История русской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:55, курс лекций

Краткое описание

Русская духовная культура начала складываться еще в догусадарственный период. Еще до принятия христианства существовала на Руси языческая культура, представленная в произведениях устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались созданные народом фольклорные произведения: с появление письменности многие из низ были записаны, а многие дошли до наших дней в устном исполнении. Русский фольклор преследовал утилитарные цели, был связан с магией, во многом зависел от характера обрядовых мероприятий, которые обслуживал. Тем не менее можно говорить о худо

Файлы: 1 файл

лекции по истории русской литературы.docx

— 205.77 Кб (Скачать)

Главный герой, нумер Д-503, математик—один из Строителей «Интеграла», мощной сверхмашины, которая должна подчинить всю  Вселенную «благодетельному игу  разума», распространить это одинаковое «математически безошибочное счастье» на все живое, прозрел благодаря  любви – вечному чувству, которое  позволяет человеку оставаться человеком. Д-503 перестает  гордиться своей  похожестью на других, своей слитностью с «мы». Ему захотелось  узнать, кто он такой: «Кто я? какой я?»  Более того, герою недостаточно осознавать себя полезным членом общества: ему  хочется, чтобы у него была его  мать. Именно мать, для которой он не Строитель «Интеграла», не один из нумеров, не молекула Единого Государства, а «простой человеческий кусок —  кусок ее же самой». Любовь заставила  Д-503 ощутить бездуховность, жестокость и антигуманность того миропорядка, которому он служит. Но в конце концов героя разоблачают и подвергают Великой Операции -  удаляют фантазию. На следующий день он является к  главному правителю, Благодетелю, и  рассказывает все, что известно о  «врагах счастья». Так он навсегда теряет свое человеческое «Я». Система  убивает личность – таков пессимистический прогноз Замятина.

Роман Замятина создавался в условиях военного коммунизма. Однако нельзя видеть в нем только лишь сатиру на политические системы социалистического или  коммунистического образцов. У Замятина речь идет не только о политическом тоталитаризме, но о гораздо большем -  о последствиях технического прогресса, оторванного от духовного начала, чему тоталитаризм способствует.

 

Тема 7. Литература о Великой Отечественной  войне (1941-1945 гг.).

 

Целевая установка: Раскрыть идейное и жанровое своеобразие произведений, написанных о Великой Отечественной войне.

После изучения данной темы слушатели  смогут:

    • назвать выдающие произведения отечественных поэтов и прозаиков, посвященные Великой Отечественной войне;
    • объяснить характер связи повестования с историческими событиями;
    • охарактеризовать специфику изображения военных событий в произведениях разных жанров.

 

Опорный конспект лекции

В лекции рассматриваются следующие  вопросы:

7. 1. Литература о Великой Отечественной  войне: идейное и жанровое своеобразие.

7. 2. Творчество В.Быкова.

7.1. Литература о Великой Отечественной войне: идейное и жанровое своеобразие.

Война советских  людей с фашистами была одновременно и борьбой идей. Выдающуюся роль сыграла в годы войны советская  литература. Более 1000 человек из писательской организации ушло на фронт. 500 из них  были награждены орденами и медалями. 18 стали Героями Советского Союза. 275  не вернулись поля боя. Погибли  А.Гайдар, Ю Крымов;  Мусса Джалиль  погиб в фашистских застенках.

Русская литература, издавна славившаяся своей близостью  к народу, пожалуй, никогда не смыкалась  так тесно с жизнью и не была столь целеустремленной по своей  идейно-тематической направленности, как в 1941-1945гг. В сущности, она  стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели жили едиными интересами с теми, кто был на фронте, и чувствовали  себя «окопными поэтами» (А, Сурков.), а вся литература в целом, по  выражению А.Толстого, была «голосом героической души народа».

Как ни оперативны были писатели в довоенные годы, однако между событиями дня и  изображаемым всегда  ощущался некоторый  «временной» зазор. В годы войны  так называемая дистанция времени  не только в лирике, но и в драме  и даже  в эпосе практически была сведена к нулю, а изречение «когда говорит пушки, музы молчат» утратило свою силу.

  В усилении оперативности литературы военных лет немалая заслуга принадлежит центральной  и фронтовой печати. Почти в каждом газетном номере печатались  стихи и очерки, рассказы и публицистические статьи и даже крупные художественные произведения. Ответ 1 (начало) На страницах «Правды», к примеру, впервые были опубликованы поэма Н. Тихонова «Киров с нами», многие главы «Василия Тёркина» А. Твардовского, «Фронт» А Корнейчука, «Непокорённые» Б Горбатова, «Они сражались за Родину» М Шолохова, «Известия» печатали «Радугу» Ванды Василевской, а «Комсомольская правда» - роман А. Фадеева «Молодая гвардия». Ответ 1 (конец).

 Художники  в своей деятельности максимально  использовали различные формы  социально-нравственного и политического  воздействия на читателей. Устраивались  радиомитинги, передачи «Дневник  писателя», авторские выступления  перед радиослушателями, многочисленные  встречи с фронтовиками, с рабочими  Москвы, Ленинграда и других городов,  проводились  творческие вечера  поэтов и прозаиков, собрания, дискуссии, отмечались  знаменитые  литературные даты, связанные с  именами Пушкина, Гоголя, Грибоедова,  Шекспира, Вольтера, Анатоля Франса, Горького, Чехова, Маяковского. 24 июня  1941 г, организуется «Окна ТАСС», в работе которых активное участие принимают поэты и художники (Д. Бедный, С. Маршак, С. Кирсанов и др.)

Писатели  военных лет владели всеми  родами литературного оружия: лирикой  и сатирой, эпосом и драмой, но, тем  не менее, первое сказали поэты –  лирики и публицисты.

«Пожалуй, никогда  за время существования советской  поэзии не было написано столько лирических стихов, как за последние годы», - заметил А. Сурков в одном из своих  публичных выступлений во время  войны и был совершенно прав. Стихи  публиковались центральной и  фронтовой печатью, транслировались  по радио наряду с информацией  о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных эстрад на фронте и в тылу.

Читатели  и слушатели с нетерпением  ждали этих встреч с поэзией. Об одной  из таких встреч рассказывает А. Фадеев в дневнике «Ленинград в дни блокады», вспоминая литературный вечер у  рабочих Кировского завода, в котором  он принимал участие вместе с Н. Тихоновым  и А. Прокофьевым. Многие стихи переписывались во фронтовые блокноты, заучивались  наизусть. Стихи «Жди меня» К. Симонова, «В землянке» А. Суркова, «Огонек» М. Исаковского породили стихотворные «ответы». Поэтический диалог пишущих  и читающих, горячая заинтересованность в поэзии широких масс свидетельствовали  о том, что в годы войны между  поэтами и народом установился  невиданный в истории отечественной  поэзии душевный контакт. В годы войны  были написаны и стихотворения О.Берггольц, В.Инбер, который также звучали  по радио

Продолжая традиции литературы военных лет, проза настойчиво искала пути расширения и углубления социально-исторического и философского осмысления войны, осмысления идейных, политических и нравственных истоков  победы советского народа. Сам факт великой исторический победы,  давал  писателям дополнительные возможности  более основательного художественного  осмысления войны, ее этапов во всей сложности  и драматизме. Критика тех лет  верно подметила эту тенденцию  как примету нового этапа литературного  развития. Особое значение приобрела  проблема характера героя в его  социально-историческом и национальном своеобразии.

Если в  годы войны преобладали произведения «малых»  жанров, повести, рассказы, литература тесно смыкалась с  журналистикой, что определяло очерковый  и публицистический характер произведений, то после окончания войны появляются художественные произведения, посвященные  недавним событиям. Наиболее интересные произведения были написаны «по горячим  следам», пока еще свежи были воспоминания. Хотя для писателей-фронтовиков, то, что они пережили, не уходит из памяти, и даже постепенное ее освобождение через написание о пережитых  событиях, не делает эти воспоминания менее острыми. Вся «военная проза» может быть условно разделена  на три основных направления:  художественно-документальное, героико-эпическое, третье условно  может быть названо «толстовским», так как для писателей его  представляющих важна традиция автора «севастопольских рассказов» в изображении  войны.

Расцвет литературы о войне приходится на 50-е – 70-е  гг. В это время в литературу приходят писатели-фронтовики, происходит небольшое расширение границ дозволенного в изображении войны. Переломным здесь можно считать появление  «Судьбы человека» Шолохова в 1956-57 гг.  Первое направление в основном опирается на фактический материал, нацелено на изображение исторических событий и подвигов реальных людей. Наиболее значительное явление в  художественно-документальной прозе  – «Блокадная книга» (1977) А.Адамовича  и Д.Гранина, написанная на основе бесед  с огромным количество людей, защищавших Ленинград, а также с теми, кто  пережил блокаду, работая на фронт  в окруженном кольцом городе..Вторым может быть названа «Брестская крепость»  С.Смирнова – книга способствовавшая реабилитации защитников крепости, вернувшихся  из плена. Второе направление представлено романа, в которых даже по называнию  можно понять, что речь идет о  масштабном подходе к событиям, о  воспевании подвига всего советского народа. Это прежде всего роман  К.Симонова «Живые и мертвые «(1959), «Жизнь и судьба» В.Гроссмана (1960). Традиции толстовской прозы, прежде всего «Севастопольских рассказов»,  представлены в литературе, созданной  на рубеже 50-60-х гг., представителями  «лейтенантской прозы» - Бондаревым, Баклановым, Быковым. Этих авторов интересовали не перемещения войск и не планы  Ставки, а чувства и мысли бывших студентов, которые стали командирами  рот и батальонов,  за неделю «повзрослевшие», оказавшиеся в ответе не только за себя, но и за других людей. Эта «трудная работа» солдата, привыкшего к утратам, знающего цену потерь показывается через масштаб окопа, без замаха на выяснения удач и неудач в войне, без поиска правых и виноватых. Основным жанром «лейтенантской прозы» оказывается  и не рассказ, и не роман, а повесть.

Появляется  в  литературе и тенденция романтизации образов героев, представленная прежде всего в творчестве А.Фадеева  – в его романе «Молодая гвардия» (1945), Б.Васильева – в романе «А зори здесь тихие» (1969),  где характеры  героев проявляются в исключительных обстоятельствах. Жанр философской  повести о войне представлен  произведениями В.Быкова.

7.2. Творчество В.Быкова.

Для поколения  писателей-фронтовиков особенно важной стала тема человека на войне. Конечно, были созданы и романы-эпопеи, в  которых глобальный масштаб позволял следить за решением главнокомандующих, за движением больших воинских подразделений. Но с романа В.Некрасова «В окопах Сталинграда» появилась и другая литература, ориентированная на изображение  «окопной правды», тех солдат, которые, отстаивая  каждую пядь родной земли, не знали о принимаемых наверху  решений. Война для них стала  повседневностью, страшной ежедневной работой. Но в этих условиях особенно проявлялись те человеческие качества, которые могли бы остаться незамеченными  в мирное время. Вот о таких  ситуациях, о том, как человек  оказывается перед выбором на войне, и писали представители так  называемой лейтенантской прозы  – те писатели, которые совсем молодыми лейтенантами оказались в окопах и увидели войну изнутри. К  поколению этих писателей и принадлежит  В.Быков, о творчестве которого пойдет речь.

Образ солдата  писателями 50-70-х гг., когда создавались  главные произведения о войне, рисуется как бы в двух аспектах, тесно  взаимосвязанных: герой в противостоянии миру фашизма и герой в борьбе  за нравственные подлинные ценности в себе в разных ситуациях - фронтовых, госпитальных, тыловых. Второй аспект изображения потребовал от писателей  заострения нравственно - гуманистической  проблематике произведений. В.Быков  утверждал, что ценность человека на войне измеряется не только выполнением  боевых задний. Есть ещё одна мера –  его "нравственные установления", составляющие основу характера, его  движущую силу. В этом смысле герои  В.Быкова капитан Ивановский ("Дожить до рассвета"), учитель Мороз ("Обелиск")являются важными звеньями художественной системы  не только самого писателя, но и всей советской военной прозы.

Василь Владимирович Быков относится к поколению  фронтовиков, на долю которых выпала вся тяжесть войны. Видел и  пережил Быков так много, что  сама его жизнь могла бы стать  сюжетом для повести и романа. Достаточно такого факта. На обелиске одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших была и его фамилия. Он узнал об этом много лет спустя. Спас его счастливый случай: тяжело раненный, он выполз из хаты, которую через несколько минут уничтожил фашистский танк. Подобрали его санитары другой части, а в полку посчитали погибшим и послали матери "похоронку". До войны В. Быков учился в Витебске в художественном училище и, может быть, стал бы скульптором или живописцем, но война определила его путь - писателя. В. Быков не мог не рассказать о том, что пережил сам, и что пережили те, кто воевал рядом с ним, кто остался в живых и кто не вернулся. На вопрос, почему он пишет только о войне, В. Быков отвечал: "Вероятно, потому, что прошедшая война всеобъемлюща и там всему было место. Во время войны, как никогда ни до, ни после неё, обнаруживалась важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев". Писателя интересует, прежде всего, и "главным образом нравственный мир человека, возможность его духа". В. Быков избрал жанр философской повести повести, что дало ему возможность в небольшом временном пространстве сосредоточить такие "мгновения" нравственной, духовной жизни, в которые герои решают для себя вопросы огромной важности. "Принимаясь за новую вещь, я знаю наверняка, что это будет повесть. Я не ощущаю тесноты в этом обжитом мною жанре. Я думаю, что это очень ёмкая форма прозы". Ещё одна особенность в творчестве В. Быкова отмечается критикой - постоянства конфликт. Он ставит своих героев в такие критические ситуации, которые сразу же выявляют их главную сущность. Отстоять в себе человека, противопоставить, человеческое начало звериной сущности врага, чтобы победить его, - вот та главная моральная задача, которую, так или иначе, решают для себя герои В. Быков. И ещё одну особенность творчества В. Быкова следует подчеркнуть. "Нет необходимости, - писал критик Ю. Селезнев, - доказывать то, что Василь Быков - писатель современный. Война для него - в прошлом, но её уроки - живое, осязаемое, насущное сегодня". Одно общее чувство пронизывает все произведения Быкова: "чувство это - от каждого зависит всё! От того, как поступит, как поведёт себя человек на каком - то участке войны, земли,- кажется, что именно от того зависит все и вся в мире".


Информация о работе История русской литературы