История русской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:55, курс лекций

Краткое описание

Русская духовная культура начала складываться еще в догусадарственный период. Еще до принятия христианства существовала на Руси языческая культура, представленная в произведениях устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались созданные народом фольклорные произведения: с появление письменности многие из низ были записаны, а многие дошли до наших дней в устном исполнении. Русский фольклор преследовал утилитарные цели, был связан с магией, во многом зависел от характера обрядовых мероприятий, которые обслуживал. Тем не менее можно говорить о худо

Файлы: 1 файл

лекции по истории русской литературы.docx

— 205.77 Кб (Скачать)

Не только в  прозе, но и в драматургии Пушкин был новатором и открыл много  нового. И. Киреевский считал, что Пушкин был рожден для драматического рода: он был слишком многосложен, слишком  объективен, чтобы быть лириком. Предельно  созрел, развернулся во всю свою мощь драматический гений Пушкина  в таких фундаментальных творениях, как роман в стихах "Евгений  Онегин", народная трагедия "Борис  Годунов" (сам Пушкин по праву  называл их своими подвигами), "Маленькие  трагедии". Наиболее непосредственно  проблема народа, его роли в истории, его исторических судеб ставится Пушкиным в трагедии "Борис Годунов". В своей трагедии он подходит к  истории именно как поэт, стремясь оживить ее, развернуть яркую и  полнокровную картину прошлого людей  и событий давно минувших дней. В то же время он настойчиво и  последовательно старается "воскресить минувший век во всей его истине". Задачам, поставленным перед собой  поэтом, никак не соответствовали  традиционные формы драматургии  классицизма. Вместо предписанных поэтикой классицизма двадцати четырех часов действие "Бориса Годунова" охватывает период в семь с лишним лет. Отброшен принцип "единства места": действие трагедии развертывается с необыкновенной калейдоскопичностью   переходит из дворца на площадь, из монастырской кельи в корчму, из палат патриарха   на поля сражений, даже переносится из одной страны в другую   из России в Польшу. Это позволяет поэту обнаружить скрытые пружины исторических событий. То, что совершается во дворце, объясняется тем, что происходит в боярских хоромах.  В "Борисе Годунове", не имеющем центральной любовной интриги, обязательной для поэтики классицизма, огромное количество (около шестидесяти) действующих лиц, представителей всех слоев тогдашнего общества. Вопреки традициям здесь нет и главного героя. Трагедия называется именем царя Бориса, но она не только не кончается его смертью, но и фигурирует он всего лишь в шести сценах из двадцати трех. Вся пестрая и многоликая Русь эпохи "многих мятежей" проходит перед нами в живой и движущейся, шумящей, волнующейся, "как море-океян", полной событий панораме. Русь конца XVI   начала XVII века и является главным действующим лицом, своего рода коллективным героем пушкинской трагедии. По-шекспировски "вольно и широко", мастерски пользуясь средствами речевой характеристики, лепит Пушкин человеческие характеры   в этом с особенной силой сказывается его новый художественно-реалистический метод.  В изложении исторических событий поэт в основном следовал за "Историей Государства Российского" Карамзина. В пушкинской трагедии угрызения совести царя-преступника   не главное: в ней показан "мирской суд" над Борисом   суд истории, причем убийство Димитрия играет, в сущности, второстепенную роль, а появление Самозванца   всего лишь последний толчок. Борьба социальных сил составляет истинный предмет основного конфликта пушкинской трагедии. Существенной частью его является борьба родовитого боярства с Борисом, в которой принимают активное участие и предки самого поэта "род Пушкиных мятежный". И вот в трагедию Пушкина включается главная социальная сила, имеющая решающее значение, "мнение народное". Мысль эта составляет один из важнейших философско-исторических тезисов Пушкина, связанных пусть подспудно   с его раздумьями о судьбе переворота, подготовлявшегося декабристами в отрыве от широких народных масс. С особенной выразительностью сказывается это в финале трагедии, завершающейся знаменитой фразой: "Народ безмолвствует". То, что Пушкин выносит свой приговор именем суда народного, является самой замечательной чертой его исторической трагедии, которая действительно не только по своему совершенно новому драматургическому строю, но и по идейному содержанию может быть названа трагедией народной. Народная трагедия "Борис Годунов" является вместе с тем и трагедией народа. Только благодаря "мнению народному", народной поддержке противникам Бориса удалось его одолеть, но самому народу от этого не стало легче. 

Помимо  «Бориса Годунова» перу А.С.Пушкина  принадлежит «Маленькие трагедии». Их замысел появился у Пушкина  в 1826 году. Если в центре «Бориса Годунова» - судьба народная, то в «Маленьких трагедиях» - судьба личности. Так как индивидуальное начало сильнее было развито в европейской культуре, то Пушкин в «Маленьких трагедиях»  обращается к материалу западноевропейской действительности. В западном мире личность не только более  четко заявляет о себе, но и находится в конфликте с окружающим миром, что как раз необходимо для развития конфликта в драматическом действе. Природа «Маленьких трагедий» предельно драматична, что видно даже по названиям, которые сводят воедино невозможное: например, простодушие и коварство – «Моцарт и Сольери», или скупость и благородство, жестокий век и рыцарство – «Скупой рыцарь». Герои постоянно оказываются перед выбором, который ставит перед лицом жизни и смерти. Но сам выбор обнаруживает еще больше драматичность мира и человеческой судьбы. Пушкин использует известные сюжеты, но наполняет их новым смыслом. Так герой трагедии «Каменный гость»  Дон Гуан отличается от своих предшественников: Пушкин открывает в нем способность любить, каждый раз отдаваться чувству. При этом его личность поднята на такую ступень развития, с которой он считает возможным противопоставить себя всему этому миру и даже замахивается на мир иной. В его сознании жизнь и смерь уравнивается, что приводит к кощунственным словам и поступкам, что в итоге становится причиной его гибели. В трагедии «Пир во время чумы» Пушкин показывает мировосприятие человека барочной эпохи, для которого оказывается возможным стремление к гедонизму, когда смерть стоит за спиной. В этой трагедии на равных оказываются оба персонажа – и то, кто отстаивает необходимость веселья, когда вокруг свирепствует чума, и священник, который видит в этом преступление против закона, забвение заповедей Христа.

4.2.2. Поэзия  А. С. Пушкина.

Одной из центральных тем в Пушкинской поэзии является тема музы. В новое  время (XVI- XIX в) муза становится символом традиций, той цепи, которая связывает  живущих поэтов с умершими, новые  произведения с образцами. Пушкин продолжил  древнюю традицию обращения к  музе, осмыслил её и завершил.  На первом этапе своего творчества (1810-е  годы) Пушкин творчески осваивал традиции предшественников – начиная от анакреонтической поэзии до лирики старших современников  поэтов-романтиков.  В стихотворении "К Жуковскому" (1816) он, совершая древний поэтический ритуал, присягает на верность музам: "Я с трепетом склонил пред музами колени// Мой жребий вынул Феб, и лира мой удел". Традиционный выбор, который стоял перед ним в юношеские годы, был между "унылой", "весёлой" и "торжественной" музой. "Весёлая" вдохновляла на песни во славу Вакха и Венеры, "унылая"- на элегические любовные исповеди, "торжественная"- на одические прославления, обличения и призывы. Друзья- декабристы призывали Пушкина сделать выбор в пользу вольнолюбивой оды. Поэт же решил по-своему и не отказался ни от одной из муз. При этом все три музы были объединены одной страстью Пушкина - стремлением к свободе.  Свобода раннего Пушкина многолика. В шутливых посланиях её синонимами являются "праздность" и "разгул", музы здесь - "милые и молодые", в одном ряду с "ленью" и "легкомысленной любовью", творческая свобода здесь сродни буйной вольнице пиров, Феб (в античной мифологии покровитель творчества) рядом с Вакхом (богом вина). В лицейские и ранние петербургские годы свобода впервые открылась Пушкину в своеволии разгула, за стаканом вина, в ветреном волокитстве, овеянном музой XVIII века. И в то же время муза юного Пушкина могла становиться грозной и строгой. Так, в "Вольности" поэт призывает возвышенную одическую музу - свободы гордую певицу. Со второй половины 20-х годов Пушкин уже не просто продолжает традицию, а осмысливает её. "Я понять тебя хочу, // Смысла я в тебе ищу",- так писал Пушкин о загадке жизни ("Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы", 1830 г.); та же воля к глубинному знанию движет поэтом, когда он обращается к загадке музы. Муза для зрелого Пушкина есть метафора  поэтического служения и поэтической свободы, служения высшему, свободы от "черни", "толпы" и "низких истин".  Идея служения глубоко традиционна, она исходит из представления о божественной природе поэзии; Пушкиным же эта традиционная идея выстрадана в полной мере и додумана до конца. Да, Пушкин говорил то, что до  него уже не раз говорилось: певец-"богом избранный", лира его- "священна"; но при этом взгляд поэта на место поэзии и поэта в мире- предельно трезвый. Если в ранний период Пушкин, следую традиции, писал о всесилии музы ("Хочу воспеть свободу лиру, // На тронах поразить порок"- "Вольность", 1817), то уже в конце 20-х годов он отрицает даже полезность поэзии.

Пушкин  видел в поэте простого человека, который с приходом к нему музы, Аполлона, то есть с приходом вдохновения, становится пророком, получает дар  всеведенья. Миссия поэта – просвещать, «глаголом жечь сердца людей». При  этом, более всего Пушкин ценил  творческую свободу. Отчасти этот идеал  связан был с его политическим кредо. Самым свободолюбивым периодом в его лирике может считаться  период послелицейский – петербургский. В этот период поэт был близок с  декабристами, в последствии даже сказал царю, что обязательно пошел  бы 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь, если был бы в столице. Оду «Вольность»  Пушкина декабристы восприняли как  свой манифест.) При этом нельзя считать, что Пушкин разделял политические взгляды  декабристов: он был сторонником  конституционной монархии, и считал, что все преобразования в России должны идти сверху. Главным и в  оде «Вольность», и в «Деревне» объявляется Закон, которому должны подчиняться и народы, и цари. Пушкин связывал идеал декабристов с юношеским, романтическим максимализмом во взглядах – «Пока свободою горим…», считал, что с возрастом формируется более трезвый взгляд на жизнь. Так, рассуждая о судьбе поэта-романтика Ленского в «Евгении Онегине», Пушкин в черновиках рисует перспективу декабриста – «Иль был повешен как Рылеев», но в тест попадает более пессимистический вариант – «В деревне счастлив и рогат носил бы стеганный халат…». Романтизм Пушкин преодолел как систему мировидения, поэтому в его поэзии чувствуется  философия трагического стоицизма в отношении к окружающей действительности. Трагизм мироощущения снимается многообразием  сфер жизни, которая входит в пушкинскую поэзию.

 

 

Тема 5. Русская литература второй половины ХIХ века.

 

Целевая установка: Раскрыть сущность  литературных процессов, происходивших в отечественной прозе, поэзии и драматургии во второй половине XIX века; жанровое и тематическое разнообразие выдающихся произведений русских классиков, созданных в этот период.

После изучения данной темы слушатели  смогут:

    • назвать ведущие жанры русской литературы, в традициях которых были созданы выдающиеся произведения русской классики;
    • объяснить, в чем состоит своеобразие русской реалистической прозы второй половины XIX века;
    • охарактеризовать наиболее характерные явления русской поэзии второй половины XIX века.

 

Опорный конспект лекции

В лекции рассматриваются следующие  вопросы:

5.1. Проза второй половины XIX века.

5.2. Поэзия второй половины XIX века.

5.3. Драматургия  второй половины XIX века. Творчество А.Н.Островского.

 

5.1. Проза второй половины XIX века.

Во второй половинеXIX века были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского национального искусства заключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности. «Серьезную содержательность» искусства как его особенность отмечал художественный и музыкальный критик В. В. Стасов (1824-1906). Искусство критического реализма, который становится основным художественным направлением, было тесно связано с идейными исканиями того времени. Оно не только описывало жизнь, но и анализировало ее, пыталось раскрыть и объяснить свойственные ей противоречия. Критический реализм 60 —70-х годов отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).

 Во второй  половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г. Чернышевского.

В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Отечественной литературе всегда было свойственно «стремление к решению задач социального бытия» (М. Горький). Критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых пореформенных десятилетий.

6O-70-е годы — время расцвета и наибольших достижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И. С. Тургенев (1818-1883) и Ф. М. Достоевский (1821 — 1881). В романе Тургенева «Отцы и дети», опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи — разночинцев и демократов.

Вершиной  русской литературы XIX в. стало творчество Л. Н. Толстого (1828 — 1910). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике «великие вопросы» (В. И. Ленин). Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея «Война и мир»). Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого «Анна Каренина», в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор буржуазно-помещичьему строю, его морали, нравам, устоям.

Во второй половине XIX века русская литература живет на собственном иждивении, является самостоятельной областью общественного сознания. По большому счету,  этот период начинается не с 50-х, а с 60-х годов. Л.Н.Толстой считал, что тот, кто не жил в России в 60-е гг., тот не знает, что такое жизнь.  С этого времени литература начинает иначе видеть человека. Это проявляется и в поэзии, но в первую очередь необходимо говорить об изменениях, которые происходят в прозе и в драматургии. Между человеком, таким, каким его показывают Тургенев, Достоевский, Островский, Толстой, и ходом миров впервые не оказывается никаких заслонов. Личность поднимается на новую высоту, а литература открывает и показывает этот личностный подъем и напор.  До этого литература не имела так полно представленных личностей. Концом этого периода является 1899 г., не только потому, что он завершает век: в этот год был издан последний роман XIX века – роман Л.Толстого «Воскресение».

5.1.1. Творчество И.С.Тургенева

 Иван Сергеевич Тургенев  родился 28 октября 1818 г. в Орле. В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве. Он учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе. В 1833 г. 15-летний Иван Тургенев поступил на словесный факультет московского университета. Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт-Петербург, и Иван Тургенев тогда же перешёл в Петербургский университет. В 1836 году Тургенев кончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 году отправился в Германию. В 1841 году Тургенев вернулся на родину. В это время он и начал писать.

Тургенев достаточно много жил  заграницей, в Париже, куда его привела  любовь к Полине Виардо. Он стал самым  известным европейски ориентированным  писателем в России, при этом свою миссию видел в том, чтобы представлять русскую культуру на Западе. Первое произведение Тургенева, которое заметили и критики, и читатели – цикл «Записки охотника». Его современники восприняли как удар по крепостному праву. Показ  народной жизни как глубокой и  своеобразной показывало крепостное право  как нелепость и несообразность. При этом создавалось впечатление, что души людей, с которыми встречался охотник, не были затронуты крепостным правом. Это внутреннее противоречие компенсировалось новым взглядом на русский народ, с представителями  которого по охоте, то есть свободно, не по назначению на охоте встречался рассказчик. Первый очерк из цикла, «Хорь и Калиныч» был опубликован  в некрасовском «Современнике» в  разделе «Смесь». Панаев придумал подзаголовок – «Из записок охотника», которое  Тургеневу понравилось и было им сохранено для всего цикла.

Первые четыре романа – «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне» и  «Отцы и дети»  написаны Тургеневым с интервалом в два года. Каждый роман представлял читателю определенный тип, обнаруженный писателем в окружающей действительности. Пройдя путь от «лишнего человека» Рудина  до «нигилиста»  Базарова Тургенев остался верен  себе: все его герои так или  иначе были выразителями идеалов  своего времени. Об этой галерее тургеневских типов так писал Добролюбов: «Каждое  из этих лиц было смелее и полнее предыдущих, но сущность, основа их характера  и всего их существования была одна и та же. Они были вносители  новых идей в известный круг, просветители, пропагандисты – хоть для одной  женской души, да пропагандисты». Это  замечание Добролюбова может  быть отнесено и к двум последним  романам Тургенева – романам  «Дым» и «Новь».

Информация о работе История русской литературы