Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:55, курс лекций
Русская духовная культура начала складываться еще в догусадарственный период. Еще до принятия христианства существовала на Руси языческая культура, представленная в произведениях устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались созданные народом фольклорные произведения: с появление письменности многие из низ были записаны, а многие дошли до наших дней в устном исполнении. Русский фольклор преследовал утилитарные цели, был связан с магией, во многом зависел от характера обрядовых мероприятий, которые обслуживал. Тем не менее можно говорить о худо
Итоговым
произведением Достоевского стал его
роман «Братья Карамазовы» - произведение,
в котором художественное воплощение
получили многие идеи его творчества.
История Карамазовых, как писал
автор,— это не просто семейная хроника,
а типизированное и обобщенное "изображение
нашей современной
Умер Достоевский
28 января 1881 г. 31 января 1881 при огромном
стечении народа состоялись похороны
писателя. Он похоронен в Александро-
Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин
[1826—1889] — великий русский сатирик.
Родился в помещичьей семье. Навсегда
запомнил, а в конце своей жизни
с бесстрашной правдивостью воспроизвел
жизнь захолустной усадьбы со
всеми «прелестями» царящих в
ней нравов «дикого барства». Учился
в Лицее, писал стихи, которые
печатались в журналах начала 40-х
гг. В дальнейшем, правда, он будет
недоумевать, как он мог это делать
– писать стихи ему казалось подобным
хождению над пропастью по проволоке,
добровольно приседая на каждом шагу.
Такое отношение к
Каждый лицейский
выпуск выбирал своего Пушкина –
Салтыков заслуженно был избран на
эту роль соучениками. К 40-м годам,
когда учился Салтыков, многое в
Лицее изменилось. Друзья Пушкина
не стремились идти на государственную
службу, Салтыков. по окончании лицея
[1844] становится чиновником. Но не служба
интересует его. Он примыкает к тем
разночинцам, которые нашли ответ
на свои запросы общественного порядка
в идеях французского утопического
социализма. Идеи утопического социализма
в России носили революционно-демократический
характер и определяли сразу место
своего приверженца среди непримиримых
противников существующего
Первые произведения
Салтыкова вызвали живой
Мы очень
мало знаем о внутренней жизни
Салтыкова за вятские годы. Известны
лишь внешние факты. Салтыков преследует
взяточников, выступает против административного
и помещичьего произвола. Самодержавно-крепостническая
Россия казалась тогда несокрушимой
и борьба с ней бесплодной. Ревность
к службе, кипучая административная
деятельность молодого чиновника объясняются
не только надеждой добиться таким
путем сокращения срока ссылки, но
и стремлением найти какое-
Редакционные
разногласия и цензурные
В "Истории
одного города" [1869—1870] Салтыков-Щедрин
расширяет границы своей
Город Глупов обобщает в себе все, что свойственно большим и малым русским городам и их населению: бессознательность жизни, отсутствие разумного вмешательства в стихийный ход вещей. Это господство бессознательности исключает подлинную историю: у глуповцев нет ни вчерашнего ни завтрашнего дня, ничего, кроме изолированных внешних впечатлений. Реальность Глупова — реальность сна, его события — сновидения, и даже губернаторы у глуповцев властны лишь над "судьбами их сновидений".Отсутствие разумной связи в явлениях и поступках сообщает глуповскому миру характер сонного марева, характер призрачности.
"Сказки" Салтыков-Щедрин начал писать еще в 1869 г. Тогда были напечатаны такие произведения этого жанра, как "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик" и "Пропала совесть". В конце 1883 г. он снова возвращается к ним и создает в течение трех лет 29 сказок. В "Сказках" Салтыков-Щедрин как бы подводит итоги своему творчеству. Основные его идеи о помещике, мужике, чиновнике, либерале получили здесь сконцентрированное и в кратких формулах заостренное выражение. Формулы эти стали «крылатыми» благодаря своей точности и афористичности. Персонажи "Сказок" аллегоричны, но при этом не ограничены чисто служебной ролью иносказательного выражения той или иной отвлеченной мысли, не лишены индивидуальности.
Новаторство
в подходе Салтыкова-Щедрина к
этому жанру проявилось в стремлении
выразить в нем оригинальное содержание,
приблизить его к современности,
сохранив при этом главные особенности.
Писателя привлекала фантастическая основа
сказки, позволяющая в гротескном
заострении показать черты действительности.
Гротеск становится важнейшим художественным
средством сатирического показа
проявлений общественных и нравственных
пороков. Кроме этого, для С.Щ. была
важна нравоучительная
Актуальная
социально-нравственная, часто политическая
тематика предавала сказкам писателя
злободневность, публицистичность. В
то же время типичность основных образов
лишала их налета карикатурности, а
гуманистическая трактовка
Формальные признаки сказки Салтыков-Щедрин также указывали на ее двойственный характер. Традиционная сказочная лексика, орнаментика (зачины, повторы, устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки) сочетались с использованием в речевых характеристиках газетных штампов, современных разговорных форм, профессионализмов, выявляющих принадлежность к определенной социальной группе, - т.е. целого ряда черт, придающих персонажам злободневность.
Переходя
в гротеск, сатира Салтыкова-Щедрина
является таким иносказанием, фантастичность
которого лишь выразительнее подчеркивает
существенные проблемы действительности.
В этом особенность реализма
Салтыкова-Щедрина, который отвергает
внешнее правдоподобие как
Одним из наиболее
выдающихся произведений Салтыкова
–Щедрина является роман "Господа
Головлевы" [1872—1876], посвященный
в основном распаду помещичьей семьи.
Это произведение — одно из самых
художественно-совершенных у
Порфирий - самый страшный из героев романа, уже в детстве был прозван в семье Иудушкой. Деспотическая обстановка в семье привела к тому, что он научился прикидываться ласковым сынком, заискивал перед матерью, лебезил, показывал, что он - "весь послушание и преданность" Притворная почтительность как способ получения лучшего куска или избежания наказания - это способ, который, все более развиваясь в дальнейшем, сделал Иудушку лицемером. Черты стяжательства развились в нем до предела. Он стал владельцем Головлева, овладел имением брата Павла, прибрал к рукам все капиталы матери.
Писатель неоднократно повторяет сравнение Иудушки с пауком, сосущим кровь своих жертв. Иудушка – садист: он находит в страданиях других наслаждение. Даже отцовские чувства в нем оказываются атрофированными: он обрекает на гибель поочередно каждого из троих своих сыновей - Владимира, Петра и младенца Володьку. Слова Иудушки не несут никакого смысла. Он "зудил, надоедал, тиранил" своими речами окружающих, и мог одним этим, как говорил один крестьянин, "сгноить человека". Но запас его слов определяется запросами паука-помещика и поэтому крайне беден. По определению Салтыкова-Щедрина, Иудушка не просто говорит, а источает "массы словесного гноя". Свои злодейства Иудушка совершает как самые обычные дела, "потихонечку до полегонечку", и, что самое ужасное, - "по закону". Писатель показывал защищенность Иудушки законами власти. Все свои преступления он совершал, пользуясь для их обоснования такими прописными истинами, как почитание семьи, религии и закона.
Салтыков-Щедрин показал в лице
Иудушки человека ничтожного, скудоумного,
никчемного. И вместе с тем, это
олицетворение ничтожества
Роман "Господа
Головлевы" состоит из ряда глав,
повествующих о различных семейных
событиях: "Семейный суд", "По-родственному",
"Семейные итоги", "Племяннушка",
"Недозволенные семейные радости"...
Названия глав говорят о том, что
центральная проблема романа — проблема
семьи. В романе рассказывается о
том, как в Головлево вернулся
больным и нищим "постылый"
Степка-балбес; как умер Павел, оставив
все состояние Порфирию; как трагически
сложилась жизнь Анниньки и Любиньки;
как умерла Арина Петровна, и т.д.
История семьи Головлевых — это
история смертей. Каждая глава кончается
гибелью одного из членов семьи. Причем
с каждой смертью все большее
состояние концентрируется в
руках Иудушки, а вместе с тем
растет и растет его одиночество.
Становится все яснее, что и семьи-то
никакой нет, что семейные узы
лишь видимость, лишь форма, что все
члены головлевского рода враждуют
между собой, ненавидят друг друга
и рады смерти близких. Разложение дворянского
общества, как в зеркале, отразилось
и в разложении семьи. Рушится
весь комплекс нравственных отношений,
цементирующих родственные
Поэзия второй половины XIX века продолжила традиции намеченных в лирике предшественников двух основных линий развития – поэзии интимной и гражданственной. Первая представлена творчеством А.Фета, вторая – Н.Некрасова. На стыке двух традиций находится поэзия Ф.Тютчева.
Лирика Федора Ивановича Тютчева занимает особое место в русской поэзии. Прежде всего, она привлекала читателей сочетанием удивительных по красоте поэтических образов с глубиною мысли и остротой философских обобщений.
Особое место в лирике поэта
занимает тема человека и природы, нередко
- противоречивого единства человека
и природы, нередко – противостояния
и борьбы их друг с другом. Писарев
отметил: «В сознание читателя Тютчев
вошел прежде всего как певец
природы...» Тютчев возрождает определенные
черты античного