Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:55, курс лекций
Русская духовная культура начала складываться еще в догусадарственный период. Еще до принятия христианства существовала на Руси языческая культура, представленная в произведениях устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались созданные народом фольклорные произведения: с появление письменности многие из низ были записаны, а многие дошли до наших дней в устном исполнении. Русский фольклор преследовал утилитарные цели, был связан с магией, во многом зависел от характера обрядовых мероприятий, которые обслуживал. Тем не менее можно говорить о худо
Помимо «Бориса Годунова» перу А.С.Пушкина принадлежит «Маленькие трагедии». Их замысел появился у Пушкина в 1826 году. Если в центре «Бориса Годунова» - судьба народная, то в «Маленьких трагедиях» - судьба личности. Так как индивидуальное начало сильнее было развито в европейской культуре, то Пушкин в «Маленьких трагедиях» обращается к материалу западноевропейской действительности. В западном мире личность не только более четко заявляет о себе, но и находится в конфликте с окружающим миром, что как раз необходимо для развития конфликта в драматическом действе. Природа «Маленьких трагедий» предельно драматична, что видно даже по названиям, которые сводят воедино невозможное: например, простодушие и коварство – «Моцарт и Сольери», или скупость и благородство, жестокий век и рыцарство – «Скупой рыцарь». Герои постоянно оказываются перед выбором, который ставит перед лицом жизни и смерти. Но сам выбор обнаруживает еще больше драматичность мира и человеческой судьбы. Пушкин использует известные сюжеты, но наполняет их новым смыслом. Так герой трагедии «Каменный гость» Дон Гуан отличается от своих предшественников: Пушкин открывает в нем способность любить, каждый раз отдаваться чувству. При этом его личность поднята на такую ступень развития, с которой он считает возможным противопоставить себя всему этому миру и даже замахивается на мир иной. В его сознании жизнь и смерь уравнивается, что приводит к кощунственным словам и поступкам, что в итоге становится причиной его гибели. В трагедии «Пир во время чумы» Пушкин показывает мировосприятие человека барочной эпохи, для которого оказывается возможным стремление к гедонизму, когда смерть стоит за спиной. В этой трагедии на равных оказываются оба персонажа – и то, кто отстаивает необходимость веселья, когда вокруг свирепствует чума, и священник, который видит в этом преступление против закона, забвение заповедей Христа.
Одной из центральных тем в Пушкинской поэзии является тема музы. В новое время (XVI- XIX в) муза становится символом традиций, той цепи, которая связывает живущих поэтов с умершими, новые произведения с образцами. Пушкин продолжил древнюю традицию обращения к музе, осмыслил её и завершил. На первом этапе своего творчества (1810-е годы) Пушкин творчески осваивал традиции предшественников – начиная от анакреонтической поэзии до лирики старших современников поэтов-романтиков. В стихотворении "К Жуковскому" (1816) он, совершая древний поэтический ритуал, присягает на верность музам: "Я с трепетом склонил пред музами колени// Мой жребий вынул Феб, и лира мой удел". Традиционный выбор, который стоял перед ним в юношеские годы, был между "унылой", "весёлой" и "торжественной" музой. "Весёлая" вдохновляла на песни во славу Вакха и Венеры, "унылая"- на элегические любовные исповеди, "торжественная"- на одические прославления, обличения и призывы. Друзья- декабристы призывали Пушкина сделать выбор в пользу вольнолюбивой оды. Поэт же решил по-своему и не отказался ни от одной из муз. При этом все три музы были объединены одной страстью Пушкина - стремлением к свободе. Свобода раннего Пушкина многолика. В шутливых посланиях её синонимами являются "праздность" и "разгул", музы здесь - "милые и молодые", в одном ряду с "ленью" и "легкомысленной любовью", творческая свобода здесь сродни буйной вольнице пиров, Феб (в античной мифологии покровитель творчества) рядом с Вакхом (богом вина). В лицейские и ранние петербургские годы свобода впервые открылась Пушкину в своеволии разгула, за стаканом вина, в ветреном волокитстве, овеянном музой XVIII века. И в то же время муза юного Пушкина могла становиться грозной и строгой. Так, в "Вольности" поэт призывает возвышенную одическую музу - свободы гордую певицу. Со второй половины 20-х годов Пушкин уже не просто продолжает традицию, а осмысливает её. "Я понять тебя хочу, // Смысла я в тебе ищу",- так писал Пушкин о загадке жизни ("Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы", 1830 г.); та же воля к глубинному знанию движет поэтом, когда он обращается к загадке музы. Муза для зрелого Пушкина есть метафора поэтического служения и поэтической свободы, служения высшему, свободы от "черни", "толпы" и "низких истин". Идея служения глубоко традиционна, она исходит из представления о божественной природе поэзии; Пушкиным же эта традиционная идея выстрадана в полной мере и додумана до конца. Да, Пушкин говорил то, что до него уже не раз говорилось: певец-"богом избранный", лира его- "священна"; но при этом взгляд поэта на место поэзии и поэта в мире- предельно трезвый. Если в ранний период Пушкин, следую традиции, писал о всесилии музы ("Хочу воспеть свободу лиру, // На тронах поразить порок"- "Вольность", 1817), то уже в конце 20-х годов он отрицает даже полезность поэзии.
Пушкин видел в поэте простого человека, который с приходом к нему музы, Аполлона, то есть с приходом вдохновения, становится пророком, получает дар всеведенья. Миссия поэта – просвещать, «глаголом жечь сердца людей». При этом, более всего Пушкин ценил творческую свободу. Отчасти этот идеал связан был с его политическим кредо. Самым свободолюбивым периодом в его лирике может считаться период послелицейский – петербургский. В этот период поэт был близок с декабристами, в последствии даже сказал царю, что обязательно пошел бы 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь, если был бы в столице. Оду «Вольность» Пушкина декабристы восприняли как свой манифест.) При этом нельзя считать, что Пушкин разделял политические взгляды декабристов: он был сторонником конституционной монархии, и считал, что все преобразования в России должны идти сверху. Главным и в оде «Вольность», и в «Деревне» объявляется Закон, которому должны подчиняться и народы, и цари. Пушкин связывал идеал декабристов с юношеским, романтическим максимализмом во взглядах – «Пока свободою горим…», считал, что с возрастом формируется более трезвый взгляд на жизнь. Так, рассуждая о судьбе поэта-романтика Ленского в «Евгении Онегине», Пушкин в черновиках рисует перспективу декабриста – «Иль был повешен как Рылеев», но в тест попадает более пессимистический вариант – «В деревне счастлив и рогат носил бы стеганный халат…». Романтизм Пушкин преодолел как систему мировидения, поэтому в его поэзии чувствуется философия трагического стоицизма в отношении к окружающей действительности. Трагизм мироощущения снимается многообразием сфер жизни, которая входит в пушкинскую поэзию.
Тема 5. Русская литература второй половины ХIХ века.
Целевая установка: Раскрыть сущность литературных процессов, происходивших в отечественной прозе, поэзии и драматургии во второй половине XIX века; жанровое и тематическое разнообразие выдающихся произведений русских классиков, созданных в этот период.
После изучения данной темы слушатели смогут:
Опорный конспект лекции
В лекции рассматриваются следующие вопросы:
5.1. Проза второй половины XIX века.
5.2. Поэзия второй половины XIX века.
5.3. Драматургия второй половины XIX века. Творчество А.Н.Островского.
Во второй половинеXIX века были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского национального искусства заключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности. «Серьезную содержательность» искусства как его особенность отмечал художественный и музыкальный критик В. В. Стасов (1824-1906). Искусство критического реализма, который становится основным художественным направлением, было тесно связано с идейными исканиями того времени. Оно не только описывало жизнь, но и анализировало ее, пыталось раскрыть и объяснить свойственные ей противоречия. Критический реализм 60 —70-х годов отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).
Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г. Чернышевского.
В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Отечественной литературе всегда было свойственно «стремление к решению задач социального бытия» (М. Горький). Критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых пореформенных десятилетий.
6O-70-е годы — время расцвета и наибольших достижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И. С. Тургенев (1818-1883) и Ф. М. Достоевский (1821 — 1881). В романе Тургенева «Отцы и дети», опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи — разночинцев и демократов.
Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Л. Н. Толстого (1828 — 1910). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике «великие вопросы» (В. И. Ленин). Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея «Война и мир»). Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого «Анна Каренина», в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор буржуазно-помещичьему строю, его морали, нравам, устоям.
Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 г. в Орле. В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве. Он учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе. В 1833 г. 15-летний Иван Тургенев поступил на словесный факультет московского университета. Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт-Петербург, и Иван Тургенев тогда же перешёл в Петербургский университет. В 1836 году Тургенев кончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 году отправился в Германию. В 1841 году Тургенев вернулся на родину. В это время он и начал писать.
Тургенев достаточно много жил
заграницей, в Париже, куда его привела
любовь к Полине Виардо. Он стал самым
известным европейски ориентированным
писателем в России, при этом свою
миссию видел в том, чтобы представлять
русскую культуру на Западе. Первое
произведение Тургенева, которое заметили
и критики, и читатели – цикл «Записки
охотника». Его современники восприняли
как удар по крепостному праву. Показ
народной жизни как глубокой и
своеобразной показывало крепостное право
как нелепость и
Первые четыре романа – «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Отцы и дети» написаны Тургеневым с интервалом в два года. Каждый роман представлял читателю определенный тип, обнаруженный писателем в окружающей действительности. Пройдя путь от «лишнего человека» Рудина до «нигилиста» Базарова Тургенев остался верен себе: все его герои так или иначе были выразителями идеалов своего времени. Об этой галерее тургеневских типов так писал Добролюбов: «Каждое из этих лиц было смелее и полнее предыдущих, но сущность, основа их характера и всего их существования была одна и та же. Они были вносители новых идей в известный круг, просветители, пропагандисты – хоть для одной женской души, да пропагандисты». Это замечание Добролюбова может быть отнесено и к двум последним романам Тургенева – романам «Дым» и «Новь».