Материалы для самостоятельной
работы по теме 3.
Контрольные
вопросы (для самопроверки):
- В каких произведениях литературы XVIII в. можно найти проявление художественного метода барокко?
- Что является философской основой русского классицизма
- Какой писатель открыл реализм в русской литературе?
- Какая философская концепция явилась основой реализма как художественного метода?
Литература
- Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. - М., 1999).
- Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. - 4-е изд.- М., 1960.
- Западов В.А. Литературные направления в русской литературе XVIII в. – СПб., 1995.
- Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. - М., 2000.
- Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. - М., 1991.
- Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. - М., 1979.
- Федоров В.И. История русской литературы XVIII века. М., 1990.
Тема
4. Литература первой половины ХIХ века.
А.С.Пушкин.
Целевая установка: Раскрыть сущность
основные направления в развитии русской
литературы первой половины XIX века, продолжить
знакомство слушателей с творчеством
и биографией А.С.Пушкина.
После изучения данной темы слушатели
смогут:
- назвать
основные направления в развитии
русского романтизма;
- объяснить
исторические и культурные условия
изменений, которые произошли
в литературе в начале XIX века;
- охарактеризовать
основные этапы творческого пути
А.С.Пушкина на примере его
лирических, драматических и прозаических
произведений, созданных в разные
годы.
Опорный конспект лекции
В лекции рассматриваются следующие
вопросы:
4.1. Русская литература первой
половины XIX в.
4.2. Творчество А.С.Пушкина.
4.1. Романтизм в русской литературе
первой половины XIX века.
Для начала XIX века
характерно появление кружков, обществ,
в которых собираются молодые люди, увлекающиеся
поэзией и прозой, философией, искусством.
В них идет процесс внутреннего развития
литературного сознания, определяются
пути, по которым пойдет литература нового
века. Литературные общества не существовали
мирно, между ними разворачивается борьба,
которая прежде всего касается русского
литературного языка, сохранения его и
преобразования. На традиционных заседаниях
кружков читали не только свои произведения,
но и переводы. Можно сказать, что благодаря
литературным объединениям в русскую
поэзию вошел романтизм и был активно
адаптирован к национальным условиям.
Романтизм в России, как и в Европе, - явление
послереволюционное, также рожден политическими
неудачами разочарованием. В русской
лирике, как правило, выделяют две основных
линии, по которым она развивалась в традициях
романтического метода: гражданственная
и интимная (элегическая). Продолжает
развиваться и реалистическое направление,
представленное в творчестве А.С.Грибоедова
и , прежде всего, в поэзии, прозе и драматургии
А.С.Пушкина.
4.1.1. Название первого
подраздела первого раздела
Романтизм -
направление в европейской и
американской литературе конца XVIII - первой
половины XIX века. Эпитет "романтический"
в XVII века служил для характеристики
авантюрных и героических сюжетов
и произведений, написанных на романских
языках (в противоположность тем,
что создавались на языках классических).
В XVIII веке это слово обозначало литературу
Средневековья и Возрождения. В
конце XVIII века в Германии, затем
в других странах Европы, в том
числе - в России, слово романтизм
стало названием художественного
направления, противопоставившего
себя классицизму. Русский романтизм
возникает в эпоху, когда Россия
еще только стоит на пороге буржуазных
преобразований. В нем сказалось
разочарование передовых русских
людей в существующих самодержавно-крепостнических
порядках, неясность их представлений
о путях исторического развития страны.
Романтические идеи в России были несколько
смягчены. Сначала романтизм был тесно
связан с классицизмом и сентиментализмом.
Родоначальниками русского романтизма
принято считать В.Жуковского и В. Батюшкова.
Идеологические предпосылки романтизма
- разочарование в Великой Французской
революции, в буржуазной цивилизации вообще
(в ее пошлости, прозаичности, бездуховности).
Настроение безнадежности, отчаяния, "мировой
скорби" - болезнь века, присуща героям-романтикам.
В то же время им свойственно ощущение
скрытого богатства и беспредельных возможностей
бытия. Отсюда, например, у поэтов-декабристов
столь оптимистичная, жизнеутверждающая
лирика - энтузиазм, основанный на вере
во всемогущество свободного человеческого
духа, страстная жажда обновления мира.
Романтики мечтали не о частных усовершенствованиях
жизни, а о целостном разрешении всех ее
противоречий. У многих из них преобладают
настроения борьбы и протеста против царящего
в мире зла. Представители элегического
направления склонялись к мысли о господстве
в мире непостижимых и загадочных сил
(рок, фатум), о необходимости подчиниться
судьбе (особенно это чувствуется в лирике,
в балладах Жуковского). Для романтизма
характерен особый интерес к окружающей
действительности, а также противопоставление
реального мира идеальному. Для романтиков
характерно стремление ко всему необычному
- к фантастике, народным преданиям, к "минувшим
векам" и экзотической природе. Они
создают особый мир воображаемых обстоятельств
и исключительных страстей. Особенно,
в противовес классицизму, большое внимание
уделяется духовному богатству личности.
Романтизм открыл сложность и глубину
духовного мира человека, его неповторимое
своеобразие ("человек - малая Вселенная").
Плодотворным было внимание романтиков
к особенностям национального духа и культуры
разных народов, к своеобразию различных
исторических эпох. Романтизм ознаменовался
обновлением художественных форм: созданием
жанра исторического романа, фантастической
повести, лиро-эпической поэмы. Необычайно
расцвета достигла лирика. Существенно
расширены возможности поэтического слова
за счет его многозначности. Важную
роль в самоопределении русского романтизма
еще на начальной его стадии, в первое
десятилетие века сыграла баллада,
которая ставила человека как бы на самую
грань двоемирия, лицом к лицу с высшими
силами бытия: баллады Жуковского "Людмила",
"Светлана".
На фоне западноевропейских
литератур русский романтизм
выглядел одновременно и как менее
и как более романтичный: он уступал
им в богатстве, разветвленности, широте
общей картины, но превосходил в
определенности некоторых конечных
результатов. Достижением русского
романтизма явился сам тип романтической
поэмы, построенной на взаимодействии
текстов различного характера, объема
и стиля .Важнейший общественно-политический
фактор, повлиявший на развитие русской
литературы 20-х годов, в том числе
и на формирование романтизма, -
это движение декабристов.
Для декабристской
литературы, конечно, существенно присутствие
"внелитературной цели", определяемой
политической идеологией первых русских
революционеров. Так, в программных
документах декабризма "внелитературная
цель" фиксировалась более отчетливо
и прямо. Для декабризма была характерна
смешанность направлений: рационализм
русского классицизма и Просвещения
растворялся в нем элегизмом
предромантизма; в то же время все
заметнее обозначалось в нем движение
к романтизму. Романтизм в
России явление во многом отличное
от западноевропейского, хотя и на него
безусловное влияние оказала
Великая Французская революция.
Дальнейшее развитие направления связано
прежде всего с войной 1812 и ее
последствиями, с дворянской революционностью.
Расцвет романтизма в России пришелся
на первую треть 19 в., значительный и яркий
период русской культуры. Он связан с именами
В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, М.Ю.Лермонтова,
К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского,
Е.А.Баратынского. Романтические идеи
явственно проявляются к концу XVIII в.. Произведения,
относящиеся к этому периоду, несут в себе
разные художественные элементы. В начальный
период, прежде всего в поэзии Жуковского
и Батюшкова, романтизм тесно переплетается
с различными доромантическими влияниями..
То обстоятельство, что переданное ими
настроение разочарования еще осталось
в рамках сентиментального элегизма и
не достигло ступени отчуждения, резкой
вражды и разрыва с действительностью,
позволяет видеть в их творчестве самые
первые шаги романтизма. Но несомненна
разница - у Жуковского - жалобы на несбывшиеся
надежды, грусть по утраченному, неопределенному
счастью, томительное стремление "туда!",
прелесть воспоминаний и неотчетливых
видений - чувства, текучая и неуловимая
жизнь сердца, "романтизм средних веков",
как это называли; у Батюшкова - эпикуреизм,
радость бытия, упоение чувственности,
пластичность и изящная определенность
формы - сходство с классической литературой
античности. Именно благодаря Жуковскому
в русскую литературу входит один из любимейших
жанров западноевропейских романтиков
- баллада. Жанр литературной баллады возникает
во второй половине XVIII в. Благодаря переводам
Жуковского русские читатели познакомились
с балладами Гете, Шиллера, В.Скотта. "Переводчик
в прозе есть раб, переводчик в стихах
- соперник" - эти слова принадлежат
самому Жуковскому и отражают его отношение
к собственной деятельности переводчика.
Другой жанр, прочно утвердившийся в русской
литературе благодаря творчеству Жуковского,
- элегия. Если в творчестве Жуковского
сильны традиции сентиментализма, то поэзия
П.А.Вяземского, юного Пушкина отдают дань
анакреонтической "легкой поэзии".
В творчестве поэтов-декабристов - К.Ф.Рылеева,
В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского и др.
- ясно проступают традиции просветительского
рационализма. Историю русского
романтизма принято делить на два периода.
Первый заканчивается восстанием декабристов.
Романтизм этого периода достиг своей
вершины в творчестве А.С.Пушкина, когда
он пребывал в южной ссылке. Свобода, в
том числе и от деспотических политических
режимов, - одна из основных тем "романтического"
Пушкина. («Кавказский пленник», «Братья
разбойники", «Бахчисарайский фонтан»,
«Цыганы» - цикл «южных» романтических
поэм). С темой свободы переплетаются мотивы
заточения, изгнания. В стихотворении
«Узник» создан чисто романтический образ,
где даже орел - традиционный символ свободы
и силы, мыслится как товарищ лирического
героя по несчастью. Завершает период
романтизма в творчестве Пушкина стихотворение
К морю (1824).Именно под влиянием Пушкина
и преимущественно в жанре поэм были выработаны
главные романтические ценности, сложился
ведущий тип конфликта. Вместе с тем обозначились
и оригинальные черты романтизма, отличающие
его, например, от романтизма восточных
поэм Байрона: подрыв "единодержавия"
(термин В. Жирмунского) главного героя,
экстенсивность описаний, заземленность
и конкретизация мотивов отчуждения.
Наряду с синхронной периодизацией, которая
достаточно условна, распространено и
диахронное рассечение романтизма на
две ветви: активный и пассивный романтизм,
или гражданский и психологически, элегический.
Это деление также довольно условно в
отношении художественных моментов произведения,
а не идейных устремлений писателя - например,
поэма К. Рылеева "Войнаровский" не
менее психологична, чем лирика Жуковского,
хотя творчество Жуковского относят к
психологическому романтизму, а Рылеева
- к гражданскому. После 1825 г.русский
романтизм изменяется. Поражение декабристов
стало переломным моментом в жизни общества.
Романтические настроения усиливаются,
но акценты смещаются. Противопоставление
лирического героя и общества становится
роковым, трагическим. Это уже не сознательное
уединение, бегство от суеты, а трагическая
невозможность найти гармонию в обществе.
Творчество М.Ю.Лермонтова стало вершиной
этого периода. Лирический герой его ранней
поэзии - мятежник, бунтарь, личность, которая
вступает в битву с судьбой, в битву, исход
которой предопределен. Однако эта борьба
неизбежна, потому что она и является жизнью.
Поражение декабристов усиливает пессимистические
романтические настроения. Это выражается
в позднем творчестве писателей-декабристов,
в философской лирике Е.А.Баратынского
и поэтов-"любомудров" - Д.В.Веневитинова,
С.П.Шевырёва, А.С.Хомякова. Развивается
романтическая проза: А.А.Бестужев-Марлинский,
ранние произведения Н.В.Гоголя (Вечера
на хуторе близ Диканьки), А.И.Герцен. Завершающей
романтическую традицию в русской литературе
можно считать философскую лирику Ф.И.Тютчева.
В ней он продолжает две линии - русского
философского романтизма и классицистической
поэзии. Ощущая противостояние внешнего
и внутреннего, его лирический герой не
отказывается от земного, но устремляется
к бесконечному. В стихотворении «Silentium!»
он отказывает "земному языку" не
только в способности передать прекрасное,
но и любовь, задаваясь тем самым вопросом,
что и Жуковский в Невыразимом. Необходимо
принять одиночество, ибо истинная жизнь
настолько хрупка, что не вынесет вмешательства
извне: «Лишь жить в себе самом умей - //Есть
целый мир в душе твоей…».
4.1.2. Творчество А.С.Грибоедова.
"Горе от ума" А.С.Грибоедова
совмещает традиции классицистической
комедии, романтического художественного
метода и того, что уже было
наработано методом реалистическим.
Драматург, талантливый поэт и
композитор, выдающийся дипломат, А.С.
Грибоедов, по словам Белинского,
принадлежал "к самым могучим
проявлением русского духа". Комедией
"Горе от ума", "жемчужиной"
русской сцены Грибоедов положил
начало расцвету русской реалистической
драматургии. Замысел комедии
"Горе от ума", по-видимому, возникает
у Грибоедова в 1816году. В Петербурге
осенью 1824 года работа была закончена,
но в 1825 году писатель вносит в текст отдельные
поправки. Неслыханным был успех комедии.
Блестящую и глубокую характеристику
"Горе от ума" дал Пушкин. По мнению
поэта, цель комедии - "характеры и резкая
картина нравов". Комедия, по словам
Белинского, явилась "страстным протестом
против гнусной действительности, против
чиновников-взяточников, против светского
общества, невежества, добровольного холопства
"Грибоедов дал своей комедии целую
галерею живых и ярких образов дворянского
общества, представителей "века минувшего".
Это Фамусов - богатый барин помещик и
крупный чиновник, известный человек в
кругу московского барства. Фамусов - убежденный
крепостник, готовый в гневе сослать в
Сибирь своих крепостных слуг, яростный
ненавистник просвещения, льстец, человек
лишенный достоинства и чести, пресмыкающийся
перед "высшими" для получения чинов
и богатства. Рядом с Фамусовым в комедии
стоит Скалозуб, который "метит в генералы".
Полковник Скалозуб - гость в доме Фамусова,
он типичный представитель аракчеевщины
в армии, тип офицера-карьериста. В умственном
отношении он человек недалекий. "Он
слова умного не выговорил сразу,"- замечает
Софья. Службист, верный охранник самодержавно-крепостнического
строя, враг просвещения - таков Скалозуб.
Мир Фамусова, его гостей состоит не только
из московских тузов, но и из прислуживающих
им, подхалимствующих чиновников "молчалиных".
Создавая характер Молчалина, Грибоедов
показал растлевающее влияние морали
фамусовского общества на развитие и поведение
человека, зависимого от него зависящего.
Молчалин стал нарицательным обозначением
пошлости и лакейства. Характерные черты
Молчалина: стремление к карьере, умение
подслужиться, лицемерие, немногословность,
боязнь высказывать свои суждения. Он
искренне недоумевает, как в маленьких
чинах "можно сметь свое суждение иметь".
Совершая подлый поступок, он даже не понимает,
что это подлость. Молчалин стал символом
рабского молчания, к которому стремились
приучить Россию сначала Аракчеев, а затем
Николай I. "Ведь нынче любят бессловесных,"-говорил
Чацкий. Картина быта, нравов и настроений
"фамусовской" Москвы нарисована
в комедии в соответствии с реалистической
традицией. Перед нами толпа разных людей,
пустых, бездушных и подлых. В этом обществе
нужно думать так, как все, здесь грех не
беда, но молва не хороша. Неудивительно,
что это общество отторгает от себя Чацкого,
как нечто чуждое, инородное. Финальный
монолог Чацкого демонстрирует характерную
для раннего реализма тему «утраченных
иллюзий» - «Мечтанья с глаз долой,
и спала пелена…», но тема бегства, изгоняемого
пророка – достаточно древняя, особо была
детально разработана писателями и поэтами
романтического направления. С классицизмом
Грибоедова и его комедию связывает
правило «трех единств», традиционная
канва любовной интриги, комедийные амплуа
ее участников, стилистический тон «высокой
комедии», проявляющийся в нравоучительных
монологах, репликах-сентенциях, афористическом
строе сценической речи и даже в афористической
нравоучительности в заглавии. Таким образом,
можно сказать, что Грибоедов не отвергает
классицистической драматургии, но обращается
с ее традициями, по его собственному выражению,
«Свободно и свободно». Так, например,
«узенькую рамочку трех единств» он превращает
в средство типизации, укрупнения и обобщения
того, что происходит повсеместно и повседневно:
и в жизни фамусовского общества, и в жизни
дворянских усадеб, и казарм, и департаментов.
Одни и те же цели, понятия, нормы поведения
благодаря использованию этого приема
открываются везде. Новаторским, выходящим
за рамки классицистической драматургии
являются и сюжетные преобразования: героиня
по традиции обманывает незадачливого
претендента на ее руку и сердце, но при
этом оказывается обманутой сама; увлечена
Софья не положительным героем, как это
было в предшествующих комедиях, а отрицательным;
нет в финале и обычной для этого типа
комедии счастливого финала, свадьба не
сыграна: финал открыт, и дальнейшая судьба
героев может быть предсказана по-разному.
Грибоедов остался
в истории русской литературы
автором единственного произведения,
но эта комедия называется одним
из выдающихся произведений русской
драматургии.
4.2. Творчество А.С.Пушкина
4.2.1. Проза и драматургия
А.С.Пушкина.
Проза Пушкина была
качественно новым этапом в развитии русской
литературы вообще и русской прозы в частности.
Основной художественный принцип прозы
Пушкина отказ от сближения прозы с поэзией,
что являлось общим принципом русской
литературы до Пушкина. Пушкина как преобразователя
русской прозы интересовали как частные
проблемы русской жизни, так и проблемы
всеобщие. Причем, разрабатывая проблемы
более частные, Пушкин использует жанр
новеллы, а более общие жанры романа и
повести. Среди таких проблем необходимо
назвать роль личности в истории, взаимоотношения
дворянства и народа, проблему старого
и нового дворянства ("История села
Горюхина", "Дубровский", "Капитанская
дочка"). Пушкинский герой живой
человек со всеми его страстями, мало того,
Пушкин демонстративно отказывается от
романтического героя. В противоположность
романтической установке на исключительность
Пушкин делает главным героем своих прозаических
произведений среднего человека источник
новых тем, новых сюжетов, нового художественного
эффекта. Кроме того, введение в прозу
среднего человека как главного героя
позволяет Пушкину выявить особые, типические
черты той или иной эпохи. Пушкинская проза
характеризуется разнообразием сюжетов:
от бытоописательного "Арапа Петра
Великого" до фантастичных "Гробовщика"
и "Пиковой дамы". Принципом изображения
действительности в прозе Пушкина была
объективность. Пушкин, как правило, отказывается
от подробного изображения чувств героев,
столь характерного для прозы его предшественников.
Пушкина интересуют в жизни не только
какие-либо ее отдельные проявления, но
вся жизнь в целом. Пушкин намеренно затормаживает
развитие сюжета, используя усложненную
композицию, образ повествователя, другие
художественные приемы. Своеобразным
композиционным приемом является продолжение
стихом прозы. Особенно часто он используется
в "Повестях Белкина" и "Путешествии
в Арзрум". Часто Пушкин использует
такой художественный прием, как рассказ
в рассказе или вставная новелла. Он необходим
не только для замедления сюжета, но и
для столкновения в произведении различных
точек зрения. Лучшей иллюстрацией этого
являются "Повести Белкина": изданы
они Пушкиным, написаны Белкиным, в свою
очередь ему рассказаны от разных, а уже
в сами повести вмонтированы рассказы
их действующих лиц. Все это нужно для
создания в произведении особой напряженной
атмосферы, в которой эффект неожиданности
еще сильнее. Сжатость сюжета предполагает
сжатость самого произведения. Действительно,
у Пушкина нет больших по объему произведений:
самое крупное - "Капитанская дочка"
- занимает чуть более ста страниц.
Необходимо отметить, что описания природы
в прозе Пушкина всегда соответствуют
общему настрою повествования. С другой
стороны, описания интерьера характеризуют
не только героя, но и нравы целого круга
людей, а иногда и нравы целой эпохи. Особую
роль в пушкинской прозе играет деталь.
Каждая деталь у Пушкина не только особо
выделяется, но и выполняет определенную
функцию в развитии сюжета или в характеристике
героя. Иногда на одной детали построено
все произведение: такой прием использован
Пушкиным в "Станционном смотрителе".
Важным был для Пушкина вопрос о слоге
и языке прозаического произведения. Перед
Пушкиным стояла задача создания нового
языка прозы. Простые двусоставные предложения,
без сложных синтаксических образований,
ничтожно малое количество метафор и точные
эпитеты таков стиль пушкинской прозы.