ВОВ В произведениях русской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:40, реферат

Краткое описание

Вот уже и третье тысячелетие вступило в свои права. Все прошедшие века в истории человечества перенасыщены войнами. На нашей планете войны шли всегда, их было свыше пятнадцати тысяч различного уровня. Но такой войны, какой была Великая Отечественная, мир никогда не знал. Немецкий фашизм втянул в эту войну десятки стран Европы, миллионы людей.

Файлы: 1 файл

Война.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Война – жесточе  нету слова.

Война – печальней  нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и  славе этих лет.

И на устах  у нас иного

Ещё не может  быть и нет...

А.Твардовский.

     

       Вот  уже и третье тысячелетие вступило в свои права. Все прошедшие века в истории человечества перенасыщены войнами. На нашей планете войны шли всегда, их было свыше пятнадцати тысяч различного уровня. Но такой войны, какой была Великая Отечественная, мир никогда не знал. Немецкий фашизм втянул в эту войну десятки стран Европы, миллионы людей.

    Все мы знаем трагическую дату  – двадцать второе июня одна  тысяча девятьсот сорок первого  года. Мирный труд людей был  нарушен. Началась Великая Отечественная  война, грозная война, которая  гремела четыре года, одну тысячу  четыреста восемнадцать дней. Это были страшные дни лишения и горя. Война выжгла нивы, разорила города и сёла, оставила без крова тысячи мирных жителей. Весь народ от мала до велика поднялся на защиту своей Родины. Одни ковали победу на фронте. Другие помогали в тылу героическим трудом, помогали все, кто мог работать. Дети-подростки работали на равнее со взрослыми. ПО всей стране передавался из уст в уста призыв – «Родина-мать зовёт». Много позже он воплотился в монументальную скульптуру Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде. И проезжая поездом к морю, я каждый год вижу ее издалека и невольно вспоминаю о тех далеких трагических страницах истории нашей страны. Это были годы тяжелейших испытаний . Более двадцати миллионов советских людей погибло в той страшной войне – каждый восьмой житель нашей страны. Но вместе с тем были годы мужества, героизма, беззаветной любви к Отчизне.

      Каждый год в майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев. В прошлом году мы отмечали особую дату – шестьдесят пять лет со Дня Победы.

      Человек может умереть дважды: там на поле боя, когда его догонит пуля, а второй раз – в памяти народ6ной. Второй раз умирать страшнее. Человек должен жить в памяти потомков!

     К нашему большому счастью, мы знаем о войне лишь по художественным фильмам и литературным произведениям. Об этом времени останутся навсегда стихи, песни, романы, фронтовые дневники, лирические повести, документальные произведения, созданные теми, кто воевал или кто соприкоснулся душой с судьбами солдат. Одна художественная литература об этой войне уже сегодня составляет сотни томов. И продолжает возвращаться к этой неисчерпаемой теме, чтобы вновь и вновь раскрыть секрет нашей победы, показать человека, его душевные качества в минуты страшной опасности.

    Одной из центральных тем в  литературе была и остается  тема молодых на войне. Именно  ей посвящено мое исследование. Я затрону военную поэзию, «лейтенантскую»  прозу, тему девушек на войне,  военное детство, отраженных в  художественной литературе. Именно «затрону», потому что нельзя объять необъятное в формате одной работы. Возможно, когда-нибудь я захочу продолжить эту тему на примере еще ряда произведений. В освоении военной тематики, осмыслении её мне помогут многочисленные статьи из журналов, «Литература в школе», «Уроки литературы», учебные издания по современной русской литературе, а также вдумчивое прочтение самих художественных произведений. 

Лирика  о войне 

    На войне было тяжело всем: молодым и старым, солдатам и  генералам. Но молодым, наверное, было всего труднее. Война началась в мирный воскресный день. Накануне в школах кружились в вальсах счастливые выпускники, мечтающие о большой взрослой жизни. ДО рассвета бродили по улицам девушки в белых нарядных платьицах и немножко угловатые ребята. Они смеялись, пели, танцевали, объяснялись в любви и верили, что утро новой жизни будет удивительным…

                          

                              Будет утром громкими вестями

                              Поднят мир. Мир будет сбит и смят!..

                              Поезда железными костями

                              По пустым просторам прогремят. 

                              И, прощаясь, люди торопливо

                              На перронах будут руки жать.

                              Первый свист. И первый дым разрыва.

                              Первая зайдётся в плаче мать… 

     Так напишет Евгений Винокуров в стихотворении «Июнь 1941». Таким было утро новой жизни, и оно навсегда отобрало у вчерашних выпускников юность. Многие из них прямо с выпускных вечеров отправились в военкоматы, чтобы проситься на фронт.

    Статистика приводит такие страшные  факты: из тех, кто родился  в 1923 -1924 годах и в 1941 году со школьной скамьи шагнул на фронт, к концу войны в живых остались только три процента. Можно сказать, что почти весь выпуск 1941 года погиб на полях Великой Отечественной…

    Поэт Евгений Винокуров на  год младше этих ребят: он  родился в 1925-м, но разделил  судьбу старших своих сверстников.  Он рассказывает: «Окончание моего детства совпадает с началом войны. Осенью 1942 года я уже принял артиллерийский взвод. Мне не исполнилось еще и 18 лет – передо мной стояли пушки и 25 взрослых человек. Я стал отцом-командиром.»

    Фронтовая дружба – это больше, чем просто дружба. На фронте, где каждый день ходишь рядом со смертью, очень важно, чтобы рядом было плечо друга, который не бросит в беде, прикроет от пуль, вынесет раненого с поля боя, поддержит в любых испытаниях. Об этом – стихотворение «Со мной в одной роте служил земляк…»

    Они ели «из одного котелка», «в строю…рядом шагали», «спали  бок о бок и часто во сне  друг друга локтями толкали». И потому потерять друг друга  страшно и больно.

                Он был под Берлином в бою  штыковом

                Убит. Мы расстались. Навеки…

А дом, где  он жил, остался там же, на Арбате, «против аптеки». Но друга нет, он никогда не войдет в парадное, не позвонит в дверь. В доме осталась лишь память о Лёшкиных шагах и  голосе.

    С этим стихотворением перекликается  другое – «Москвичи» Евгения Винокурова. И в этом, и в другом стихотворении речь идет о молодых москвичах (это могли быть и ростовчане, и ленинградцы, и пермяки…), отдавших жизнь за Родину. Они очень молодые, поэтом автор по-дружески называет их «Серёжкой с Малой Бронной и Витькой с Моховой», как обычно называют дворовых и школьных товарищей. Сейчас они лежат в темных полях «за Вислой сонной». А жизнь продолжается. И по вечерам бывшие друзья по-прежнему ходят в кино, провожают девушек; «девчонки, их подруги, уж замужем давно», гуляют с маленькими детьми по тем же улицам. Только нет покоя убитым горем матерям, которые, пока живы сами, будут ждать своих сыновей.

                 А где-то в людном мире

                  Который год подряд

                  Одни в пустой квартире

                  Их матери не спят.

     На эти стихи композитор Андрей Эшпай написал музыку, очень лиричную, задушевную, в ритме вальса. В память о том, что ушли Серёжка с Витькой на фронт с выпускного вечера, это потом уже стали героями, отстоявшими мир на земле.

    Стихи о Великой Отечественной  войне занимают в русской поэзии  особое место. Это фронтовые  стихи участников великих событий,  их младших братьев, видевших  войну своими глазами, стихи  поэтов послевоенное поколения,  которые знают о войне из рассказов взрослых, из книг и кинофильмов. Но всех их объединяет одно – память. Война ушла в историю, но память не дает о ней забыть. Война родила многих поэтов – одни из них погибли в боях, другие вернулись живыми, но недолго прожили – ранения им сократили жизнь, другие живут до сих пор, но осталось их очень мало. Прежде чем стать поэтами, они были солдатами, поэтому многое не успели написать, разделив трагическую судьбу тысяч своих сверстников. Они покоятся в братских могилах – кто под Новороссийском, кто в Сталинграде, иные на Смоленщине…

    Они не стояли в Союзе писателей,  почти ничего при жизни не  успели напечатать, далеко не  всё сохранилось из написанного  ими. И лишь несколько лет  назад имена поэтов были торжественно  занесены на мраморную доску писателей, павших смертью храбрых в боях за Родину. Среди них Павел Коган, Николай Майоров, Михаил Кульчицкий, Николай Отрада и другие. Выходят их книги. Сборник стихов молодых поэтов, павших в годы великой Отечественной войны, так и называется «Я был убит в боях…» Сорок имен поэтов, навсегда оставшихся молодыми,  представлено в этой книге. Лётчики и моряки, артиллеристы и пехотинцы, партизаны и военные корреспонденты, они сложили свои головы в снегах Финляндии, на полях Подмосковья, в окопах Сталинграда, на дорогах Европы, умерли от голода в блокадном Ленинграде или от ран во фронтовых госпиталях.

    Мало до нас дошло стихов  военного времени. Многие поэты  ва ту пору вообще ничего  не писали. Всё, даже стихи,  откладывалось на потом – этим предстояло заняться после войны.

    В древности поэтов считали  прорицателями, верили, что они  могут предсказывать будущее.  Многие стихи молодых поэтов  кажутся пророческими:

  

…Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете как миф,

О людях, что  ушли, не долюбив

Не докурив последней папиросы.

Когда б не бой, не вечные исканья

Крутых путей  к последней высоте,

Мы б сохранились  в бронзовых ваяньях,

В столбцах газет в набросках на холсте.

      

     Это стихотворение «Мы» Николай Майоров написал в 1940 году, за год до начала ВОВ. Летом 1941 года студент литературного института имени Горького Николай Майоров вместе с другими студентами роет окопы под Ельней. В октябре 1941 года он добивается зачисления в действующую армию.

    Николай Майоров был убит 8 февраля  1942 года на Смоленщине. Ему было 23 года. Вот одно из последних его стихотворений:

               Нам не дано спокойно сгнить в могиле -

               Лежать навытяжку, -и, приоткрыв гробы,

              Мы слышим гром предутренней пальбы,

               Призыв охрипшей полковой трубы

               С больших дорог, которыми ходили.

               Мы все уставы знаем наизусть.

               Что гибель нам? Мы даже смерти выше

               В могилах мы построились в отряд

               И ждём приказа нового. И пусть

              Не думают, что мёртвые не слышат,

              Когда о них потомки говорят.

   

        Павел Коган, тоже студент Литературного института имени Горького, весной 1941 года отправился с геологической экспедицией в Армению, там его и застала война. Он возвращается в Москву, чтобы попасть в действующую армию. Это ему удается не сразу, а лишь после долгих хлопот, так как по состоянию здоровья Коган был не годен к военной службе. Наконец он поступает на курсы военных переводчиков, окончив которые идет на фронт. Здесь назначается переводчиком, потом помощником начальника штаба полка на разведке.

                                                Нам не лечь, где лечь,

                                                И там не встать, где лечь…

                                                И задохнувшись «Интернационалом»,

                                                Упасть лицом на высохшие травы.

                                                И уж не встать, и не попасть  в анналы,

                                                И даже близким славы не сыскать. 

       Из письма Павла Когана: «Я очень люблю жизнь… Но  если б мне пришлось умереть, я бы умер как надо. В детстве нас учили чувству человеческого достоинства. И мы не можем разучиться дышать…»

(Фронт. Июль 1942 года).

    Павел Коган погиб 23 сентября 1942 года на сопке Сахарная, под  Новороссийском, во время поиска  разведчиков. Ему было 24 года.

    В стихах молодых поэтов военного  поколения можно найти объяснения  их жизни и подвига, можно увидеть принципы, идеалы, которые они воспевали.

    Георгий Суворов, студент педагогического техникума, в начале войны служил в Панфилофской дивизии. В боях под Ельней был ранен. После госпиталя, весной 1942 года Суворов попал на Ленинградский фронт. В одной из гвардейских частей, оборонявших город, он командовал взводом противотанковых ружей. Его стихи начали печататься в армейской печати. Он писал стихи в блиндажах, в окопах, перед атакой, на отдыхе под соснами. Он писал свои строки, как дневник о непрерывной борьбе с врагом. Георгий Суворов погиб 13 февраля 1944 года во время наступления при переправе через Нарву. Ему было 25 лет.

Информация о работе ВОВ В произведениях русской литературы