Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:23, курсовая работа
Комплексное решение образовательно-воспитательных задач каждого урока литературы требует системного подхода, который заключается прежде всего в изучении литературных явлений в различных взаимосвязях и взаимообусловленности: историко-литературной, тематической, родовой, жанровой. Теоретико-литературные понятия, связанные с родовой и жанровой природой произведения, должны способствовать сознательному усвоению системы знаний и активизировать умения ученики.
Введение
Глава 1. Изучение эпических произведений
1.1.Задачи работы над эпическими произведением
1.2 Анализ сюжетно–композиционной основы произведения и работы над эпизодом
Глава 2. Методика изучения произведений Н.В.Гоголя в V – VI классах
2.1.Специфика изучения «Вечеров на хуторе близ Диканьки
2.2. Тематическое и поурочное планирование
2.3. Конспекты уроков
Заключение
Литература
Это пародирование патриархальной манеры мышления и языка, смешение главного с не относящимся к делу лежит здесь в основе комического, в основе гоголевского юмора. Комическое впечатление создаёт и характер пафосного повествования, находящегося в полном несоответстви» с содержанием: «Что то за пироги, если бы вы только знали? Сахар, совершенный сахар! А масло, так вот и течёт по губам, когда начнёшь есть».
Подготовка к занятию требует прежде всего упражнений по выразительному чтению и для того, кто будет читать «Предисловие» целиком, и для тех, кто будет только цитировать.
Преподаватель, если это требуется, ставит наводящие вопросы, возбуждая самостоятельную мысль учащихся, внося только в последующем свои поправки.
2. Работа учащихся:
а) Юмор «Предисловия».
б) Сатира в «Предисловии».
Юмор «Предисловия» к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
1. Определение юмора (найти в словаре и выписать).
2. Юмор в «Предисловии»:
а) в описании одежды Фомы Григорьевича;
б) в характерной подробности с носовым платком;
в) в смешении главного с не относящимся к делу;
г) в повышенном тоне восхищения пирогами.
3. Найти в словаре и
выписать определение слов «
Сатира в «Предисловии» к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
1. Найти в словаре и выписать определение сатиры.
2. Сатира в «Предисловии»:
а) Как здесь характеризуется положение писателя-демократа?
б) Кого называли лакеями в прямом и переносном
смысле?
в) Какие черты им приписывались?
г) Почему здесь критиков сравнивают с лакеями?
д) Против кого ещё направлена сатира писателя?
е) Сопоставляя дворянскую и крестьянскую молодёжь, кому из них отдаёт предпочтение Гоголь?
Д/ з прочитать повесть «Сорочинская ярмарка»
Тема Сказочно
счастливая развязка «Майской ночи...».
Таинственный смысл повести
Ход урока
1. Рассказываем и читаем Гоголя (выступления учащихся).
2. Контрасты «Майской ночи...» и ее смысл.
— ...Удивило ли вас продолжение повести? Как построил ее Гоголь? Сравните 2-ю главу с последующими. Почему поэзия и таинственность первых страниц сменяется... «головой», пьяным Калеником и парубками? Что вы ощутили на этих страницах? Какие слова становятся ключом к ним? И с чего это вдруг появились в «Майской ночи...» «вольные казаки»? А при чем здесь «голова»? Как он выглядит под пером Гоголя? А другие лица? Как пишет Гоголь эти страницы? Почему они так задорны, насмешливы, даже едки? Найдите самые удивительные гоголевские фразы... в чем их секрет? А как выстроил автор события? Какую роль в них сыграла злополучная «свояченица»?..
— ...Может быть, вы чего-то с нетерпением ждали, читая веселое повествование о «голове» и парубках? Как же вернулась в повесть утопленница? Что напомнил вам ее разговор с Левко? И почему появляется эта параллель: Левко — Ганна, Левко — панночка-утопленница?.. А самое неожиданное в повести? Как же понять эту волшебную «реальность» — записку панночки?
— ...Как завершил Гоголь «Майскую ночь...»? Что вам напомнила эта страница? Сравните ее с началом предпоследней главы; ваши открытия.
— ...Какая картина повести особенно поэтична и величественна? Почему писатель дважды рисует украинскую ночь: в начале происшествий с Левко и в завершении повести? Перенесите эту картину на рисунок... А как ее создает Гоголь? В чем тайны его слова и фразы?
— ...Ожидали ли вы такую развязку? Как ее встретили? Контрастная композиция повести. Слияние сказочно-поэтического и реально-житейского начал как своеобразие гоголевских «Вечеров...». Ироническое в «Майской ночи...»; гоголевский смех в сюжете и языке; мастерство иронической гиперболы. Эпическая тема казацкой больницы. Трагическое в «Майской ночи...». Параллелизм образов Ганны и панночки как тайный смысл повести. Образ «божественной ночи» как ее символическое «обрамление».
Р. р. Овладение лексическими формулами: слияние противоположных начал, лиризм и ирония, поэзия народного предания, метафоричность, ширь гоголевской фразы, развернутое сравнение, неожиданность гиперболы, символика обрамления.
Здесь, как и повсюду, отбор лексики обусловлен читательскими высказываниями в ходе разбора текста.
Д. з.: Выписать из «Майской ночи...» наиболее характерную для Гоголя фразу и отметить ее особенности (своеобразие лексики, синтаксиса, интонации); прочитать «Вечера на хуторе близ Диканьки» и подготовить выступление «Захватывающая страница Гоголя».
Заключение
Анализ эпического произведения в школе — сложный творческий процесс, к которому предъявляется много требований, идущих как от литературоведения, так и от педагогических дисциплин. Это определяет двуединую природу школьного анализа, сложное сочетание в нем субъективно значимых для учащихся и объективно значительных вопросов.
Раскрывая основные вопросы методики анализа романа, мы подчиняем их главному, с нашей точки зрения, аспекту—задаче формирования у учащихся потребности прочесть или перечитать произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение. Только при этом условии литература может воздействовать па читателя, воспитывая и формируя «человека в человеке».
Особенно важно определить верную педагогическую концепцию анализа, наиболее действенный в учебно-воспитательном отношении подход к произведению.
Анализ в родовом аспекте позволяет не только углубить знания по литературе, но и содействовать воспитанию эстетического вкуса учащихся, пониманию художественного произведения как явления искусства.
Анализ основан на понимании
специфики литературного
Есть эпохи, особенно важные для жизни— обычно это эпохи стремительного развития общественного сознания, эпохи революций, ломающие все каноны, создающие .новые жанры. Напротив, в эпохи вялого общественного развития, в эпохи реакции, когда неподвижность владеет духом, умами общества, и род начинает окостеневать.
Род и жанр объединяют в себе все компоненты художественного произведения — композицию, образную систему, сюжетные линии, язык, стиль и придает им не только законченность, но и определенную окраску, или, как в музыке, включает идеи, мотивы и образы в определенную тональность. Каждый из компонентов в различных жанрах приобретает новое значение и содержание.
Так изучать художественное мастерство Н. В. Гоголя в школе начинают с « Вечеров..» — это лишь одна сторона многогранного творчества великого писателя, но она имеет столь существенное значение для учебно-воспитательной работы в школе, что заслуживает особого внимания учителя.
Чтение и изучение произведений Гоголя проходят через весь курс средней школы. Уже в V классе программа предлагает для чтения «Вечера на хуторе близ Диканьки»; в VII классе для классной работы — «Тараса Бульбу», вVIII классе для классной работы — комедию «Ревизор», а для домашнего чтения — «Женитьбу» и другие избранные произведения Гоголя; в IX классе ученики должны знакомиться уже со всем творческим путём Гоголя и подробно анализировать «Мёртвые души».
Таким образом школа имеет достаточно возможности для того, чтобы ознакомить учащихся с художественным мастерством Гоголя.
Школьное изучение творчества писателя обычно проходит три основных этапа: чтение литературного материала, сообщение учителя о писателе, включающее в той или иной степени сведения о его методе и художественном мастерстве, и анализ литературных произведений, где художественным средствам писателя, его 'мастерству должно уделяться большое внимание. В такой последовательности надо изучать в школе и творчество Н. В. Гоголя.
Литература
1. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1979.
2. Беленький Г.И. Методическое руководство к учебнику – Хрестоматия для 7кл. – М., 1969.
3. Вопросы анализа художественных произведений. Под ред. Н. О. Корста. М, 1969.
4. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.— Л., 1966.
5. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе / под ред. Л.И. Тимофеева. – М., 1954
6. Искусство анализа художественного произведения/ Сост. Т. Г. Браже. М, 1971.
7. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М., 1972.
8. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977.
9. Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богданова. – М.: изд. Центр «Академия», 1999.
Методика преподавания литературы: учебник для пединститутов / Р.Ф. Брандеев, Т.В. Зверс – М.: Просвещение, 1985.
10. В. И. Сорокин, Анализ литературного произведения в средней школе, Учпедгиз, 1955.
11. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1976.
12. Л. В. Щепилова, Введение в литературоведение, Учпедгиз, М., 1956.
Информация о работе Методика изучения произведений Н.В.Гоголя в V – VI классах