Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:55, курс лекций
Русская духовная культура начала складываться еще в догусадарственный период. Еще до принятия христианства существовала на Руси языческая культура, представленная в произведениях устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались созданные народом фольклорные произведения: с появление письменности многие из низ были записаны, а многие дошли до наших дней в устном исполнении. Русский фольклор преследовал утилитарные цели, был связан с магией, во многом зависел от характера обрядовых мероприятий, которые обслуживал. Тем не менее можно говорить о худо
В «Грозе» основное действие развертывается между членами купеческой семьи Кабановых и их окружением. Однако события возведены здесь в разряд явлений общего порядка, герои типизированы, центральным персонажам приданы яркие, индивидуальные характеры, в событиях драмы принимают участие многочисленные второстепенные персонажи, создающие широкий социальный фон.
Особенности поэтики драмы: масштабность образов ее героев, движимых убеждениями, страстями и непреклонных в их проявлении, значение в действии «хорового начала», мнений жителей города, их нравственных понятий и предрассудков, символико-мифологические ассоциации, роковой ход событий — придают «Грозе» жанровые признаки трагедии.
Исторический аспект конфликта, его
соотнесенность с проблемой национальных
культурных традиций и социального
прогресса в «Грозе» выражены
особенно напряженно. Два полюса, две
противоположные тенденции
Этические воззрения народа в «Грозе» предстают не только как динамичная, внутренне противоречивая духовная сфера, но как расколотая, трагически разорванная антагонизмом область непримиримой борьбы, влекущей за собой человеческие жертвы, порождающей ненависть.
В «Доходном месте» (1857) конфликт возникает как следствие несовместимости, взаимного тотального неприятия двух неравных по своим возможностям и потенциалу сил: силы утвердившейся, наделенной официальной властью, с одной стороны, и силы непризнанной, но выражающей новые потребности общества и требования людей, заинтересованных в удовлетворении этих потребностей, — с другой.
В 60—70-е годы в творчестве Островского усилился сатирический элемент. Он создает ряд комедий, в которых превалирует сатирический подход к действительности. Большое значение в комедии приобретает характеристика общества и социальной среды. Проникающий в эту среду «чужанин» в нравственном и социальном отношении не может быть противопоставлен обществу, в которое по недоразумению или обманом попадает. Автор использует схему сюжета о «плутах», обманутых «плутом» или введенных им в заблуждение.
Художественная система
Проявление в творчестве Островского тенденции к усилению сатиры, к разработке чисто сатирических сюжетов совпало с периодом его обращения к историко-героической тематике. В исторических хрониках и драмах он показывал становление многих социальных явлений и государственных институтов, которые считал старым злом современной жизни и преследовал в сатирических комедиях. Однако главное содержание его исторических пьес — изображение движений народных масс в кризисные периоды жизни страны. В этих движениях он видит и глубокий драматизм, трагизм и высокую поэзию патриотического подвига, массовых проявлений самоотвержения и бескорыстия. Драматург передает превращения «маленького человека», погруженного в обыденные прозаические заботы о своем благополучии, в гражданина, сознательно совершающего поступки, имеющие историческое значение.
Героем исторических хроник Островского является народ, страдающий, ищущий правды, боящийся впасть в «грех» и ложь, отстаивающий свои интересы и свою национальную независимость, воюющий и бунтующий, жертвующий своим имуществом ради общих интересов.
В преддверии 60-х годов в творчестве
Островского появилась новая
тема, усилившая драматическую
В начале 70-х годов он создает драматическую сказку «Снегурочка» (1873), в которой, изображая разные проявления и «формы» любовной страсти на фоне фантастических обстоятельств, сопоставляет ее с животворящими и разрушительными силами природы. Это произведение явилось попыткой писателя — знатока фольклора, этнографии, мифологии — создать драму на реконструированных сюжетах древнего славянского эпоса.
Острую потребность расширить
картину жизни общества, обновить
«набор» современных типов и
драматических ситуаций Островский
испытал с начала 70-х годов, когда
изменилась сама пореформенная
В лучшей драме писателя этого периода «Бесприданница» (1878) современная женщина, ощущающая себя личностью, самостоятельно принимающая важные жизненные решения, сталкивается с жестокими законами общества и не может ни примириться с ними, ни противопоставить им новые идеалы. Смерть героини «Бесприданницы» и Катерины в «Грозе» знаменуют приговор обществу, не способному сохранить сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта, оно обречено на нравственное оскудение, на торжество пошлости и посредственности.
В поздних пьесах Островского постепенно
исчезают комедийные краски, помогавшие
воссоздать отделенные друг от друга
социальные сферы, быт разных сословий,
отличающихся своим жизненным укладом
и складом речи. Богатое купечество,
промышленники и представители
торгового капитала, дворяне-землевладельцы
и влиятельные чиновники
Драматургия Островского во многих отношениях противоречила штампам и канонам европейской, особенно современной французской, драматургии с ее идеалом «хорошо сделанной» пьесы, сложной интригой и тенденциозно-однозначным решением прямолинейно поставленных злободневных проблем.
Сюжетами, характерными для Островского,
считается жизнь ровная, гладкая,
обыкновенная, какой она на самом
деле и является . Сам Островский
не раз утверждал, что простота и
жизненность сюжета — величайшее
достоинство всякого
Многие комедии Островского рисуют тягостные драматические положения: бедность и общественное презрение к ней, неосуществимость мечты о честной жизни и чистых отношениях в любви и семье. Из этих «безвыходных» положений Островский открывает нередко своим героям неожиданный случайный выход, утверждая таким способом уверенность в том, что гнетущие социальные обстоятельства не всесильны, что доброта и взаимное доверие способны преодолеть преграды, разделяющие людей, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается и ее нужно любить. Рисуя общество новой эпохи, Островский отмечает, что изменились не только социальные коллизии и характеры людей, но и формы их общения. Непосредственность, грубоватая искренность старшего поколения купцов, мещан и даже чиновников 50-х годов сменяется в 70-е годы сдержанностью, замкнутостью. Откровенные признания, эмоциональные объяснения героев уступают место намекам, ироническим иносказаниям, речевым штампам, призванным не столько передать мысли и чувства говорящего, сколько скрыть их. Творчество Островского в целом по своим принципам и эстетическим особенностям представляет собой звено, соединяющее старую традицию драматургии, классические, идущие от эпохи Возрождения формы этого литературного вида с новой эпохой развития драмы, одним из выдающихся представителей которой стал Чехов.
Понимание драматизма жизни, которое выразил Островский, его представление о драматическом конфликте как форме борьбы личности с порабощающим человека «общим порядком бытия», о речи персонажа как важнейшем элементе драматического действия, сложное соотношение стихий комического и трагического — все эти особенности его произведений готовили возможность революционного переосмысления законов драматургии и театра, происшедшего в конце XIX — начале XX в.
Являясь признанным главой русской
драматической школы, Островский способствовал
тому, что драматургия заняла одно
из ведущих мест в системе жанров
и родов реалистической литературы.
Его творчество не только обогатило
драматургию эпохи, но и побуждало
писателей к соревнованию, к тому,
чтобы выразить свое видение драматизма
современной жизни и
Тема 6. Русская литература первой половины ХХ века.
Целевая установка: Раскрыть сущность религиозно-философских поисков творческой интеллигенции на «рубеже веков», основные направления в литературе и искусстве дореволюционного и советского периодов.
После изучения данной темы слушатели смогут:
Опорный конспект лекции
В лекции рассматриваются следующие вопросы:
6.1. Дореволюционный период в
истории отечественной
6.2. Русская литература (1917 -1930-е годы).
Отечественная литература начала XX века представлена явлениями разнородными. В разные периоды литературоведения эти явления по-разному рассматривало и оценивало. В довоенный период вся литература до 1917 года оценивалась в соответствии с концепцией господствовавшей тогда вульгарно-социологической школы в соответствии с политическими предпочтениями писателей, ее представлявших. Если писатели революцию приняли, то их признавали прогрессивными, а, значит, и достойными изучения. Если писатели оказались за рубежом, негативно оценив переворот и его последствия, то и их творчество из истории литературы вычеркивалось, их художественные открытия отвергались или замалчивались. Писателей-реалистов нового поколения, таких, как, например, Бунин, Андреев, Куприн, в силу их политической неблагонадежности, объявляли эпигонами, жалкими продолжателями дела великих русских классиков XIX века, к тому моменту уже почти покинувших литературную арену. О представителях модернизма говорили лишь негативно, связывая его с декадансом, с упадническими консервативными настроениями. По большому счету, в литературе начала XX века незапятнанными оказывались имена только представителей нового художественного метода – социалистического реализма. Причем, даже произведения этих авторов далеко не все получали положительную оценку: безоговорочно признавались пьеса М.Горького «Враги» и его роман «Мать», «Железный поток» Серафимовича и агитки Бедного Демьяна. В 60-70 гг. в литературоведении произошли некоторые положительные перемены: были признаны достойными внимания произведения русских реалистов, из «модернистов» были реабилитированы Блок и Маяковский, причем только с той оговоркой, что первый – порвал с символизмом, а второй – с футуризмом. Что касается всей литературы начала XX века, то она продолжала рассматриваться с точки зрения борьбы – писателей Большого Максима, «подмаксимовиков», то есть реалистов с модернистами, то есть с разного рода «нереалистами». Такой ситуация оставалась практически до последнего времени. В последнее десятилетие были во-первых, возвращены имена тех, кто уехал из России после 1917 года, во-вторых, изменилось отношение к представителям модернизма. Более того, теперь «надоевший» реализм противопоставляется модернизму со знаком “-“. При этом многие литературоведы обращают внимание на то, что противопоставление на основании социальных исканий и политических предпочтений также неправомерно и на основании принадлежности к художественному методу. Литературу начала XX века следует рассматривать не с точки зрения борьбы, а с точки зрения тех, общих проблем, которые она решала, хотя и разными способами, с точки зрения перекличек и пересечений в творчестве представителей этой художественной эпохи. Единство литературы определяется единством исторического контекста, духовной атмосферы: все созданное в этот период было порождено одними и теми же условиями, вызвано к жизни одними и теми же вопросами, которые требовали незамедлительного решения.
Художественная культура рубежа веков – важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, «всеобщей переоценки ценностей», по выражению М. В. Нестерова..
В русской
художественной культуре конца Х1Х
– начала ХХ в. декадентство, обозначающее
такие явления в искусстве
как отказ от гражданских идеалов
и веры в разум, погружение в сферу
индивидуалистических переживаний, играло
гораздо более значительную роль,
чем считали советские
Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям, о которых пойдет речь во втором подразделе.