Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:23, курсовая работа
Комплексное решение образовательно-воспитательных задач каждого урока литературы требует системного подхода, который заключается прежде всего в изучении литературных явлений в различных взаимосвязях и взаимообусловленности: историко-литературной, тематической, родовой, жанровой. Теоретико-литературные понятия, связанные с родовой и жанровой природой произведения, должны способствовать сознательному усвоению системы знаний и активизировать умения ученики.
Введение
Глава 1. Изучение эпических произведений
1.1.Задачи работы над эпическими произведением
1.2 Анализ сюжетно–композиционной основы произведения и работы над эпизодом
Глава 2. Методика изучения произведений Н.В.Гоголя в V – VI классах
2.1.Специфика изучения «Вечеров на хуторе близ Диканьки
2.2. Тематическое и поурочное планирование
2.3. Конспекты уроков
Заключение
Литература
Ранние произведения Гоголя проникнуты юмором. Реже мы видим в них сатиру. Встречаются у Гоголя и героические повести. С одной из них, с «Тарасом Бульбой», вы уже хорошо знакомы.
Свою вступительную беседу
преподаватель заключает
Проверка понимания и усвоения прочитанного проводится на уроке. Для этого после ответов по домашнему заданию ставится два-три вопроса опрашиваемому и столько же — другим учащимся. Иногда, в зависимости от количества, вопросы к одной повести распределяются между двумя уроками.
Вопросы формулировались преподавателем заранее и вносились в план его урока. Ниже приводится примерный перечет этих вопросов.
Первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
Предисловие к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
1. Под чьим именем Гоголь издал эти повести? (Понятие о псевдониме.)
2. Кто такой Рудый Панько и что значит его прозвище?
3. Чего боялся пасичник
Рудый Панько при издании
4. Назовите главных рассказчиков
занимательных историк '^на «
5. Из-за чего произошла размолвка между дьяком Фомой Григорьевичем и панычом в гороховом кафтане?
6. Как удалось предупредить между ними ссору? Продумайте дома, в чём юмор «Предисловия».
«С о р о ч и н с к а я я р м а р к а»
1. Назовите действующих лиц повести.
2. Где происходят описываемые в ней события?
3. Как автор описывает летний день?
4. Как он описывает ярмарку?
5. Зачем приехал Солопий на ярмарку?
6. Кто и для какой цели распространил слух о «красной свитке» на ярмарке?
7. Расскажите содержание этой легенды.
8. Как использовал её Голопупенко в своих целях? Продумайте дома, в чём комизм образа Солопия Черевика и юмор всей повести.
«Вечер накануне Ивана Купала»
1. Как Гоголь описывает в своей повести быт крестьян?
2. Почему батрак Петро не мог жениться на Пидорке?
3. Какое существовало поверье о цветке папоротника?
4. Как передаётся в повести предание о человеке, добывшем богатство путём преступления?
5. О каких проявлениях
«нечистой силы», помимо этого»
Продумайте дома, какова основная идея этого произведения.
«М а й с к а я ночь или утопленница»
1. Как описывается природа в «Майской ночи»?
2. Кто такой голова
и как он обращается с
3. Как они отплачивают ему за его несправедливость?
4. Какое предание рассказывает Левко о заброшенном доме?
5. Какой сон видел он на берегу пруда?
6. Какую легенду рассказывает Винокур?
Продумайте дома: а) Какие мотивы устной народной поэзии отразились в повести? б) В чём её фантастика? в) В чём её реализм?
«Пропавшая грамота»
1. Что рассказывает дед о своих приключениях?
2. Откуда мы видим, что дед любил прилгнуть?
3. Что могло случиться с ним на самом деле? Продумайте дома: какие черты характера и поведения можно подметить у деда.
Вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
«Ночь перед рождеством»
1. Как черт похитил месяц?
2. Кто был свидетелем этого?
3. Какие последствия имело это похищение?
4. Что видел Вакула во время своего полёта в Петербург?
5. Кто оказался победителем в борьбе человека с чертом?
6. Какие народные обычаи описаны в повести? Продумайте дома два вопроса:
а) Хочет ли Гоголь всерьёз уверить читателя в действительности описанных в повести чудесных происшествий?
б) Какими чертами характера и поведения обрисован кузнец Вакула?
«Страшная месть»
1. Почему повести дано такое заглавие?
2. Какое из преступлении колдуна является самым тяжким?
3. Каковы лучшие черты Данилы Бурульбаша?
4. Одинок ли Данила
в своей борьбе с врагами
родины? Продумайте дома, почему
«Страшную месть» мы можем
назвать романтической
(«Чуден Днепр при тихой погоде...»)
«И в ан Ф ё д о р о в и ч Ш п он ь к а и его тётушка»
1. Расскажите об учебных
занятиях юного Ивана
2. Чем заполнял он своё
время, ставши взрослым
3. Как помещик-крепостник
Сторченко обращается со
4. Чем объясняет автор незаконченность повести?
Продумайте дома, почему этой повести не нужен конец, в чём её сатирический характер.
2.2. Тематическое и поурочное планирование
Приводим примерный план и содержание занятий.
.Первое занятие.
Гоголь — великий русский
писатель.
План
Значение его творчества.
Основные черты его времени. Жизнь, литературные
интересы и первые литературные опыты
до начала литературной славы будущего
великого писателя. Его жизнь и литературная
деятельность в первую половину 30-х годов.)
Второе занятие –
Тема «Юмор и сатира
Н.В.Гоголя в «Предисловии»»
План
1. Выразительное чтение
«Предисловия» к первой части
«Вечеров на хуторе близ
2. Работа учащихся:
а) Юмор «Предисловия».
б) Сатира в «Предисловии».
Третье занятие посвящено «Сорочинской ярмарке».
Тема«Сорочинская ярмарка» как
отражение народного
План
1.Красочность описаний
природы, ярмарки, внешнего
2.Отражение народного творчества в повести;
3.Реализм сюжета и бытовых картин;
4.Основные черты характеров
и поведения действующих лиц.
Реализм образов Солопия
5.Яык действующих лиц
повести как средство
Четвертое занятие: «Вечер накануне Ивана Купала».
Тема «Фантастика народного
предания»
План
1.Описание быта крестьян в повести.
2. Народное предание как основа сюжета и главная идея
повести.
3. Юмористическое изображение народных верований в «нечистую силу».
Следующее занятие посвящено повести «Майская ночь или утопленница».
Пятое занятие
Тема « Лиризм повести
« Майская ночь… »»
План
1. «Пан-голова» и его взаимоотношения с крестьянами.
2. Народные легенды в повести «Майская ночь».
3. Черты реализма и фантастики в «Майской ночи».
Шестое занятие
«Ночь перед рождеством»
Тема урока «Отражение
в повести «Ночь перед
План
1. Черты скептицизма в повести.
2. Изображение народных обычаев.
3. Кузнец Вакула как положительный образ.
Методические рекомендации
Гоголь — великий русский писатель.
Значение его творчества. Основные черты его времени. Жизнь, литературные интересы и первые литературные опыты до начала литературной славы будущего великого писателя. Его жизнь и литературная деятельность в первую половину 30-х годов.)
Вначале можно дать сообщения учащихся (по 5-минут каждое):
1. Литературные интересы семьи Гоголя.
2. Изучение Гоголем народного творчества.
3. Литературные занятия Гоголя в период обучения в Нежинской гимназии.
В процессе обсуждения сообщений преподаватель может поставить несколько вопросов, как, например:
1. Что способствовало
развитию литературных
2. Не может ли кто-нибудь
сказать, в чём сказалось
3. Может ли кто-нибудь привести примеры гоголевского юмора?
Для того чтобы урок прошел содержательно и интересно, он должен быть тщательно подготовлен. Докладчики (для первых сообщений — из наиболее успевающих учеников) собираются вместе с преподавателем, который проводит инструктивную беседу о плане, содержании и источниках каждого из намеченных докладов.. Здесь указывается также на обязательность чёткости и выразительности как чтения, так и устной речи докладчиков.
Вот примерное содержание инструктивной беседы.
Изучение народной жизни и народного творчества начинается Гоголем очень рано, и идёт оно разными путями.
Отец великого писателя, Василий Афанасьевич Гоголь, был талантливым и по тому времени образованным человеком. Ему принадлежат остроумные бытовые рассказы и сцены в лицах. Комедии Василия Афанасьевича Гоголя из украинского народного быта, написанные для домашнего театра дальнего родственника, вельможи Трощинского, написаны хорошим языком, проникнуты тонким юмором и свидетельствуют об отличном знании автором народной украинской жизни.
Своё дарование, свою любовь к литературе, свой интерес к народному быту Василий Афанасьевич передал и сыну.
Интерес к народному творчеству разделяли и остальные члены семьи Гоголя. Позже мы найдём в письмах юного писателя к матери постоянные просьбы о сообщении ему народных легенд, песен, народных обычаев, описаний одежды, особенностей быта.
Вместе с тем Гоголь изучает вышедшие в печати сборники произведений народного творчества и труды до этнографии. Он был знаком со всеми имевшимися тогда сборниками украинских песен.
Но Гоголь не только использовал уже готовый материал устной народной поэзии, — он был также и его собирателем. Уже п юношеские годы, в Нежине, он записывал украинские этнографические и фольклорные материалы в заведённую им «Книгу всякой всячины или подручную энциклопедию». Эти записи он продолжал в последующие годы и накопил большое собрание украинских песен, поговорок, присловий и пр. .
В работе он широко пользовался своими записными книжками. Гоголь писал о том, что творчество народа обусловливается всем ходом его исторической жизни. В статье «О малороссийских песнях» мы читаем: «Я не распространяюсь о важности народных песен. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа. Если его жизнь была деятельна, разнообразна, своевольна, исполнена всего поэтического и он, при всей многосторонности её, не получил высшей цивилизации, то весь пыл, всё сильное, юное бытие его выливается в народных песнях». В статье «Несколько слов о Пушкине» Гоголь писал, что через творчество народа познаётся его характер. А поскольку, по определению Гоголя, «истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа..,», в восприятии мира «глазами своей национальной стихии, глазами всего народа», изучение народного творчества играет исключительную роль в формировании художественного таланта.
В период своего обучения в Нежинской гимназии высших наук Гоголь очень много читал. Чтение юноши Гоголя было весьма многообразно и свидетельствовало о высоком уровне его литературного развития.
Увлекался он и театром, и живописью. Последняя была его «маленькой страстью»; большой страстью была литература. В эти годы Гоголь также много писал.
Ещё в младших классах Гоголь написал балладу «Две рыбки», с которой он пытался изобразить судьбу своего рано умершего брата Ивана и свою. В журнале гимназии он поместил трагедию «Разбойники» и повесть «Братья Твердиславичи».
Очень рано замечается у Гоголя стремление к юмору. Он смешил своими выходками товарищей, прекрасно играл комические роли. Им была написана сатира в прозе «Нечто о Нежине или дуракам закон не писан».
В лицейские же годы написана и идиллия «Ганц Кюхельгартен».
Таким образом, выступлению Гоголя в начале 30-х годов в печати предшествовала большая подготовительная работа.
Учащиеся могут использовать для своих докладов документальный материал, приводимый в беседе преподавателя. (Соответствующие цитаты целесообразно выписать на отдельных карточках.)
Четвёртое занятие посвящено «Сорочинской ярмарке».
Примерные доклады учащихся:
1. Красочность описаний
природы, ярмарки, внешнего
2. Отражение народного творчества в повести.
3. Реализм сюжета и бытовых картин.
В плане подготовки учащихся к докладам проводится беседа после прочтения ими повести.
Содержание её примерно следующее.
Комическая повесть. «Сорочинская ярмарка» построена на реалистической основе, и фантастический элемент трактуется в ней как проявление суеверия. Вся повесть пронизана юмором, начиная от выбора жениха, основным достоинством которого, "по мнению отца невесты, является умение пить «горилку» в неограниченном количестве, и кончая описанием «храброго» поведения казаков при появлении в окне свиного рыла.
Комический характер носят и имена героев: «Солопий Черевик (черевик в переводе на русский язык —туфля), Грицко Голопупенко, Хавронья Никифоровна». Однако комизм имеет здесь не только внешний характер:
он обусловливается
Информация о работе Методика изучения произведений Н.В.Гоголя в V – VI классах