Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:05, шпаргалка
1. Ранняя драматургия Островского. Проблематика и поэтика. («Свои люди –сочтемся», «Бедность не порок»)А.Н.О. – комедиограф.Журавлева А.И.
2. Конфликт пьесы «Доходное место». .(1856). Сопоставить Жадова и Чацкого
..
16. Проблематика и поэтика «Преступление и наказание»
“А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану — хоть ты меня режь”, — таково жизненное кредо главной героини, пророчески намекающее на ее судьбу. И — не менее судьбоносное утверждение Варвары: “А по-моему, делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. Третья позиция — безвольный Тихон, лишь над трупом жены поднимающийся до обличительных слов, брошенных в лицо матери. Четвертая — любящий Катерину, но слабовольный Борис, племянник Дикого, — нет здесь не только воли, но и порядочности. Эти линии можно продолжать, но они вполне укладываются в типы коллизий и общественных столкновений, обозначенных Добролюбовым: младших со старшими, бедных с богатыми, безответных со своевольными. Это общественная трагедия.
“... В ней теплится по временам только искра того священного пламени, которое пылает в каждой груди человеческой, пока не будет залито наплывами житейской грязи”. Мир — “темное царство”, Катерина — “луч света” в нем. Этим подчеркивается всемирность значения происходящего в Калинове, типичность коллизий, приводящих человека к гибели. И когда Катерина завершает своей “протест, доведенный до отчаяния”, тем самым она заставляет обратить внимание на такое же отчаяние других. Ее личная драма, обусловленная социально и нравственно, перерастает в общечеловеческую трагедию, и потому бесполезны споры о том, где именно разместит Островский свой Калинов: мир, думающий, понимающий и сочувствующий, сконцентрировался до образа этого города, и проблемы этогомира обрели в нем художественную типизацию. На это указывает еще и постоянное движение чисто географического рода, пронизывающее пьесу: Феклуша рассказывает о далеких странах, где люди “за неверность” “с песьими головами”, уезжают на свободу Тихон, Борис. Перемещение во времени — воспоминания Катерины, исполненные поэтической романтики. Как временной, так и пространственный охват в пьесе огромен, что тоже позволяет считать “Грозу” трагедией.
см. ст.Я.С. Белинский Человек безнравственных ограничений (человек обманул сам себя)
см. кн. Вишневской «Таланты и поклонники»
То, как складываются судьбы артистов, определено нравами, отношениями, обстоятельствами “общей” жизни. Это МСК эпохи царя Алексея Михайловича («Комик XVII столетия»), провинциальный город, современный О. («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»), дворянское поместье («Лес»). Общая атмосфера невежества глупости, наглого самоуправства одних и беззащитности других распространяется в пьесах О.о и на жизнь театра, и судьбу актера. Репертуар, заработок, вообще жизнь артиста зависят от новоявленных русских “Медичисов”. “…Теперь торжество буржуазии, теперь искусство на вес золота ценится, в полном смысле слова наступает золотой век», Но «ваксой напоят», и «в бочке с горы, для собственного удовольствия, прокатит - на какого Медичиса нападешь”, - говорит в «Бесприданнице» Паратов Робинзону. Таков покровитель искусств в губернском городе Бряхимове - князь Дулебов в пьесе «Таланты и поклонники»: “Это чел-к в высшей степени почтенный, с большим вкусом, умеющий хорошо пожить, любящий искусство и тонко его понимающий, покровитель всех художников, артистов, а преимущественно артисток”. Именно этот меценат организует травлю молод.талант. актрисы Саши Негиной, кот. “пожелал осчастливить своей благосклонностью, а она на это обиделась”. “Да какая тут обида? В чем обида? Дело самое обыкновенное. Вы не знаете ни жизни, ни порядочного общества - учит Дулебов Негину. - Честности одной мало: надо быть поумнее и поосторожнее, чтобы потом не плакать”. И Негина плачет: по воле Д. проваливают ее бенефис, не возобновляют контракт, выгоняют из театра. Антрепренер знает, что она талантл., но боиться спорить с влиятельным в городе Дулебовым. В жизни рос. театра, кот. О. хорошо знал, актер был лицом подневольным, нах-ся в зависимости. Даже очень известные актеры, сталкиваясь с интригой, оказывались жертвами начальственного произвола.
В изобр. О. актеры могли оказаться почти нищими, как Несчастливцев и Счастливцев в «Лесе», униженными, теряющими облик человеческий из-за пьянства, как Робинзон в «Бесприданнице», как Шмага в «Без вины виноватые», как Ераст Громилов в «Талантах и поклонниках», “Мы, артисты, наше место в буфете”, - с вызовом и злой иронией говорит Шмага Боится стать артистом талантливый комик Яков Кочетов - герой пьесы «Комик 17 столетия». Его отец, но и он сам уверен, что скоморошество - грех, хуже кот. ничего быть не может. Таковы домостроевские представления людей в Москве 17 . Но и в к.19 в. Несчастливцев стыдится своей актерской профессии. “Я не хочу, братец чтоб она знала, что я актер, да еще провинциальный”, - говорит он Счастливцеву и, у Гурмыжской, выдает себя за офицера в отставке. Презрение к артистам, бесцеремонное обращение с ними, кот. показывает О., вполне естественно в мире предрассудков, темноты, хамского невежества. В такой атмосфере трудно save чувство чел-кого достоинства. Счастливцев, ставший Робинзоном в «Бесприданнице», готов к унижениям, превратился в шута, кот, как предмет для развлечения, как “вещь”, передают, не спрашивая его, от одного хозяина к другому. “Могу его вам дня на два, на три предоставить”, - говорит Вожеватову Паратов. Во внутр. жизни театра, как ее показывает О., много пошлости, зависти, подсиживания. Вокруг Кручининой («Без вины виноватые») затевается безобразная интрига, ее плетет актриса Коринкина с помощью “первого любовника” Миловзорова, направляемый ими молодой актер Незнамов публично оскорбляет Кручинину. Интриганство, зависть, разврат - все это исходит обычно от бездарностей. О. не раз сталкивался с невежеством и бездарностью актеров, с театральной халтурой, болезненно реагировал на все это. В «3аписке по поводу проекта…» он писал об актрисе: “Она не умела читать со смыслом, знаки препинания не имели для нее никакой обязательной силы. Что бы она ни играла, водевиль или драму, ликует ли она, умирает ли на сцене, - все у нее выходило одинаково. Она была какая-то не живая, ничего не знала, ничего видала в жизни и п-му не могла ни понять, ни изобразить никакого типа, никакого характера и играла постоянно себя». Невежество, дилетантизм, безвкусицу, особ. в провинц. театре, изобр. О. в «Без вины виноватые». Актер Миловзоров мелок и бездарен, он халтурит, перевирает текст, считая, что публика, кот. он презирает, иного и не заслуживает.
Театр, жизнь провинциальных актрис в то время, когда О. пишет пьесы об актерах, показывает и М.Е. Салтыков- Щедрин в романе «Господа Головлёвы». Плем-цы Иудушки Любинька и Аннинька идут в актрисы, спасаясь от головлевской жизни, но попадают в вертеп. У них не было ни таланта, ни подготовки, они не обучались актерскому мастерству, но всего этого не требовалось на провинциальной сцене. Жизнь актерок предстает в воспоминаниях Анниньки как ад, как кошмар: “Вот сцена с закопченными, захватанными и скользкими от сырости декорациями; вот и она сама вертится на сцене, именно только вертится, воображая, что играет. Пьяные и драчливые ночи; проезжие помещики, торопливо вынимающие из тощих бумажников зелененькую; хваты-купцы, подбадривающие «актерок» чуть не с нагайкой в руках”. И жизнь закулисная безобразна, и то, что разыгрывается на сцене, безобразно: “Ничего, кроме бесстыдства и наготы… вот в чем прошла жизнь!” Эта жизнь доводит Любиньку до самоубийства. Совпадения у Щедрина и Островского в изображении провинциального театра естественны - оба они пишут о том, что хорошо знали, пишут правду. Но Щедрин - беспощадный сатирик, он настолько сгущает краски, в изображение становится гротескным, О. же дает объективную картину жизни, его “темное царство” не беспросветно - не зря Н. Добролюбов писал о “луче света”. Эта особенность О. была отмечена критиками еще при появлении первых его пьес. “Умение изображать действительность как она есть - «математическая верность действительности», отсутствие всякой утрировки. Все это отличительные черты новой комедии”, - писал Б. Алмазов в статье «Сон по случаю одной комедии». Уже в наше время А. Скавтымов в работе «Белинский и драматургия А.Н. Островского» отметил, что “самое разительное отличие между пьесами Гоголя и Островского состоит в том, что у Гоголя нет жертвы порока, а у О. всегда присутствует страдающая жертва порока. Изображая порок, О. что-то защищает от него, кого-то ограждает.Тем самым меняется все наполнение пьесы. Пьеса окрашивается страдающим лиризмом, входит в разработку свежих, морально чистых или поэтических чувств; усилия автора направляются к тому, чтобы резко выдвинуть внутреннюю законность, правду и поэзию подлинной человечности, угнетаемой и изгоняемой в обстановке господствующей корысти и обмана”. Иной, чем у Гоголя, подход О. к изображению действительности объясняется своеобразием его таланта, “природными” свойствами художника, и изменившимся временем: возросшим вниманием к личности, к ее правам, признанием ее ценности. В.И. Немирович-Данченко в книге «Рождение театра» пишет, что делает пьесы О. особенно сценичными: “атмосфера добра”, “ясная, твердая симпатия на стороне обиженных, на что театральный зал всегда чрезвычайно чуток”.
см.ст. М.В.Отрадин Бесприданница Островского анализ драматического произведения
Островский выстраивает обычную для его пьес фабулу: борьбу за невесту, молодую девушку, между несколькими соперниками. Можно увидеть в главной героине, и в претендентах на нее видоизменение знакомых по прежним пьесам амплуа: это «романтический герой» печоринского типа и маленький чиновник, ведущий скромную трудовую жизнь. Но начальная ситуация видоизменяется, чтобы стать новой историей с оригинальной проблематикой — читатель узнает сразу из экспозиции: внешне борьба уже в прошлом, состоялась помолвка, и рука героини досталась одному из претендентов, маленькому чиновнику, готовящемуся к службе в месте еще более глухом и далеком, чем сам город Бряхимов. Тем, чем заканчиваются комедии О., драма «Бесприданница» только начинается. Бедный чиновник Карандышев — единственный, оказался способным предложить бедной невесте руку и сердце. Но внешне согласие Ларисы на брак с ним, сделанное от безнадежности, выглядит как предпочтение солидным или ярким людям человека, кот. все остальные поклонники считают абсолютным ничтожеством, и это согласие задевает их самолюбие. Потому не подвергающаяся сомнению любовь к красавице, не ослабевшее желание обладания ею сочетаются с желанием отомстить сопернику, показав ему его настоящее место, унизить, несмотря на то, что вместе с ним унижению подвергнется и Лариса. Само обладание теперь станет одновременно и средством унижения ничтожного соперника. Так предметом новой истории становится превращение любви из «примера и залога чистых человеческих отношений м/у людьми в противоположность всему денежному, тщеславному и продажному», по словам А.П. Скафтымова, в любовь-унижение. Сюжет будет подчинен противоборству любви и самолюбия. Соответственно и представители традиционных амплуа О. наделяются такими чертами, чтобы, оставаясь узнаваемыми, стать одновременно участниками этой новой истории.. Кнуров и Вожеватов — вариации амплуа влюбленного богача (сравнить с Флором Федулычем или деловыми людьми из пьес О.), богача «нового», внешне цивилизованного, читающего иностранные газеты, потенциального поклонника театра или еще к/н вида искусства. Традиц-ное для этого типа противоречие м/у стремлением к настоящему чувству, тягой к прекрасному, благородному и рассудочным стремлением к выгоде, холодностью и рациональностью натуры говорит об отсутствии способности к глубокому эмоциональному восприятию мира. Богатство, по О-му, делая жизнь человека более легкой, одновременно лишает ее глубины и подлинности. Кнуров (из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием; по костюму европеец) воплощает власть денег, спокойную, хладнокровную и расчетливую силу, чел-к, чье богатство делает его прирожденным хозяином жизни. Кнуров — настоящий делец, внешне наименее эмоциональный из всех героев, наиболее рационально понимает ситуацию и видит ее выгодность для себя. Его меньше других претендентов раздражает связь Ларисы с Карандышевым. Он понимает, что после того как брак с этим самозванцем приведет ее к разочарованию, можно будет безопасно овладеть ею с помощью денег, и он уже до свадьбы говорит с матерью Ларисы о своих видах на ее дочь после замужества. В хар-ре Кнурова показано сочетание любви, желания обладать с отсутствием душевного внимания к объекту страсти. Ценящий утонченность, изящество и поэтичность внутреннего мира Ларисы, Кнуров в минуту ее отчаяния прямо обращается к ней с предложением стать содержанкой, аргументируя свой поступок безвыходностью ее положения и тем, что никто не решится публично порицать ее. Это страсть, не способная преодолеть эгоизм самоуверенности и веру в расчет. Молчание Кнурова -признак высокомерия и замкнутости. Кнуров демонстрирует свое положение, закрывая возможность обращения к нему какого-нибудь профана, недостойного такой чести. Вожеватова («очень молодой человек, один из представителей богатой фирмы», кот. так же, как и Кнуров, по костюму европеец) хар-ют как чел-ка неопытного по сравнению с К. и потому более открытого и импульсивного. Это амплуа тоже воплощает власть денег, но сам Вожеватов, не полагается в завоевании женского сердца только на сокрушительную силу богатства. Он намного экспансивней К. и сценически более активен, и его ухаживание за Ларисой проявляется не в подкупе ее матери, а в соблазнении девушки дорогими подарками. Потому в нем отсутствует спокойная уверенность, возникает раздвоенность м/у уязвленным самолюбием и любовью к Ларисе. Он активно участвует в осмеянии и травле Карандышева, очень эмоционально воспринимает все перипетии их отношений с Ларисой, именно ему принадлежит злой и иронический рассказ о предыстории всего происходящего. При этом в нем особенно подчеркнуто желание играть, своеобразная легкость натуры, сочетание расчета и легкомысленного отношения к жизни как удовольствию и к людям как игрушкам, способным ее скрасить (это подчеркнуто радостью, с которой Вожеватов берет в шуты Робинзона). И история с Ларисой для него в какой-то степени игра. Когда Кнуров и Вожеватов говорят о поездке с Ларисой в Париж на выставку, оба имеют в виду разное: долгую связь - первый и мимолетное удовольствие -второй. Но решение спора, кому достанется Лариса, посредством подбрасывания монеты как бы снова объединяет их в одно целое, демонстрируя одинаковую природу образов героев и их равенство в поединке за Ларису: иным путем их соперничество разрешено быть не может. Наиболее органичен для данной истории образ С.С. Паратова. Показательна отн-ся к нему ремарка: «блестящий барин, из судохозяев, лет за 30». Паратов — персонаж намного более примитивный, чем Лариса, Карандышев и даже Кнуров с Вожеватовым. Он тесно связан с амплуа шикарного прожигателя жизни, красавца-мужчины, барина, оказывающегося в финале искателем приданого, претендентом на руку богатой купчихи, чье страстное сердце и привязанность положат конец его жизненным поискам Все черты, кот.восхищают Ларису в Паратове, не представляют ценности в мире О. В «шикарности», внешнем блеске таких персонажей драматург видит только позу, в них отсутствует подлинная эмоциональная жизнь, нет гармонии чувств. От героя типа Карандышева они отличаются тем, что именно в этой позе чувствуют себя наиболее удобно. Маска стала второй натурой Паратова, при этом в нем легко сочетаются барская иррациональность (способность сорить деньгами, рискованное пари со стрельбой в любимую женщину) и простой неприглядный расчет. Но умение театрализовать, сделать эффектным и загадочным любой свой поступок, основанное на точном ощущении требований той маски богатого барина и одновременно «рокового героя», кот. носит Паратов, дает ему способность даже откровенную низость преподнести как что-то необычайно благородное. За эффектной позой Паратова ничего нет. Он пустое место, человек, ведущий эфемерное, иллюзорное существование, что хорошо понимают Кнуров и Вожеватов, противопоставленные ему как подлинные хозяева жизни. они, люди по-настоящему богатые, пьют шампанское из чашек, чтобы не привлекать внимания, в то время как его, промотавшегося барина, встречают пушечными залпами и цыганским пением.
Из предыстории, сообщаемой Вожеватовым, мы видим, что именно Паратову, а не Карандышеву была как бы предназначена Лариса. Он ее настоящий хозяин, внезапно, по непонятным причинам уступивший ее соперникам. По отношению к Ларисе Паратов занимает теперь положение, аналогичное Кнурову и Вожеватову, разделяя их душевное состояние: осознает, что все разрешилось к лучшему и помолвка Ларисы с Карандышевым избавляет его от лишних хлопот; но испытывает чувство досады и унижения от ее выбора. Подробно разработан в пьесе образ Карандышева. Этот «м/ч, небогатый чиновник» — особенный герой в мире О., примыкающий к амплуа «маленького человека», типу бедного труженика, обладающего чувством собственного достоинства. В х-ре Карандышева О.показывает ту же «деградацию» любовного чувства, наход-ся в сложном отношении с самолюбием. При этом самолюбие в Карандышеве гипертрофировано настолько, что становится заменой любого др. чувства. «Получить» Ларису для него — значит не просто овладеть любимой девушкой, но и отнять у раздражающего его Паратова его женщину, восторжествовать над ним хотя бы так, завладев как бы подержанной, но еще обладающей для Паратова ценностью вещью. Ощущая себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, к тому же отчасти скомпрометированную отношениями с Паратовым, Карандышев в сталкивается с тем, что ему все время дают понять: он избран просто из-за неудачно сложившихся обстоятельств, изменись они — и его не пустили бы в этот дом вовсе. Даже будучи почти офиц. женихом, он воспринимается Огудаловыми как «запасной вариант», если не подвернется богатый и красивый «идеал мужчины». И это унижает Карандышева, лишает его чувства победы, торжества, ощущения полноты и подлинности обладания.
Карандышев отвергает тот путь к подлинному обладанию, который предлагает ему Лариса: «Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно одобрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите минуты, не пропустите их!» — путь смирения, старания заслужить любовь кротостью и преданностью, между прочим, тот же способ, которым он завоевал ее руку. Карандышев, как и Лариса, нах-ся в плену иллюзии величия и блеска Паратова. Его раздраженное, болезненное самолюбие берет верх над любовью, желание выглядеть в глазах других счастливым соперником Паратова оказывается выше стремления по-настоящему обладать и быть любимым. На просьбы Ларисы уехать в глушь от гор.жизни он: «Только венчаться — непременно здесь; чтоб не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий». Возникает ситуация, когда герой не способен стать настоящим обладателем, он хочет не столько заполучить невесту, сколько сделать этот факт общеизвестным. С поразительным упорством Карандышев как бы предъявляет ее соперникам, словно помолвка не завершает, а только начинает борьбу. И его слабость в подобном поединке все более и более выдвигает саму героиню на первый план. В ремарке Лариса Дмитриевна Огудалова описана лаконично: «одета богато, но скромно», о ее внешности мы больше узнаем по реакции окружающих. Ее образ примыкает к важнейшему для фабулы пьес О. амплуа бедной невесты, являющейся предметом соперничества м/у несколькими претендентами на ее чувство или руку. Представление О. о женской психологии достаточно просто, если рассматривать его с точки зрения «психологического метода» в лит-ре. Всех таких невест можно разделить на две группы: либо это девушки с твердым характером, стоящие на своем, и тогда одному из претендентов надо упорством возвыситься до нее, либо это девицы без внутреннего стержня и потому способные попадать под абсолютное влияние поверхностной «красоты» и эксцентричности и совершать ради них безумные поступки. При этом хар-р такой героини как бы составляется из черт, воплощаемых соперничающими за ее руку и сердце претендентами. Лариса принадлежит ко второму типу. В ее душе идет борьба м/у чувством высокой любви к «роковому герою» — Паратову и желанием примириться с участью жены бедного чиновника Карандышева. В отсутствие Паратова его образ трансформируется в ее сознании. Лариса любит Паратова как чел-ка, воплощающего и способного подарить ей иную жизнь. Она «отравлена» Паратовым, с ним в ее сознание раз и навсегда вошло представление о совсем другом, поэтическом и легком мире, кот. непременно существует, но запрещен для нее, хотя она предназначена, по мнению окружающих, именно для такого мира: красавица, обладающая неотразимой властью над мужскими сердцами, деликатная и благородная («Ведь в Ларисе Дмитриевне земного этого, этого житейского нет. Она создана для блеску»).
Часто отмечают, что в увлечении Ларисы Паратовым сказывается ее тяга и любовь к роскоши и богатству. Это верно, но лишь отчасти. О.существенно ограничивает возможность такого понимания характера главной героини, противопоставляя ей Хариту Игнатьевну, в кот. уважение и любовь к богатству стирают разницу м/у положением верной жены и содержанки (напомним, что с намеками о своих видах на Ларису Кнуров сначала обращается именно к Харите и не встречает решительного отказа), для кот. нет различия м/у деловым предложением Кнурова и эксцентрическим бегством с романтическим героем, лишь бы и то и другое принесло богатство. Для Ларисы мир Паратова — это мир фантазии, мир намного более поэтичный, чем он есть на самом деле. Как бы отзвуками этого мира в ее собственной жизни являются произносимые ею стихи, романсы, которые она исполняет, мечты,— все это придает образу героини привлекательность.
Мир, о кот. мечтает Лариса, может подарить сильный и красивый мужчина, всегда торжествующий, гордый, совершенно противоположный ее БМ. Выходя за Карандышева, Лариса чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к той жизни, кот. ей способен дать мелкий чиновник, постоянно терпящий унижение в попытках сравняться с Паратовым. Для нее все более очевидной становится разница м/у ними: Именно его нелепые промахи делают все более отвратительной перспективу жизни с ним, в его любви она видит только унижение: «Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдиться. Все это делает ее необычайно органичной участницей разыгравшейся драмы, центром игры тщеславия и соперничества самолюбий. Эта двойственность отражена в речи и поведении Ларисы. Для ее реплик и монологов использована прежде всего стилистика жестокого романса, одновременно обладающая своеобразной поэтичностью и граничащая с пошлостью, фальшью, «красивостью»; цитаты из Лермонтова и Боратынского сочетаются в ее речи с высказываниями типа «Сергей Сергеич... это идеал мужчины», «Вы — мой повелитель». В этом отражается свойство самого идеала, привлекающего Ларису, идеала, который по-своему поэтичен, хотя пуст и фальшив. Она пытается увидеть в поэтическом свете и свою будущую жизнь с Карандышевым. Но ей нужен не тот, кто не способен постоять за себя, не тот, кого унижают, а тот, кто с легкостью способен унизить другого.
Так все персонажи, будучи непохожими др. на др., что обусловлено и их «предыдущей жизнью», и принадлежностью к разным амплуа, варьируют в своем характере одни и те же черты, становясь похожими на части одной фразы, точно и драматически-эмоционально выражающей суждение о мире и человеческой жизни.
После традиц. для О. обширной экспозиции действие развивается по двум параллельным линиям: унижение и осмеяние Карандышева и завлечение Ларисы. Завязка — возвращение Паратова. Его появление вызывает у гл. героев противоположные реакции. Лариса хочет бежать, Карандышев укрепляется в желании остаться. Лариса знает, что борьба заранее проиграна, Карандышев полагает, что она уже выиграна и ему остается только пожать лавры, кот.от непосредственного присутствия главного соперника будут еще слаще.