Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:55, курс лекций
Русская духовная культура начала складываться еще в догусадарственный период. Еще до принятия христианства существовала на Руси языческая культура, представленная в произведениях устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались созданные народом фольклорные произведения: с появление письменности многие из низ были записаны, а многие дошли до наших дней в устном исполнении. Русский фольклор преследовал утилитарные цели, был связан с магией, во многом зависел от характера обрядовых мероприятий, которые обслуживал. Тем не менее можно говорить о худо
Исаак Эммануилович
Бабель - один из талантливейших русских
писателей, был расстрелян в годы
сталинского репресий в расцвете
своих творческих сил. Знаменитый в
20-е годы, он снова вернулся к читателю
только в 1957 году, когда вышел сборник
"Избранное", куда вошла "Конармия",
"Одесские рассказы", пьесы и
воспоминания. Появление "Конармии"
вызвало не только восторг перед
талантом писателя, который в небольших
рассказах-миниатюрах сумел сказать
правду о революции и гражданской
войне, но и гнев тех, кто рассматривал
литературу как служанку политики Автор
и не ставил своей задачей запечатлеть
героический путь легендарной Первой
Конной. Здесь нет ни одного боя,
ни одной конной атаки, как, например,
в "Чапаеве" Фурманова; писатель упоминает
об атаках, но не показывает их. Бабель
ограничил себя тем, что из Конной
армии выбрал и воссоздал ряд
типов, лиц, случаев, для того, чтобы
с их помощью в образах выразить
свое художественное мироощущение. В
изображении Гражданской войны
Бабель идет от самой жизни, стараясь
объективно разобраться в ее сути.
Правда жизни является героем его
рассказов. Гражданскую войну Бабель
изображает как крестьянскую стихию,
направление которой
Разбой, который творит Афонька, никак не укладывается в представление о том, что Красная Армия несет освобождение угнетенному народу: белые разоряют, отбирают коней - красные делают то же самое. Бабель не приукрашивает своих героев, не идеализирует. Он отмечает их зверство, хамство, животную тупость, дикость. Показывая стихийный разгул, жестокость, видимую бессмысленность, писатель пытается найти глубинный смысл происходящего. Почему стихийные, неосознанные действия каждого бойца складываются в общую волю, которая и привела в конце концов к победе? И Бабель замечает, что в основе поступков героев лежит нечто общее - поиски правды и справедливости. Понимание этой правды смутное, низменное, отвлеченное, инстинктивное. В рассказе "Соль" Балмашев Никита в письме в редакцию описывает, как он впустил в вагон с конноармейцами, едущими на фронт, женщину с ребенком и оберегал ее, как мать, от насилий со стороны товарищей, а когда узнал, что вместо ребенка она везет соль, выбросил ее из вагона и пристрелил.
Бабель
замечает героизм, столь же стихийный,
но необходимый в данных условиях.
Эскадронный командир Трунов, нарушая
устав, самочинно и жестоко
Гражданская война получила отражение и в творчестве Б.Пильняка. В творчестве раннего Пильняка революция и гражданская война выглядели, как все затопившая исконная бунтарская стихия российской деревни. Лучшие люди революционного города уходят в деревню и гибнут, ибо они чужды мужицкой лесной стихии — так строятся повести и рассказы Б. Пильняка в эти годы. В «Голом годе» торжествует первобытная русская звериная обрядность, уничтожающая в равной мере и дворянское поместье князей Ордыниных и коммуну интеллигентов-анархистов. Символичен образ русского волка, загрызающего городскую большевичку-чекистку. Своеобразное славянофильское неонародническое бунтарство — такова была одна из разновидностей интеллигентской трактовки революции и гражданской войны. В качестве контраста этой «допетровской» мужичьей бунтующей России возникает у Пильняка условный и схематический, но в свое время очень популярный образ «кожаной куртки», образ коммуниста как воплощения гипертрофированной воли, исключающей возможность каких-либо других человеческих черт.
Еще ярче звучало увлечение революцией
как мощным стихийным движением
в «Партизанских повестях» (1923) Всеволода
Иванова. Иванов сумел показать
и героику партизанского
Автором главного советского
романа считается Алексей
Николаевич Толстой(1883 - 1945). Именно
в нем Сталин увидел
Проблемами русской
Над историческим романом "Петр I" Толстой работал в течение шестнадцати лет. Этот роман для изучения русской истории имеет особую ценность: в нем - описание эпохи, описание характеров (как характеров народных, так и характеров придворных, знати). Прослеживаются нити, связывающие народ и власть. В романе Толстого нарисована полная картина взаимоотношений власти с народом и народа с властью. Эпоха петровских преобразований и личность Петра I привлекли пристальное внимание Толстого, как уже было отмечено, еще до появления романа Толстой находит определенные параллели и переклички того времени и периода двадцатых - тридцатых годов XX века в России. Фигура Петра в изображении Толстого многопланова и сложна. Образ царя дан в развитии. В начале романа Петр - мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол, которому приходится пережить много страшных моментов: убийства, заговоры, бегство, бунт стрельцов, казни провинившихся и непокорных. Постепенно из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный бесстрашный полководец. Писатель изображает Петра в духе пушкинской характеристики - "Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник". Главными для Сталина, видимо, были те страницы, где Толстой описывает, как придя к власти, Петр с остервенением, с особой жестокостью начинает реформы. Толстой не ограничивается констатацией этих действий - он их оправдывает.. "Темный" люд не в силах понять свое благо, этим и вызвано насильственное его вовлечение в перемены. К тому же Толстой не только показывает противостояние народа и власти, но и единение его с государством. Пример такого единения дают сцены сражений со шведами. Петр помогает перетаскивать пушки, находится в самой гуще сражений, ведет разговоры с солдатами. Тут Толстой подчеркивает, что исчезает пропасть, разделяющая власть и народ. Народ единый, народ могучий выступает на первый план.
Изобразить личность великого человека
невозможно вне риторического контекста.
Толстой воссоздает основные политические
и исторические события рубежа XVII-XVIII
веков (стрелецкие бунты, Азовские походы,
войну со шведами, строительство
Петербурга). Эпоха Петра не определяется
только событиями российского
Среди советских писателей
далеко не все с восторгом
принимали новый строй.
Замятин изначально имел техническую
специальность – был инженером-
В 1916 году выходит первая книга
произведений Замятина. "Уездное. Повести
и рассказы". Критика заговорила
о рождении нового таланта. В повестях
и рассказах ("На куличках", "Уездное",
"Непутевый") обнаружились признаки
синтеза типизации и некоторых
приемов символизма (особое внимание
к использованию звуковых и красочных
лейтмотивов, словесный и образный
парадокс). Художественное обоснование
принципов "неореалистической" прозы,
рожденной сдвигом привычных
социальных и нравственных норм действительности,
Замятин предпринимает в
В послереволюционные годы он читает лекции по новейшей русской литературе, сотрудничает с Горьким во "Всемирной литературе", в комитете Дома литераторов и т. д. В лекциях Замятин излагает свою эстетическую позицию, формулирует принципы "неореализма".
После 1929 года Замятина перестают печатать. С помощью Горького он уезжает в октябре 1931 года за границу. Но эмигрантом он себя не считал, гражданства не менял и жил в надежде при первой возможности вернуться домой.
Самым значительным произведением
Замятина является роман-антиутопия "Мы"
(1920), запрещенный к изданию, но ставший
известным по спискам, был опубликован
в России только в 1988 году. Появление
этого романа обозначило рождение нового
жанра в русской литературе, жанра
мистического, выразившего в парадоксальном
соединении памфлета, научной статьи
и авантюрного романа ненависть
Замятина к грядущей эпохе тоталитаризма
и обезличивания сознания. Он был
написан Замятиным в холодном
и голодном Петрограде 1920-го года, в
обстановке военного коммунизма с его
жестокостью, насилием, подавлением
личности. Роман Замятина написан
от лица главного героя, человека будущего
технократического века, в форме
записей — конспектов, расположенных
в хронологической