Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:40, реферат
Вот уже и третье тысячелетие вступило в свои права. Все прошедшие века в истории человечества перенасыщены войнами. На нашей планете войны шли всегда, их было свыше пятнадцати тысяч различного уровня. Но такой войны, какой была Великая Отечественная, мир никогда не знал. Немецкий фашизм втянул в эту войну десятки стран Европы, миллионы людей.
Кремлёвские курсанты не
Война – это не только физическое испытание, но и проверка человека на нравственность, человечность. «От умения жить достойно очень многое зависит в наше сложное, тревожное время. В конечном счете именно наукой жить достойно определяется сохранение жизни на Земле. Жить по совести нелегко. Но человек может быть человеком, и род человеческий может выжить только при условии, что совесть людская окажется на высоте».
Это слова белорусского писателя Василя Быкова, который всю свою жизнь был верен одной своей теме – теме Великой Отечественной войны. Творчество Быкова известно далеко за пределами его родной Белоруссии, хотя в юности он и не помышлял о писательском труде. После семилетки поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища. Когда началась война, был направлен в инженерный батальон. Он участвовал в тяжелых боях на Юго-Западном фронте; после окончания пехотного училища в звании младшего лейтенанта снова воевал: на Украине, в Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии – до самой Победы; дважды был ранен.
Зная войну не понаслышке, а
изнутри, Быков счёл себя
«Альпийская баллада» (1964) – одно из ранних произведений Василя Быкова, сразу имевшее громадный читательский успех. В центре повести – обычный рядовой боец Иван Терешка. Был ранен и взят в плен. Тогда, по закону военного времени, сдаться в плен означало измену Родине. Боец должен застрелиться, но не даться живым. Однако обстоятельства на войне были разными. Так и Иван из-за боли не успел сделать выбор. «В полку он ничем не выделялся среди других пехотинцев. За прежние бои получил три бумажки с благодарностью от командования да две медали «За отвагу» и думал, что на большее не способен. И уже в плену, где некому было ни вдохновлять на героические подвиги, ни награждать, где за малейшее неповиновение платили жизнью, в нём как-то сами собой проявились дух непокорства, дерзость и упрямство». На фронте ты можешь с оружием в руках бороться с врагом. А в плену тебе нечем ответить на унижения и издевательства – только побег. Три попытки совершить побег заканчивались для Ивана Терешки неудачами. И всё же он делает четвёртую попытку, которая и составляет сюжет повести. Даже в плену Иван сохраняет человеческое достоинство. Когда командофюрер Зандлер приказывает Ивану начистить ботинки, тот не может сдержать свой гнев и бьёт немецкого офицера по лицу. От смерти Ивана спас внезапно прозвучавший взрыв, и это обеспечило ему возможность бежать, прихватив пистолет Зандлера. Несмотря на усталость, голод, холод, он остаётся милосердным – не прогоняет Джулию, которая бежит из плена вслед за ним, так как считает долгом мужчины накормить, поддержать слабую девушку. «Я говорю просто о человеке,- замечал Быков,- для возможностях для него и в самой страшной ситуации сохранить своё достоинство. Если есть шанс – выиграть, если нет – выстоять и победить, пусть не физически, но духовно. Война загоняет человека в угол, пытается лишить его чести, оклеветать, вывернуть и перемолоть его душу. А он стоит. А он всё выносит». Это сказано о простом парне, солдате Иване Терешке.
Джулия – итальянка, тоже
В названии повести
Ивану так и не удалось
Самого Василя Быкова, прошедшего,
как мы уже говорили, всю войну,
судьба словно берегла от
По мнению писателя Юрия Бондарева, «война счастливыми стечениями обстоятельств сохранила его, прекрасного писателя, для того, чтобы сказать истину о войне и трагических сороковых годах и чтобы сказать о том, что человек… поднимается до небесных высот, когда сознаёт, что чужая боль – это его боль, что близкий его – это он сам, независимо от счастливого или смертельного поворот в судьбе».
Четвёртый этап жизни военной
прозы - с середины 1960-х до начала
1980-х годов. Он продолжает
Среди «лейтенантской прозы»
продолжает развиваться
В последнем интервью В.Астафьев назвал повесть «Пастух и пастушка» своим лучшим произведением. Это история любви молодого девятнадцатилетнего лейтенанта Бориса Костяева и Люси. У повести есть подзаголовок «Современная пастораль». В переводе с латыни означает «пастушеский». Это драматическое или музыкальное произведение, идиллически изображающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы. Какая может быть идиллия на войне? Уже завтра ничего этого не будет. У любви на войне нет будущего. Его убьют, она останется одна. Но любовь живет даже в этом ужасе. В повести есть главные признаки пасторали: любовь, радость, счастье. Но она «современная», то есть по-военному безжалостная. С одной стороны, воспоминание об увиденных в детстве на сцене театра танцующих пастухе и пастушке. С другой стороны, - военный быт: В освобожденной деревне бойцы нашли трупы старика и старухи, пастуха и пастушки: их не разлучила даже смерть. «Угрюмо смотрели военные на старика и старуху, наверное, живших по-всякому: и в ругани, и в житейских дрязгах, но обнявшихся преданно в смертный час». Эти же скорбные молитвы искалеченных войной судеб звучат как в начале повести (женщина бредёт по полю к одинокой могиле), так и завершают её: «Почему ты лежишь один посреди России?»
Борис Костяев – молодой
В отличие от Бориса, старшина
Мохнаков не жалеет врагов, в
его душе только черная
Вот таким образом Астафьев показал жестокую правду о войне, которая уносит жизни молодых и красивых парней, которая губит все самые прекрасные мечты.
Так хочется, чтобы это
Юность
на войне
Человек на войне. Каков он?
Писатель фронтовик Виктор Александрович Курочкин (1923-1976) в повести «На войне как на войне» создал образ, казалось бы, совсем негероический. Младшему лейтенанту Малешкину, можно просто Сане, очень хочется быть настоящим командиром, но пока вечно что-нибудь не в порядке: то шапка на голове не так сидит (звёздочка на боку), то карты ему не достать, то в ответственный момент лопнула тяга у самоходки. А ме6чтает Саня о подвигах. И не понимает, когда совершает их. Вот он полез в кабину самоходки за гранатой с выдернутой четкой, зная, что может подорваться в любую минуту. А ведь мог приказать это сделать одному из подчиненных. Не думая о героизме, когда бежал впереди самоходки, личным примером поддерживая водителя. В этом бою экипаж лейтенанта Малешкина подбил два немецких «тигра», решил исход сражения, и Саню после боя представили к Герою. А он не мог понять, как стал героем. Просто так надо было, чтобы победить врага.
На войне как на войне: подвиг
и предательство, страдания и
смех молодость и любовь –
всё рядом. И Саня Малешкин
для нас становится близким, а потому
тяжело воспринимаем его гибель. Погибает
Санечка совсем не героически. Просто
он ужинает со своим верным экипажем. А
смерть приняла вид маленького осколка
снаряда, который влетел в открытый люк
машины и «как бритвой раскроил лейтенанту
горло…». Что ж война бывает и такой.
Последним писателем,
Многодневные сражения, тяжелые,
кровопролитные бои, тысячи
К моменту освобождения в городе насчиталось 362 жителя. Недаром своё знаменитое обращение от имени павших А.Твардовский начинает так:
«Главная книга» В.Кондратьева – повесть «Сашка» (1978). До неё мы имели о войне литературу генеральскую, лейтенантскую, какую угодно, только не солдатскую. В поэзию солдат пришел много ранее – в «Тёркине», а в прозе – в «Сашке», этой, по определению Константина Симонова, «истории человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской». Это одно из произведений, в которых война представлена не в виде победных маршей, подвигов, а повседневной военной действительностью. Поступки Сашки по сути героичны, но рассказано о них прозаично, «по-домашнему». Вот он под огнем врага ползет, рискуя жизнью, чтобы снять с убитого тельца валенки. Нет, «валенки самому Сашке не нужны – он о ротном своём беспокоится: тот без сапог остался, а в чужих валенках «плавает».
Вот ещё «негораздь какая!»
Раненый встретился на пути
в госпиталь, «большой и
Как буднично это описал! Словно ничего особенного в этом нет.
Сколько написано книг, где главным событием был захват пленного, с опасностью, риском. Вспомним того же Травкина у Э.Казакевича, который добудет у немца важнейшие сведения. А Сашка, захвативший немца, не испытывает особого торжества – устал очень. Вот с этого и начинается такая негероическая война в повести Кондратьева. Несколько дней фронтовой жизни. Быт войны. Тот самый про который Кондратьев скажет: «…вся война из этого быта и состояла. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне. Остальное был быт, неимоверно трудный, связанный и с лишениями, с огромными нагрузками». И писал Кондратьев о вечно мокрых ногах, голоде, о том, как перед атакой лопатку саперную за ремень засовывали – только бы не в живот пуля! Для чего? Только для того, чтобы показать человека, решившего остаться человеком даже в этой страшной войне. Можно ли использовать во имя правой цели неправые средства? Вспомним эпизод с пленным немцем. Немец не верит нашей листовке, обещающей военнопленным «хорошую жизнь». Сашка, напротив, верит сам и убеждает в этом пленного немца. А что на деле? Сашкиному командиру нет дела до его переживаний. Мало ли что там пишется в листовках! Расстрелять фашиста! Да не кому-нибудь, а именно – Сашке! В финале книги этот конфликт благополучно разрешился. Что не скажешь о жизни, где командир своего приказа не отменил. И военнопленный, поверивший нашей листовке о хорошем отношении с пленными, был расстрелян, а человек, выполнявший приказ(позднее рассказавший об этом Кондратьеву), всю жизнь терзался: правильно ли он поступил? Мог ли поступить иначе, не разрушая воинского долга?