История русской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:55, курс лекций

Краткое описание

Русская духовная культура начала складываться еще в догусадарственный период. Еще до принятия христианства существовала на Руси языческая культура, представленная в произведениях устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались созданные народом фольклорные произведения: с появление письменности многие из низ были записаны, а многие дошли до наших дней в устном исполнении. Русский фольклор преследовал утилитарные цели, был связан с магией, во многом зависел от характера обрядовых мероприятий, которые обслуживал. Тем не менее можно говорить о худо

Файлы: 1 файл

лекции по истории русской литературы.docx

— 205.77 Кб (Скачать)

Итоговым  произведением Достоевского стал его  роман «Братья Карамазовы» - произведение, в котором художественное воплощение получили многие идеи его творчества. История Карамазовых, как писал  автор,— это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное "изображение  нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской  России". Философия и психология "преступления и наказания", дилемма "социализма и христианства", извечная борьба "божьего" и "дьявольского" в душах людей, традиционная для  классической русской литературы тема "отцов и детей" — такова проблематика романа. В "Братьях  Карамазовых" уголовное преступление связано с великими мировыми "вопросами" и вечными художественно-философскими темами.

Умер Достоевский 28 января 1881  г. 31 января 1881 при огромном стечении народа состоялись похороны писателя. Он похоронен в Александро-Невской  лавре в Петербурге.

5.1.4. Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин [1826—1889] — великий русский сатирик. Родился в помещичьей семье. Навсегда запомнил, а в конце своей жизни  с бесстрашной правдивостью воспроизвел  жизнь  захолустной усадьбы со всеми «прелестями»  царящих в  ней нравов «дикого барства». Учился в Лицее, писал стихи, которые  печатались в журналах начала 40-х  гг. В дальнейшем, правда, он будет  недоумевать, как он мог это делать – писать стихи ему казалось подобным хождению над пропастью по проволоке, добровольно приседая на каждом шагу. Такое отношение к стихотворству  как бессмысленному и нелепому занятию  он сохранил до конца жизни, в чем  был солидарен с Толстым.

Каждый лицейский  выпуск выбирал своего Пушкина –  Салтыков заслуженно был избран на эту роль соучениками. К 40-м годам, когда учился Салтыков, многое в  Лицее изменилось. Друзья Пушкина  не стремились идти на государственную  службу, Салтыков. по окончании лицея [1844] становится чиновником. Но не служба интересует его. Он примыкает к тем  разночинцам, которые нашли ответ  на свои запросы общественного порядка  в идеях французского утопического социализма. Идеи утопического социализма в России носили революционно-демократический  характер и определяли сразу место  своего приверженца среди непримиримых противников существующего строя. Революционную настроенность усиливала  атмосфера приближающейся грозы  революции 1848. В 40-е годы появилось  много кружков – самые известные  кружок Герцена и Станкевича, на заседаниях которых обсуждали разного  рода новые социально-политические идеи. Салтыков стал посещать пятницы  Петрашевского. По социальному составу  это объединение было весьма демократичным, в него входили и купцы, и разночинцы. Мало известно, насколько петрашевцы были готовы к переходу от разговоров к делу, но власть увидела в их собраниях угрозу себе. Когда началась судебная расправа над членами кружка, Салтыков привлечен не был. Пострадал  он за свою общественно-литературную деятельность несколько позже: без разрешения начальства напечатав первые повести, в качестве наказания получил направление в штат губернского управления в Вятку.

Первые произведения Салтыкова вызвали живой интерес  среди революционно настроенной  молодежи. Именно поэтому деятельность молодого писателя была прервана николаевскими  жандармами. Салтыков провел в Вятке  восемь лет: от литературы  он эти  годы был практически оторван.

Мы очень  мало знаем о внутренней жизни  Салтыкова за вятские годы. Известны лишь внешние факты. Салтыков преследует взяточников, выступает против административного  и помещичьего произвола. Самодержавно-крепостническая  Россия казалась тогда несокрушимой и борьба с ней бесплодной. Ревность к службе, кипучая административная деятельность молодого чиновника объясняются  не только надеждой добиться таким  путем сокращения срока ссылки, но и стремлением найти какое-нибудь жизненное содержание, чтобы не погрязнуть в провинциальном болоте. Эта деятельность дала писателю богатый опыт. Он изучил административный механизм русской  провинции в его взаимоотношениях с населением, получил во время  своих постоянных служебных разъездов  живое представление о городе и о деревне. Этот опыт был использован  им при написании «Губернских  очерков» - произведения впервые подписанное  теперь всем известным псевдонимом  – «надворный советник Н.Щедрин».  Представив свой новый труд в «Современник», возглавляемый во время болезни  Некрасова в то время Тургеневым, писатель получил негативный отзыв, его творение сочли мелким, увидели  в нем низведение обличения до обличительства. Пришлось отнести рукопись к Каткову в «Русский вестник». Некрасов, вернувшись из-за границы, исправил ошибку Тургенева. О «Губернских  очерках» в «Современнике» написали два ведущих критика – Добролюбов и Чернышевский, по-разному, с разных сторон разобрав произведение Салтыкова-Щедрина.

Редакционные  разногласия и цензурные придирки сделали на некоторое время литературную работу для Салтыкова Щедрина  невозможной. Он до 1868 г. остается на государственной службе,  совмещая с ней литературный труд.  Оставив службу, он вступил в редакцию "Отечественных записок" Некрасова. Начинается наиболее плодотворный период его литературной деятельности.. Начало этого периода отмечено "Историей одного города", "Помпадурами и помпадуршами", "Признаками времени", "Письмами о провинции".

В "Истории  одного города" [1869—1870] Салтыков-Щедрин расширяет границы своей сатиры. На этот раз предметом сатиры становятся не бюрократы, а сама верховная власть Российской империи. В русской литературе были гениальные сатирики и гениальные сатиры, но столь смелой сатиры, как "История одного города", в ней  не было. "История одного города" — наиболее концентрированное выражение  революционно-демократического взгляда  на исторически сложившийся политический строй российского государства. Революционно-демократическая сатира, естественно, была в свое время и самой внутренне-свободной сатирой, не связанной никакими общими интересами с помещичье-бюрократической властью, никакими традициями верноподданства. Для предшественников Салтыков-Щедрин, как бы одарены они ни были, существовали преступные или глупые чиновники, но не было преступных и глупых царей. Высшее правительство было вне пределов сатиры как нечто священное, неприкосновенное. Салтыков-Щедрин же первый сделал российскую государственность предметом сатиры. В форме "исторической сатиры" Салтыков-Щедрин писал сатиру не на историю, а на пережившую себя крепостническую Русь, еще не ставшую историей. Был еще один момент в "Истории одного города", характерный для Салтыков-Щедрин, это — его отношение к народу. Оно чуждо всякой идеализации. Рабская покорность народа, со свойственными ему «добродетелями» — "смирением", "долготерпением", "всепрощением" и т. п., — так же служит предметом сатиры, как и беспредельно-жестокая тупость его угнетателей — Бородавкиных, Угрюм-Бурчеевых и т. п.

Город Глупов обобщает в себе все, что свойственно большим и  малым русским городам и их населению: бессознательность жизни, отсутствие разумного вмешательства  в стихийный ход вещей. Это  господство бессознательности исключает  подлинную историю: у глуповцев  нет ни вчерашнего ни завтрашнего  дня, ничего, кроме изолированных  внешних впечатлений. Реальность Глупова  — реальность сна, его события  — сновидения, и даже губернаторы  у глуповцев властны лишь над "судьбами их сновидений".Отсутствие разумной связи в явлениях и поступках  сообщает глуповскому миру характер сонного марева, характер призрачности.

"Сказки" Салтыков-Щедрин начал писать  еще в 1869 г. Тогда были напечатаны такие произведения этого жанра, как "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик" и "Пропала совесть". В конце 1883 г. он снова возвращается к ним и создает в течение трех лет 29 сказок. В "Сказках" Салтыков-Щедрин как бы подводит итоги своему творчеству. Основные его идеи о помещике, мужике, чиновнике, либерале получили здесь сконцентрированное и в кратких формулах заостренное выражение. Формулы эти стали «крылатыми» благодаря своей точности и афористичности. Персонажи "Сказок" аллегоричны, но при этом не ограничены чисто служебной ролью иносказательного выражения той или иной отвлеченной мысли, не лишены индивидуальности.

Новаторство в подходе Салтыкова-Щедрина к  этому жанру проявилось в  стремлении выразить в нем оригинальное содержание, приблизить его к современности, сохранив при этом главные особенности. Писателя привлекала фантастическая основа сказки, позволяющая в гротескном заострении показать черты действительности. Гротеск становится важнейшим художественным средством сатирического показа проявлений общественных и нравственных пороков. Кроме этого, для С.Щ. была важна нравоучительная направленность, характерная для сказки. Показывая  путь к утверждению добра в человеческих отношениях, автор опирался на многовековой опыт, традиционные моральные ценности. В персонажах своих произведений он использовал черты, вызывавшие целый комплекс ассоциаций с героями народных сказок, что превращало образы в «говорящие», ясные аллегории. Наконец, «эзопов язык», система иносказаний, разработанная в фольклоре, представляла широкие возможности для авторской иронии.

Актуальная  социально-нравственная, часто политическая тематика предавала сказкам писателя злободневность, публицистичность. В  то же время типичность основных образов  лишала их налета карикатурности, а  гуманистическая трактовка современных  проблем обусловливала  философское  обобщение.

Формальные  признаки сказки Салтыков-Щедрин также  указывали на ее двойственный характер. Традиционная сказочная лексика, орнаментика (зачины, повторы, устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки) сочетались с использованием в речевых характеристиках  газетных штампов, современных разговорных  форм, профессионализмов, выявляющих принадлежность к определенной социальной группе, - т.е. целого ряда черт, придающих персонажам злободневность.

Переходя  в гротеск, сатира Салтыкова-Щедрина  является таким иносказанием, фантастичность которого лишь выразительнее подчеркивает существенные проблемы действительности. В этом особенность  реализма  Салтыкова-Щедрина, который отвергает  внешнее правдоподобие как критерий художественности и проникает в  глубину жизненных процессов, используя  гротеск и фантастику. Помимо этих приемов писатель использует особую форму выражения. Эта форма — "эзопов язык", форма, в которой  «крамольное» с точки зрения власти содержание, должно стать неуязвимым для царского закона. Недосягаемый для цензурного устава, Салтыков-Щедрин умел быть понятным своему читателю.

Одним из наиболее выдающихся произведений Салтыкова  –Щедрина является роман "Господа  Головлевы" [1872—1876],  посвященный  в основном распаду помещичьей семьи. Это произведение — одно из самых  художественно-совершенных у Салтыкова  –Щедрина. В лице Порфирия Головлева  — Иудушки — он создал бессмертный  образ Тартюфа, доведенный до потрясающего трагизма. Смешное здесь становится страшным, в алчности и лицемерии  Иудушки воплощена ложь целого жизненного строя, которому фальшь и лицемерие  органически свойственны и гибель которого они же ускоряют. Лицемерная алчность Иудушки, опустошив все  окружающее, убила его самого.

Порфирий - самый  страшный из героев романа, уже в  детстве был прозван в семье  Иудушкой. Деспотическая обстановка в семье привела к тому, что  он научился прикидываться ласковым сынком, заискивал перед матерью, лебезил, показывал, что он - "весь послушание и преданность" Притворная почтительность как способ получения  лучшего куска или избежания  наказания - это способ, который, все  более развиваясь в дальнейшем, сделал Иудушку лицемером. Черты стяжательства развились в нем до предела. Он стал владельцем Головлева, овладел имением брата Павла, прибрал к рукам все капиталы матери.

Писатель неоднократно повторяет  сравнение Иудушки с пауком, сосущим  кровь своих жертв. Иудушка –  садист: он находит в страданиях других наслаждение. Даже отцовские  чувства в нем оказываются  атрофированными: он обрекает на гибель поочередно каждого из троих своих  сыновей - Владимира, Петра и младенца Володьку. Слова Иудушки не несут  никакого смысла. Он "зудил, надоедал, тиранил" своими речами окружающих, и мог одним этим, как  говорил  один крестьянин, "сгноить человека". Но запас его слов определяется запросами  паука-помещика и поэтому крайне беден. По определению Салтыкова-Щедрина, Иудушка не просто говорит, а источает "массы словесного гноя". Свои злодейства Иудушка совершает как  самые обычные дела, "потихонечку  до полегонечку", и,  что самое  ужасное, - "по закону". Писатель показывал  защищенность Иудушки законами власти. Все свои преступления он совершал, пользуясь для их обоснования  такими прописными истинами, как почитание  семьи, религии и закона.

Салтыков-Щедрин показал в лице Иудушки человека ничтожного, скудоумного, никчемного. И вместе с тем, это  олицетворение ничтожества держит в подчинении и страхе окружающих, доводит их до гибели, и происходит это потому, что ничтожество Иудушки  и ему подобных опирается на крепостническую  мораль, на закон и религию.

Роман "Господа  Головлевы" состоит из ряда глав, повествующих о различных семейных событиях: "Семейный суд", "По-родственному", "Семейные итоги", "Племяннушка", "Недозволенные семейные радости"... Названия глав говорят о том, что  центральная проблема романа — проблема семьи. В романе рассказывается о  том, как в Головлево вернулся больным и нищим "постылый" Степка-балбес; как умер Павел, оставив  все состояние Порфирию; как трагически сложилась жизнь Анниньки и Любиньки; как умерла Арина Петровна, и т.д. История семьи Головлевых — это  история смертей. Каждая глава кончается  гибелью одного из членов семьи. Причем с каждой смертью все большее  состояние концентрируется в  руках Иудушки, а вместе с тем  растет и растет его одиночество. Становится все яснее, что и семьи-то никакой нет, что семейные узы  лишь видимость, лишь форма, что все  члены головлевского рода враждуют между собой, ненавидят друг друга  и рады смерти близких. Разложение дворянского  общества, как в зеркале, отразилось и в разложении семьи. Рушится  весь комплекс нравственных отношений, цементирующих родственные связи  и регулирующих моральные нормы  поведения.

 

5.2. Поэзия второй половины XIX века.

Поэзия второй половины XIX века продолжила традиции намеченных в лирике предшественников двух основных линий развития – поэзии интимной и гражданственной. Первая представлена творчеством А.Фета, вторая – Н.Некрасова. На стыке двух традиций находится поэзия Ф.Тютчева.

5.2.1. Поэзия Ф.Тютчева.

Лирика Федора Ивановича Тютчева  занимает особое место в русской  поэзии. Прежде всего, она привлекала читателей сочетанием удивительных по красоте поэтических образов  с глубиною мысли и остротой философских  обобщений.

Особое место в лирике поэта  занимает тема человека и природы, нередко  - противоречивого единства человека и природы, нередко – противостояния и борьбы их друг с другом.  Писарев  отметил: «В сознание читателя Тютчев вошел прежде всего как певец  природы...» Тютчев возрождает определенные черты античного мировосприятия, и в то же время в его позиции  выступает самостоятельная личность, которая сама по себе — целый  мир. Тютчев утверждает в своей лирике образ человека, достойного Вселенной. Он утверждает потенциальную божественность человеческой личности. Природа Тютчева  поэтична и одухотворена. Ошибается  для него тот, кто не видит в  природе  одухотворенный и живой  организм: «Не то, что мните Вы,  природа://Не слепок, не бездушный лик - // В ней есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в  ней есть язык…». Природа у Тютчева  может чувствовать, радоваться и  грустить Особенно ярко это проявляется  в стихотворении «Летний вечер». Закат у поэта ассоциируется  с «раскаленным шаром», который скатила  со своей головы земля; «светлые звезды»  у Тютчева приподнимают небесный свод. Изображая природу как живое  существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние  природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что  можно назвать бытием, бытием природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе», но и  чувствуем его прикосновение. Живое  богатство тютчевской природы ограниченно. Да, природа живая, возвышенная, но далеко не все предметно-живое трогает  поэта. Ему чужды прозаическое обличье  поэзии, ее обыденность и предметная простота. Природа у Тютчева универсальна, она проявляется не только на земле, но и через космос. И в самом  человек природа раскрывает творческие способности, мгновенья самозабвенья находит человек в слиянии  с природой,  и в это время  мир наполняет собой человека. Но природа у Тютчева – это  не только солнечный день, но и ночь, которая срывает покров с дневного бытия и открывает человеческому  сознанию страшное и угрожающее, незаметное днем. И это новое, что открывается  поэту, сближается с тем глубинным, что есть в человеческой душе: ночь страшна, но нет преград между  ней и поэтом. Тютчевское сознание явственно тяготеет к переломным, кризисным моментам, сломам бытия  общечеловеческого и общеисторического. «Минуты роковые» желанны для  поэта, потому что только они открывают  ему тайну, какую-то прежде недоступную истину. В эти моменты он испытывает избыток бытия. Философское сближается с историческим в стихотворениях, посвященных кризисным моментам в истории человечества.  Не только ночь, как время суток влечет Тютчева, но и исторические ночи – например, ночь Рима изображает он в стихотворении «Цицерон». Некоторые критики считали, что в своем стремлении ощутить кризисные состояния мира Тютчев как бы отвергает этические категории, поэтическое сознание перемещается в другую плоскость – по ту сторону добра и зла. На самом деле Тютчев показывает, что человеку в одинаковой степени свойственна потребность гармонии, желание утвердить состояние равновесия в мире, и  готовность до самого предела пытаться постичь бездны мира.

Информация о работе История русской литературы