Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:55, курс лекций
Русская духовная культура начала складываться еще в догусадарственный период. Еще до принятия христианства существовала на Руси языческая культура, представленная в произведениях устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались созданные народом фольклорные произведения: с появление письменности многие из низ были записаны, а многие дошли до наших дней в устном исполнении. Русский фольклор преследовал утилитарные цели, был связан с магией, во многом зависел от характера обрядовых мероприятий, которые обслуживал. Тем не менее можно говорить о худо
Героем исторических хроник Островского является народ, страдающий, ищущий правды, боящийся впасть в «грех» и ложь, отстаивающий свои интересы и свою национальную независимость, воюющий и бунтующий, жертвующий своим имуществом ради общих интересов.
В преддверии 60-х годов в творчестве
Островского появилась новая
тема, усилившая драматическую
В начале 70-х годов он создает драматическую сказку «Снегурочка» (1873), в которой, изображая разные проявления и «формы» любовной страсти на фоне фантастических обстоятельств, сопоставляет ее с животворящими и разрушительными силами природы. Это произведение явилось попыткой писателя — знатока фольклора, этнографии, мифологии — создать драму на реконструированных сюжетах древнего славянского эпоса.
Острую потребность расширить
картину жизни общества, обновить
«набор» современных типов и
драматических ситуаций Островский
испытал с начала 70-х годов, когда
изменилась сама пореформенная
В лучшей драме писателя этого периода «Бесприданница» (1878) современная женщина, ощущающая себя личностью, самостоятельно принимающая важные жизненные решения, сталкивается с жестокими законами общества и не может ни примириться с ними, ни противопоставить им новые идеалы. Смерть героини «Бесприданницы» и Катерины в «Грозе» знаменуют приговор обществу, не способному сохранить сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта, оно обречено на нравственное оскудение, на торжество пошлости и посредственности.
В поздних пьесах Островского постепенно
исчезают комедийные краски, помогавшие
воссоздать отделенные друг от друга
социальные сферы, быт разных сословий,
отличающихся своим жизненным укладом
и складом речи. Богатое купечество,
промышленники и представители
торгового капитала, дворяне-землевладельцы
и влиятельные чиновники
Драматургия Островского во многих отношениях противоречила штампам и канонам европейской, особенно современной французской, драматургии с ее идеалом «хорошо сделанной» пьесы, сложной интригой и тенденциозно-однозначным решением прямолинейно поставленных злободневных проблем.
Сюжетами, характерными для Островского,
считается жизнь ровная, гладкая,
обыкновенная, какой она на самом
деле и является . Сам Островский
не раз утверждал, что простота и
жизненность сюжета — величайшее
достоинство всякого
Многие комедии Островского рисуют тягостные драматические положения: бедность и общественное презрение к ней, неосуществимость мечты о честной жизни и чистых отношениях в любви и семье. Из этих «безвыходных» положений Островский открывает нередко своим героям неожиданный случайный выход, утверждая таким способом уверенность в том, что гнетущие социальные обстоятельства не всесильны, что доброта и взаимное доверие способны преодолеть преграды, разделяющие людей, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается и ее нужно любить. Рисуя общество новой эпохи, Островский отмечает, что изменились не только социальные коллизии и характеры людей, но и формы их общения. Непосредственность, грубоватая искренность старшего поколения купцов, мещан и даже чиновников 50-х годов сменяется в 70-е годы сдержанностью, замкнутостью. Откровенные признания, эмоциональные объяснения героев уступают место намекам, ироническим иносказаниям, речевым штампам, призванным не столько передать мысли и чувства говорящего, сколько скрыть их. Творчество Островского в целом по своим принципам и эстетическим особенностям представляет собой звено, соединяющее старую традицию драматургии, классические, идущие от эпохи Возрождения формы этого литературного вида с новой эпохой развития драмы, одним из выдающихся представителей которой стал Чехов.
Понимание драматизма жизни, которое выразил Островский, его представление о драматическом конфликте как форме борьбы личности с порабощающим человека «общим порядком бытия», о речи персонажа как важнейшем элементе драматического действия, сложное соотношение стихий комического и трагического — все эти особенности его произведений готовили возможность революционного переосмысления законов драматургии и театра, происшедшего в конце XIX — начале XX в.
Являясь признанным главой русской
драматической школы, Островский способствовал
тому, что драматургия заняла одно
из ведущих мест в системе жанров
и родов реалистической литературы.
Его творчество не только обогатило
драматургию эпохи, но и побуждало
писателей к соревнованию, к тому,
чтобы выразить свое видение драматизма
современной жизни и
Вершиной русской драматургии является творчество Александра Николаевича Островского (1823—1886). Первая «большая» комедия Островского «Свои люди — сочтемся!» (1850) дала отчетливое представление о новом самобытном театре, театре Островского.
Островский с первых шагов своего литературного пути проявлял полную независимость в интерпретации современных коллизий. Мотивы, которые Гоголь трактовал как второстепенные, уже в ранних произведениях Островского становятся центральными, определяющими действие, выходят на передний план.
В начале 50-х годов драматург
считал, что современные социальные
конфликты в наибольшей степени
дают себя чувствовать в купеческой
среде. Это сословие представлялось
ему слоем, в котором прошлое
и настоящее общества слились
в сложное, противоречивое единство.
Купечество, издавна игравшее значительную
роль в экономической жизни страны,
а подчас принимавшее участие
и в политических конфликтах, многими
нитями родственных и деловых
отношений связанное, с одной
стороны, с низшими слоями общества
(крестьянство, мещанство), с другой
— с высшими сословиями, во второй
половине XIX в. меняло свой облик. Пороки,
которыми поражена купеческая среда
и которые разоблачает в своих
пьесах писатель, он анализирует, вскрывая
их исторические корни и предвидя
их возможные проявления в будущем.
Уже в названии комедии «Свои
люди — сочтемся!» выражен принцип
однородности ее героев. Угнетатели и
угнетенные в комедии не только составляют
единую систему, но нередко меняются
в ней местами. Точно и ярко
воплощая в своих героях облик
«подмеченных у века современных
пороков и недостатков», драматург
стремится создать типы, имеющие
общечеловеческое нравственное значение.
Среду, которую Островский изображал,
он знал с детства. Знание купеческого
быта и внимание к нему в пьесах способствовало
тому, что Островского прозвали «Колумбом
Замоскворечья». Несмотря на такой узкий
кругозор, в сравнении с драматургами-
Первая комедия Островского
сыграла особую роль и в творческой
судьбе автора, и в истории русской
драматургии. Подвергнутая строгому цензурному
запрету после ее опубликования
в журнале «Москвитянин» (1850), она
в течение многих лет не ставилась.
Но именно эта комедия открыла
новую эпоху в понимании «
Мировая комедийная традиция, которую
тщательно изучал Островский, предлагала
немало образцов веселой юмористической
комедии, утверждающей идеалы непосредственных,
естественных чувств, молодости, смелости,
демократизма, а иногда и вольнодумства.
Изучал Островский и национальные традиции
словесности: он хотел создать
Рядом с поэзией народных обрядов
и праздников он видит и проблемы,
с которыми ежедневно сталкивался
трудовой народ, а также отсутствие
свобод как в семье, так и в
обществе, неравенство, вызванное разницей
в социальных статусах. Отмечает Островский
и социально-исторические сдвиги, грозящие
разрушением патриархальному
Позднее противоречивые стихии, внутренний
драматизм нравственного
Спор старого с новым, который составляет важную сторону драматического конфликта в пьесах Островского начала 50-х годов, получает неоднозначный итог. Традиционные формы быта рассматриваются как вечно обновляющиеся, и только в этом драматург видит их жизнеспособность. Как только традиция теряет способность реагировать на живые потребности современных людей, так она превращается в мертвую сковывающую форму и утрачивает собственное живое содержание. Старое входит в новое, в современную жизнь, в которой оно может играть роль или «сковывающего» элемента, гнетущего ее развитие, или стабилизирующего, обеспечивающего прочность возникающей новизне, в зависимости от содержания того старого, что сохраняет народный быт.
Столкновение защитников традиционных форм жизни с носителями новых устремлений, воли к свободному самовыражению, к утверждению своего, лично выработанного и выстраданного понятия правды и нравственности составляет стержень драматического конфликта в «Грозе» (1859), драме, которая была оценена современниками как шедевр писателя и наиболее яркое воплощение общественных настроений периода разрушения крепостных отношений.
Споры о позиции Островского, о
его отношении к
Сам Островский наряду с традиционными
обозначениями жанров своих пьес
как «комедия» и «драма» давал
указания на своеобразие их жанровой
природы: «картины из московской жизни»
или «картины московской жизни», «сцены
из деревенской жизни», «сцены из жизни
захолустья». Эти подзаголовки означали,
что предметом изображения