Шпаргалка по "Русской литературе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:05, шпаргалка

Краткое описание

1. Ранняя драматургия Островского. Проблематика и поэтика. («Свои люди –сочтемся», «Бедность не порок»)А.Н.О. – комедиограф.Журавлева А.И.
2. Конфликт пьесы «Доходное место». .(1856). Сопоставить Жадова и Чацкого
..
16. Проблематика и поэтика «Преступление и наказание»

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

У Тургенева, кот. выступает как демифологизатор по отношению к романным схемам своего времени, имеется своя мифология. Сюжеты его произведений разыгрываются — и это уже неоднократно отмечалось — в трех планах: во-первых, это современно-бытовой план, во-вторых, архетипический и, в-третьих, космический. 1план .реализует коллизии, в кот. автор стремится отразить наиболее животрепещущие аспекты своей современности. Здесь его интересуют типы, в кот. он видит воплощение тенденций бурлящей вокруг него жизни и старается быть предельно злободневным. 2 план раскрывает в новом старое или, вернее, вечное. Типы современности оказываются лишь актуализациями вечных характеров, уже созданных великими гениями искусства. Злободневное оказывается лишь кажимостью, а вечное — сущностью. И если в 1 случае сюжет развивается как отношение персонажей м/у собой, то во 2 — как отношение персонажей к их архетипам, текста — к тому, что стоит за ним. 3 план — космический, природный. С его т.з., оба предшествующих бессмысленны. Своим присутствием он «отменяет» их. Реализуется он как смерть. В тексте его носитель— конец. Тургенев читался как бы на нескольких уровнях: одни читатели сосредоточивали внимание на злободневном изображении идейных конфликтов и считали возможным «не замечать» концовки или относить их за счет «непоследовательности» автора. Так, Писарев считал смерть Базарова легко элиминируемым элементом, лишь искажающим правдивость романа. В отношении персонажей к архетипам можно было усматривать литературную полемику (например, с романтизмом). Структура расслаивалась, и различные ее уровни имели различную историко-литературную судьбу. 

  1. Рудин как культурно-героический роман

см. кн. Марковича

http://www.roman.by/r-92253.html

http://e-lingvo.net/library_download_852.html

В одном из своих наиболее значительных романов — в “Рудине” – Т. попытался “вывести” героя эпохи в лице Дмитрия Рудин представить определенный человеческий тип, совмещающий в себе противоречия 60-х гг. 19 в. Фигура Рудина занимает центр. место в романе, на исключительную значимость этого героя указывает название произведения. Рудин — умный, интеллигентный человек. Он горячо и искренне верит в Разум и Добро и хочет, чтобы окружающие разделили его веру в высшие ценности. Впервые знакомя читателя с героем, Т.представляет его как “опытного говоруна”, обладающего “музыкой красноречия”. В своих речах Рудин клеймит позором лень, говорит о высоком предназначении человека, мечтает о том, чтобы Россия была просвещенной страной. Т. отмечает, что его герой “не искал слов, а слова сами послушно приходили к нему на уста, каждое слово лилось прямо из души, пылало жаром убеждения”. На большинство молодых людей речи Рудина производили огромное впечатление: они буквально заражали их, вызывая стремление воплощать рудинские идеалы в жизнь. Но были и такие, кто относился к его словам равнодушно и даже с опасением. Товарищ Рудина Лежнев думал о том, что “слишком красиво говорит Рудин, слишком обильны его речи”, но в них мало полезного. Сам Лежнев, лучше других знавший Рудина, давно определил для себя цену слова последнего. В разговоре с Александрой Павловной Лежнев раскрывает всю правду о Рудине, выявляя роковой разлад м/у обилием мыслей и отсутствием действий. Уже при первом общении с Натальей сам Рудин выдает неспособность и нежелание делать ч-л полезное и целенаправленное. Он говорит ей, что “пора отдохнуть”. Наталья, удивляясь, отвечает, выдавая свои мысли: “вы должны трудиться, стараться быть полезным. Кому же, как не вам.”. Эти слова вдохновляют Рудина, он воодушевленно и красиво говорит о своем долге, таланте, но автор снова дает понять, что хотя умным речам его героя нет конца и края, они останутся лишь словами. Т. отмечает, что “обилие мыслей мешало Рудину выражаться определенно и точно. Образы сменялись образами”, и “все мысли Рудина казались обращенными в будущее”, не имея никакого отношения к настоящей, реальной жизни. Т. постоянно подчеркивает, что Рудин говорит дельно, четко, складно, но на самом деле он совершенно беспомощен, а его проекты рушатся один за другим. когда Рудин хотел сделать реку судоходной, и у него ничего не вышло, так как владельцы мельниц провалили его замысел. Ничего не получилось и с педагогической деятельностью, и с агрономическими преобразованиями в деревне. И все неудачи Рудина от того, что в самые ответственные моменты он “пасует” и уходит на задний план, боится принимать какие-то серьезные решения, активно действовать. Он теряется, падает духом, а любое препятствие делает его безвольным, неуверенным в себе, пассивным. Яярко отмеченная черта Рудина в эпизоде последней встречи с Натальей Ласунской, кот. со всей горячностью любящею сердца надеется на понимание и поддержку со стороны любимого человека, на его смелый и отчаянный шаг, на такую же ответную реакцию. Но Рудин не может по достоинству оценить ее чувства, он не в состоянии оправдать надежд, боится ответственности за чужую жизнь и советует “покориться судьбе”. Своим поступком герой еще раз подтверждает мысль Лежнева о том, что на самом деле Рудин “холоден, как лед” и, играя в опасную игру”, “волоска не ставит на карту - а другие ставят душу”. Что же касается хрупкой, 18летней Натальи, кот. все считали еще юной, почти ребенком, и неопытной, то она оказалась куда сильнее и разумнее Рудина, сумела разгадать его сущность: “Так вот как вы применяете на деле ваши толкования о свободе, о жертвах”. Рудин признает это и сам: “Вы правы. Первое препятствие, и я рассыпался”. Он все-таки отступает, сдается. Даже в прощальном письме-исповеди он продолжает признаваться в своей несостоятельности, полностью подчиняясь сложившимся обстоятельствам и не питая надежд относительно собственного будущего: “Да, природа мне много дала; но я умру, не сделав ничего достойного сил моих, не оставив за собою никакого благотворного следа. Все мое богатство пропадет даром”. Через несколько лет Лежнев случайно встретит Рудина и отметит, как тот постарел, изменился, утратил былую пылкость. Жизнь Рудина оказалась бесплодной — в этом убеждается и он сам, и читатель. В эпилоге романа мы видим Рудина на разбитой баррикаде во время восстания. Рудин погибает, сраженный пулей. Речам и мечтам Рудина так и не дано было воплотиться в реальной жизни, он так и не сумел осуществить свои идеи на деле. Т. изобразил в романе типичного представителя молодой дворянской интеллигенции, указывав на то, что это люди талантливые, честные, обладающие незаурядными способностями. Но, по мнению автора, они еще пока не в состоянии решать сложные исторические задачи, у них недостаточно силы воли и уверенности для того, чтобы оставить значительный след для возрождения России.

 

 

  1. Проблема счастья и дома в романе «Дворянское гнездо».

см. ст. Марковича «Тургенев  и русский роман»

 

Роман стал для автора утверждением системы нравственных ценностей. Ему близка позиция Федора Ивановича Лаврецкого, чел-ка скромного и честного, доброго, искреннего. Испытав глубокое разочарование в семейной жизни и вернувшись в Россию, чтобы больше не встречаться с женой, Федор Иванович считает, что его дом «пахать землю и стараться как можно лучше ее пахать». Он верит в будущее России, в убеждения и силы молодого поколения. Он надеется на счастье в любви, но его чувство к Лизе Калитиной трагично. Получив известие о смерти жены, он надеется, что это правда, ведь тогда он будет свободен, но и боится этому верить, ему неловко, что он ждет смерти Варвары Павловны. Его объяснение с Лизой дает ему надежду на счастье, ведь настоящая любовь кажется ему единственной возможностью этого. Но возвращение Варвары Павловны наносит страшный удар мечтам и планам героев. Лиза считает, что это возмездие за ее «преступные» надежды и надо смириться. Она просит Федора Ивановича примириться с женой: это его долг, ведь «счастье зависит не от нас, а от Бога». Исполняя свой долг, она уходит в монастырь. Таким образом счастье, невозможное для героев, подменяется чувством долга в обстоятельствах, выпавших на долю героев. Есть и другие герои в романе Паншин, Варвара Павловна, для кого счастье это ложные, по мнению автора, ценности. Эти люди дорожат материальным благополучием, светским успехом, карьерой, шумными модными вечерами. Но они чужды и Лаврецкому, и Лизе не случайно она отказала Паншину, вызвав неудовольствие своей матери.

Время подтвердило, что  Лаврецкий в своем понимании  счастья, оказался прав. Несмотря на его  личную драму, жизнь продолжается, и до Калитиных снова полон веселой молодежи. Лаврецкий рад видеть счастливых молодых людей и, по мнению автора, «имел право быть довольным: он сделался действительно хорошим хозяином, действительно выучился пахать землю и трудился не для одного себя; он, насколько мог, обеспечил и упрочил быт своих крестьян». Честное исполнение своего долга дает герою душевное спокойствие и надежду на счастье для будущих поколений, ему есть о чем сожалеть, но стыдиться нечего. Поэтому с тихой и мудрой грустью приветствует он молодые силы, желая им счастья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Тип героя нигилиста. «Отцы и дети».

см.ст. Марковича «Кто такой базаров»

 

 

 

 

 

 

  1. Поэтика тургеневской повести.

см.ст. Муратова «Ася», «Первый  снег» + еще 2 любые

 

 

 

 

Поэтика тургеневской повести

Пора запостить что-нибудь полезное. Например, спецвопрос к экзамену по русской литературе 19 века,  собранный по принципу "с миру по нитке". 

 

Поэтика тургеневской повести («Ася» 1858 г., «Вешние воды» 1872 г., «Первая  любовь» 1860 г., мистические повести («После смерти/Клара Милич» 1883 г.,  «Песнь торжествующей любви» 1881) 

 

В 1850-х гг. Тургенев пишет повести «Муму» и «Постоялый двор», которые являются своего рода эпилогом к «Запискам охотника» и прологом к будущим романам писателя. Для «Записок охотника» характерна аналитическое разнообразие и эскизность характеров, очерковость художественного письма, ощущение России как целого. Это ощущение позволяет Тургеневу выйти на новую дорогу. Приступая к новым повестям, Тургенев мечтает о «простоте, спокойствии, ясности линий». Образ Герасима получился настолько емким, что тяготеет к символу. Он соединяет в себе все лучшие черты народных характеров из «Записок охотника»: рассудительность, практический ум Хоря, нравственную силу, любовь ко всему живому Калиныча, Ермолая, Касьяна. Появляются и новые штрихи: Тургенев поэтизирует вековую связь крестьянина с землей (влияние былин и поэзии Кольцова), наделяющей его богатырской силой и выносливостью. В финале повести «Муму» терпению Герасима наступает предел, кажется, что произойдет что-то грозное, но конфликт разрешается уходом в родную деревню. Путь домой торжественен и радостен, словно сама природа празднует вместе с героем освобождение. В повести «Постоялый двор» умный, рассудительный и хозяйственный мужик Аким по прихоти барыни лишается всего состояния. На смену ему является ловкий и цепкий деревенский хищник Наум. Подобно Герасиму Аким уходит со двора, становится странником. Вопрос в том, изменит ли что-то в крепостническом мире такая форма протеста?

Повести Тургенева периода ареста и Спасской ссылки получили высокую оценку в кругах славянофилов. «Русский человек остался чистым…святостью и правотой спасет общество». Но Тургенев видел великую общественную драму, трагизм в гражданской незрелости народа, которому нужны исторические деятели, способные изменить ситуацию. Таких героев писатель пытался найти в дворянском сословии. В ряде повестей, например, «Записки лишнего человека», «Яков Пасынков» он исследовал психологию «лишнего человека», что послужило подготовкой к написанию романа «Рудин».

В нем прозвучала мысль о трагичности  человеческого существования, о  мимолетности молодости, о несовместимости  людей разных поколений. Впоследствии эти мотивы усиливаются. Тургенев пишет  ряд повестей о зависимости людей  от неумолимого времени, от стихийных сил природы и любви. Он смотрит на человеческую судьбу с философской точки зрения. В повести «Поездка в Полесье» показана власть природы над человеком и сформирована концепция русского характера: мудрое спокойствие, сдержанность в проявлении духовных и физических сил.

В повестях конца 50-х – начала 70-х  годов («Ася», «Первая любовь», «Вешние воды») Тургенев развивает тему трагического значения любви. Любовь, подобно природе,  напоминает человеку о силах, стоящих над ним, учит готовности к самоотречению.

Повесть «Ася» была написана в Германии, после творческого кризиса, душевного надлома. В ней показана нравственно-психологическая история неудачной любви, когда счастье было близко, но не сбылось. Одно мгновение решило судьбу героев. Мгновение, в которое Ася с замиранием сердца ждала и не дождалась заветного слова любви.

Интрига начинается с сомнения рассказчика в том, приходится ли на самом деле Ася сестрой Гагину. Это сомнение возникает на основании наблюдений за противоречивым, неровным и необычным характером и поведением Аси. Ненавязчиво и как бы исподволь автор проводит читателя через историю восприятия образа Аси рассказчиком, сквозь нюансы его ощущений и отношения к ней, созвучные восприятию в данный момент им природы.

Вначале это умиротворенное спокойное любование образом прекрасной женщины – и природа кажется рассказчику соответственно такой же красивой, покойной и величаво-таинственной, наполненной сладостным томлением беспредметных ожиданий. Затем – возникшее близ развалин неприязненное чувство, вызванное Асиными детскими выходками на стенах, в которых угадывалось что-то напряженное, не совсем естественное. К любованию ее легкостью примешивается досада, ее перемены в поведении настораживают, черты ее изменчивого лица кажутся строже, проще – и природа предстает перед рассказчиком только “небольшой грядкой конопли” с сильным степным запахом, возбудившим тяжесть на сердце, жгучее и горькое волнение, досаду и тоску по родине. И затем настроение рассказчика снова меняется, становится созвучным спокойному и грустному пейзажу с хмурыми скалами и чистенькими деревеньками.

После рассказа Гагина образ Аси  обретает законченность и логичность, в какой-то мере предсказуемость, даже цельность. Сам по себе он является психологическим выражением нового духа времени.

По мнению С.Петрова  и Чернышевского, Ася – непосредственная, искренняя, живая девушка, которой нужен герой, необыкновенный человек. Но предмет ее любви – типичный «лишний человек», сомневающийся  и бесхарактерный, отступающий, когда жизнь требует от него решительного поступка. В этом Чернышевский видит причину несчастной любви рассказчика, а не в роковых законах самой любви.

Но у Тургенева все  не сводится к однозначному объяснению.  По своему психологическому методу Тургенев был антиподом Толстому, который беспощадным анализом добирался до последних глубин личности, выступал противником метода «диалектики души», будучи убежден в том, что первые движения зарождающейся жизни и любви не поддаются точному словесному обозначению.

Как отмечает Г. Курляндская, «в противовес Толстому, беспощадным анализом добиравшегося до последних подсознательных глубин души человека, Тургенев, убежденный в неразложимости душевных процессов, стремился уловить еще не осознанные движения чувств в их внешних зримых проявлениях». Поэтому в обрисовке ощущений героя и обращается к созданию пейзажной картины посредством (и глазами) своего персонажа. Этот метод достиг своей филигранности в повести «Ася».

Кульминация чувств рассказчика достигается  после сцены вальсирования с Асей под звуки Ланнера в тесной комнате. И преподносится читателю и даже осознается героем, как обычно, через восприятие природы, которая кажется ему потерявшей покой и величие. Чувства героя пока еще расплывчаты, они еще не созрели, чтобы оформиться в четкое желание. Развязка в повести – быстрая и внутренне логичная, вытекает из всего предыдущего состояния рассказчика, из его характера, взглядов, отношения к жизни.

В повести «Вешние воды» показана история еще одной неудачной любви, которая могла бы закончиться счастливо, если бы не слабость героя, который предал свою невесту ради безнравственной женщины, жены человека, с которым он учился. В ней также, как и в «Асе», «Первой любви» присутствует мотив воспоминаний героя.

Повесть «Первая любовь» носит автобиографический характер. Зинаида Засекина – один из самых удачных женских образов в творчестве писателя (по его мнению), она воспринимается как натура чистая, ищущая и страстная, одержимая святой неудовлетворённостью, способная на дерзкое самоотречение и на протест.

Главный герой в трёх этих повестях - не устроитель своей судьбы. Скорее - разрушитель. Любовь в представлении  Тургенева - это стихия, она не подвластна человеку, заставить её служить своему счастью человек не может. Не сказанное  вовремя слово превращает уже почти совсем счастливого человека («Ася») в одинокого бессемейного бобыля. В «Первой любви» Володя ещё менее виновен в своём несчастии. И вообще, в сложившейся ситуации никто не виноват - это силы судьбы, путь рождающегося чувства неведом. Сложнее с Дмитрием Павловичем Саниным. Это какая-то квинтэссенция необъяснимого, и лишь приёмами искусства, словами Тургенева можно определить, что же всё-таки произошло. Чистые, высокие, платонические силы любви вступают в противоборство с устремлениями низменными, животно-чувственными, причём автор показывает, что и чувственность может быть прекрасной и опасной - она может увлечь человека в пропасть. Сила искусства - прямая помощница и пособница силы любви, потому что искусство неизменно стремится заглянуть “куда-то, куда не следует заглядывать человеку”.

Информация о работе Шпаргалка по "Русской литературе"