Образ солдата в русской литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:03, реферат

Краткое описание

На Руси издавна славили тех, кто положил на алтарь Отечества самое дорогое – жизнь. Павшие на ратном поле считались святыми людьми. Из поколения в поколение в былинах и сказаниях, преданиях и песнях потомки славил защитников родной земли, призывая равняться на их подвиги. Вторая Мировая Война, охватившая почти все континенты и материки, стала самой кровопролитной за всю историю человечества. Главную тяжесть борьбы с фашистским блоком вынес Советский Союз, заплатив за Победу миллионами жизней воинов и мирных жителей.

Оглавление

Вступление. О войне 1941 – 1945 гг.
А.Т. Твардовский, «Василий Теркин»;
М. А. Шолохов, «Судьба человека»;
В.В. Быков, «Сотников»;
В.В. Быков, «Обелиск»;
Заключение.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 84.50 Кб (Скачать)


Содержание.

 

Вступление. О войне 1941 – 1945 гг.

А.Т. Твардовский, «Василий Теркин»;

М. А. Шолохов, «Судьба человека»;

В.В. Быков, «Сотников»;

В.В. Быков, «Обелиск»;

Заключение.


На Руси издавна славили тех, кто положил на алтарь Отечества самое дорогое – жизнь. Павшие на ратном поле считались святыми людьми. Из поколения в поколение в былинах и сказаниях, преданиях и песнях потомки славил защитников родной земли, призывая равняться на их подвиги. Вторая Мировая Война, охватившая почти все континенты и материки, стала самой кровопролитной за всю историю человечества. Главную тяжесть борьбы с фашистским блоком вынес Советский Союз, заплатив за Победу миллионами жизней воинов и мирных жителей.

Близится очередная годовщина начала Великой Отечественной Войны   - 70 лет назад, 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно вторглась на территорию Советского Союза.                                                                                                                              «Внимание! Говорит Москва! Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, в 4 часа утра без всякого объявления войны Германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная Война Советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». – этими, уже вошедшими в историю словами, встретили воскресное утро наши прародители. У каждого было свое 22 июня. Пусть многие и предчувствовали войну ,но не хотелось верить, что она разгорится завтра или послезавтра. 

«Стереть с лица земли» - такую цель ставил фюрер перед командованием немецкой армии.

В первые дни, воплощенная в жизнь идея блицкрига - молниеносной войны - приносит колоссальные трофеи фашистским захватчикам в виде тысяч  километров окупированых территорий, угнанных в плен бойцов и мирных жителей, захваченных складов с боеприпасами и продовольствием.

Над советской державой нависла угроза гибели.

 

«Вставай, страна огромная.

Вставай на смертный бой,

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой…»

Под эту песню, написанную на слова В.Лебедева-Кумача в первый день войны поднимались на защиту Родины от мала до велика. С самого первого дня в поддержку защитникам Отечества на войну поднимается и вся литература.

«Я буду сегодня с тобой говорить,

Товарищ и друг ленинградец,

О свете, который над нами горит

О нашей последней отраде...»

обращается к своим согражданам ленинградка Ольга Бергольц. Страшные дни блокады она стойко переносит в осаждаемом городе, наполняя свои стихи верой в неминуемую победу.

«Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете…»

Пишет А. Твардовский о наших земляках. 14 долгих месяцев шли кровопролитные бои на Ржевской земле.

«Плацдарм, для прыжка на Москву» - так А.Гитлер называл город.                            Среди наших земляков с Золотой Звездой героя мы видим воинов всех родов войск. Летчик истребитель Севастьянов таранными ударами сбивал самолеты противника. В село Первитино, Лихославского района ему поставлен памятник. Дважды звание Героя Советского Союза получил летчик Аллелюхин из поселка Кесова гора. В Пено установлен памятник отважной партизанке Лизе Чайкиной, а в Ленинградской области населенный пункт Молдуново назван в память героя Дмитрия Молдунова, закрывшего телом амбразуру вражеского дзота.

У каждого была своя война. Простые солдаты, вчерашние рабочие, колхозники, вырванные лапой фашистского зверя из своей обычной жизни, теперь здесь, на передовой, своей отвагой встречают страшную силу и мощь противника.

"Я как бы обижен за фронт и людей. Как это все могут жить, как жили, интересоваться, чем интересовались, когда они должны же знать какая это была война, сколько тысяч людей заглянули в ее жуткие глаза, пережили ни с чем не сравнимое и никогда об этом не расскажут!" С этими словами обращается А. Твардовский. Рассказать - вот главная миссия литературы военных лет. Рассказать чтобы знали все через пятьдесят, семьдесят и даже сто лет, какую тяжесть перетащили на себе наши прадеды.

Сам Твардовский из русской глубинки, уроженец Смоленщины - остро чувствовал настроения простых людей, колхозников, пахарей. Поэма "Василий Теркин" написана на основе личного опыта автора участника Великой Отечественной Войны. Жанр произведения - повествование-хроника:

"Книга про бойца

Без начала, без конца...» - охватывает всю историю войны от трагического отступления до Победы.

Стержнем поэмы является образ главного героя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе основные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата.

«Теркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

просто парень самим собой.

Он обыкновенный…»

Образ Теркина имеет фольклорные корни: "богатырь", "сажень в плечах", "весельчак", "человек бывалый". За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство сыновнего дома перед Родиной. Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд - бой, переход на новые позиции, ночлег в окопе. В своем герое Твардовский подчеркивает лучшие качества русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность Родине.

"Мать-земля, родная наша.

В дни беды и в дни побед

Нет тебя светлей и краше

И желанней сердцу нет…»

Тяжела война, страшны потери, но самый большой урон - это уныние, отчаяние, безверие. Солдату нужно крепиться. В этом вся идея Теркина - зло не может быть бесконечным и безнаказанным.

"Я одну политбеседу повторял - не унывал,

Не зарвемся, так прорвемся.

Будем живы - не помрем

Срок придет - назад вернемся,

Что отняли - все вернем…"

Василий Теркин стал любимейшим героем - каждый фронтовик узнавал в нем себя.

В газете "Военная правда" тех дней писали: «В тяжкий для Родины час появился Василий Теркин, труженик - солдат, с горячем сердцем, с народной сметкой и хитрецой, мастер на все руки и мечтатель, влюбленный в свою родную землю, святой и грешный русский человек. В его непреклонной вере в победу, неиссякаемом море и не истощаемой бодрости отразился характер русского солдата, дух народа воина, ведущего святой и правый бой ради жизни на земле». Таким полюбили Теркина бойцы-читатели, такой Теркин живет в землянках, пылит по фронтовым дорогам с матушкой пехотой, балагурит у походной кухни, греется у костров на привалах, мокнет под дождями, мерзнет в сугробах, зло и яростно бьет немцев, и день ото дня учится бить их еще лучше. Кто же он, наш друг, наш сослуживец, наш земляк смоленский, наш старый знакомый Василий Теркин? Где найти его? В какой роте он воюет? На какую полевую почту ему писать? Да есть ли такой на самом деле?»

Быть может и нет в Красной Армии солдата по имени Василий Теркин, но важнее не реальность персонажа, а правдивость в выражении черт русского война.

Писатель М. А. Шолохов с первых же дней войны не остается равнодушным к судьбе своей страны и своего народа. Он искренне верит в победу и сам рвется на фронт.  В списке его наград орден Отечественной войны I степени, медаль «За оборону Москвы», медаль «За оборону Сталинграда», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».                             С 1941 по 1945 служит военным корреспондентом, ибо считает, что не имеют право писатели, описывая события страшных дней, использовать только перо, а не солдатский штык.                                                                                                                                             22 июня он выступает перед мобилизованными станичниками:                                          «Со времен татарского ига русский народ никогда не был побежденным, и в этой отечественной войне он непременно выйдет победителем... Донское казачество всегда было в передовых рядах защитников священных рубежей родной страны. Мы уверены, что вы продолжите славные боевые традиции предков и будете бить врага, как ваши прадеды бивали Наполеона, как отцы ваши громили кайзеровские войска».                                                                                                                После войны , в 1950 году в статье «Не уйти палачам от суда народов» создает образ победителя:                                                                                                                              «…Хорошее имя Иван! Иванов миллионы в многонациональной Советской стране. Это они грудью прижимались к дулам немецких пулеметов, спасая товарищей по оружию от губительного вражеского огня, это они шли на таран в воздухе, прикрывая от бандитских налетов родные города и сёла, это они тонули в соленой воде всех морей и океанов, омывающих нашу Родину, и в конце концов спасли человечество от фашистской чумы, распростершей над миром черные крылья…                                                                                                                Символический русский Иван — это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминучей гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины.

Хорошее имя Иван!»

              В конце 1956г. М.А.Шолохов публикует свой рассказ "Судьба человека" о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу Родине.  Это уже другая война – не та, которую знал Теркин. Андрей Соколов - скромный труженик, отец большого семейства жил, работал и был счастлив, но грянула война. Соколов, как и тысячи других, ушел на фронт. Все тяготы священной войны выпали на его долю: был контужен и попал в плен, кочевал из одного концлагеря в другой, пытался бежать, но был пойман. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но русская гордость и человеческое достоинство помогали находить в себе мужество и всегда оставаться человеком. В рассказе в подтверждении тому приведен отличный пример о несгибаемости человеческого духа. Когда комендант лагеря вызвал Андрея к себе и пригрозил, лично расстрелять, пленный не потерял человеческое лицо, и, будучи голодным и изможденным, не поднял рюмки за победу Германии. На фронте и в плену таковы случаи не единичны, хотя Андрей Соколов представлен автором не как образ собирательный, а прототип вполне реального рассказчика, повстречавшегося ему в послевоенные годы. Садист-комендант зауважал пленного и вместо обещанного расстрела наградил Андрея куском хлеба и сала. Этот подарок – настоящую драгоценность для голодного – герой не утаил, а честно разделил между своими товарищами по лагерю.                                                                                                   Всю свою лагерную жизнь Андрей Соколов грезит родным краем, вспоминает жену Ирину и своих дочерей, разговаривает с ними про себя, обещает скорейшей победы и неминуемой встречи. Позже – когда советские войска переходят к беспрерывному наступлению - Андрей все - таки находит возможность бежать, прихватив с собой инженера в чине майора, которого возил на машине. Ярко описывается встреча бывшего пленного с первыми пядями родной земли. Андрей падает на колени и целует её, обнимает бойца-пограничника и повторяет «Я – свой».                                                                                                                 Но М.А. Шолохов нам показывает героизм русского человека не только в борьбе с врагом. Страшное горе постигло Андрея Соколова еще до конца войны - от бомбы, попавшей в дом, погибли жена и две дочери. Тяжело герой переживает известие и утешение старается найти в поисках сына Анатолия ушедшего на фронт. Наконец поиски дают плоды – от Анатолия приходит весточка. Вот уже на подступах к Берлину Сколов ждет встречи, мечтает по-стариковски как женит сына и заживет при молодых, нянчая внучат и занимаясь плотничеством. 9 мая утром, в самый День Победы Анатолий погибает от пули снайпера, оставляя своего отца окончательно одиноким. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу 5 лет, у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. Соколов говорит: "Ночью - то погладишь его сонного, волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становиться легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…". Всей логикой своего рассказа Шолохов доказал, что его герой не может быть сломлен жизнью, потому что в нем есть то, что сломать нельзя: человеческое достоинство, любовь к жизни, родине, к людям, доброта, помогающие жить, бороться, трудиться. Андрей Соколов прежде всего думает об обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, человечеством. Это для него не подвиг, а естественная потребность. И таких простых чудесных людей много. Именно они и выиграли войну, и восстановили разрушенную страну, чтобы жизнь продолжалась дальше и была лучше, счастливее. Поэтому Андрей Соколов близок, понятен и дорог нам всегда.                                                                                                   Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу – этими качествами проникнуты все главные герои произведений о войне. Они никогда не устареют и не станут неактуальными. Даже в мирное время встречаться мужественно, лицом к лицу с жизненными трудностями можно научиться у героев той войны. «Читайте Быкова!» - призывает литературный критик Игорь Дедков и не напрасно. Главной остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок.                                                                                                                 Сам Василий Владимирович Быков стал участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истрибительная противотанковая артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести павшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет.                                                                                                             Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть “Сотников”.
На первых страницах повести перед нами предстают два бойца одного из партизанских отрядов — Сотников и Рыбак, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но мы видим, что бойцы в неравном положении: Сотников идет на задание с тяжелой простудой. А на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если болен, отвечает: “Потому и не отказался, что другие отказались”. Эти слова Сотникова говорят о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости.
По ходу повествования главных героев преследует одна неудача за другой. Во-первых, оказался сожженным хутор, где они надеялись достать продовольствие. Во-вторых, Сотникова ранили в перестрелке с врагом. Интересна такая деталь — автор внешнее действие сопровождает действием внутренним. Особенно это заметно в развитии образа Рыбака. Сначала Рыбак немного недоволен Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Это легкое недовольство сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Но Быков показывает вполне достойное поведение Рыбака, который помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения.                                                                                                                 По натуре Рыбак не предатель и тем более не замаскированный враг, а нормальный человек со своими достоинствами и недостатками. Рыбак — крепкий и надежный парень, в котором живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Но таков он в обычной боевой обстановке. Оставшись же наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченным фашистами, Рыбак срывается. И когда он попадает в плен, в его душе происходит надлом. Он хочет жить. Боец не хочет предавать родину, пытается найти выход из той ситуации, в которой он оказался.                                                                                                                                                           Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим. Но Сотников не ошибся, предвидя то, что мощная гитлеровская машина уничтожит Рыбака, что хитрость обернется предательством.                                                                                                                                                           Финал повести весьма трагичен: бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого жизнь Рыбака, ранее такая дорогая ему, вдруг теряет свой смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве. Но и это ему не удается сделать, так как полицаи сняли с него ремень. Такова “коварная судьба заплутавшегося на войне человека”, — пишет автор.                                                                       А что же Сотников? У него иной путь. Он выбирает смерть, тем самым пытаясь спасти ни в чем не повинных людей. Героическая смерть ради спасения жизней других людей — вот единственный возможный для него путь. Ведь не зря перед казнью Сотников заметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей маленького мальчика в старой отцовской буденовке. Боец улыбнулся ему одними глазами, подумав при этом, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть.                                                                                                                                             "Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику…".              Это строки из повести Василя Быкова, которая называется "Обелиск". Книги о героях минувшей войны создаются, и обелиски им возводятся. На этом значились пять имен подростков, погибших во время войны, а через годы появилось еще одно имя - их учителя Алеся Ивановича Мороза.

Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, но не оставившего детей несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру?                                                                       Повесть В.Быкова звучит как реквием о них, становится литературным обелиском, им посвященным. Но этим обращением к прошлому не исчерпывается содержание произведения.                                                                                     Повесть пронизана характерной для творчества Быкова атмосферой раздумья, она раскрывает сердце читателя для восприятия нравственного смысла подвига. Автор строг к себе и своему поколению, потому что подвиг периода войны для него - основная мера гражданственной ценности и современного человека.                                                                                                                               При прочтении у читателя возникает вопрос: а был ли подвиг? Ведь учитель Мороз за войну не убил ни одного фашиста, работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Несправедливость подобного сомнения очевидна. Ведь учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали его пятерых учеников и потребовали прихода его, Мороза. В этом и есть подвиг. Правда, в самой повести автор не дает однозначного ответа на этот вопрос. Он вводит две противоречивые позиции: Ксендзова и Ткачука. Ксендзов как раз убежден, что подвига не было, что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.                                                                       Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон Миклашевича, который, как и Мороз, преподавал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича.                             У таких, как Ксендзов, есть достаточно доводов против Мороза: ведь тот сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу. Но комиссар Ткачук знает больше: он проник в нравственную сторону поступка Мороза. "Не будем учить мы - будут оболванивать они" - вот принцип, который ясен учителю, который понятен и Ткачуку, присланному из партизанского отряда, чтобы выслушать объяснения Мороза.                                                        Оба они познали истину: борьба за души подростков продолжается и во время оккупации. Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель,- ложь, фарисейство. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги-изуверы используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей.                                                         И он пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех - и его и ребят. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал морозовскую "закваску" своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: "Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать". В повести, таким образом, намечены путитрех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признаваемый...                                                                                                                                                           Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, непохожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищить девушку, была возможность выбора. Поступить именно так или не поступать? Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них дейсвовал, руководствуясь судом собственной совести.                                                         Спор, который ведется в повести "Обелиск", помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты.                            Произведения, о которых было сказано не даром собраны воедино как образ русского солдата. Они помогают наиболее полно раскрыть его. Василий Теркин вобрал в себя подвиги на передовой, Андрей Соколов тяготы плена, Сотников, Рыбак, Мороз, Миклашевич вопросы совести в таком нелегком испытании как война. Эти герои несоизмеримо дороги и по сей день. На их примере должно учиться мужеству и стойкости, умению побеждать. Поколению наших прадедов особо присуще это умение. Там, на фронте, в плену, в оккупации они день за днем побеждали. Свои страхи, свои неумения, слабости и путем их преодоления воспитали, вырастили в себе боевой дух вчерашние мальчишки.

Информация о работе Образ солдата в русской литературе