Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:23, курсовая работа
Комплексное решение образовательно-воспитательных задач каждого урока литературы требует системного подхода, который заключается прежде всего в изучении литературных явлений в различных взаимосвязях и взаимообусловленности: историко-литературной, тематической, родовой, жанровой. Теоретико-литературные понятия, связанные с родовой и жанровой природой произведения, должны способствовать сознательному усвоению системы знаний и активизировать умения ученики.
Введение
Глава 1. Изучение эпических произведений
1.1.Задачи работы над эпическими произведением
1.2 Анализ сюжетно–композиционной основы произведения и работы над эпизодом
Глава 2. Методика изучения произведений Н.В.Гоголя в V – VI классах
2.1.Специфика изучения «Вечеров на хуторе близ Диканьки
2.2. Тематическое и поурочное планирование
2.3. Конспекты уроков
Заключение
Литература
Оглавление
Введение
Глава 1. Изучение эпических произведений
1.1.Задачи работы над эпическими произведением
1.2 Анализ сюжетно–композиционной основы произведения и работы над эпизодом
Глава 2. Методика изучения произведений Н.В.Гоголя в V – VI классах
2.1.Специфика изучения
«Вечеров на хуторе близ
2.2. Тематическое и поурочное планирование
2.3. Конспекты уроков
Заключение
Литература
Введение
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы требует кардинального совершенствования учебно-воспитательного процесса, форм, методов и средств обучения. В школьном анализе литературного произведения любого рода и жанра следует руководствоваться основными положениями реформы: формировать материалистическое мировоззрение учащихся, их патриотические, гражданские чувства; добиваться значительного улучшения эстетического образования и воспитания; определить оптимальный объем умений и навыков по данной теме; освободить уроки от второстепенного материала.
Комплексное решение образовательно-
Анализ литературного произведения с учетом его родовой и жанровой специфики позволяет познакомить учащихся с различными способами выражения авторской позиции, авторского отношения к миру и человеку, помогает более глубокому восприятию содержания и формы произведения, способствует развитию читательских умений, пробуждает интерес к самому процессу анализа художественного текста.
Изучение литературных произведений в соответствии с особенностями рода и жанра дает возможность учителю усилить воздействие искусства на духовную сферу учащихся, выбрать такие сочетания методов и форы обучения, которые способствовали бы развитию познавательной и социальной активности школьников, их самостоятельности, овладению необходимым объемом умений.
Центральное место в программе по литературе занимают эпические произведения, причем больше всего изучается проза: рассказ, очерк, повесть, роман, роман-эпопея.
Широкие рамки повествовательной формы, которую представляет эпос позволяют поместить в него и историю человеческой жизни, и картину общественных нравов, и обрисовку социальных условий, и воспроизведение огромного многообразия человеческих характеров.
Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Жанр произведения выступает как одно из средств раскрытия его содержания.
Цель работы –показать специфику изучения эпических произведений в V – VI классах.
Задачи:
- познакомиться с теоретическим материалом по теме;
- изучить методику преподавания эпических произведений;
- описать методику изучения повести Н.В.Гоголя « Вечера на хуторе близ Диканьки»
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.
Глава 1. Изучение эпических произведений
1.1.Задачи работы над эпическим произведением
Эпос — один из трех родов художественной литературы. Конкретизируя теоретический смысл понятия «эпос», Л. И. Тимофеев на первый план выдвигает «развернутое изображение человеческих характеров, повествовательность, сюжетность, многогранность образов»[5,112].
К малым эпическим формам относятся рассказ, сказка, новелла, басня и т. д., к средним — повесть, поэма, к большим — роман, эпопея.
В произведениях, относящихся к эпическому роду, ведущей чертой всегда остается повествовательность, что наряду с другими особенностями накладывает свой отпечаток и на восприятие, и на школьный анализ эпоса.
Специфика литературного рода сказывается как на общем подходе к изучению художественного произведения, так и на конкретных путях, формах, приемах этого изучения.
Обращаясь к новому произведению, учитель коснется истории его создания, к какому бы литературному роду оно ни относилось. Однако, например, проблему соотношения реальной основы произведения и художественного вымысла, как значительную, самостоятельную проблему, целесообразнее рассматривать, естественно, при изучении рассказа, повести или романа. Вопрос об организации домашнего чтения, контроля за чтением возникнет в связи с изучением эпических жанров (лирические произведения при первом знакомстве с ними учащихся обязательно читаются в классе -вслух).Принадлежность изучаемого произведения к тому или иному литературному роду влияет и на виды работы по усвоению содержания. Если ориентировочная беседа, выявляющая степень понимания учащимися прочитанного произведения, проводится в любом случае, а работа над планом целесообразна при изучении эпических и драматических произведений, то устный пересказ, так широко распространенный на уроках русской литературы в школе, связывается прежде всего с эпическими произведениями и не оправдан в отношении лирики. Объясняется это тем, что пересказываются главным образом события, а лирика в ее чистом родовом проявлении не событийна, не сюжетна в своей основе.
В VI — VII классах
анализ становится более
К сожалению, некоторые методисты
считают достаточным
Большинство учителей и методистов стоит на иной точке зрения.. Они утверждают, что «мы мало учим вдумчивому анализу как образов, так и всего произведения в целом»[5,121].
Очень часто первое чтение не может вызвать полных и верных впечатлений и эмоций, даже чтение лирических стихотворений. Последующий краткий анализ нужен для того, чтобы вес оттенки и детали картины, рисуемой автором, стали понятны и зримы учащимся. Лишь усвоив эти детали, ученики смогут эстетически верно и глубоко воспринять художественное произведение.
Таким образом, основной задачей беседы, комментирующей текст художественного произведения в V—VI классах, является приобщение учащихся к тем образам, к той образной системе, которые даны художником слова в читаемом рассказе или стихотворении. Надо помочь детям увидеть то, что нарисовал писатель, надо сделать его картины близкими и понятными маленьким чтецам. Тогда слово учителя как бы явится подступом к чтению-видению, о котором так страстно и убедительно говорила М. А. Рыбникова. Такое чтение возможно лишь в том случае, когда школьники заинтересуются содержанием произведения, предлагаемого их вниманию. Увлеченность, заинтересованность учеников той жизнью, теми событиями, теми чувствами, о которых рассказывает писатель, помогут им стать не только слушателями, но и активными читателями, выразительно и убежденно передающими художественный текст.
Следовательно, для лучшего
понимания и усвоения художественного
произведения совершенно необходима беседа
по прочитанному тексту, комментирующая
и даже анализирующая его. Этим и
объясняется наличие в методике
вступительных или вводных
Как показывает практика, наиболее эффективными для небольших произведений являются в средних классах вводные занятия после первого чтения. Заинтересованные ярким прочтением текста, учащиеся со вниманием слушают первое вступительное слово учителя о прочитанном произведении и его авторе и активно участвуют в беседе. Очень важно, чтобы слово учителя было содержательным, оригинальным, не шаблонным, углубляющим эмоциональное воздействие от прочитанного и способствующим пониманию картины, которую рисует автор.
Знакомство с художественным произведением иногда следует начать с кратких биографических сведений о писателе, сообщив их в виде отдельных конкретных фактов из его жизни, или яркого, образного рассказа о писателе и его творчестве
Думается, нет нужды доказывать
необходимость и
Как правило, анализ художественного произведения в V—VI классах, сводится к характеристике действующих лиц. Вопросы композиции и языка рассматриваются как средство создания образа. В самой структуре образа, представляющего собой, как известно, конкретную картину индивидуальной человеческой жизни, имеющей вместе с тем типическое, обобщенное значение, созданной при помощи творческого вымысла и несущей в себе эстетическую оценку изображаемого автором, учителей интересует прежде всего именно его индивидуальная сторона и эстетическая оценка, называемая обычно идеей произведения. Роль творческого воображения, вскрываемая лишь при формировании типического (обычно V—VII кл.), и уяснение понятия типического обычно опускаются. Отсюда и неполнота критерия прекрасного, художественного: как показывают наши обследования эстетических взглядов и вкусов учащихся даже старших классов, при определении понятия художественного образа (характера) они видят его специфику именно в том, что это изображение живого человека (индивидуальное начало), в котором дана оценка автором изображаемого (эстетический идеал) и которое дано захватывающе, увлекательно (элемент воображения). Но почти ни в одном высказывании не говорится о типичности, свойственной художественным образам и картинам жизни, запечатленным в художественном произведении. Это свидетельствует о том, что в средних классах понятие типического почти не формируется, а в старших—плохо изучается и усваивается. Само собой разумеется, что в средних классах единство индивидуального и общего, характеризующее художественный образ, не может быть полностью усвоено учащимися, на логическое развитие которых и усвоение ими теоретических знаний не обращается должного внимания (особенно в последнее время в связи с превалированием в обучении литературе эмоционально-воспитательных тенденций). Правда, в своей методике В. В. Голубков говорит, что в VII классе можно ввести понятие типа, типичности героя. Но он тут же оговаривается, что «можно только до известной степени подвести учеников к такому сложному понятию, как типичность; о более полном охвате этого понятия следует говорить лишь в старших классах»[5,89].
Никакого полного и четкого понимания типичности у учащихся средней школы нет. Другое дело, что лучшие учителя литературы добиваются некоторых, довольно смутных представлений у учащихся V—VII классов о типе как обобщении человеческих характеров, черт, жизненных закономерностей. Но практически в средних классах при характеристике героя вопрос о его типичности, как правило, не ставится. Иногда типичность подменяется множественностью явления. Поэтому и в старших классах наиболее распространенным определением типичности является определение В. Г. Белинского, полностью не вскрывающее диалектическое существо типа.
В средних классах у учащихся бытует наивно-реалистическое представление образа, как действительно существовавшей или существующей человеческой личности. Отсюда и чисто психологический подход к характеристике, выяснение положительных и отрицательных черт героя. Очевидно, что в какой-то мере такой подход к анализу художественного произведения в средних классах закономерен. Учитывая, что «идея становится персонажем» (Бальзак), что характеры и обобщения непрерывно переходят друг в друга, раскрытие идейного содержания через образ в средних классах—наиболее простой и доступный методический путь.
Но на этом пути имеется ряд подводных камней: схематизм, штамп, чрезмерная детализация и даже вивисекция живого характера. Необходимо, идя к раскрытию эстетического значения образа путем психологическим, всегда помнить, что мы имеем дело с произведением искусства, которое, как бабочка, теряет цвет и пыльцу от прикосновения грубых пальцев. И здесь еще раз можно подтвердить мысль, высказанную нами в конце I главы, что дело не столько в методе, сколько в умении, такте и чутье учителя, для которого основным законом также должен быть закон искусства: все в меру, все «чуть-чуть», все творчески — свежо и вдохновенно.
В исследовании, проведенном Институтом психологии АПН РСФСР, установлено, что учащиеся V класса в процессе самостоятельного чтения в основном сосредоточивают свое внимание на самих событиях, изображенных в произведении. Лишь незначительная часть испытуемых (менее '/з) высказала обобщающее суждение, которое может быть понято как указание на идею произведения (типа «Автор показывает эксплуатацию, несправедливость» и т. п.).
Говоря о героях произведения, учащиеся указывают на их социальную принадлежность, реже (если идет речь о советской действительности) на их общественное положение или занятие и обычно отмечают только одну черту героя, которая произвела на них большое впечатление. Как правило, они говорят о действиях и поступках героя. Надо отметить полное отсутствие каких бы то ни было суждений, относящихся к самому литературному образу, как и вообще каких-либо высказываний об особенностях изображения. Наоборот, налицо наивно-реалистическое восприятие образа. Оно сказывается в стремлении учащихся V класса действовать вместе с главным героем, самому становиться как бы участником изображенных в произведении событий и поступков героя.
В описываемых опытах экспериментаторы пытались выяснить, оценивают ли учащиеся V класса художественные особенности произведения и в чем они их видят, т. е. в какой-то мере определить художественный критерий учеников. Оказалось, что упоминаемые учащимися термины, знакомые им из школьного курса по литературе, не обозначают в их сознании художественных особенностей, действительно отмеченных ими при чтении. Так, если после высказывания о том, что в книге есть метафоры и сравнения, испытуемый приводит понравившийся отрывок, то в нем не оказывается ни одной метафоры, ни одного сравнения. Это позволяет сделать вывод, что влияние тех знаний, которые относятся к художественным средствам, значительно меньше по сравнению с теми, которые помогают осмыслить изображенную в произведении действительность.
Информация о работе Методика изучения произведений Н.В.Гоголя в V – VI классах