Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:17, шпаргалка
Шпаргалка содержит полные, развернутые ответы на 24 экзаменационных вопроса по русской литературе с примерами.
1.Новаторство В.А.Жуковского – лирика, балладника и переводчика.
1.Новаторство В.А.Жуковского – лирика, балладника и переводчика.
Творческая деятельность Ж. продолжалась 50 лет и отражает все этапы становления русского романтизма. Именно Ж. создал философию и поэтику русского романтизма. Картина мира поэзии Ж. включает в себя следующие параметры:
2.Драматургические традиции и новаторство А.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума». Место комедии в русской литературе.
Комедия Грибоедова “Горе от ума” была написана в традициях эпохи, последовавшей за эпохой классицизма, поэтому в ней происходит переосмысление бывших ранее традиционными образов, идей, художественных средств. Грибоедов выступает новатором, создавая произведение, в котором ставятся актуальные для того времени социально-политические проблемы, обогащаются и углубляются образы персонажей, изменяется сюжетная линия, возникает новый комедийный язык.
В самом заглавии пьесы задана важнейшая проблема комедии — проблема ума. В произведении Грибоедова она обогащается философским смыслом, в отличие от комедий классицизма, в которых существовало однозначно решаемое противостояние ума и глупости. У Грибоедова же противопоставлено несколько типов ума.
С проблемой ума связано
Кроме амплуа Чацкого меняется и амплуа, например, Молчалива. Он более всего подходит на роль героя, олицетворяющего “золотую середину”, но у Грибоедова он отнюдь не положительный герой. Он лакей в душе и в поведении, привычках. Таким образом, Грибоедов изменяет традиционные амплуа произведений классицизма и романтизма. Более того, он еще и углубляет характеры своих персонажей, создает психологические индивидуальности (Лиза, скромная субретка, произносит печальные и умные слова: “Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”. При этом психологическая индивидуализация характеров не мешает персонажам оставаться подлинными типами (Чацкий говорит: “Молчалины блаженствуют на свете”).
Грибоедов переосмысливает не
только амплуа и характеры
героев, но и саму сюжетную
схему. Соперничество двух
Грибоедов в своей комедии
достигает необычайной широты
охвата изображаемого. Он
Москва — модель всей России в комедии Грибоедова (рамки комедии расширяются внесценическими персонажами).
Грибоедов новатор не только
в постановке актуальных
Предполагается, что у каждого
героя в классицистической
Новаторство Грибоедова заключается
еще и в том, что он обогащает и психологически
переосмысляет характеры героев и средства,
при помощи которых эти характеры создаются.
Грибоедов пишет комедию, развязку которой
невозможно назвать ни трагической, ни
счастливой, имеющую открытый финал, комедию,
в которой нет однозначно положительного
героя. Его комедия далека от произведений
классицизма и романтизма, хотя и многое
взяла у классицистов и романтиков. По
словам Гончарова, “комедия “Горе от
ума” есть и картина нравов, и галерея
живых типов, и вечно острая, жгучая сатира,
и вместе с тем и комедия... какая едва ли
найдется в других литературах...”
16.Своеобразие конфликта и смысл финала в драме А.Н.Островского «Гроза».
«Гроза» была написана в 1859 году. И до нее произведения Островского были широко известны, ставились в театрах. Однако ни одна из пьес не имела такого успеха у публики и у критики, как «Гроза».
Конфликт в «Грозе» прежде всего обусловлен жанром произведения. Островский назвал свою пьесу драмой, поэтому в основе лежит внутренний конфликт — борьба чувства долга, супружеской верности с любовью. Но этот конфликт перерастает в общественный. В начале развивается конфликт между Катериной и Кабанихой. Главная героиня говорит, что в доме Кабановой ей и «стены-то даже противны». Вроде бы жизнь у Кабановых такая же, как и в доме матери Катерины, но «все как будто из-под неволи». Марфа Игнатьевна Кабанова заправляет всем в доме, строит жизнь, основываясь на «Домострое». Она все время чем-то попрекает Катерину, читает нотации своему сыну Тихону. Одной лишь Варваре живется довольно спокойно, и то лишь потому, что она пока не замужем. Катерина же в доме своего мужа «завяла совсем». Ей хочется стать птицей, полететь куда-нибудь, а ее все время возвращают на земли», напоминают, что она «мужнина жена». Но такие порядки царят не только в доме Кабановых, а и во всем городе. По словам Кулигина, в городе — «жестокие нравы», по вечерам ворота у всех заперты и собаки спущены, чтобы никто не знал, сколько «слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых». Кабаниху он называет ханжой, говорит, что она нищих оделяет, а домашних заела совсем. Сама же Марфа Игнатьевна считает, что она права, что важнее всего порядок. Кабаниха боится, что, «как старики перемрут», так и свет неизвестно на чем держаться будет. Катерину же эти порядки совсем не устраивают, она привыкла жить по-другому. По ее словам, она, живя в доме у матери, Делала что хотела, «ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Поэтому Катерина пытается всеми силами противостоять Кабанихе. Например, на замечание Марфы Игнатьевны о том, что после отъезда мужа жене положено «часа полтора выть, лежать на крыльце», она отвечает, что народ смешить не к чему.
Внутренний конфликт Катерины наибольшее развитие получает после отъезда Тихона. С одной стороны, последовав предложению Варвары, Катерина может уйти гулять с Борисом, не опасаясь, что ее заметят. Но в то же время она осознает, что совершит страшный грех, и страшится «геенны огненной». Перед отъездом Катерина просит Тихона взять с нее «какую-нибудь клятву страшную», надеясь этим успокоить свою душу. Но муж прерывает ее. Может быть, эта клятва могла сыграть решающую роль для Катерины. Когда она раздумывает о встрече с Борисом, то вспоминает о муже: «А как же я мужу-то?.. Да ведь он сам не захотел». она принимает решение встретиться с Борисом. В течение десяти дней Катерина гуляет с ним, но неожиданный приезд мужа разрушает ее мимолетное счастье. Для нее опять совесть начинает играть важную роль. Осознав свой поступок, Катерина пытается найти защиту у Бориса, однако он не берет на себя никакой ответственности, говорит, что он «вольная птица». Фактически во всем оказывается «виновата» Катерина. Для нее это становится тяжелым ударом. Ни муж, ни Борис не «оправдали» ее надежд.
Важную роль в судьбе Катерины сыграла гроза. До нее она хотя и грустила, мучилась, но владела собой. Во время грозы, как она потом скажет Борису, «в себе не вольна была», «себя не помнила». После ее признания Кабаниха говорит Тихону, что он увидел, до чего воля довести может. Тихон же пытается сначала что-то ей ответить, но потом замолкает. Можно сказать, что и у сына Кабанихи не остается сил слушать ее наставления и «проповеди». То есть можно говорить и о развитии конфликта поколений. Хотя «старинные» устои прочно заняли свое место в обществе, но и Кабаниха, и Дикой, и Феклуша начинают понимать, что время «Домостроя» проходит. Да и молодое поколение уже не столь консервативно, не следует правилам.
Протестом против обычаев «темного царства» становится и смерть Катерины. Ее гибель вносит еще больший раскол в среду калиновцев. И Тихон прилюдно обвиняет свою мать в смерти жены, и Кулигин наконец-то решается сказать все, что у него на душе. То есть гибель «темного царства» неизбежна, несмотря на то, что пока что решающихся открыто противостоять находится немного.
18.Конфликт личности и общества в русской драматургии 19 в. («Горе от ума» А.С.Грибоедова и «Доходное место» А.Н.Островского).
«ДОХОДНЫЙ ДОМ» ОСТРОВСКИЙ
Это хаос из начинаний, драматических идей, дидактических тирад. Все лица новы и замечательны по замыслу, но из них только одно (Юсов) обработано сообразно замыслу. Остальные, за исключением одного или двух самых второстепенных, будто испорчены нарочно. В подробностях действия видим мы обычный, удивительный язык Островского, в большей части главного действия комедии язык выходит книжным. Жадов местами говорит тирады; Вышневский — московский сановник и взяточник, лицо, замыслом авторским почти равное Фамусову, то высказывает сам свои пороки, подобно классическому злодею, то говорит как аллегорическое олицетворение целого порочного класса людей. Другие лица наполовину отделаны, наполовину испорчены непонятным произволом. Так, вдова Кукушкина, прямо взятая с натуры, однообразным тоном речей только и делает, что силится выдать скверную сторону своей личности, как будто бы она и без того не была ясна как нельзя более.
Жадов, герой комедии, женился по любви и уже до дна испил чашу лишений, бедствий и бесплодной борьбы, которой не миновать ни одному честному юноше в его положении. Он работает не покладая рук и едва-едва зарабатывает хлеб насущный, он страстно любит жену, а жена по глупости сетует на его служебную бескорыстность; он проникнут благородными убеждениями, и убеждения эти только вредят ему в глазах родных и товарищей. В горькую минуту раздумья заходит он в трактир, где перед тем весело пообедал его родственник Белогубов с начальником своим Юсовым и другими чиновниками своего разбора. Эти люди глядят на Жадова без злобы. Белогубов даже просит стесняясь сумрачным гостем. Жадов молча слушает их беседу. В их речах нет ничего ярко безнравственного. Они даже добры и любезны по-своему, они совершенно безмятежны духом, у них нет ни малейшего сомнения в чистоте их морального кодекса, они даже правы по-своему, чисты перед обществом по-своему. Какой контраст с мрачным раздумьем честного труженика! Перед ним Белогубов умильно вспоминает о своем семейном счастии, с искренними слезами благодарит Юсова за его наставления и покровительство. Чиновники развеселились и упрашивают Юсова поплясать под музыку трактирного органа, старик соглашается, не ломаясь и не делая ничего неприличного; он танцует от всей души, и друзья его в полном восхищении. Следует речь Юсова о том, что ему можно плясать. Речь эта вызывает громкое "ура!" у Белогубова и других чиновников.