История русской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:55, курс лекций

Краткое описание

Русская духовная культура начала складываться еще в догусадарственный период. Еще до принятия христианства существовала на Руси языческая культура, представленная в произведениях устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались созданные народом фольклорные произведения: с появление письменности многие из низ были записаны, а многие дошли до наших дней в устном исполнении. Русский фольклор преследовал утилитарные цели, был связан с магией, во многом зависел от характера обрядовых мероприятий, которые обслуживал. Тем не менее можно говорить о худо

Файлы: 1 файл

лекции по истории русской литературы.docx

— 205.77 Кб (Скачать)

В «Грозе» основное действие развертывается между членами купеческой семьи  Кабановых и их окружением. Однако события возведены здесь в  разряд явлений общего порядка, герои  типизированы, центральным персонажам приданы яркие, индивидуальные характеры, в событиях драмы принимают участие  многочисленные второстепенные персонажи, создающие широкий социальный фон.

Особенности поэтики драмы: масштабность образов ее героев, движимых убеждениями, страстями и непреклонных в их проявлении, значение в действии «хорового  начала», мнений жителей города, их нравственных понятий и предрассудков, символико-мифологические ассоциации, роковой ход событий — придают  «Грозе» жанровые признаки трагедии.

Исторический аспект конфликта, его  соотнесенность с проблемой национальных культурных традиций и социального  прогресса в «Грозе» выражены особенно напряженно. Два полюса, две  противоположные тенденции народной жизни, между которыми проходят «силовые линии» конфликта в драме, воплощены  в молодой купеческой жене Катерине Кабановой и в ее свекрови —  Марфе Кабановой.

Этические воззрения народа в «Грозе»  предстают не только как динамичная, внутренне противоречивая духовная сфера, но как расколотая, трагически разорванная антагонизмом область  непримиримой борьбы, влекущей за собой  человеческие жертвы, порождающей ненависть.

В «Доходном месте» (1857) конфликт возникает  как следствие несовместимости, взаимного тотального неприятия  двух неравных по своим возможностям и потенциалу сил: силы утвердившейся, наделенной официальной властью, с  одной стороны, и силы непризнанной, но выражающей новые потребности  общества и требования людей, заинтересованных в удовлетворении этих потребностей, — с другой.

В 60—70-е годы в творчестве Островского  усилился сатирический элемент. Он создает  ряд комедий, в которых превалирует  сатирический подход к действительности. Большое значение в комедии приобретает  характеристика общества и социальной среды. Проникающий в эту среду  «чужанин» в нравственном и социальном отношении не может быть противопоставлен обществу, в которое по недоразумению  или обманом попадает. Автор использует схему сюжета о «плутах», обманутых  «плутом» или введенных им в заблуждение.

Художественная система Островского  предполагала равновесие трагического и комедийного начала, отрицания  и идеала. В 50-х годах такое  равновесие достигалось изображением наряду с носителями идеологии «темного царства», самодурами, молодых людей  с чистыми, горячими сердцами, справедливых стариков — носителей народной нравственности.

Проявление в творчестве Островского  тенденции к усилению сатиры, к  разработке чисто сатирических сюжетов  совпало с периодом его обращения  к историко-героической тематике. В исторических хрониках и драмах он показывал становление многих социальных явлений и государственных институтов, которые считал старым злом современной жизни и преследовал в сатирических комедиях. Однако главное содержание его исторических пьес — изображение движений народных масс в кризисные периоды жизни страны. В этих движениях он видит и глубокий драматизм, трагизм и высокую поэзию патриотического подвига, массовых проявлений самоотвержения и бескорыстия. Драматург передает превращения «маленького человека», погруженного в обыденные прозаические заботы о своем благополучии, в гражданина, сознательно совершающего поступки, имеющие историческое значение.

Героем исторических хроник Островского  является народ, страдающий, ищущий правды, боящийся впасть в «грех» и ложь, отстаивающий свои интересы и свою национальную независимость, воюющий  и бунтующий, жертвующий своим имуществом ради общих интересов.

В преддверии 60-х годов в творчестве Островского появилась новая  тема, усилившая драматическую напряженность  его пьес и изменившая самую мотивировку  действия в них. Это тема страсти. Так, в драме «Гроза» Островский сделал центральным персонажем носителя цельного характера, личность глубоко  чувствующую, способную достигать  трагических высот в своем  эмоциональном отклике на ложь, несправедливость, унижение человеческого достоинства, обман в любви.

В начале 70-х годов он создает  драматическую сказку «Снегурочка» (1873), в которой, изображая разные проявления и «формы» любовной страсти  на фоне фантастических обстоятельств, сопоставляет ее с животворящими  и разрушительными силами природы. Это произведение явилось попыткой писателя — знатока фольклора, этнографии, мифологии — создать драму  на реконструированных сюжетах древнего славянского эпоса.

Острую потребность расширить  картину жизни общества, обновить «набор» современных типов и  драматических ситуаций Островский испытал с начала 70-х годов, когда  изменилась сама пореформенная действительность. В это время в творчестве драматурга наметилась тенденция к усложнению структуры пьес и психологической  характеристики героев. До того герои  в произведениях Островского  отличались цельностью, он предпочитал  прочно сложившиеся характеры людей, убеждения которых соответствовали  их социальной практике. В 70—80-е годы подобные лица сменяются в его  произведениях противоречивыми, сложными натурами, испытывающими разнородные  влияния, подчас искажающими их внутренний облик. В ходе изображенных в пьесе  событий они меняют взгляды, разочаровываются в своих идеалах и надеждах. Островский с глубоким сочувствием  рисует подлинных носителей идеи просвещения и человечности. Но и  этих любимых своих героев в поздних  пьесах он зачастую выводит в двойственном освещении. Главное место в поздних  пьесах Островского занимает образ  женщины, причем если прежде она изображалась как жертва семейной тирании или социального неравенства, то теперь это личность, предъявляющая обществу свои требования, но разделяющая его заблуждения и несущая свою долю ответственности за состояние общественных нравов.

В лучшей драме писателя этого периода  «Бесприданница» (1878) современная женщина, ощущающая себя личностью, самостоятельно принимающая важные жизненные решения, сталкивается с жестокими законами общества и не может ни примириться  с ними, ни противопоставить им новые  идеалы. Смерть героини «Бесприданницы»  и Катерины в «Грозе» знаменуют  приговор обществу, не способному сохранить  сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта, оно обречено на нравственное оскудение, на торжество  пошлости и посредственности.

В поздних пьесах Островского постепенно исчезают комедийные краски, помогавшие воссоздать отделенные друг от друга  социальные сферы, быт разных сословий, отличающихся своим жизненным укладом  и складом речи. Богатое купечество, промышленники и представители  торгового капитала, дворяне-землевладельцы и влиятельные чиновники составляют единое общество в конце XIX в. Отмечая это, Островский в то же время видит рост демократической интеллигенции, которая представлена в его последних произведениях уже не в виде одиноких мечтателей-чудаков, а как определенная сложившаяся среда со своим укладом трудовой жизни, своими идеалами и интересами. Нравственному влиянию представителей этой среды на общество Островский придавал большое значение. Служение искусству, науке, просвещению он считал высокой миссией интеллигенции.

Драматургия Островского во многих отношениях противоречила штампам  и канонам европейской, особенно современной французской, драматургии  с ее идеалом «хорошо сделанной» пьесы, сложной интригой и тенденциозно-однозначным  решением прямолинейно поставленных злободневных проблем.

Сюжетами, характерными для Островского, считается жизнь ровная, гладкая, обыкновенная, какой она на самом  деле и является . Сам Островский не раз утверждал, что простота и  жизненность сюжета — величайшее достоинство всякого литературного  произведения.

Многие комедии Островского  рисуют тягостные драматические  положения: бедность и общественное презрение к ней, неосуществимость мечты о честной жизни и  чистых отношениях в любви и семье. Из этих «безвыходных» положений  Островский открывает нередко своим  героям неожиданный случайный выход, утверждая таким способом уверенность  в том, что гнетущие социальные обстоятельства не всесильны, что доброта и взаимное доверие способны преодолеть преграды, разделяющие людей, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается и ее нужно  любить. Рисуя общество новой эпохи, Островский отмечает, что изменились не только социальные коллизии и характеры  людей, но и формы их общения. Непосредственность, грубоватая искренность старшего поколения  купцов, мещан и даже чиновников 50-х годов сменяется в 70-е годы сдержанностью, замкнутостью. Откровенные признания, эмоциональные объяснения героев уступают место намекам, ироническим иносказаниям, речевым штампам, призванным не столько передать мысли и чувства говорящего, сколько скрыть их. Творчество Островского в целом по своим принципам и эстетическим особенностям представляет собой звено, соединяющее старую традицию драматургии, классические, идущие от эпохи Возрождения формы этого литературного вида с новой эпохой развития драмы, одним из выдающихся представителей которой стал Чехов.

Понимание драматизма жизни, которое  выразил Островский, его представление  о драматическом конфликте как  форме борьбы личности с порабощающим человека «общим порядком бытия», о  речи персонажа как важнейшем  элементе драматического действия, сложное  соотношение стихий комического  и трагического — все эти особенности  его произведений готовили возможность  революционного переосмысления законов  драматургии и театра, происшедшего в конце XIX — начале XX в.

Являясь признанным главой русской  драматической школы, Островский способствовал  тому, что драматургия заняла одно из ведущих мест в системе жанров и родов реалистической литературы. Его творчество не только обогатило  драматургию эпохи, но и побуждало  писателей к соревнованию, к тому, чтобы выразить свое видение драматизма современной жизни и противопоставить его прочно утвердившейся на сцене  художественной системе Островского.

 

 

Тема 6.  Русская литература первой половины ХХ века.

Целевая установка: Раскрыть сущность религиозно-философских поисков творческой интеллигенции на «рубеже веков», основные направления в литературе и искусстве дореволюционного и советского периодов.

После изучения данной темы слушатели  смогут:

    • назвать наиболее выдающие произведения, созданные представителями отечественной литературы и искусства в первой половине XX века;
    • объяснить, как исторический и культурный контекст сказывался на творческих поисках  и их результатах;
    • охарактеризовать основные направления в развитии отечественного искусства «рубежа веков», изменения, которые произошли в нем после 1917 г.

 

Опорный конспект лекции

В лекции рассматриваются следующие  вопросы:

6.1. Дореволюционный период в  истории отечественной литературы  и искусства XX века.

6.2. Русская литература (1917 -1930-е годы).

 

6.1.Дореволюционный период в  истории отечественной литературы  XX века.

Отечественная литература начала XX века представлена явлениями разнородными. В разные периоды литературоведения эти явления по-разному рассматривало и оценивало. В довоенный период вся литература до 1917 года оценивалась в соответствии с концепцией господствовавшей тогда вульгарно-социологической школы в соответствии с политическими предпочтениями писателей, ее представлявших. Если писатели революцию приняли, то их признавали прогрессивными, а, значит, и достойными изучения. Если писатели оказались за рубежом, негативно оценив переворот и его последствия, то и их творчество из истории литературы вычеркивалось, их художественные открытия отвергались или замалчивались. Писателей-реалистов нового поколения, таких, как, например, Бунин, Андреев, Куприн, в силу их политической неблагонадежности,  объявляли эпигонами, жалкими продолжателями дела великих русских классиков XIX  века, к тому моменту уже почти покинувших литературную арену. О представителях модернизма говорили лишь негативно, связывая его с декадансом, с упадническими консервативными настроениями. По большому счету, в литературе начала XX  века незапятнанными оказывались имена только представителей нового художественного метода – социалистического реализма.  Причем, даже произведения этих авторов далеко не все получали положительную оценку: безоговорочно признавались пьеса М.Горького «Враги» и его роман «Мать», «Железный поток» Серафимовича и агитки Бедного Демьяна. В 60-70 гг. в литературоведении произошли некоторые положительные перемены: были признаны достойными внимания произведения русских реалистов, из «модернистов» были реабилитированы Блок и Маяковский, причем только с той оговоркой, что первый – порвал с символизмом, а второй – с футуризмом. Что касается всей литературы начала XX века, то она продолжала рассматриваться с точки зрения борьбы – писателей Большого Максима, «подмаксимовиков», то есть реалистов с модернистами, то есть с разного рода «нереалистами». Такой ситуация оставалась практически до последнего времени. В последнее десятилетие были во-первых, возвращены имена тех, кто уехал из России после 1917 года, во-вторых, изменилось отношение к представителям модернизма. Более того, теперь «надоевший» реализм противопоставляется модернизму со знаком  “-“. При этом многие литературоведы обращают внимание на то, что противопоставление на основании социальных исканий и политических предпочтений также неправомерно и на основании принадлежности к художественному методу. Литературу начала XX века следует рассматривать не с точки зрения борьбы, а с точки зрения тех, общих проблем, которые она решала, хотя и разными способами, с точки зрения перекличек и пересечений в творчестве представителей этой художественной эпохи. Единство литературы определяется единством исторического контекста, духовной атмосферы: все созданное в этот период было порождено одними и теми же условиями, вызвано к жизни одними и теми же вопросами, которые требовали незамедлительного решения.

Художественная  культура рубежа веков – важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность  были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это  был период  обновления  разнообразных видов и жанров художественного творчества,  переосмысления, «всеобщей переоценки ценностей», по выражению М. В. Нестерова.. 

В русской  художественной культуре конца Х1Х  –  начала ХХ в. декадентство,  обозначающее такие явления в искусстве  как отказ от гражданских идеалов  и веры в разум, погружение в сферу  индивидуалистических переживаний, играло гораздо более значительную роль, чем считали советские литературоведы. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась «уйти» от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким  образом она отражала в своем  творчестве кризисные явления общественной жизни того времени. 

Декадентские  настроения захватили деятелей различных  художественных направлений, в том  числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским  течениям, о которых пойдет речь во втором подразделе.  

6.1.1. Реализм в русской  литературе начала XX века.

Реализм XIX  века дал полнокровные, вещественные картины мира. У писателей-классиков, таких, как, Толстой, Достоевск ий, Тургенев, были стройные системы критических и позитивных взглядов, выражающихся прежде всего в сложных отношениях и характерах героев.  Емкие реалистические образы представлены в романах, созданных во второй половине XIX века. Порубежная эпоха таких образов не дает. Это связано не с масштабами писателей-реалистов, а со спецификой времени, в которое они жили и создавали свои произведения. Духовные потрясения эпохи были рождены политическими катаклизмами: русско-японской войной, революцией 1905 года, первой мировой войной. Судьба России в наступившем веке рисовалась не особо определенно. Трудные вопросы о судьбе страны определили характер размышлений писателей-реалистов, попыток представить гармоничную концепцию мира. Правда, подобной концепции не вышло ни у кого из представителей этой эпохи: расколотый по частям мир представал в их произведениях в фрагментарном виде. При том, что основными представителями реалистического направления в литературе начала XX века являются писатели новой плеяды – Бунин, Куприн, Андреев, Вересаев, не надо забывать, что еще продолжают жить и творить в первые годы нового века Л.Толстой, А.Чехов, В.Короленко. Правда, Толстой после религиозно-философского кризиса в меньшей степени в этот период ориентирован на искусство: он пишет публицистические статьи, разрабатывает новое религиозное учение, собирает и систематизирует свои и чужие афоризмы и изречения.

Информация о работе История русской литературы