Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:55, курс лекций
Русская духовная культура начала складываться еще в догусадарственный период. Еще до принятия христианства существовала на Руси языческая культура, представленная в произведениях устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались созданные народом фольклорные произведения: с появление письменности многие из низ были записаны, а многие дошли до наших дней в устном исполнении. Русский фольклор преследовал утилитарные цели, был связан с магией, во многом зависел от характера обрядовых мероприятий, которые обслуживал. Тем не менее можно говорить о худо
Главный герой, нумер Д-503, математик—один из Строителей «Интеграла», мощной сверхмашины, которая должна подчинить всю Вселенную «благодетельному игу разума», распространить это одинаковое «математически безошибочное счастье» на все живое, прозрел благодаря любви – вечному чувству, которое позволяет человеку оставаться человеком. Д-503 перестает гордиться своей похожестью на других, своей слитностью с «мы». Ему захотелось узнать, кто он такой: «Кто я? какой я?» Более того, герою недостаточно осознавать себя полезным членом общества: ему хочется, чтобы у него была его мать. Именно мать, для которой он не Строитель «Интеграла», не один из нумеров, не молекула Единого Государства, а «простой человеческий кусок — кусок ее же самой». Любовь заставила Д-503 ощутить бездуховность, жестокость и антигуманность того миропорядка, которому он служит. Но в конце концов героя разоблачают и подвергают Великой Операции - удаляют фантазию. На следующий день он является к главному правителю, Благодетелю, и рассказывает все, что известно о «врагах счастья». Так он навсегда теряет свое человеческое «Я». Система убивает личность – таков пессимистический прогноз Замятина.
Роман Замятина создавался в условиях военного коммунизма. Однако нельзя видеть в нем только лишь сатиру на политические системы социалистического или коммунистического образцов. У Замятина речь идет не только о политическом тоталитаризме, но о гораздо большем - о последствиях технического прогресса, оторванного от духовного начала, чему тоталитаризм способствует.
Тема 7. Литература о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.).
Целевая установка: Раскрыть идейное и жанровое своеобразие произведений, написанных о Великой Отечественной войне.
После изучения данной темы слушатели смогут:
Опорный конспект лекции
В лекции рассматриваются следующие вопросы:
7. 1. Литература о Великой
7. 2. Творчество В.Быкова.
Война советских людей с фашистами была одновременно и борьбой идей. Выдающуюся роль сыграла в годы войны советская литература. Более 1000 человек из писательской организации ушло на фронт. 500 из них были награждены орденами и медалями. 18 стали Героями Советского Союза. 275 не вернулись поля боя. Погибли А.Гайдар, Ю Крымов; Мусса Джалиль погиб в фашистских застенках.
Русская литература,
издавна славившаяся своей
Как ни оперативны были писатели в довоенные годы, однако между событиями дня и изображаемым всегда ощущался некоторый «временной» зазор. В годы войны так называемая дистанция времени не только в лирике, но и в драме и даже в эпосе практически была сведена к нулю, а изречение «когда говорит пушки, музы молчат» утратило свою силу.
В усилении оперативности литературы военных лет немалая заслуга принадлежит центральной и фронтовой печати. Почти в каждом газетном номере печатались стихи и очерки, рассказы и публицистические статьи и даже крупные художественные произведения. Ответ 1 (начало) На страницах «Правды», к примеру, впервые были опубликованы поэма Н. Тихонова «Киров с нами», многие главы «Василия Тёркина» А. Твардовского, «Фронт» А Корнейчука, «Непокорённые» Б Горбатова, «Они сражались за Родину» М Шолохова, «Известия» печатали «Радугу» Ванды Василевской, а «Комсомольская правда» - роман А. Фадеева «Молодая гвардия». Ответ 1 (конец).
Художники
в своей деятельности
Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой, но, тем не менее, первое сказали поэты – лирики и публицисты.
«Пожалуй, никогда
за время существования советской
поэзии не было написано столько лирических
стихов, как за последние годы», -
заметил А. Сурков в одном из своих
публичных выступлений во время
войны и был совершенно прав. Стихи
публиковались центральной и
фронтовой печатью, транслировались
по радио наряду с информацией
о важнейших военных и
Читатели и слушатели с нетерпением ждали этих встреч с поэзией. Об одной из таких встреч рассказывает А. Фадеев в дневнике «Ленинград в дни блокады», вспоминая литературный вечер у рабочих Кировского завода, в котором он принимал участие вместе с Н. Тихоновым и А. Прокофьевым. Многие стихи переписывались во фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи «Жди меня» К. Симонова, «В землянке» А. Суркова, «Огонек» М. Исаковского породили стихотворные «ответы». Поэтический диалог пишущих и читающих, горячая заинтересованность в поэзии широких масс свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории отечественной поэзии душевный контакт. В годы войны были написаны и стихотворения О.Берггольц, В.Инбер, который также звучали по радио
Продолжая традиции
литературы военных лет, проза настойчиво
искала пути расширения и углубления
социально-исторического и
Если в
годы войны преобладали произведения
«малых» жанров, повести, рассказы,
литература тесно смыкалась с
журналистикой, что определяло очерковый
и публицистический характер произведений,
то после окончания войны
Расцвет литературы о войне приходится на 50-е – 70-е гг. В это время в литературу приходят писатели-фронтовики, происходит небольшое расширение границ дозволенного в изображении войны. Переломным здесь можно считать появление «Судьбы человека» Шолохова в 1956-57 гг. Первое направление в основном опирается на фактический материал, нацелено на изображение исторических событий и подвигов реальных людей. Наиболее значительное явление в художественно-документальной прозе – «Блокадная книга» (1977) А.Адамовича и Д.Гранина, написанная на основе бесед с огромным количество людей, защищавших Ленинград, а также с теми, кто пережил блокаду, работая на фронт в окруженном кольцом городе..Вторым может быть названа «Брестская крепость» С.Смирнова – книга способствовавшая реабилитации защитников крепости, вернувшихся из плена. Второе направление представлено романа, в которых даже по называнию можно понять, что речь идет о масштабном подходе к событиям, о воспевании подвига всего советского народа. Это прежде всего роман К.Симонова «Живые и мертвые «(1959), «Жизнь и судьба» В.Гроссмана (1960). Традиции толстовской прозы, прежде всего «Севастопольских рассказов», представлены в литературе, созданной на рубеже 50-60-х гг., представителями «лейтенантской прозы» - Бондаревым, Баклановым, Быковым. Этих авторов интересовали не перемещения войск и не планы Ставки, а чувства и мысли бывших студентов, которые стали командирами рот и батальонов, за неделю «повзрослевшие», оказавшиеся в ответе не только за себя, но и за других людей. Эта «трудная работа» солдата, привыкшего к утратам, знающего цену потерь показывается через масштаб окопа, без замаха на выяснения удач и неудач в войне, без поиска правых и виноватых. Основным жанром «лейтенантской прозы» оказывается и не рассказ, и не роман, а повесть.
Появляется в литературе и тенденция романтизации образов героев, представленная прежде всего в творчестве А.Фадеева – в его романе «Молодая гвардия» (1945), Б.Васильева – в романе «А зори здесь тихие» (1969), где характеры героев проявляются в исключительных обстоятельствах. Жанр философской повести о войне представлен произведениями В.Быкова.
Для поколения писателей-фронтовиков особенно важной стала тема человека на войне. Конечно, были созданы и романы-эпопеи, в которых глобальный масштаб позволял следить за решением главнокомандующих, за движением больших воинских подразделений. Но с романа В.Некрасова «В окопах Сталинграда» появилась и другая литература, ориентированная на изображение «окопной правды», тех солдат, которые, отстаивая каждую пядь родной земли, не знали о принимаемых наверху решений. Война для них стала повседневностью, страшной ежедневной работой. Но в этих условиях особенно проявлялись те человеческие качества, которые могли бы остаться незамеченными в мирное время. Вот о таких ситуациях, о том, как человек оказывается перед выбором на войне, и писали представители так называемой лейтенантской прозы – те писатели, которые совсем молодыми лейтенантами оказались в окопах и увидели войну изнутри. К поколению этих писателей и принадлежит В.Быков, о творчестве которого пойдет речь.
Образ солдата писателями 50-70-х гг., когда создавались главные произведения о войне, рисуется как бы в двух аспектах, тесно взаимосвязанных: герой в противостоянии миру фашизма и герой в борьбе за нравственные подлинные ценности в себе в разных ситуациях - фронтовых, госпитальных, тыловых. Второй аспект изображения потребовал от писателей заострения нравственно - гуманистической проблематике произведений. В.Быков утверждал, что ценность человека на войне измеряется не только выполнением боевых задний. Есть ещё одна мера – его "нравственные установления", составляющие основу характера, его движущую силу. В этом смысле герои В.Быкова капитан Ивановский ("Дожить до рассвета"), учитель Мороз ("Обелиск")являются важными звеньями художественной системы не только самого писателя, но и всей советской военной прозы.
Василь Владимирович Быков относится к поколению фронтовиков, на долю которых выпала вся тяжесть войны. Видел и пережил Быков так много, что сама его жизнь могла бы стать сюжетом для повести и романа. Достаточно такого факта. На обелиске одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших была и его фамилия. Он узнал об этом много лет спустя. Спас его счастливый случай: тяжело раненный, он выполз из хаты, которую через несколько минут уничтожил фашистский танк. Подобрали его санитары другой части, а в полку посчитали погибшим и послали матери "похоронку". До войны В. Быков учился в Витебске в художественном училище и, может быть, стал бы скульптором или живописцем, но война определила его путь - писателя. В. Быков не мог не рассказать о том, что пережил сам, и что пережили те, кто воевал рядом с ним, кто остался в живых и кто не вернулся. На вопрос, почему он пишет только о войне, В. Быков отвечал: "Вероятно, потому, что прошедшая война всеобъемлюща и там всему было место. Во время войны, как никогда ни до, ни после неё, обнаруживалась важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев". Писателя интересует, прежде всего, и "главным образом нравственный мир человека, возможность его духа". В. Быков избрал жанр философской повести повести, что дало ему возможность в небольшом временном пространстве сосредоточить такие "мгновения" нравственной, духовной жизни, в которые герои решают для себя вопросы огромной важности. "Принимаясь за новую вещь, я знаю наверняка, что это будет повесть. Я не ощущаю тесноты в этом обжитом мною жанре. Я думаю, что это очень ёмкая форма прозы". Ещё одна особенность в творчестве В. Быкова отмечается критикой - постоянства конфликт. Он ставит своих героев в такие критические ситуации, которые сразу же выявляют их главную сущность. Отстоять в себе человека, противопоставить, человеческое начало звериной сущности врага, чтобы победить его, - вот та главная моральная задача, которую, так или иначе, решают для себя герои В. Быков. И ещё одну особенность творчества В. Быкова следует подчеркнуть. "Нет необходимости, - писал критик Ю. Селезнев, - доказывать то, что Василь Быков - писатель современный. Война для него - в прошлом, но её уроки - живое, осязаемое, насущное сегодня". Одно общее чувство пронизывает все произведения Быкова: "чувство это - от каждого зависит всё! От того, как поступит, как поведёт себя человек на каком - то участке войны, земли,- кажется, что именно от того зависит все и вся в мире".