Шпаргалка по русской литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:17, шпаргалка

Краткое описание

Шпаргалка содержит полные, развернутые ответы на 24 экзаменационных вопроса по русской литературе с примерами.
1.Новаторство В.А.Жуковского – лирика, балладника и переводчика.

Файлы: 1 файл

РУСЛИТ ОТВЕТЫ.docx

— 54.50 Кб (Скачать)

     1.Новаторство  В.А.Жуковского –  лирика, балладника  и переводчика.

Творческая  деятельность Ж. продолжалась 50 лет  и отражает все этапы становления  русского романтизма. Именно Ж. создал философию и поэтику русского романтизма. Картина мира поэзии Ж. включает в себя следующие параметры:

  1. Ж. открыл новый тип лирического героя – романтика. Своеобразие лирического героя Ж. выражается в том, что это «внутренний» человек. Герой Ж. отличается и от «внешнего» человека, вписанного в социальную действительность, связи с миром которого исследуются в литературе классицизма, и от чувствительного героя сентиментализма, который живет лишь сердцем, эмоциями. Ж. вводит в сферу чувств мысль. Наиболее ярко это воплощено в античных балладах, в элегии «Цвет завета». Герой Ж. – целостная личность с уникальной психологией. Он не только переживает, но и осмысляет эмоцию, рефлексирует по поводу своего переживания.
  2. Предмет творчества Ж. – душевное состояние. Поэзия Ж. запечатлела систему «душевных состояний». Причем Ж. вводит в литературу изображение оттенков, нюансов чувств, недоступное предшествующей традиции, расширяя тем самым границы поэзии  и представление о психологии человека. В частности в этом проявляется влияние романтизма как типа культурного сознания на развитие науки – в данном случае психологии. Слово «душа» может считаться символом лирики Ж. Поэт предлагает собственную интерпретацию этого понятия: душа – то, что объединяет человека с Богом и роднит всех людей. Душа – это сфера высокого, прекрасного, идеал:                                                                          При мысли великой,                                                                                        Что я человек,                                                                                                 Всегда возвышаюсь душою.
  3. По-своему Ж. трактует идею двоемирия. Противопоставление мечты и реальности осмысляется им в канонах христианства. Идеалом является гармоничная личность. Но человек обрести гармонию с миром, с самим собой, с другими людьми может лишь на небесах, воссоединившись с Богом. Земная жизнь представляется подготовкой к вечной жизни души. Но это не значит, что поэт отвергает земное существование человека, как это делают, например, немецкие романтики, в частности Новалис. Внешний мир играет в поэзии Ж. большую роль. Это сфера добра, морали, религии, общественного долга, патриотизма. Но жизнь человека быстротечна и хрупка, полна страданий и боли. Лирический герой Ж. мучительно переживает несовершенство мира и собственное несовершенство. Главная характеристика внешнего мира - одиночество. Духовная близость, возникнув в виде любви или дружбы, недолговечна. Счастье возможно лишь на небесах, где нет ни болезней, ни страданий, ни самой смерти. Идея двоемирия реализуется в творчестве Ж. как противопоставление земного «здесь» небесному «там». Трагический взгляд на мир, возможно, обусловлен личным опытом поэта. Всю жизнь Ж. преследовали потери и разочарования – он очень глубоко переживал невозможность соединиться с любимой – Марией Андреевной Протасовой-Мойер, смерть своих друзей – начиная с Андрея Тургенева, друга детства Ж., который умер в ранней юности. Ж. пережил смерть своего близкого друга и ученика А.С. Пушкина, которому еще в 1820 г., после публикации поэмы «Руслан и Людмила», подарил своей портрет с характерной надписью: «Победителю ученику – от побежденного учителя». Ж. выпало пережить почти всех поэтов, начинавших с ним или пришедших в литературу позже, - Батюшкова, Баратынского, Полежаева, декабристов, Лермонтова, пережить  Грибоедова и Гоголя. Но лирический герой поэзии Ж. далек от пессимизма. Он постоянно ощущает свою связь с Богом – через творчество, которое представляет собой акт божественного откровения. На это указывают даже названия его стихотворений – «К мимо пролетающему ангелу», «Моему Гению», «Лалла Рук» (восточный аналог музы).
  4. Пафос поэзии Ж. – нравственное совершенствование  личности. В творчестве поэта зарождается мысль, которую можно назвать русской национальной идеей – страдание очищает душу.
  5. Ж. создал натурфилософскую психологическую лирику. Сферой божественного у него является не только душа человека, но и мир природы. Причем природа – это и отражение внутренних переживаний героя, внешняя проекция души (прием психологического параллелизма), но и проявление божественной силы. В балладах эта мысль выполняет функцию сюжетостроения: Бог наказывает преступников через явления природы: предатель Варвик тонет в реке («Варвик»), убийцу поэта Ивика разоблачают журавли («Ивиковы журавли»), епископа, утаивающего зерно от голодных крестьян, съедают мыши («Суд божий над епископом»).

2.Драматургические  традиции и новаторство  А.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума». Место комедии в русской литературе.

Комедия Грибоедова “Горе от ума” была написана в традициях эпохи, последовавшей за эпохой классицизма, поэтому в ней происходит переосмысление бывших ранее традиционными образов, идей, художественных средств. Грибоедов выступает новатором, создавая произведение, в котором ставятся актуальные для того времени социально-политические проблемы, обогащаются и углубляются образы персонажей, изменяется сюжетная линия, возникает новый комедийный язык.

    В самом заглавии пьесы задана  важнейшая проблема комедии —  проблема ума. В произведении  Грибоедова она обогащается философским смыслом, в отличие от комедий классицизма, в которых существовало однозначно решаемое противостояние ума и глупости. У Грибоедова же противопоставлено несколько типов ума.

    С проблемой ума связано переосмысление  традиционных амплуа: Чацкий у  Грибоедова носит амплуа умника и глупца одновременно. Он часто попадает в комические ситуации. Чацкий похож и на романтического героя. Сама общественная линия конфликта “Горя от ума” необычайно сходна с традиционным романтическим конфликтом: одинокий, исключительный герой противостоит всему миру, и это противостояние может разрешиться только смертью. Чацкого назвать однозначно героем высоким и трагическим, романтическим нельзя, и вовсе не случайно в комедии появляется снижающий двойник — Репетилов.

    Кроме амплуа Чацкого меняется  и амплуа, например, Молчалива. Он более всего подходит на роль героя, олицетворяющего “золотую середину”, но у Грибоедова он отнюдь не положительный герой. Он лакей в душе и в поведении, привычках. Таким образом, Грибоедов изменяет традиционные амплуа произведений классицизма и романтизма. Более того, он еще и углубляет характеры своих персонажей, создает психологические индивидуальности (Лиза, скромная субретка, произносит печальные и умные слова: “Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”. При этом психологическая индивидуализация характеров не мешает персонажам оставаться подлинными типами (Чацкий говорит: “Молчалины блаженствуют на свете”).

    Грибоедов переосмысливает не  только амплуа и характеры  героев, но и саму сюжетную  схему. Соперничество двух молодых  людей ради прекрасной девушки  — сюжет традиционный, но в  прежних комедиях всегда побеждал по-настоящему достойный и все заканчивалось счастливой развязкой. Молчалин не является достойнейшим в концепции Грибоедова, но он оказывается удачливее Чацкого. Счастливой развязки не происходит вовсе, и финал остается открытым. Любовная интрига становится выражением идейного одиночества героя. Традиционный сюжет в “Горе от ума” не только переосмысливается, но и обогащается социально-политической линией. Далеко не случайны политически окрашенные монологи в пьесе (“Вот то-то, все вы гордецы...” Фамусова или монолог Чацкого о французике из Бордо).

    Грибоедов в своей комедии  достигает необычайной широты  охвата изображаемого. Он показывает  при помощи деталей быта и  нравов всю Москву, а не один  дом Фамусова (говорит о званых  вечерах, Английском клубе, о  спокойной службе в архивах  и т. д.). Писатель говорит: “И  общее, и детали, все это не  сочинено, а так целиком взято  из московских гостиных и перенесено  в книгу и на сцену”.

    Москва — модель всей России  в комедии Грибоедова (рамки комедии расширяются внесценическими персонажами).

    Грибоедов новатор не только  в постановке актуальных социально-политических  проблем, в переосмыслении сюжета  комедии, но и в изображении  характеров героев и в создании  типов, в использовании особого  языка и стиля. Стиль комедии  Грибоедова основан на живом разговорном языке, причем это язык московский. Громоздкий александрийский стих прежних комедий, необходимый для высоких жанров, Грибоедов заменил вольным ямбом, благодаря которому темп получил возможность замедляться и ускоряться в зависимости от длины строки, что создает эффект, пафос живой речи (“Гляди в окно: Молчалин на ногах давно”).

    Предполагается, что у каждого  героя в классицистической комедии  должна быть речевая маска.  Некоторые из гостей на балу  и Скалозуб ее имеют, речь  же остальных разнится сильно. Грибоедов хотел создать литературный и поэтический язык, поэтому все его герои говорят хорошо и остроумно: (афоризмы есть не только у Чацкого (“Свежо предание, да верится с трудом”), но и у Софьи (“Счастливые часов не наблюдают”), и у Лизы (“Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”).

    Новаторство Грибоедова заключается еще и в том, что он обогащает и психологически переосмысляет характеры героев и средства, при помощи которых эти характеры создаются. Грибоедов пишет комедию, развязку которой невозможно назвать ни трагической, ни счастливой, имеющую открытый финал, комедию, в которой нет однозначно положительного героя. Его комедия далека от произведений классицизма и романтизма, хотя и многое взяла у классицистов и романтиков. По словам Гончарова, “комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия... какая едва ли найдется в других литературах...” 

16.Своеобразие  конфликта и смысл  финала в драме  А.Н.Островского «Гроза».

«Гроза» была написана в 1859 году. И до нее  произведения Островского были широко известны, ставились в театрах. Однако ни одна из пьес не имела такого успеха у публики и у критики, как  «Гроза».

Конфликт  в «Грозе» прежде всего обусловлен жанром произведения. Островский назвал свою пьесу драмой, поэтому в основе лежит внутренний конфликт — борьба чувства долга, супружеской верности с любовью. Но этот конфликт перерастает в общественный. В начале развивается конфликт между Катериной и Кабанихой. Главная героиня говорит, что в доме Кабановой ей и «стены-то даже противны». Вроде бы жизнь у Кабановых такая же, как и в доме матери Катерины, но «все как будто из-под неволи». Марфа Игнатьевна Кабанова заправляет всем в доме, строит жизнь, основываясь на «Домострое». Она все время чем-то попрекает Катерину, читает нотации своему сыну Тихону. Одной лишь Варваре живется довольно спокойно, и то лишь потому, что она пока не замужем. Катерина же в доме своего мужа «завяла совсем». Ей хочется стать птицей, полететь куда-нибудь, а ее все время возвращают на земли», напоминают, что она «мужнина жена». Но такие порядки царят не только в доме Кабановых, а и во всем городе. По словам Кулигина, в городе — «жестокие нравы», по вечерам ворота у всех заперты и собаки спущены, чтобы никто не знал, сколько «слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых». Кабаниху он называет ханжой, говорит, что она нищих оделяет, а домашних заела совсем. Сама же Марфа Игнатьевна считает, что она права, что важнее всего порядок. Кабаниха боится, что, «как старики перемрут», так и свет неизвестно на чем держаться будет. Катерину же эти порядки совсем не устраивают, она привыкла жить по-другому. По ее словам, она, живя в доме у матери, Делала что хотела, «ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Поэтому Катерина пытается всеми силами противостоять Кабанихе. Например, на замечание Марфы Игнатьевны о том, что после отъезда мужа жене положено «часа полтора выть, лежать на крыльце», она отвечает, что народ смешить не к чему.

Внутренний  конфликт Катерины наибольшее развитие получает после отъезда Тихона. С  одной стороны, последовав предложению  Варвары, Катерина может уйти гулять с Борисом, не опасаясь, что ее заметят. Но в то же время она осознает, что совершит страшный грех, и страшится  «геенны огненной». Перед отъездом Катерина просит Тихона взять с нее «какую-нибудь клятву страшную», надеясь этим успокоить свою душу. Но муж прерывает ее. Может быть, эта клятва могла сыграть решающую роль для Катерины. Когда она раздумывает о встрече с Борисом, то вспоминает о муже: «А как же я мужу-то?.. Да ведь он сам не захотел». она принимает решение встретиться с Борисом. В течение десяти дней Катерина гуляет с ним, но неожиданный приезд мужа разрушает ее мимолетное счастье. Для нее опять совесть начинает играть важную роль. Осознав свой поступок, Катерина пытается найти защиту у Бориса, однако он не берет на себя никакой ответственности, говорит, что он «вольная птица». Фактически во всем оказывается «виновата» Катерина. Для нее это становится тяжелым ударом. Ни муж, ни Борис не «оправдали» ее надежд.

Важную  роль в судьбе Катерины сыграла гроза. До нее она хотя и грустила, мучилась, но владела собой. Во время грозы, как она потом скажет Борису, «в себе не вольна была», «себя не помнила». После ее признания Кабаниха говорит Тихону, что он увидел, до чего воля довести может. Тихон же пытается сначала что-то ей ответить, но потом замолкает. Можно сказать, что и у сына Кабанихи не остается сил слушать ее наставления и «проповеди». То есть можно говорить и о развитии конфликта поколений. Хотя «старинные» устои прочно заняли свое место в обществе, но и Кабаниха, и Дикой, и Феклуша начинают понимать, что время «Домостроя» проходит. Да и молодое поколение уже не столь консервативно, не следует правилам.

Протестом против обычаев «темного царства» становится и смерть Катерины. Ее гибель вносит еще больший раскол в среду  калиновцев. И Тихон прилюдно обвиняет свою мать в смерти жены, и Кулигин наконец-то решается сказать все, что у него на душе. То есть гибель «темного царства» неизбежна, несмотря на то, что пока что решающихся открыто противостоять находится немного.

18.Конфликт  личности и общества  в русской драматургии  19 в. («Горе от ума»  А.С.Грибоедова и «Доходное место» А.Н.Островского).

«ДОХОДНЫЙ ДОМ» ОСТРОВСКИЙ

Это хаос из начинаний, драматических идей, дидактических тирад. Все лица новы и замечательны по замыслу, но из них только одно (Юсов) обработано сообразно замыслу. Остальные, за исключением одного или двух самых второстепенных, будто испорчены нарочно. В подробностях действия видим мы обычный, удивительный язык Островского, в большей части главного действия комедии язык выходит книжным. Жадов местами говорит тирады; Вышневский — московский сановник и взяточник, лицо, замыслом авторским почти равное Фамусову, то высказывает сам свои пороки, подобно классическому злодею, то говорит как аллегорическое олицетворение целого порочного класса людей. Другие лица наполовину отделаны, наполовину испорчены непонятным произволом. Так, вдова Кукушкина, прямо взятая с натуры, однообразным тоном речей только и делает, что силится выдать скверную сторону своей личности, как будто бы она и без того не была ясна как нельзя более.

Жадов, герой комедии, женился по любви и уже до дна испил чашу лишений, бедствий и бесплодной борьбы, которой не миновать ни одному честному юноше в его положении. Он работает не покладая рук и едва-едва зарабатывает хлеб насущный, он страстно любит жену, а жена по глупости сетует на его служебную бескорыстность; он проникнут благородными убеждениями, и убеждения эти только вредят ему в глазах родных и товарищей. В горькую минуту раздумья заходит он в трактир, где перед тем весело пообедал его родственник Белогубов с начальником своим Юсовым и другими чиновниками своего разбора. Эти люди глядят на Жадова без злобы. Белогубов даже просит стесняясь сумрачным гостем. Жадов молча слушает их беседу. В их речах нет ничего ярко безнравственного. Они даже добры и любезны по-своему, они совершенно безмятежны духом, у них нет ни малейшего сомнения в чистоте их морального кодекса, они даже правы по-своему, чисты перед обществом по-своему. Какой контраст с мрачным раздумьем честного труженика! Перед ним Белогубов умильно вспоминает о своем семейном счастии, с искренними слезами благодарит Юсова за его наставления и покровительство. Чиновники развеселились и упрашивают Юсова поплясать под музыку трактирного органа, старик соглашается, не ломаясь и не делая ничего неприличного; он танцует от всей души, и друзья его в полном восхищении. Следует речь Юсова о том, что ему можно плясать. Речь эта вызывает громкое "ура!" у Белогубова и других чиновников.

Информация о работе Шпаргалка по русской литературе