История русской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:55, курс лекций

Краткое описание

Русская духовная культура начала складываться еще в догусадарственный период. Еще до принятия христианства существовала на Руси языческая культура, представленная в произведениях устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались созданные народом фольклорные произведения: с появление письменности многие из низ были записаны, а многие дошли до наших дней в устном исполнении. Русский фольклор преследовал утилитарные цели, был связан с магией, во многом зависел от характера обрядовых мероприятий, которые обслуживал. Тем не менее можно говорить о худо

Файлы: 1 файл

лекции по истории русской литературы.docx

— 205.77 Кб (Скачать)

Исаак Эммануилович Бабель - один из талантливейших русских  писателей, был расстрелян в годы сталинского репресий в расцвете своих творческих сил. Знаменитый в 20-е годы, он снова вернулся к читателю только в 1957 году, когда вышел сборник "Избранное", куда вошла "Конармия", "Одесские рассказы", пьесы и  воспоминания. Появление "Конармии" вызвало не только восторг перед  талантом писателя, который в небольших  рассказах-миниатюрах сумел сказать  правду о революции и гражданской  войне, но и гнев тех, кто рассматривал литературу как служанку политики Автор  и не ставил своей задачей запечатлеть  героический путь легендарной Первой Конной. Здесь нет ни одного боя, ни одной конной атаки, как, например, в "Чапаеве" Фурманова; писатель упоминает  об атаках, но не показывает их. Бабель ограничил себя тем, что из Конной армии выбрал и воссоздал ряд  типов, лиц, случаев, для того, чтобы  с их помощью в образах выразить свое художественное мироощущение. В  изображении Гражданской войны  Бабель идет от самой жизни, стараясь объективно разобраться в ее сути. Правда жизни является героем его  рассказов. Гражданскую войну Бабель изображает как крестьянскую стихию, направление которой определяется стихийными же, неосознанными стремлениями каждого из героев к какой-то своей  правде, справедливости. Это различное  понимание правды разводит героев в  разные стороны. В рассказе "Письмо" боец Первой Конной, почти мальчик  Василий Тимофеевич Курдюков, как  он сам себя величает, диктует письмо своей матери, в котором он рассказывает, как его брат Сенька "кончал" " папашу " белогвардейца, который, в свою очередь, "кончил" родного сына Федю.  Не пытаясь эпатировать читателя, писатель сказал  страшную правду о гражданской войне, когда отцы и дети становятся заклятыми врагами и безжалостно истребляют друг друга. Стихийная злоба и месть вершат свой суд. И только убийством можно решить любой спор. Далее в письме рассказывается, что его брат Сенька - Семен Тимофеевич за свое геройство от товарища Буденного "получил двух коней, справную одежду, телегу для барахла отдельно и орден Красного Знамени. В рассказе "Афонька Бида" ничем не сдерживаемая стихийная воля дает право комбригу Маслаку (Маслякову), командиру с партизанскими замашками, скомандовать эскадрону атаковать свою же пехоту - крестьян окрестных деревень, охотно помогавшим Красной Армии против польских панов, отхлестать их нагайками.

Разбой, который творит Афонька, никак не укладывается в представление о  том, что Красная Армия несет  освобождение угнетенному народу: белые  разоряют, отбирают коней - красные  делают то же самое. Бабель не приукрашивает  своих героев, не идеализирует. Он отмечает их зверство, хамство, животную тупость, дикость. Показывая стихийный разгул, жестокость, видимую бессмысленность, писатель пытается найти глубинный  смысл происходящего. Почему стихийные, неосознанные действия каждого бойца  складываются в общую волю, которая  и привела в конце концов к  победе? И Бабель замечает, что в  основе поступков героев лежит нечто  общее - поиски правды и справедливости. Понимание этой правды смутное, низменное, отвлеченное, инстинктивное. В рассказе "Соль" Балмашев Никита в письме в редакцию описывает, как он впустил  в вагон с конноармейцами, едущими  на фронт, женщину с ребенком и  оберегал ее, как мать, от насилий  со стороны товарищей, а когда  узнал, что вместо ребенка она  везет соль, выбросил ее из вагона и  пристрелил.

Бабель  замечает героизм, столь же стихийный, но необходимый в данных условиях. Эскадронный командир Трунов, нарушая  устав, самочинно и жестоко расправляется  с военнопленными и тут же, вдвоем с бойцом, остается за пулеметом, чтобы  отвлечь вражеские самолеты от укрывшегося  в лесу эскадрона. Сосредоточив все  свое внимание на рядовых участниках событий, на всех этих Курдюковых, Афоньках, Балмашевых, Бабель очень мало внимания уделяет истинным руководителям  Первой Конной, кто стихийную вольницу держал в узде и превращал в  организованную силу. Ворошилов и  Буденный появляются эпизодически. Во всех рассказах "Конармии" присутствует автор, который вместе с ее героями  прошел извилистый и трудный путь к постижению смысла этой кровавой борьбы.

Гражданская война получила отражение  и в творчестве Б.Пильняка. В творчестве раннего Пильняка революция и  гражданская война выглядели, как  все затопившая исконная бунтарская стихия российской деревни. Лучшие люди революционного города уходят в деревню  и гибнут, ибо они чужды мужицкой лесной стихии — так строятся повести  и рассказы Б. Пильняка в эти годы. В «Голом годе» торжествует первобытная  русская звериная обрядность, уничтожающая в равной мере и дворянское поместье князей Ордыниных и коммуну интеллигентов-анархистов. Символичен образ русского волка, загрызающего городскую большевичку-чекистку. Своеобразное славянофильское неонародническое бунтарство — такова была одна из разновидностей интеллигентской трактовки революции и гражданской войны. В качестве контраста этой «допетровской» мужичьей бунтующей России возникает у Пильняка условный и схематический, но в свое время очень популярный образ «кожаной куртки», образ коммуниста как воплощения гипертрофированной воли, исключающей возможность каких-либо других человеческих черт.

Еще ярче звучало увлечение революцией как мощным стихийным движением  в «Партизанских повестях» (1923) Всеволода  Иванова.  Иванов сумел показать и героику партизанского движения и — в «Бронепоезде 14-69» —  интернационализм революционной борьбы. Но в основном гражданская война  — это неопределенные порывы  бунтарей, выражение инстинктивного порыва к борьбе. В центре внимания писателя — деревня, несущая с  собой в революцию и собственническое мировоззрение и слепую животную жестокость. Поэтому во всех ранних повестях  Иванова господствует стихия природы, мужицкой тяги к плодородной  земле и всепоглощающей власти инстинктов. Бушующий мир страстей и случайностей — именно так принималась и  была восторженно приветствуема  В. Ивановым гражданская война.

 

6.2.2. Советский исторический  роман.

 Автором главного советского  романа считается  Алексей  Николаевич Толстой(1883 - 1945). Именно  в нем Сталин увидел бытописателя  своей эпохи. Этот роман сохранил  ему – дворянину, уехавшему  в Париж, а потом вернувшемуся  обратно, жизнь, принес славу  и положение в советском обществе. При этом роман, о котором  идет речь, был написан вовсе  не о Сталине, а о Петре  I, но так, что возникающие исторические параллели показались вождю уместными и важными для создания определенного политического образа, для объяснения  политических решений.

Проблемами русской государственности  Толстой стал интересоваться еще  до октябрьской революции. Этот интерес  побудил его заняться историей петровских времен. Много времени уделял работе с архивами, стремясь открыть подлинную  действительность того времени, образы Петра I и его окружения.  В 1918 впервые в его творчестве появляется историческая тема (рассказы "Наваждение", "День Петра"). Осенью 1918 уезжает с семьей в Одессу, оттуда - в Париж. В 1923 Толстой возвращается в СССР.

Над историческим романом "Петр I" Толстой  работал в течение  шестнадцати лет. Этот роман для  изучения русской истории имеет  особую ценность: в нем -  описание эпохи, описание характеров (как характеров народных, так и характеров придворных, знати). Прослеживаются нити, связывающие  народ и власть. В романе Толстого нарисована полная картина взаимоотношений  власти с народом и народа с  властью. Эпоха петровских преобразований и личность Петра I привлекли пристальное внимание Толстого, как уже было отмечено,  еще до появления романа Толстой находит определенные параллели и переклички того времени и периода двадцатых - тридцатых годов XX века в России. Фигура Петра в изображении Толстого многопланова и сложна. Образ царя дан в развитии. В начале романа Петр - мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол, которому приходится пережить много страшных моментов: убийства, заговоры, бегство, бунт стрельцов, казни провинившихся и непокорных. Постепенно из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный бесстрашный полководец. Писатель изображает Петра в духе пушкинской характеристики -  "Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник".  Главными для Сталина, видимо, были те страницы, где Толстой описывает, как придя к власти, Петр с остервенением, с особой жестокостью начинает реформы. Толстой не ограничивается констатацией этих действий - он их оправдывает.. "Темный" люд не в силах понять свое благо, этим и вызвано насильственное его вовлечение в перемены. К тому же  Толстой не только показывает  противостояние народа и власти, но и единение его с государством. Пример такого единения дают сцены сражений со шведами. Петр помогает перетаскивать пушки, находится в самой гуще сражений, ведет разговоры с солдатами. Тут Толстой подчеркивает, что исчезает пропасть, разделяющая власть и народ. Народ единый, народ могучий выступает на первый план.

Изобразить личность великого человека невозможно вне риторического контекста. Толстой воссоздает основные политические и исторические события рубежа XVII-XVIII веков (стрелецкие бунты, Азовские походы, войну со шведами, строительство  Петербурга). Эпоха Петра не определяется только событиями российского масштаба. Толстой изображает европейских  политиков и государственных  деятелей; на страницах романа появляются Карл, Август, турки, поляки, шведы. Эпоха  Петра создается и изображением его сподвижников: Александра Меньшикова, Алексея Бровкина, Никиты Демидова, - выдвинувшихся из низов и с  честью сражавшихся за дело Петра  и России. Среди сподвижников Петра  немало и потомков знатных родов ( Шереметев, Репнин), которые служат царю и его прогрессивному делу. Основной конфликт эпохи в изображении  Толстого состоит в том, "что  Петр, стремящийся сдвинуть Россию с мертвой точки, думающий о будущем  русских людей, добывает средства для  реформ у тех, ради кого они совершаются. Новые налоги, притеснения вызывают стихийный народный протест, брожение и недовольство: "Третью шкуру  с мужика дерут. Оброчные - плати, кормовые боярину - дай, повытошные в казну - плати, мостовые - плати, на базар выехал - плати". Толстой развертывает в романе широкую  картину народной жизни России той  эпохи. Характер, взгляды, симпатии и  антипатии народа особенно ярко проявляются  в "массовых сценах". Нищие, раскольники, крестьяне, среди которых выделяются образы Цыгана, Федьки Умойся Грязью, Воробьевых, Голиковых - таков народ в романе, многоликий, борющийся, страдающий. Толстой  не успел завершить роман. Но с его страниц встают образы той эпохи и Петра I - преобразователя и государственного деятеля, кровно связанного со своим государством и эпохой. В таком образе Петра I Сталин увидел соответствие представлению о себе как политическом деятеле.

6.2.3. Роман-антиутопия как  новый жанр в советской литературе.

 Среди советских писателей  далеко не все с восторгом  принимали новый строй. Евгений  Иванович Замятин (1884-1937)  воспринял Октябрьскую революцию как торжество насилия; его настроение в 1917-1918 годах созвучно тону "Несвоевременных мыслей" Максима Горького – главного советского писателя-революционера, который с ней разошелся как раз на самом пике, отшатнувшись от красного террора, испугавшись ничем не ограничиваемой жестокости. Замятин также ясно видел преступный характер много из того, что происходило в России, и своего негативного отношения к этому не скрывал. Его позицию человека и гражданина можно определить через слова, которые он сказал Сталину "привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой" (1931). Сталин этих слов Замятину не простил.

Замятин изначально имел техническую  специальность – был инженером-кораблестроителем, что не помешало ему стать писателем, которого гораздо больше, чем других его современников, читают и в  наше время. Любимым его писателем  с детства был Н. В. Гоголь. Влияние  Гоголя отчетливо проявилось впоследствии в ответе Замятина на анкету: "Явилась  у меня склонность к шаржу, гротеску, к синтезу фантастики и реальности".

В 1916 году выходит первая книга  произведений Замятина. "Уездное. Повести  и рассказы". Критика заговорила о рождении нового таланта. В повестях и рассказах ("На куличках", "Уездное", "Непутевый") обнаружились признаки синтеза типизации и некоторых  приемов символизма (особое внимание к использованию звуковых и красочных  лейтмотивов, словесный и образный парадокс). Художественное обоснование  принципов "неореалистической" прозы, рожденной сдвигом привычных  социальных и нравственных норм действительности, Замятин предпринимает в дилогии "Островитяне" (1918) и "Ловец человеков" (1921), созданной от впечатления пребывания в Англии, куда писатель был прикомандирован  для наблюдения за постройкой судов  для России. В дилогии Замятин  дал резкие сатирические оценки социальному  прожектерству, рецептам "спасения" человечества религиозным морализаторством.

В послереволюционные годы он читает лекции по новейшей русской литературе, сотрудничает с Горьким во "Всемирной  литературе", в комитете Дома литераторов  и т. д. В лекциях Замятин излагает свою эстетическую позицию, формулирует  принципы "неореализма".

После 1929 года Замятина перестают  печатать. С помощью Горького он уезжает в октябре 1931 года за границу. Но эмигрантом он себя не считал, гражданства  не менял и жил в надежде  при первой возможности вернуться  домой.

Самым значительным произведением  Замятина является роман-антиутопия "Мы" (1920), запрещенный к изданию, но ставший  известным по спискам, был опубликован  в России только в 1988 году. Появление  этого романа обозначило рождение нового жанра в русской литературе, жанра  мистического, выразившего в парадоксальном соединении памфлета, научной статьи и авантюрного романа ненависть  Замятина к грядущей эпохе тоталитаризма  и обезличивания сознания. Он был  написан Замятиным  в холодном и голодном Петрограде 1920-го года, в  обстановке военного коммунизма с его  жестокостью, насилием, подавлением  личности. Роман Замятина написан  от лица главного героя, человека будущего технократического века, в форме  записей — конспектов, расположенных  в хронологической последовательности. О будущем светлом коммунистическом обществе говорили вокруг Замятина постоянно, этим утопическим проектам он противопоставил  свое предсказание будущего. В Едином Государстве, о котором идет речь у Замятина, в принципе, как и  в советской России «единица –  вздор», всякая индивидуальность преследуется и уничтожается. Вместо людей в  нем существуют «нумера», у которых  нет ничего своего – ни семьи, ни детей, ни собственности. Они «винтики»  государственной машины, которая  тщательно следит за тем, чтобы порывы любви, самопожертвования, сочувствия, то есть проявления души, не были им доступны. Трагическая история главного героя  Д -503, прозревшего, открывшего новый  мир чувств и любви, но в итоге  уничтоженного Государством отражает в художественных образах ту послереволюционную действительность, которая отталкивала  и возмущала Замятина.

Информация о работе История русской литературы