Шпаргалка по "Русской литературе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:05, шпаргалка

Краткое описание

1. Ранняя драматургия Островского. Проблематика и поэтика. («Свои люди –сочтемся», «Бедность не порок»)А.Н.О. – комедиограф.Журавлева А.И.
2. Конфликт пьесы «Доходное место». .(1856). Сопоставить Жадова и Чацкого
..
16. Проблематика и поэтика «Преступление и наказание»

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

 

В.Г. Белинский увидел в первом романе Ф.М.Достоевского "Бедные люди" "зарождение русского социального романа". Тема "маленького человека" является одной из сквозных тем русской литературы. Первым ее затронул А. С. Пушкин в повести "Станционный смотритель" и поэме "Медный всадник". Продолжателями этой темы явились Н. В. Гоголь, создавший в "Шинели" бессмертный образ Акакия Акакиевича, М. Ю. Лермонтов, противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Максима Максимыча. С этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на любовь и сострадание — право на счастье.

 

Можно утверждать, что если для  Пушкина, Лермонтова и Гоголя их, маленькие  человеки" — только один из разнообразия типов героев, то для Достоевского "бедный, маленький человек" основной герой, иногда кажется, что больше его никто не интересует. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиции русской литературы, но и дополняет ее, так как открывает новый аспект этой темы. Достоевский становится певцом "бедных людей", "униженных и оскорбленных". Поэтому творчество Достоевского так цельно тематически. Своим творчеством Достоевский пытается доказать, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание. Как верно заметил Белинский, "Гоголь только первый навел всех… на эти забитые существования в нашей действительности, но… г. Достоевский сам собою взял их из той же самой действительности".

 

Нужно сказать, что когда я впервые взялась за чтение письма М. Девушкина Вареньке, он мне показался даже не бедным, а жалким, и должно было пройти время, чтобы я снова прочла этот роман и под другим углом взглянула на его героев. Главные герои романа — Макар Девушкин, полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и Варенька — девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия. Как и Гоголь в повести "Шинель", Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного "маленького человека", живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Форма романа в письмах позволила писателю точно передать психологию "бедных людей", их душу. Автор сочувствует своим героям, показывает красоту их души и внутреннее благородство.

 

Гораздо позднее мне стало понятно, что задача Достоевского состояла в том, чтобы научить читателя сочувствовать этим безропотно терпящим нужду "бедным людям". Писателя волнует проблема самосознания человека, но вместе с тем судьба главных героев изображается на широком фоне повседневной жизни Петербурга. Писатель окружает героев их социально-психологическими "двойниками", история каждого из которых представляет как бы еще один типичный, возможный поворот судьбы Девушкина и Вареньки. Тем самым писатель подчеркивает закономерность, всеобщность их трагической социальной судьбы. Не случайно роман получил высокую оценку прогрессивных русских критиков, а В. Г. Белинский сказал о нем: "… Роман открывает такие тайны жизни характеров на Руси, которые до него и не снились никому".

 

Достоевский отдает Вареньку помещику Быкову. Психологически точно показывая, как это уничтожает личности обоих: Девушкина и Вареньки.

 

В этом нет "разгромного обличения  российских порядков", в этом особенность  философии Достоевского. Тема "бедных людей", и особенно ее социальный аспект, была продолжена автором в "Преступлении и наказании". Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины страшной нищеты, которая унижает достоинство человека. Местом действия романа становится Петербург, причем самая бедная часть города. В этом произведении не встретишь описаний парадной столицы, все серо, грязно. Федор Михайлович создает обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывается в душу "маленького человека" и открывает в нем залежи огромного духовного богатства.

 

Моральные и физические муки "маленьких  людей, смерть и страдания – без  этого не обходиться ни одно произведение Достоевского. Перед нами разворачивается  жизнь семьи Мармеладовых. Мармеладовы — люди, задавленные жизнью. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше "некуда идти". Измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Екатерина Ивановна. Соня идет на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти. Нужно истинно христианское всепрощение, чтобы смириться с подобным существованием людей, и автор мирит читателя с ним.

 

Вероятно, такое нагнетание социальной несправедливости продиктовано желанием автора вызвать у читателя протест. Он показывает, как тяжела судьба семьи Родиона Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение. Сам же Родион, всем своим естеством противящийся тому состоянию жизни, которое он видит, задумывает преступление, корни которого отчасти лежат в сфере социальных отношений в обществе, в отношении общества к человеку. Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, — это деньги. Достоевский делает Петербург городом безнравственным, городом, в котором утрачено представление о высших ценностях, и прежде всего — о гуманности.

 

Я думаю, что образы бедных, раздавленных обстоятельствами жизни людей, созданы  автором для того, чтобы вызвать в читателе протест против социальной несправедливости, против унижения человека. Души "бедных людей" могут быть прекрасны, полны душевной щедрости и красоты, не сломлены тяжелейшими условиями жизни. Разве можно сравнить красоту Дуни с тупым самодовольством Лужина или бросить камень в Сонечку, которая становится воплощением того нравственного идеала, который утратил Раскольников?

 

Некоторые критики называют произведения Достоевского "чисто русской экзотикой". Действительно, не каждый свободен оценить его жестокую правду о русском человеке. Миропонимание Ф. М. Достоевского базируется на одной непреходящей фундаментальной ценности — на любви к человеку, высоком гуманизме. Писатель опровергает социальные теории, в которых говорилось о необходимости и возможности пожертвовать жизнью нескольких людей ради счастья остальных. По мнению Ф. М. Достоевского, все люди перед Богом равны, нет "маленьких" и "великих", каждый человек — высшая ценность.

 

В наше время, когда окружающий мир  в очередной раз раскололся на очень богатых и очень бедных людей, творчество Достоевского выглядит очень актуальным.

 

 

  1. Проблематика и поэтика «Преступление  и наказание»

Проблематика

Основой сюжета:убийство, совершенное гл.героем. Р. Р. – «м/ч, исключенный из студентов университета» и «живущий в крайней бедности», – за полгода до совершения преступления написал ст., в кот. высказал свой принцип разделения людей. Он убежден, что «люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)... и собственно на людей, т.е. имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Своей теорией Р. пытался решить вопрос, кто из людей должен жить, а кто умереть. Замышляя убийство старухи-процентщицы, Р. оправдывал себя тем, что на ее деньги он мог бы совершить тысячи добрых дел, а глав. избавить от нищеты свою мать и сестру. Одновременно с этим Р. стремился проверить, к какому разряду людей, согласно его теории, принадлежит он сам: «Тварь я дрожащая или право имею?» Преодолев все сомнения и переступив через себя, он совершил убийство, но никакие «добрые дела», совершенные им после этого, не оправдали его поступка и не принесли ему ожидаемого удовл-ния. На протяжении всего повествования идет внутр. борьба героя с самим собой – в сознании, в подсознании, во сне и наяву. Это борьба проявилась в его поступках (оставляет деньги у Мармеладовых, но потом жалеет об этом; на бульваре – пытается спасти девочку, но потом отрекается от нее.).  В критический момент жизни судьба свела Раскольникова с Соней Мармеладовой. К моменту их встречи он уже был преступником, а она продажной женщиной, зарабатывающей на жизнь «желтым билетиком». Каждый из них по-своему переживает свое падение и размышляет над тем, к какому исходу оно может привести в будущем. Но их души еще не очерствели и готовы понять и принять чужую боль. Р. сразу понял, что судьба не случайно свела его с Соней, но им вдвоем предстоит пройти тяжелый путь. Р. рассказал Соне о том, что это он убил старуху и Лизавету. Он надеялся, что Соня его морально поддержит, взяв его тяжкий грех на себя. Но «тихая» девушка, живущая по христианским заповедям, разрушила его теорию простой логикой жизни и помогла Раскольникову вернуться к нормальной жизни. Герой нашел в себе силы признаться в совершенном преступлении, за что был осужден и отправлен на каторгу. Ссыльные презирали и ненавидели Р., чувствуя, что он считает себя выше и лучше их, хотя в оказавшемся положении все должны быть равны. Но благодаря Соне пришел момент, когда его душа очистилась и возродилась к жизни. Он понял, что искупить все страдания можно только бесконечной любовью. Одновр. с этим поменялось его поведение и отношение к нему окружающих. За свои убеждения Р. заплатил дорогой ценой. Свою теорию он проверил на себе. Фактически он убил других, а духовно – себя. Но под влиянием любви и прощения, воплощенных в образе Сони Мармеладовой, он убедился в ложности своего пути. Любовь Сони спасла его, и благодаря этому он смог переродиться и начать новую жизнь.

Поэтика Д.стремился проследить «психологический процесс преступления». "Пин" считается произв., где ярко обозначилось своеобразие психологизма писателя. В ром. имеет знач. все: и числа, и имена, и фамилии, и петербургская топография, и время действия, и ситуации, в кот. попадают герои, и даже отдельные слова. Д. доверял своему чит-лю, п-му многое не договаривал, рассчитывая на духовное приобщение чит-ля к своему миру. В дух. мире имеет знач. и разное положение топора во время убийства Р-вым старухи и Лизаветы, и описание внешности Р, и числа «7» и «11», «преследующие» гл. героя, и часто упоминаемый желтый цвет, и слово «вдруг», незаметные на 1 взгляд, детали.  Язык и стиль ром. отлич. естественностью и непосредственностью.язык. У Д-ого своя, специфичная, отличная от др. писат. 19 в., манера изобр-ния. Ускорениями и замедлениями, ритмом, повышением и понижением речи, паузами, он помог. чит-лю ощутить невидимое движ-ие жизни. Д. с б. мастерством показал раздвоение гл. героя, используя: прерывистость речи Р., дисгармонию его синтаксиса, контраст м/у внешней и внутр формой речи героя. Методы создания псих-ого рисунка чрезвычайно разнообразны. Д. считал, что чел-к – сущ-во очень слож. и его внешний вид не отражает его сущность. Важным для Д.о явл-ся костюм героя или деталь в нем, отражающая хар-р персонажа. Лужин: щегольской костюм, великолепные перчатки- желание выглядеть моложе и производить выгодное впечатление на окр-их. Портрет СП, :уменьшительными словами: «крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела». Портрет служит раскрытию идеи героя. Свидригайлов: его глаза смотрели «холодно, пристально и вдумчиво»-можно представить всего Свидр., для кот.все безразлично и кот. все позволено.У Дуни глаза «почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые»; у Р. «прекрасные темные глаза», у Сони «замечательные голубые глаза». Д.впервые проявил себя не только как психолог, но и как философ, так как в центре повествования – борьба идей, борьба добра и зла, определяющая сюжет романа. Он не дает прямых хар-ик ни герою, ни той ситуации, в кот. он оказ-ся. Дает возможность чит-лю самому во всем разобраться. Д. стремился к детальному воспроизведению внутр. жизни Р. Важн. ср-вом хар-ки яв-ся поступки героев. Но Д.в б. мере обращает вним. на то, под влиянием чего совершаются эти поступки: совершает чел-к, ведомый чувством или под влиянием разума. Поступки, соверш-ые Р.бессознательно великодушны и благородны, но под влиянием разума он совершает преступление (преступл. совершено от ума). В доме Мармеладовых, Р.инстинктивно оставил деньги на подоконнике, но уходя из дома, он пожалел об этом. Противопоставл. чувств и рац-ных сфер важно для Д., кот.понимал личность как соед. двух начал – добра(чувство), и зла (разумом). Чувств. сфера - изначальна, божественной природой человека. Ч-к – это поле битвы м/у Богом и Дьяволом. Важным сред-ом внутр. самораскрытия героев: диалог/монолог. Форма: монологи -ф. спора героя с самим собой. Он одноврем. высказывает противополож. т.з. на происход. Монологи диалогичны, и в этом проявляется полифонизм. Диалог: охар-вать как монологический - т.к. спор героя с самим собой, а не с собеседником. Время в романе сначала течет медленно, затем ускоряется, на каторге растягивается и совсем останавливается при воскрешении Р. Оно объедин.Н,ПР,БУД,. Напряженность псих. конфликта усугубляется: субъективной трактовкой вр.; оно может остановиться (в сцене убийства старухи) или лететь с лихорадочной быстротой, и тогда в сознании героя мелькают, как в калейдоскопе, лица, предметы, события. Еще одна особенность романа – отсутствие последовательности, логичности в передаче чувств, переживаний героев, что тоже опр-тся их душевным состоянием. Часто автор прибегает к «видениям», включая галлюцинации, кошмары (сны Раскольникова, Свидригайлова). Все это усугубляет драматизм происходящих событий, делает стиль романа гиперболичным.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Русской литературе"