Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:17, шпаргалка
Шпаргалка содержит полные, развернутые ответы на 24 экзаменационных вопроса по русской литературе с примерами.
1.Новаторство В.А.Жуковского – лирика, балладника и переводчика.
“О, как убийственно мы любим…”
Истязательный самодопрос, истязующий самоотчет. Последняя строфа - словно судорожная вытяжка из своеобразного мучительного диалога между любящим убийцей и его жертвой…
В этом стихотворении “мы” расщепляется на “я” и “ты”; к тому “я”, бывшему, поэт обращается сейчас на “ты”. Получается, что былое тогдашнего “я” начальных дней любви предстает сейчас перед поэтом как чуждое ему “ты” врага и убийцы, на которое он смотрит сейчас с ужасом. Вместе с тем “ты” в обращении к любимой сменилось в стихотворении местоимением “она”: осознавший себя убийцей любимой, поэт словно не решается назвать ее на “ты” и объективирует ее как жертву былого торжествовавшего “я”.
Этот пронзительный диалог между “я” нынешним и “я” тогдашним глубоко драматичен, ибо он ведется как бы через голову любимой и обращен он к ней. А между с тем напряженность самодопроса с пристрастием теперешнего “я” с прошлым”я” становится все сильнее по мере того, как непосредственное “ты” в обращении к любимой все судорожнее сменяется заменой “ты” - на “ее”.
“Она”, “ты”, любимая - неотступно присутствуют при самопытке поэта, все больше растравляя его боль. Именно потому, что “ты” - “она” все врем перед ним, тропы сплошь пронизаны риторическими и восклицательными интонациями.
Обобщающее
называние ее боли - в предпоследней
строфе. К сказанному добавим еще,
что это обобщающее называние
“ее” мук и придает особую эмоциональную
завершенность повтору…и такое
звучание конечного повтора объясняется
прежде тем, что предшествующее ему
называние наших с тобой, любимая,
мук особенно выделяет “ее” муки и
представляет особое углубление в ее
внутренний мир. Любовь - убийство как
определительный мотив
“Сияет солнце, воды блещут”
В лирике денисьевского цикла это стихотворение - один из примечательных образцов излюбленного Тютчевым параллелизма между переживанием упоенности природой и переживанием упоенности любовью. Поэт противопоставляет свою упоенность “улыбкой умиления измученной души” любимой своей упоенности цветущей природой.
Избыток упоения вызывает в памяти другой избыток - из стихотворения “Близнецы”:
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших иссушений -
Самоубийство
и Любовь!
Время и любовь в “Денисьевском цикле” Тютчева.
Восприятие
человеческого существования
И опять звезда ныряет
В легкой зыби невских волн,
И опять любовь вверяет
Ей
таинственный свой челн
Спустя
4 года после смерти Денисьевой поэт
в позднем стихотворении “Опять
стою я над Невою” (1868) как бы возвращается
к той лирической ситуации, которая положена
в основу стихотворения “На Неве”.
Стихи
цикла - воплощение последней любви
в жизни человека. Понять чувства,
рожденные последней любовью, состояние,
которое испытывает человек, полюбивший
на склоне лет, ощущение “блаженства
и безнадежности”.
22.Нравственный выбор и эстетический идеал в произведениях А.А.Фета.
Фет четко различал поэзию и науку, поэзию и жизнь, жизнь и красоту жизни. В целом мотивы и настроения поэзии Фета соответствуют его эстетическому кредо, найти в поэзии «убежище от всех житейских скорбей» с годами становилось все труднее.
У фета есть ряд стихотворений о назначении поэзии, ее могуществе. К ним относится стих-ие «Одним толчком согнать ладью живую…», написанное 28 окт 1887г. О том, что в стих-ии, состоящем из 3х четверостиший, говорится о поэзии, о «певце…избранном», становится ясно лишь про чтении последних 2х строк. Основная часть текста – цепь образов – описаний пейзажа, внутренней жизни человека, объединенных мотивом резкого, внезапного изменения.
Это стих-ие образует цикл с другими, также прославляющими поэзию: «Поэтам», «Если радует утро тебя…» и др., где в особенности выразителен мотив победы поэзии над временем, мотив бессмертия мгновения, если онон запечатлено поэтом.
Стихи
Фета изобилуют традиционными «
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Ряд волшебных изменений
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
В одном предложении воссоздана летняя ночь, сменяемая зарей, передан процесс, хотя нет ни одного глагола.
То же единство явлений природы и человеческих ощущений, чувств в стихотворении «На заре ты ее не буди…» (опубл. В 1842г.).
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Всё бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!
Впечатление единства усиливают его кольцевая композиция (перекличка первой и последней строф), многие анафоры.
У Фета
немало стихотворений, где он продолжает
любимую тему романтиков – невозможность
выразить душу в слове.
24. Новаторство драматургии А.П.Чехова.
Новаторство Чехова-драматурга одухотворено ощущением целостной неразделимости искусства и жизни, творчества человека и всей его деятельности, в разных областях.
Сам Чехов
никогда не говорил о своем
новаторстве. Приступая к «
Необычными,
нетрадиционными,
Привыкли говорить о взаимосвязи прозы и драмы Чехова, о том, что его рассказы драматичны, а пьесы «повествовательны». Все это так. И тем не менее в пьесах Чехова – свой, особенный «сдвиг» к новым формам.
«Чехов-драматург
созревал медленнее Чехова-
Чехов-прозаик
завоевывал признание гораздо
более спокойным, иным путем,
нежели Чехов-драматург.
«Одно скажу: пишите повесть, - категорически заявлял Чехову А. П. Ленский по поводу «Лешего». – Вы слишком презрительно относитесь к сцене и драматической форме, слишком мало уважаете их, чтобы писать драму».
«Вы чересчур
игнорируете сценически
«Чехов слишком
игнорировал «правила», к
Первое правило, против которого выступил Чехов, состояло в том, что единство пьесы основывалось на сосредоточенности всех событий вокруг судьбы главного героя.
Правда, в
двух первых пьесах – «
Мы видели,
что все остальные герои
Обычно когда
герою отводится главная роль,
он выступает с какой-то идеей
или программой, преследует какую0то
важную цель или же одержим
необычайной страстью. Можно сказать,
что чеховский герой не
Глубокая
закономерность была в том,
что Чехов отказался от