Шпаргалка по русской литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:17, шпаргалка

Краткое описание

Шпаргалка содержит полные, развернутые ответы на 24 экзаменационных вопроса по русской литературе с примерами.
1.Новаторство В.А.Жуковского – лирика, балладника и переводчика.

Файлы: 1 файл

РУСЛИТ ОТВЕТЫ.docx

— 54.50 Кб (Скачать)

«ГОРЕ ОТ УМА» ГРИБОЕДОВ

В комедии  высмеяны пороки общества: крепостничество, солдафонство, карьеризм, подхалимство, бюрократизм, низкий уровень образованности, преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство, то что в обществе ценится не личные качества человека, а «душ тысячки две родовых», чин, деньги.

Центральный вопрос, поставленный А. С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума», можно сформулировать так: почему бесспорно умный человек — Александр Андреевич Чацкий — не только был не понят, но и отвергнут и обществом и любимой девушкой? То есть главным конфликтом комедии, вокруг которого группируются все остальные, является внутренний конфликт героя, который состоит в том, что Чацкому плохо, прежде всего, с самим собой: он не может не видеть, что происходит с ним и вокруг него, не думать об этом. Чацкий страдает от того, что способен мыслить, мыслить глубоко и неординарно. Таким образом, все проблемы комедии группируются вокруг одной главной — проблемы ума.

Грибоедов называет Чацкого «умным человеком», таким образом, обозначая свое к  нему отношение, а остальных же героев автор представляет нам в большей  или меньшей степени глупцами. Но конфликт комедии выстроен таким  образом, что каждая противоборствующая сторона считает себя умной. Две  жизненные позиции, две «правды», два понимания ума противопоставлены  в комедии.

Фамусовское общество считает умными тех людей, которые сумели приспособиться к жизни, добиться положения в обществе, то есть извлекли максимальную для себя выгоду. Эталоном Фамусов и ему подобные считают таких людей, как Максим Петрович.

Доказывая Чацкому свою позицию, Фамусов рассказывает о том, как Максим Петрович добился  положения в обществе благодаря  своему «уму». Обретенные жизненные  блага «примера для подражания»  заключались в следующем:

... он  не то на серебре. На золоте  едал; сто человек к услугам,  Весь в орденах, езжал-то вечно цугом, Век при дворе, да при каком дворе!

Так фамусовское общество понимает верх жизненных устремлений. Достигнуть гаких «высот» Максиму Петровичу помог, конечно, ум, точнее умение пресмыкаться перед сильными мира сего. Карьера Максима Петровича пошла в гору после того, как он на приеме у «высочайшего» лица оступился и упал — вначале нечаянно, затем, увидев, что его падение рассмешило присутствующих, стал падать нарочно. Фамусов поступок Максима Петровича комментирует так:

А ? как по-вашему ? по-нашему - смышлен. Упал он больно, встал здорово. За то, бивало, в вист кто чаще приглашен ? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович. Кто пред всеми знал почет ?

То есть, если говорить словами Чацкого, в  фамусовском обществе «тот и славится, чья чаще гнулась шея».

Ошибочно  было бы считать, что только Фамусов  судит так о жизни, потому что  является представителем «века минувшего». В комедии мы встречаем и ровесников Чацкого, которые полностью солидарны  с Фамусовым в вопросе понимания  ума. Скалозуб и Молчалин —Люди, которые строго следуют «заветам отцов». Скалозуб уже добился «степеней известных», а вот Молчалин еще только в самом начале «славного» пути. Но, видимо, мечты его скоро должны сбыться, потому что он все делает «по уму!», так, как завещал ему отец. Жизненные правила Молчалина гаковы:

Во-первых угождать всем людям  без изъятъя, -Хозяину, где доведется жить. Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, что чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Умным человеком главный герой считает  того, кто стремится принести пользу Родине, служа «делу, а не лицам», кто выступает за просвещение, не торопится «записываться в полк шутов», то есть не раболепствует. Благородный, достойный человек, тот, который  награды и почести получает благодаря  личным заслугам — вот идеал Чацкого, к которому герой и стремится.

Противоположное понимание ума представителями фамусовского общества и Чацким лежит в основе конфликта комедии. Столкнулись две жизненные философии, и Чацкий терпит поражение. Он остался не понят как обществом, так и любимой девушкой — Софьей. Ей неприятны его критика высшего света, раздражает сарказм Чацкого. Он — прямая противоположность Молчалину, которого Софья любит. «Бессловесный», стремящийся всем угодить Молчалин вызывает у героини сильное чувство. Чацкий с его критикой удостаивается таких реплик героини, как: «Не человек! змея!» Софье проще любить «тихого» Молчалина, которому она ошибочно приписывает всевозможные достоинства.

Таким образом, конфликт комедии начинающийся с противопоставления понимания ума, перетекает в социальный и любовный. Чацкий со всеми его высокими представлениями о жизни оказывается не только не понятым, но и отверженным обществом. Его объявили сумасшедшим — ведь Фамусову и ему подобным намного проще навесить ярлык безумного на того человека, чья позиция непонятна обществу и даже враждебна ему. 

19.Концепция  любви в лирике  Ф.И.Тютчева и «денисьевский» цикл.

    Тема любви в лирике Ф.И.Тютчева

Ф.И.Тютчев — известнейший русский поэт XIX века. Лирика Тютчева самобытна, эмоциональна, насыщена глубокими мыслями и яркими образами. Поэт — страстная, увлекающаяся личность, человек с «горячим» сердцем.

Тема  любви не могла не найти отражения  в его творчестве. В 1836 году он создал одно из лучших любовных стихотворений: «Люблю глаза твои, мой друг...» Это произведение — признание в любви, в любви... глазам. Глаза возлюбленной всегда воспевали поэты. И лирический герой в стихотворении Тютчева прямо говорит: «Люблю глаза твои, мой друг...» Стихотворение четко делится на две части. В первой описываются сверкающие глаза любимой. Они сравниваются с «молнией небесной». Чувства восторга, страстного преклонения передает и метафора. Глаза покоряют «игрой пламенно-чудесной». Союз «но» не только делит стихотворение на две части. Он способствует созданию контраста. Лирический герой без памяти от прекрасного взгляда, но для него «сильней очарованья» «глаза, потупленные ниц». «Опущенные ресницы» в «минуту страстного лобзанья» — такую красивую картину рисует поэт. В следующих строках «настораживает» метафора «угрюмый огнь желанья». Ее расшифровать достаточно сложно. Необходимо вспомнить обстоятельства, при которых создано стихотворение. Личная жизнь поэта была бурной, его любовь для многих оказывалась роковой, губительной силой. По Тютчеву, любовь — это не только одно из самых глубоких наслаждений в жизни, но и источник страданий. Связь с поэтом приносила женщине и счастье, и муки. Поэтому эпитет «угрюмый» точно передает мысль о двойственной природе любви.

Это чувство  в стихах поэта — почти всегда губительная страсть. Он настойчиво повторяет эпитет «роковой»: «встреча роковая», «роковое слиянье», «поединок роковой», «страсти роковые», «взор, как страданье, роковой». В стихотворении, входящем в знаменитый «денисьевский цикл», любовь названа «убийственной». Именно в стихах, посвященных Елене Александровне Денисьевой, раскрывается «блаженно-роковая» любовь поэта.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим...» написано в первой половине 1851 года. Прием кольцевой композиции усиливает мысль об убийственной силе любви. Обрамление из двух одинаковых строф напоминает траурную рамку; в словах поэта звучит страшное предсказание — о гибели любимого человека. Внутри своеобразной трагической рамки — повествование о последствиях «буйной слепоты страстей». Строки, создающие обрамление, стали афоризмом. Они существуют вне стихотворения, потому что в них заключена глубокая скорбная мысль, а выражена она с невероятной силой:

О, как убийственно  мы любим, Как в  буйной слепоте страстей

Мы  то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

Восклицательный знак в конце строфы — не только средство выражения экспрессии, он еще указывает на неизбежность гибели глубокой, самоотверженной, страстной  любви. Лирический герой неимоверно страдает, ведь он стал палачом для  любимой женщины. Риторические вопросы  и восклицания — яркое художественное средство, способное передать сильнейшие изменения, которые произошли с  женщиной, посмевшей так полюбить!

Куда  ланит девались розы, Улыбка уст и блеск  очей?

Слова «уста», «ланиты», «очи», «пепл», составное прилагательное «младенчески-живой смех» несут торжественный и книжный оттенок, придают образу возлюбленной-возвышенность. Лирический герой преклоняется перед красотой женщины и перед силой ее страсти. Риторическое восклицание «Жизнь отреченья, жизнь страданья!» заключает в себе мысль о роковой судьбе женщины. Эти строки тоже стали крылатыми, в них заключен глубокий обобщающий смысл. Также в стихотворении Тютчев использует излюбленный прием противопоставления. С одной стороны, — яркая личность, способная на глубокое чувство, а с другой, — «толпа», которая «топчет» прекрасные душевные движения. «Толпа» — образ света, общественного мнения. Именно «толпа» выносит «ужасный приговор», вторгается в святое, клеймит «незаслуженным позором» и обрекает человека на «долгие мученья». Повтор слова «боль» определяет то состояние любимой женщины, из которого ей уже не выйти:

Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и  без слез!

Лирический  герой испытывает неутихающее чувство  вины перед возлюбленной за их «роковую встречу», за то, что он невольно стал палачом, слепым орудием судьбы. Драматическая  история любви в этом произведении стала не только отражением частной  жизни Тютчева. Поэтический дар  лирика расширил границы любовного  романа. Тонкий психологизм, сильные  мысли сделали это стихотворение  достоянием внутренней жизни каждого  читателя.

В последние  годы жизни в лирике Тютчева утверждается мысль о том, что любовь, даже трагическая, — символ подлинного человеческого существования. Без любви немыслима жизнь. В 1870 году поэт написал стихотворение «Я встретил Вас — и все былое...» По жанру это элегия. Тютчев воссоздает былую любовную атмосферу, когда герой и героиня были молоды, когда оба были полны здоровьем, когда весна наполняла их души. В стихотворении Тютчев использует знаменитые образы из пушкинского шедевра «Я помню чудное мгновенье...»: «упоенье», «милые черты». Оба произведения объединяет мотив воспоминания и мотив возрождения. Отсылка к Пушкину — это возвращение к истинно прекрасному и вечному. Для Пушкина любовь — источник вдохновения, неумирающее блаженство, а для Тютчева — «время золотое», то лучшее, что может пережить человек. И, как у Пушкина, такова сила любви, что она способна разбудить даже «отжившее сердце»:

Как после вековой  разлуки, Гляжу на Вас как бы во сне, — И вот —  слышнее стали  звуки. Не умолкавшие во мне...

Воспоминание  исчезло, вместо него поэт ощутил прежнюю  полноту жизни, прежний рас цвет полнокровных и глубоких чувств. Жизнь стала равном любви или любовь стала равной жизни. Они слились, и это состояние означает полноту существования:

И то же в Вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..

Стихотворение-признание  заканчивается ключевым словом «любовь». По Тютчеву, только любовью можно  спастись и в «старости глубокой», только в любви заключается смысл  человеческого существования.

ДЕНИСЬЕВСКИЙ  ЦИКЛ

Два ангела, сохраняющие его жизнь и творчество: Эрнестина Тютчева и Елена Денисьева - Нести и Леля.

Она - адресат  более пятнадцати его стихотворений, ставших самыми драгоценными шедеврами  русской лирики второй половины девятнадцатого столетия. Это - очень много для  Женщины, которая беззаветно любила. И - слишком мало для сердца, которое  надорвало себя этой Любовью. Вот  уже почти двести лет мы читаем строки, посвященные ей, восторгаемся мучительной и жгучей силой чувства  к ней Тютчева, вообще - то, человека очень скрытного и презирающего всякую "сентиментальную чепуху". С Лелей он познакомился в 1850 году, она училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Всей душой они полюбили друг друга и 14 лет открыто были связаны узами гражданского брака и тремя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил свою вторую жену Эрнестину, семью. “Как захваченный водоворотом, Тютчев бесцельно метался…” - пишет о периоде “последней любви” поэта к Е.А.Денисьевой их сын Ф.Ф.Тютчев. В глазах петербургского общества их открытая связь была вызывающе скандальной, причем вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность и вспыльчивость. Все это ускорило ход ее болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает. И когда поэт потерял ту, которую так безумно и страстно любил, он потерял все.

Прожитая  поэтом драма запечатлелась в  денисьевском цикле (1850-1864), одном из вершинных достижений любовно-психологической лирики в русской и мировой литературе. Любимая предстает не как “неземное создание”, а как человек, которому присуще все человеческое: не только возвышенные чувства, но и ошибки, слабости, противоречия, страсть. Стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием. Стихи этого цикла звучат как исповедь.

Информация о работе Шпаргалка по русской литературе