созданные рукой мастера, и их связи с литературным процессом казались достаточно эпизодичными и случайными. Иное значение приобрел факт создания продолжения «Записок охотника». Их появление было обусловлено теми процессами, которые происходили в литературе о народе на рубеже 60—70-х годов. «Записки охотника» воспринимались как памятник, классическое произведение русской литературы, в котором выразилось горячее сочувствие страдающему народу. «Тургенев великий мастер пластического изображения,— писал В. Я. Брюсов,— он прекрасно рисует характеры, положения, вообще достигает того, что мы как бы лично знакомимся с его героями и их жизнью…». С одной стороны, «таинственные» повести связаны с настроениями эпохи 1870—1880-х годов, с другой — предваряют литературные явления «рубежа веков». Исследователи неоднократно отмечали, что в «таинственных повестях» - таких, как, например, «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви», - Тургенев всегда оставляет открытым вопрос о том, насколько изображенные им события фантастичны и таинственны. Такая «неопределенность» возможных толкований происходящего мотивирована отчасти и тем, что тургеневские герои, поддающиеся воздействию странных и загадочных сил, всегда люди нервные, склонные не к непосредственному познанию жизни, а к восприятию ее путем чтения книг и размышления над ее сложными загадками.
При этом герои «таинственных» повестей, как и тургеневских романов, типичны для своей эпохи. Так Аратов влюбляется не столько в Клар, которой ужи и нет в живых и которую он практически не знал при жизни, сколько в любовь, которая для него воплощена в ее образе. Это идеальная любовь, созданная романтическим воображением, любовь во имя Любви. И такие герои как раз были психологически близки своей эпохе. Человек 70—80-х годов чувствовал, что смещаются некогда непреложные нравственные понятия и исчезает «идеальность»; он видел, что в мире зло не скудеет, и ощущал непрочность своего существования, подверженного многочисленным случайностям. Все это обостряло интерес к коренным вопросам бытия, к вопросам жизни и смерти. Тургенев уловил именно это, достаточно характерное для тех лет психологическое настроение. Оно — не только черта его «таинственных повестей», но и эпохи, и этим настроением поздние повести и рассказы писателя прочно связаны со своим временем. Человек той эпохи понимал, что некогда устойчивые и прочные жизненные основы рушатся. Это рождало ожидание каких-то перемен, а одновременно — страх, нервозность, неуверенность в будущем. Не умея разрешить кричащих противоречий жизни, люди приходили в отчаяние: они стрелялись, принимали яд, бросались в пролет лестницы. Как отражение этого психологического фона эпохи в литературе 70—80-х годов большое значение приобрела тема смерти, самоубийства.
Но в конце XIX — начале XX в. эти произведения были прочитаны как бы вновь; критики символистского лагеря восприняли их как произведения современные. Тургеневские «таинственные повести» несут в себе все признаки «романтического реализма». Символике «таинственных повестей» Тургенева символисты придали сверхприродное значение. Такая интерпретация не согласуется с истинным смыслом тургеневских произведений. Но «символичность» их все же вне сомнения, и она характерна для эпохи. Эти символы — не намек на какую-то вторую жизнь, не подмена той жизни, которая есть, а воображаемое ее продолжение, источник энтузиазма в дерзаниях живого человека». В этом смысле «символический» характер имели и названные уже тургеневские повести «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич».
Новые качества реализма Тургенева подготавливали почву для новых художественных открытий в русской литературе рубежа двух веков. Поздние повести и рассказы писателя оказались во многом созвучны новой исторической эпохе.
Толстой
Лев Николаевич родился 28 августа (9
сентября) 1828, усадьба Ясная Поляна
Тульской губернии - граф, русский писатель.
Толстой был четвертым ребенком
в большой дворянской семье. Его
мать, урожденная княжна Волконская, умерла,
когда Толстому не было еще двух
лет, но по рассказам членов семьи
он хорошо представлял себе "ее духовный
облик": некоторые черты матери
(блестящее образование, чуткость к
искусству, склонность к рефлексии
и даже портретное сходство Толстой
придал княжне Марье Николаевне Болконской
("Война и мир"). Отец Толстого, участник
Отечественной войны, запомнившийся писателю
добродушно-насмешливым характером, любовью
к чтению, к охоте (послужил прототипом
Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием
детей занималась дальняя родственница
Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние
на Толстого: "она научила меня духовному
наслаждению любви". Детские воспоминания
всегда оставались для Толстого самыми
радостными: семейные предания, первые
впечатления от жизни дворянской усадьбы
служили богатым материалом для его произведений,
отразились в автобиографической повести
"Детство".
Когда Толстому было 13 лет, семья переехала
в Казань, в дом родственницы и опекунши
детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил
в Казанский университет на отделение
восточных языков философского факультета,
затем перевелся на юридический факультет,
где проучился неполных два года: занятия
не вызывали у него живого интереса и он
со страстью предался светским развлечениям.
Весной 1847, подав прошение об увольнении
из университета "по расстроенному
здоровью и домашним обстоятельствам",
Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым
намерением изучить весь курс юридических
наук (чтобы сдать экзамен экстерном),
"практическую медицину", языки, сельское
хозяйство, историю, географическую статистику,
написать диссертацию и "достигнуть
высшей степени совершенства в музыке
и живописи". После лета в деревне, разочарованный
неудачным опытом хозяйствования на новых,
выгодных для крепостных условиях (эта
попытка запечатлена в повести "Утро
помещика", 1857), осенью 1847 Толстой уехал
сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы
держать кандидатские экзамены в университете.
Образ его жизни в этот период часто менялся:
то он сутками готовился и сдавал экзамены,
то страстно отдавался музыке, то намеревался
начать чиновную карьеру, то мечтал поступить
юнкером в конногвардейский полк. Религиозные
настроения, доходившие до аскетизма,
чередовались с кутежами, картами, поездками
к цыганам. В семье его считали "самым
пустяшным малым", а сделанные тогда
долги ему удалось отдать лишь много лет
спустя. Однако именно эти годы окрашены
напряженным самоанализом и борьбой с
собой, что отражено в дневнике, который
Толстой вел в течение всей жизни. Тогда
же у него возникло серьезное желание
писать и появились первые незавершенные
художественные наброски. В 1851 старший
брат Николай, офицер действующей армии,
уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ.
Почти три года Толстой прожил в казачьей
станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр,
Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных
действиях (сначала добровольно, потом
был принят на службу). Кавказская природа
и патриархальная простота казачьей жизни,
поразившая Толстого по контрасту с бытом
дворянского круга и с мучительной рефлексией
человека образованного общества, дали
материал для автобиографической повести
"Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления
отразились и в рассказах "Набег"
(1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней
повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована
в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал
в дневнике, что полюбил этот "край дикий,
в котором так странно и поэтически соединяются
две самые противоположные вещи - война
и свобода". На Кавказе Толстой написал
повесть "Детство" и отправил ее в
журнал "Современник", не раскрыв
своего имени (напечатана в 1852 под инициалами
Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество",
1852-54, и "Юность", 1855-57, составила автобиографическую
трилогию). Литературный дебют сразу принес
Толстому настоящее признание. В 1854 Толстой
получил назначение в Дунайскую армию,
в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре
заставила его перевестись в Крымскую
армию, в осажденный Севастополь, где он
командовал батареей на 4-м бастионе, проявив
редкую личную храбрость (награжден орденом
св. Анны и медалями). В Крыму Толстого
захватили новые впечатления и литературные
планы (собирался в т. ч. издавать журнал
для солдат), здесь он начал писать цикл
"севастопольских рассказов", вскоре
напечатанных и имевших огромный успех
(очерк "Севастополь в декабре месяце"
прочитал даже Александр II). Первые произведения
Толстого поразили литературных критиков
смелостью психологического анализа и
развернутой картиной "диалектики души"
(Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы,
появившиеся в эти годы, позволяют угадывать
в молодом артиллерийском офицере позднего
Толстого-проповедника: он мечтал об "основании
новой религии" - "религии Христа,
но очищенной от веры и таинственности,
религии практической".
В
ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург
и сразу вошел в кружок "Современника"
(Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев,
А. Н. Островский, И. А. Гончаров
и др.), где его встретили как
"великую надежду русской
В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей
из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том,
чтобы дать образование своим подраставшим
детям. В 1882 г. проходила перепись московского
населения, в которой писатель принял
участие. Он близко увидел обитателей
городских трущоб и описал их страшную
жизнь в статье о переписи и в трактате
"Так что же нам делать?" (1882—1886). В
них писатель сделал основной вывод: "...Так
нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!".
"Исповедь" и "Так что же нам делать?"
представляли собой произведения, в которых
Толстой выступал одновременно и как художник
и как публицист, как глубокий психолог
и смелый социолог-аналитик. Позднее этот
род произведений — по жанру публицистических,
но включающих в себя художественные сцены
и картины, насыщенные элементами образности,—
займет большое место в его творчестве.
В эти
и последующие годы Толстой пишет
также религиозно-философские
На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Толстой написал для "домашнего спектакля" комедию "Плоды просвещения". В ней также показаны "хозяева" и "работники": живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически, вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых сценах и их "подает" в ироническом свете. Все эти произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,— писал Толстой в 1892 г.,— но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,— я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества "позднего" Толстого — роман "Воскресение" (1889—1899).
Менее десяти
лет отделяют "Анну Каренину" от
"Войны и мира". "Воскресение"
отделено от "Анны Карениной" двумя
десятилетиями. И хотя многое отличает
третий роман от двух предыдущих, их
объединяет истинно эпический размах
в изображении жизни, умение "сопрягать"
в повествовании отдельные
В последнее
десятилетие жизни писатель работал
над повестью "Хаджи-Мурат" (1896—
1904), в которой стремился
В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам делать?" (1882—1886). В них писатель сделал основной вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!". "Исповедь" и "Так что же нам делать?" представляли собой произведения, в которых Толстой выступал одновременно и как художник и как публицист, как глубокий психолог и смелый социолог-аналитик. Позднее этот род произведений — по жанру публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины, насыщенные элементами образности,— займет большое место в его творчестве.
В эти
и последующие годы Толстой пишет
также религиозно-философские