Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:23, курсовая работа
Комплексное решение образовательно-воспитательных задач каждого урока литературы требует системного подхода, который заключается прежде всего в изучении литературных явлений в различных взаимосвязях и взаимообусловленности: историко-литературной, тематической, родовой, жанровой. Теоретико-литературные понятия, связанные с родовой и жанровой природой произведения, должны способствовать сознательному усвоению системы знаний и активизировать умения ученики.
Введение
Глава 1. Изучение эпических произведений
1.1.Задачи работы над эпическими произведением
1.2 Анализ сюжетно–композиционной основы произведения и работы над эпизодом
Глава 2. Методика изучения произведений Н.В.Гоголя в V – VI классах
2.1.Специфика изучения «Вечеров на хуторе близ Диканьки
2.2. Тематическое и поурочное планирование
2.3. Конспекты уроков
Заключение
Литература
В пути Иван Фёдорович знакомится с помещиком-крепостником Сторченко, который без всякой причины непрерывно ругает своего слугу с заплатанными локтями «подлецом», «мошенником», «рожей», сообщает о том, как помогла ему старуха «зашёптыванием» от заползшего в ухо таракана.
Особенно выразительна сцена, где показано, как камердинер укладывал барина спать. «Тут камердинер Григория Григорьевича стащил с него сюртук и сапоги, натянул вместо того халат, и Григорий Григорьевич повалился на постель, и, казалось, огромная перина легла на другую.
— Эй, хлопче! Куда же ты, подлец? Поди сюда, поправь мне одеяло! Эй, хлопче, подмости под голову сена! Да что, коней уже напоили? Ещё сена! Сюда, под этот бок! Да поправь, подлец, хорошенько одеяло! Вот так, ещё! Ох!»
Когда Иван Фёдорович приехал к Сторченко по делу о присвоенной им земле, тут разыгралась сцена. Гостеприимный хозяин угощал своего гостя обедом: «Да что же вы так мало взяли? Возьмите стёгнышко! Ты что разинул рот с блюдом? Проси! Становись, подлец, на колени! Говори сейчас: Иван Фёдорович, возьмите стёгнышко!» — «Иван Фёдорович, возьмите стёгнышко!» — проревел, став на колени, официант с блюдом».
Повесть осталась как бы незаконченной, и в предисловии к ней это объясняется тем, что жена рассказчика использовала половину рукописи для печенья пирогов. Повесть даёт ряд ярких реалистических зарисовок быта и нравов провинциального дворянства, показывает необычайно рельефно типичных его представителей.
В противоположность
2.3. Конспекты уроков
Горьким словом моим посмеются» — слова надписи на надгробии Н.В.Гоголя взяты из книги пророка Иеремии (гл. 20, ст. 8) и в каноническом переводе звучат так: «Ибо лишь только начну говорить я — кричу о насилии. воплю о разорении, потому что Слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние».
Н.В.Гоголь считал, что искусство способно пересоздать жизнь, согласно христианскому идеалу: «Поэзия — это незримая ступень к христианству».
Как совместить эту высокую цель со смехом, с его даром иронии, насмешки над человеком, над его несовершенством? Писатель видит один путь — это путь любви. В записных книжках Гоголя читаем о русском народе: «В нем света мало, но теплоты много».
Вопрос о свете — коренной вопрос для Гоголя. «Страшна душевная чернота, и зачем видится это только тогда, когда неумолимая смерть стоит перед глазами», — писал художник в «Завещании».
Тема душевной черноты— тема «Вечеров...», «Страшной смерти», «Вия», «Записок сумасшедшего», «Мертвых душ».
Очень важно донести до учеников мысль о том, что полюбить людей «черненькими» для Гоголя — значит спасти их от черноты, изгнать ее из души.
Не менее важным представляется убедить ребят в том, что великий писатель не отделяет задач очищения и просветления героев от самого себя.
Летом 1850 года Н.В.Гоголь посещает Оптину пустынь и просит у иеромонаха зашиты, просит молиться за него, ибо Христос «силен», милосерден, сделать все из меня, черного как уголь, убелить и возвести до той чистоты, до которой должен достигнуть писатель, дерзающий говорить о «святом» и «прекрасном».
Необходимо показать детям, что очищающий смех Гоголя мягок, светел, он не тянет в глубину омута, черноты человеческой. Он возносит, поднимает над самой смертью. На пути гоголевского смеха встает неумолимая стена — Смерть. Кажется, что об нее должны разбиться и смех, и веселье, и сама радость жизни. Трагическое соседство Жизни и Смерти писатель ощущает всегда. Не ей ли, косой старухе-Смерти, бросает Гоголь вызов своим смехом? Не через ее ли темные владения перелетает смех Гоголя, перенося человека в бессмертие?
В этом феномен творчества великого русского писателя-гуманиста.
Убежденностью Гоголя в человека, в возможность его преображения и бессмертия через веру, любовь, красоту, творчество должны проникнуться наши ученики, прикасаясь к творчеству великого мастера.
Тема урока
«Смешное и страшное в «
Вечерах..» Н.В.Гоголя
Ход урока
1. Эмоциональное введение в тему урока.
— Послушайте, как о человеческом смехе говорит великий русский писатель Ф.М.Достоевский в романе «Подросток»:
«Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет... а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит хороший человек».
— Согласны ли вы с писателем?
— Что, на ваш взгляд, дает ему право так полагать?
II. Переход к теме урока. Н.В.Гоголь, к творчеству которого мы приобщаемся,
очень любил посмеяться, он обладал великим даром иронии. Прекрасные страницы гоголевских произведений веселы, ярки, задорны.
1. Давайте вспомним самые яркие из них.
Ответы учащихся: «Мне кажутся очень смешными эпизоды, в которых незадачливые ухажеры попадают в метки к Солохе...»; «А мне очень весело представлять, как Пацюк ест вареники...»; «А для меня самый смешной герой черт. Уже в начале повести, описывая черта, писатель подтрунивает над ним. Я представляю, как он топает копытцами на морде, как неловко пролетает в трубу к Солохе...»
2. Обобщение ответов учащихся.
— Если бы вам пришлось
3. А вот как сам писатель
говорил о своем смехе (на
книги «Память жанра» В. П.
«Смех значительнее и глубже, чем думают. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным, болезненным расположением характера; не тот также легкий смех, служащий для праздного развлечения и забавы людей, — но тот смех, который весь излетает из светлой природы человека...
Нет, несправедливы те, которые говорят, будто возмущает смех. Возмущает только то, что мрачно, а смех светел. Многое бы возмутило человека... но озаренное силой смеха, несет оно уже примиренье в душу... Но не слышат могучей силы такого смеха...»
Гоголь услышал эту могучую силу смеха и сумел воплотить ее. В чем, по-вашему, сила гоголевского смеха?
Смех Н.В.Гоголя очищает героев, помогает бороться с нечистой силой, возвышает над смертью, поэтому о нем можно сказать животворящий, это роднит его с народной смеховой традицией, где смех утверждает жизнь, черпает свою силу в праздничном народном коллективе.
III. Поворот в разговоре. О страшном.
Сейчас хочу направить наш разговор в иное русло, обратиться к иным граням
творчества. Тему этого разговора подсказали ваши многочисленные вопросы по страшным страницам «Вечеров...».
Гоголь умеет возбуждать веселье, но сам часто остается печален. Заканчивается повествование, и он как бы один, за границей праздничной ярмарки.
Давайте вспомним самый финал «Сорочинской ярмарки».
«Гром, хохот, песни. Слышались тише и тише» до слов «Скучно оставленному! И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему...».
— Откуда эта грусть? Печальные страницы «Вечеров...» — это лирический голос самого автора, а он
— человек той половины XIX века, времени, когда народное единство разрушается и человек остается один.
— Вспомните вывод, который мы сделали, прочитав «Бесов» А.С.Пушкина.
В природе человека, отъединенного от целого, таится злое, неживое.
— Что же тогда может стать опорой для человека?
— В чем его спасение? IV. Постановка задач урока. Страницы «Вечеров...» — это попытки Н.В.Гоголя ответить на эти вопросы для себя и нас. Логика сборника, его настроение проясняется при сопоставлении повестей. Сегодня в центре внимания две из них: «Вечер накануне Ивана Купала» и *Ночь перед Рождеством*.
V. Сравнительно-сопоставительный анализ.
1. Общая характеристика сюжета. Беседа.
— Есть ли основание сопоставлять эти повести? (Да, сходство сюжетов.)
— Как вы охарактеризуете сюжеты, выявите общее? Сходство очевидно: молодой человек добивается любви юной красавицы. Для этого ему необходимо пройти через испытание и даже воспользоваться нечистой силой.
— К какому раннему жанру восходит сюжет? (Сказка.)
— С противоборством каких сил связан? (Добра и зла, Жизни и Смерти.)
— В каких образах у Гоголя реализуются эти силы?
С одной стороны Жизнь, с ней Юность, Красота, Любовь. С другой — Смерть, с ней Старость, Неживое, застывшее; образ смерти несет нечистая сила, она рождает Страх.
Это противостояние, восходя к масленичному обряду противоборства Весны, а с нею Молодости, Лтбви и Зимы (Смерти, Старости) — магистральный сюжет гоголевского творчества, начиная с «Вечеров...» и заканчивая «Мертвыми душами». Он произрастает из вечного противостояния Жизни и Смерти, в самом существовании человечества, но когда проникает в душу одного человека, заставляет его страдать. Не всем удается выйти и:) этого конфликта достойно.
Вакула удается победить черта, добиться счастья, а Петру — нет. В чем же дело?
Полистаем странички и вспомним самые яркие. Прозвучат они параллельно, что поможет вам найти правильный ответ на вопрос.
2. Анализ ключевых эпизодов (индивидуальные ответы учащихся).
а) Мы в Диканьке, в атмосфере христианского праздника.
Характеристика Диканьки, ее обитателей, атмосферы.
На что обращает внимание Гоголь, рисуя Диканьку?
Атмосфера праздничная, яркая, это последний день нечистой силы.
А теперь перенесемся в другой хутор и в атмосферу другого праздника.
6) Рассказ о купальской ночи.
— Каким видит Гоголь этот праздник? (Это пробуждение нечистой силы.)
Гоголь, кажется, не принимает языческого праздника и бросает героя в дьявольскую пучину. Но почему?
— Почему не состоялось счастье Петра? (Алчность Петра сыграла роковую роль.)
— Но разве легко решиться на кровь младенца?
— Почему Петр стал способен на такое?
Ответ рождается не просто. Для этого проследим судьбу героя.
— Заглянем в хутор, где живет Петр. в) Характеристика хутора (с иллюстрациями).
- Каково главное ощущение? Хутор затерян у дороги, заброшен. Здесь все лишено порядка, Лада, а главное — почвы, Дома. Какое-то сплошное шатание, беэдомье.
— Почему в таком хуторе живет Петр?
Он сам Безродный, без рода, без корней, одинокий.
— Посмотрите, как он одет, верит ли в возможность счастья?
Итак, у Петра нет дома, дела, веры. Нет того, что мы называем нравственным стержнем. Кажется, Бог оставил его, а где оставляет Бог, там появляется Дьявол. Одинокой душе не справиться с ним.
г) Характеристика Вакулы.
— Таков ли Вакула? Вглядимся в этого человека.
— Какое он на вас произвел впечатление?
д) Сопоставительный анализ последних страниц повестей: красивый дом Вакулы — разрушение дома Петра: красавица жена, дети — уход Пидорки в монастырь.
VI. Обобщение по уроку. Беседа с учащимися.
— А теперь вернемся к вопросу, который поставили в начале.
— Почему Вакуле удается победить нечистую силу и обрести счастье, а Петру — нет?
— Какие опоры видит Гоголь в жизни?
Ответы учащихся.
Выводы учителя — обобщение по уроку. Одно из постоянных гоголевских столкновений — в комическом или трагическом плане — столкновение человека с дьявольскими силами.
Как правило, дьявол побеждает изгоя, не привязанного к месту, к делу. Так гибнут Петро («Вечер накануне Ивана Купала»), род Петра и Ивана («Страшная месть»), Хома Брут («Вий»), а кузнец Вакула, Левко не только удается победить -чертовщину, но и извлечь выгоду встречи с ней.
Нечистая сила, которая
прилипает гоголевским
Христианин Гоголь, опираясь на языческие традиции, спорит с ней. Ему видится спасение в том, что мы называем Соборностью духовной близости, основанной на радостном единении людей, но не на языческом празднике, а в любви к Богу и друг другу.
Тема «Юмор и сатира Н.В.Гоголя в «Предисловии»»
Цель: познакомить учащихся с самим текстом; обучить выразительному чтению; поработать с теоретико - литературным материалом;
Ход урока:
1. Выразительное чтение
«Предисловия» к первой части
«Вечеров на хуторе близ
Предварительная беседа строится примерно в следующем плане.
Предисловие к первому тому «Вечеров на хуторе...» представляет не только большой художественный интерес как замечательный образчик гоголевского юмора, но оно приковывает внимание и тем, что в немногих словах показывает положение писателя-демократа и «лакейский» характер тогдашней критики. Автор-«хуторянин» выражает боязнь по поводу своего вступления в литературу. Своё положение он сравнивает с положением мужика, которого из барских хором гонят лакеи. Под наивностью хуторянина здесь чувствуется едкая насмешка человека, приравнивающего реакционную критику к лакейству. У читателя невольно возникает вопрос, кого же надо разуметь под «высшим лакейством», но Рудый Панько снова уводит его в примитивный быт захолустной Диканьки. Однако простодушие рассказчика только кажущееся. Его критическая мысль снова выступает, когда столичным балам, где «зевают в руку», противопоставляется простое, искреннее веселье крестьянской молодёжи с музыкой, танцами, играми, с рассказами о старине.
Наряду с этим автор уделяет много внимания описанию внешности дьяка диканьской церкви Фомы Григорьевича, носившего «суконный балахон, цвету застуженного картофельного киселя», чистившего сапоги «самым лучшим смальцем», никогда не вытиравшего нос полою своего халата.
Информация о работе Методика изучения произведений Н.В.Гоголя в V – VI классах