Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:17, шпаргалка
Шпаргалка содержит полные, развернутые ответы на 24 экзаменационных вопроса по русской литературе с примерами.
1.Новаторство В.А.Жуковского – лирика, балладника и переводчика.
Принцип этот
поколеблен в «Лешем» и
История написания
«Чайки», поскольку можно
Пьесы Чехова,
названные по имени героя, - «Иванов»,
«Леший», «Дядя Ваня». Высшей
зрелости достигает он в
Однако то,
что Чехов отказался от
В «Чайке», в первом действии, в центре то Треплев со своим бунтом против рутины в искусстве, то Маша, которая признается Дорну, что любит Константина Треплева. А потом «выдвигается» Нина, мечтающая войти в круг избранников, людей искусства, баловней славы. Затем все внимание привлекает к себе Тригорин, рассказывающий о своем каторжном писательском труде, и т.д.
Как будто
луч прожектора освещает не
одного главного исполнителя,
но скользит по всему
В «Чайке», «Трех сестрах», «Вишневом саде» нет одного главного героя, за которым была бы закреплена решающая роль. Но каждый словно ждет своего часа, когда он выйдет и займет, пусть ненадолго, роль главного, овладеет вниманием читателя и зрителя.
Особое значение
получили у Чехова
Таким образом,
покончив с единодержавием
Второе, связанное с первым, «правило», решительно опровергнутое Чеховым, заключалось в том, что пьеса строилась на каком-то одном событии или конфликте.
В «Вишневом
саде» как будто бы в центре
– главное событие: продажа
имения. Однако это не так или
не совсем так. И не потому
только, что действие продолжается
и после торгов (все четвертое
действие). Но главным образом
потому, что реальное событие
– продажа с аукциона –
как бы растворено, рассеяно в
странном свете. То, что должно
вызывать реакцию,
«Пьеса эта не о том, как заколачивается дом или продается сад, - пишет Дж.-Б. Пристли в упоминавшейся работе. – Тогда «о чем» же она? Она о времени, о переменах, о безрассудстве, и сожалениях, и ускользающем счастье, и надежде на будущее». В этих словах передана важная черта художественного мышления Чехова: для него вообще события, поступки – это еще далеко не все. Главное не то, что совершает человек, но что при этом в его душе совершается.
Закончив «Вишневый сад», Чехов пишет О. Л. Книппер: «Мне кажется, что в моей пьесе, как она ни скучна, есть что-то новое. Во всей пьесе ни одного выстрела, кстати сказать» (25 сентября 1903 года).
Герои пьес называются «действующими лицами». Но у Чехова само это понятие изменилось. Между «лицом» и «действием» возникли новые, сложные отношения.
Так же
как Чехов изменил понятие
«действующее лицо», он
Если обычная пьеса рассказывает, что происходит, то у Чехова часто сюжет и заключается в том, что не происходит, не может произойти. Его пьесы – своеобразный «зал ожидания», в котором сидят, беседуют, томятся герои.
Артист Художественного
театра А. Л. Вишневский
Характерен прежде всего тем, что сюжет здесь построен не на событии, а на его ожидании – оно и предает происходящему на сцене внутреннюю драматичность. Интересно и то, что задумана «пьеса без героя» – его не просто нет, но все будут его ждать, окажется, что он умер.
Отказываясь
от решающей роли событий
Чехов создает новые грамматические «завязи».
С отказом
от принципа единодержавия
В «Безотцовщине» все четыре героини как будто обращены к главному герою. Действие строится по принципу «Вокруг Платонова».
А в «Чайке»
Чехов строит действия как длинную
цепь односторонних сердечных
Нет единого
развивающегося действия в «
«Децентрализация» того, что раньше привычно называли интригой, разделение действия на многие русла и ручейки – все это особенно озадачивало современников Чехова.
Театрально-литературный
комитет, цензуровавший «Чайку»
Чеховские пьесы
говорят о трагических
Настроение – не просто дух человеческих пьес. Оно создается взаимодействие многих и многих поэтических микровеличин.
Тенденция
к «разрядке» действия, к распусканию
тугих драматических узлов
Слово в драме, как известно, имеет совершенно особую природу, отличную от того, с чем мы встречаемся в лирике и в эпосе. В драме же каждая фраза лишена окончательности – это обращение, рассчитанное на отклик. Если в драме кто-нибудь из героев скажет: «Я помню чудное мгновенье», другой может в ответ либо растрогаться, либо признаться, что он ничего не помнит, либо же просто посмеяться над лирическим высказыванием. Слово в драме – обращения и отклики, согласия, несогласия, разногласия. Так или иначе, это словесное взаимодействие персонажей, вовлеченных в общее действие.
Чехов отказывается
от такого разговора героев, в
котором ощущается их тесный
и непосредственный контакт.
Диалог вступает не как слитный словесный массив, не как одна обсуждаемая тема, не как спор героев об одном и том же. Скорее, это разговор персонажа с самим собой. Возникают ряды параллельных «самовысказываний». Герои исповедуются, признаются, но их слова как будто повисают в воздухе.
Чехов видоизменил смысл таких понятий, как «действующие лица», «события». Вместе с тем новым содержанием наполнилось у него «общение» героев. Оно парадоксально соединилось с разобщенностью. Между двумя этими полюсами и развивается диалог. Особая напряженность разговора чеховских героев вызывается тем, что он не прямо выражается словами, даже идет порой как будто мимо слов. Общение идет на разных уровнях: за словесной разомкнутостью героев – более глубинный мир, где слышны тихие сигналы – полуслов, интонаций, взглядов, облика, походки, поведения. Все время возникает некий «угол» наклона слова к действительному смыслу.
И еще от одного «правила» отказался Чехов – от открыл границу между жанрами. Конечно, она и раньше нарушалась. Но у Чехова провести разграничительную черту между драмой и комедией уже просто невозможно.
Интересно
проследить, как он сам определяет
свои пьесы. «Иванов» в ранней
редакции 1887 года назван комедией.
В 1889 году он напечатан с
подзаголовком «драма». «Леший»
Так все
время колеблется невидимая
Однако чеховское
открытие границы между
У Чехова
«отступлений» нет. Или почти
нет. В его пьесах комическое
не собирается в каком-то
Как видим,
в том многостороннем
Но если
бы писатель ограничился
Три классических единства Чехов обогатил новыми - единством сквозного образа-символа, повторяющихся лейтмотивов, перекличек, единством поэтического строя и настроения.