Шпаргалка по "Русской литературе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:05, шпаргалка

Краткое описание

1. Ранняя драматургия Островского. Проблематика и поэтика. («Свои люди –сочтемся», «Бедность не порок»)А.Н.О. – комедиограф.Журавлева А.И.
2. Конфликт пьесы «Доходное место». .(1856). Сопоставить Жадова и Чацкого
..
16. Проблематика и поэтика «Преступление и наказание»

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 314.50 Кб (Скачать)
  1. Ранняя драматургия Островского. Проблематика и поэтика. («Свои люди –сочтемся», «Бедность не порок»)А.Н.О. – комедиограф.Журавлева А.И.

Худ-ые принципы его драм-гии во мн. Опр-тся ее адресатом. О. считал, что наибольшее воспитательное знач. для зрителей имеет бытовая и историческая драматургия. Создавая бытовой репертуар, он стремился, чтобы зрители узнали на сцене себя, увидели со стороны свои слабости и пороки, свои смешные стороны. Б-во пьес О.строит так, чтобы зрители поверили в возможность исправиться, измениться, стать справедливыми и добрыми, в то, что путь к нравственному возрождению ни перед кем не закрыт.

О. начинает как бытописатель натуральной школы. С этнографической точностью, подробно, во всех деталях описывает быт купеческого Замоскворечья, еще не отраженного в литературе слоя русской жизни. В пьесе «Свои люди - сочтемся» быт купеческого Замоскворечья проанализирован, социально объяснен, истолкован и осужден нравственным приговором искусства.

Новый взгляд на быт, иное понимание быта - в москвитянинский период. В это время сложились определенные взгляды писателя на жизнь, и среди этих убеждений, возникших в молодой редакции «Москвитянина», было убеждение в непреложном примате живой жизни над любой схемой и теорией.. В комедиях москвитянинского периода патриархальный быт идеализирован. Но не приукрашен, а современный автору быт «темного царства». Этого в пьесах О. нет. Быт идеализирован в том смысле, что в идеальном, неискаженном, где-то и когда-то быть может в отдельных чертах и существовавшем народном быту писатель видит идеал человеческих отношений.

Островский понимает быт как бытия, как непреложной формы существования человека, вообще людей, общества. Этим определено место быта в жизни, изображаемой в его произведениях. Этим опр-ны и характерные для пьес О. сюжетные мотивы: борьба за кусок хлеба, за свой угол, мечты о доме, приискание невест, хлопоты о женихах, свахи, даже мечты о новой косыночке. Все это для О. не низкие житейские дрязги, а естественное стремление человека, живая жизнь. Любовь - вечная тема искусства - у О. это почти всегда стремление создать семью, зажить своим домом.

В худ. мире О. в быте всё в нем растворено - хорошее и плохое, великодушие и преступление, беда и счастливый поворот судьбы. Всё это диалектически увязано, переходит одно в другое, взаимно переплетается и проникает друг в друга; выступает как проявление живой, многогранной жизни. Случайности в таком мире закономерны. Они, даже когда иной раз и носят характер театральной условности, воспринимаются как реально жизненные («бывает ведь и такое» - вот их формула).

Мечта, страсть, порыв  и идеология, теория - вот еще две  стороны жизни, которые в пьесах Островского всегда соотнесены с  бытом. Катерина гибнет, потому что  ее страсть, ее любовь не может облечься в бытовые формы. Погибнет и Лариса. Откажется от любви Негина. Рушатся теории Жадова. О. не идеализирует быт и не смотрит на него как на нечто неизменное. Он считает быт необходимым условием существования человека.

Пьесы "москвитянинского периода" как патриархальная утопия

Комедия «Свои люди - сочтемся», воспринятая как новое слово  русской драматургии, сразу приковала  к молод. писателю требовательное внимание лучшей части рус.общества. От него ждали успехов в избранном направлении. Поэтому пьесы «москвитянинского периода», ставящие совершенно иные задачи, вызвали разочарование в революционно-демократическом лагере и подверглись серьезной критике.

«Свои люди - сочтемся»  действительно пьеса о купечестве, о его деловой практике. О. - мастер речевой характеристики. Он наделяет своих персонажей речью, раскрывающей их внутренний мир. Большов - глава семьи - черствый и холодный человек. Он грубо обращается со всеми членами своей семьи, в том числе, и к Липочке: "Липа, поди сюда"..Хуже, как силой возьму!" Он даже не хочет слушать мнение своей дочери, для него ничего не значит ее нежелание выходить замуж за приказчика: "Как де не бывать, коли я того хочу? На что ж я и отец, коли не приказывать?" Он кидает в ее строну упрек: "Даром, что ли я ее кормил?" Он считает, что он может распоряжаться судьбой своей взрослой дочери: "Молчи лучше! Велю, так и за дворника выйдешь".О. показывает Большова как жестокого и очень властного человека, деспота. Его речь раскрывает его истинный характер, что подтверждает слова автора, что у него нет не только ни одного характера или положения, но нет и ни одной фразы, которая бы строго не вытекала из идеи. 

Приказчик Подхалюзин - центральный  персонаж комедии «Свои люди —  сочтемся». Свои далеко идущие планы (завладеть  имуществом хозяина и жениться на его дочке Липочке) П. проводит в жизнь аккуратно и постепенно. Верный подручный Большова, П. до поры до времени так и стелется перед хозяином. Его реплики в диалогах с ним — сплошные поддакивания: «Уж это как водится», «Наше дело подначальное», «Это опять-таки, Самсон Силыч, как вам угодно-с» и т.д. Он легко завоевывает доверие Большова. Зная его самодурство, он в самый ответственный момент сговора, когда Липочка всерьез заупрямилась («Не пойду за такого противного!»), аккуратно «подкладывает» реплику, решившую все дело сватовства в его пользу: «Тятенька, видно, не бывать-с по вашему желанию». А Липочку Подхалюзин любит не шутя. Он на все для нее готов: и «скверную» жилетку сменить, и бороду обрить, и одежды накупить, «какую чудней», и «капидонами» потолок нового дома украсить. Собираясь в деле ложного банкротства «попользоваться чем-нибудь лишним», Подхалюзин уговаривает себя, что в этом «греха нет никакого», т.к. Большов сам других обманывает, «так какая же здесь совесть». Добившийся исполнения желаний, П. живет в довольстве и покое. Приход Большова из долговой ямы нарушает его душевный мир. П. «мягко стелет словами», но платить кредиторам отказывается. И все же усвоенная с детства (не без влияния Большова) «торговая наука», закоснелость в мошенничестве дают трещину. Ему становится «жаль тятеньку, ей-богу, жаль». На мгновение просыпается живое чувство жалости, но это именно мгновение: «жаль тятеньку», но денег «жальче».

 

 

  1. Конфликт пьесы «Доходное место». .(1856). Сопоставить Жадова и Чацкого

Драма воспроизводит  жизнь, передавая поступки и речь людей. Именно в конфликтах между людьми, в столкновении разных взглядов, убеждений, нравственных представлений и в конфликтах внутренних, когда в сознании человека борются противоречивые мысли и чувства, полнее всего раскрывается человек и общество, в котором он живет. Комедия Доходное место (1857). О. выводит на сцену разночинца-труженика, бедного интеллигента, убеждения которого приходят в трагическое столкновение с действительностью. Василий Николаевич Жадов, окончив университет, мечтает жить честным трудом, бороться против взяток и вообще всякой неправды. Эти благородные стремления он надеется совместить с добросовестной чиновничьей службой. Островский показывает наивность и несостоятельность подобных стремлений. В бюрократическом мире чиновник не может оставаться добродетельным. Разговоры Ж. о правде и добре кажутся его сослуживцам странными, опасными. Общественное мнение: не пойман - не вор, - говорит Ж-ву его дядюшка, высокопоставленный чиновник Вышневский. В поучение племяннику Вышневский рассказывает, как в губернском городе смеялись над честным чиновником, который жил на одно жалованье с большой семьей и потому сам шил себе сюртуки. И весь город уважал первейшего взяточника за то, что у него два раза в неделю бывали вечера. Конфликт с окр. средой становится особенно напряженным т.к. он затрагивает и семейную жизнь Ж.. Он женится по страстной любви на доброй и правдивой, но совершенно неразвитой девушке из мещанской семьи - Полине. Ж. надеется воспитать ее в духе высокого блаженства жить своим трудом. Полина любит мужа, но его идеалы ей совершенно чужды. Наученная матерью и сестрой, она старается заставить мужа жить, как все умные люди. И когда она делает вид, что уходит от него, Ж. не выдерживает. Внутр.конфликт кончается тем, что он идет к дядюшке просить доходного места.Рыдая, прощается Жадов с юношескими идеалами: ...буду сторониться, прятаться от своих прежних товарищей... не буду ходить туда, где говорят про честность, про святость долга... целую неделю работать, а в пятницу и субботу собирать разных Белогубовых и пьянствовать на наворованные деньги, как разбойники... да, да... А там и привыкнешь.Но Вышневский встречает племянника презрительной насмешкой: Не ты ли говорил, что растет какое-то новое поколение образованных, честных людей, мучеников правды, которые обличат нас, закидают нас грязью? Не ты ли? Признаюсь тебе, я верил. Я вас глубоко ненавидел... я вас боялся. Да, не шутя. И что же оказывается! Вы честны до тех пор, пока не выдохлись уроки, которые вам вдолбили в голову; честны только до первой встречи с нуждой! Слова дядюшки потрясают молодого человека. Он стыдится своей временной слабости и остается верен прежним идеалам. Выстраданные убеждения его стали отныне непоколебимыми. Уж теперь я не изменю себе,- говорит Ж. Трудно сказать, хватит ли у него сил на борьбу с общественным злом, но можно верить, он останется честным человеком. Так драматургический конфликт, положенный в основу Д.М. реалистически отражал столкновение враждебных друг другу общественных сил.

Жадов М/ч, недавний выпускник университета, Ж. является к дядюшке, высокопоставленному чиновнику, пылким обличителем чиновничьих нравов. Нетерпимость Ж., его резкость и непочтительность возмущают дядю, п-му он отказывает Ж. в ваканссии и в родств. поддержке. Ж. пылко влюблен в недалекую, но чистую сердцем Полину. Без средств, без состояния, с одними надеждами на будущее, Ж. все-таки сватается к ней и получает согласие на брак. Он предвидит трудн., кот. ожидают его. Но Ж. верит в людей, «весело и с надеждой» смотрит в буд. и готов перенести любые тяготы, но не уступить «миллионной доли» своих убеждений и идеалов. Через год, и обыденная, безжалостная повседневность подточила духовные силы Ж. Сцена в трактире — ключ.для понимания положения и душевного сост. Ж. Он встр-ся со старым приятелем, учит. Мыкиным; знак-ся с «веселым» адвокатом Досужевым; видит попойку чиновников, обмывающих первую крупную взятку Белогубова. Глазам Ж. открыв-ся три способа устроиться в жизни. 1.Сознат-ый аскетизм честного бедняка Мыкина несовместим с женитьбой и связан с непрестанными жертвами во избежание искушений. Путь Досужева — путь чел-ка «потерянного»: все принимать, ни во что не вникать, не лезть на рожон, брать с купцов деньги за «слезные прошения с орнаментами» и пропивать их. Белогубовское счастье: брать взятки, чтоб «рука не сфальшивила», жить «в довольстве» и быть «уважаемым» человеком. Ж. нач-ет понимать, что он «ребенок», не имеющий о жизни «никакого понятия». Свои претензии выссказ-ет и Полина, не склонна «сидеть дома» и работать «по велению мужа». Хочет «новую шляпку», «бархатное платье», «весело жить», а не прозябать в честн. труд. бедности. Боясь потерять жену, Ж. идет к дядюшке просить места «подоходнее». Только случайность, характерная для «крутых развязок» О., спасает Ж. от нравственного падения. Ж. вовсе не «Чацкий новой эпохи», каким он явился в начале пьесы. Он «не герой», а «обыкновенный слабый человек», загнанный «нуждой, обстоятельствами, необразованностью родных, окружающим развратом». О.говорил о нем: «Это — мишура; тряхнули, все и осыпалось». В «обыкновенности» обр.Ж. и заключается горькая ирония «общественной комедии» Островского

Чацкий Александр Андреич  – м. дворянин. Прогрессивный человек, хорошо образованный, с широкими свободными взглядами; истинный патриот. После 3-летного отсутствия Ч. вновь приезжает в МСК и появляется в доме Фамусова. Он хочет видеть Софью, кот. любил до отъезда и в кот. влюблен до сих пор. Но Софья очень холодно встречает Ч.. Тот недоумевает и хочет найти причину ее холодности. Оставаясь в доме Ф-ва, герой вынужден вступить в борьбу со многими представителями «фамусовского» общества (Фамусов, Молчалин, гости на балу). Его обличительные монологи направлены против порядков века «покорности и страха», когда «тот и славился, чья чаще гнулась шея». Ф. предлагает в качестве примера достойного человека Молчалина, Ч. произносит знаменитый монолог «А судьи кто?» Тут он обличает нравственные образцы «века минувшего», погрязшие в лицемерии, моральном рабстве и т. д. Ч. рассм-ет многие сферы в жизни страны: гос. службу, крепостное право, воспитание гражданина, просвещение, патриотизм. Везде герой видит процветание принципов «века минувшего». Осознавая это, Ч. испытывает нравственное страдание, испытывает «горе от ума». Ч. узнает причину холодности к нему Софьи – она влюблена в Молчалина. Герой оскорблен тем, что Софья предпочла его этому «жалчайшему созданию». Он восклицает: «Молчалины господствуют на свете!» Очень расстроенный, Ч. попадает на бал в фамусовском доме, где собрался цвет мск общества. Все эти люди тяготят Ч. Да и они не переносят «чужака». Софья, в обиде за Молчалина, распускает слух о сумасшествии героя. Все об-во выдвигает в качестве главного обвинения Ч. свободомыслие героя. На балу Ч. произносит монолог о «французике из Бордо», в кот. разоблачает рабское преклонение перед всем иностран.и презрение рус. традиций. В финале комедии Ч. откр-ся истинное лицо Софьи. Он разочаров-ся в ней, как и во всем остальном «фамусовском» общ-ве. Герою ничего не остается, как уехать из МСК


.. 

  1. Пьеса «Гроза» - драма или трагедия?

см. ст. Ю.В. Лебедев О  народности грозы. Историко-литературные очерки

Драма - один из трех основных родов художественной литературы, представляющий собой произведения, построенные  в форме диалога и обычно предназначенные  для исполнения на сцене. Трагедия - драматическое произведение, изображающее напряженную и неразрешимую коллизию, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя. Но гибель героя не есть его поражение, напротив, это как бы привилегия, а катастрофическая развязка - следствие непреодолимости конфликта. "Гроза" не трагедия, а именно драма, потому что вся пьеса пронизана иронией, потому что многие черты патриархального сознания зрителю середины XIX века прежде всего смешны: смешны рассуждения Феклуши, смешон страх перед громоотводами, смешно самодурство и бахвальство Дикого, смешна покорность Тихона. Но это драма с трагическим конфликтом, и Катерина - трагическая героиня. Весь пафос ее образа - в протесте против калиновского мира.

I. Литературоведы П. Вайль и А.Генис считают, что "Гроза" - это классическая трагедия. Правы ли они? II. "В "Грозе" классицистично все - характеры, типы, несоразмерность причин и страданий, нарушение масштаба эмоций и событий": 1) "говорящие" имена и фамилии. Статичность характеров. Кулигин - "рупор авторских идей"; 2) традиционный для классицистской трагедии конфликт между чувством и долгом (греховная любовь к Борису) разыгрывается в душе Катерины; 3) Катерина - истинно трагический герой, возвышающийся над своим окружением. III. Для трагического героя примирение на земле невозможно, поэтому пьеса заканчивается гибелью героини и катарсисом (очищением) зрителя (смотри слова Добролюбова).

“... Мир затаенной, тихой  вздыхающей скорби” изображает драматург, воплощая его события и характеры в образах персонажей драмы “Гроза”, и очевидно, что слова Н. Добролюбова помогают точнее дать жанровое определение произведения. “... Мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового безмолвия...” — но целый мир, а не фрагмент его, — мир, взятый во всей полноте своих проблем и коллизий. Драма, давно неподвластная законам классицизма, все же не претендует на всеохватность; в ней есть известная толика типичности, но не всеобщности. Трагедия — схватка сердец, кланов, поколений, эпох. “Ни света, ни тепла, ни простора...” — мир-тюрьма, темное царство.

Главным образом для  драматурга было воссоздание картины  нравов и психологических типов, определителем которых является принадлежность не к той или иной социальной страте (купец, крестьянин, дворянин), а к специфической нравственной группе. “Жестокие ругатели” были отнюдь не только среди купцов, но и среди, скажем, офицерства (столкновение Савела Прокофьича с гусаром), да и вечная женская забитость не помешала Марфе Игнатьевне Кабановой превратиться в деспотичную хозяйку, о которой наиболее точно отзывается Кулигин: “Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”.  
Очевидно, что О. на примере известных ему замоскворецких купцов выводит на сцену жителей Калинова не как портретную галерею русского купечества, а как панораму нравов всего общества, где человек зависит не от раз и навсегда предустановленной классовой принадлежности, а скорее от богатства, дающего силу, — будь он купец или дворянин. Это предвосхищение уже не может уложиться в рамки драмы, ибо одно дело — драма Катерины, драма ее жизни, и совсем другое — всемирная трагедия, типичным воплощением которой явились нравы жителей Калинова.

Информация о работе Шпаргалка по "Русской литературе"