Методика изучения произведений Н.В.Гоголя в V – VI классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:23, курсовая работа

Краткое описание

Комплексное решение образовательно-воспитательных задач каждого урока литературы требует системного подхода, который заключается прежде всего в изучении литературных явлений в различных взаимосвязях и взаимообусловленности: историко-литературной, тематической, родовой, жанровой. Теоретико-литературные понятия, связанные с родовой и жанровой природой произведения, должны способствовать сознательному усвоению системы знаний и активизировать умения ученики.

Оглавление

Введение
Глава 1. Изучение эпических произведений
1.1.Задачи работы над эпическими произведением
1.2 Анализ сюжетно–композиционной основы произведения и работы над эпизодом
Глава 2. Методика изучения произведений Н.В.Гоголя в V – VI классах
2.1.Специфика изучения «Вечеров на хуторе близ Диканьки
2.2. Тематическое и поурочное планирование
2.3. Конспекты уроков
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Оглавлени2.docx

— 93.47 Кб (Скачать)

Это пародирование патриархальной манеры мышления и языка, смешение главного с не относящимся к делу лежит здесь в основе комического, в основе гоголевского юмора. Комическое впечатление создаёт и характер пафосного повествования, находящегося в полном несоответстви» с содержанием: «Что то за пироги, если бы вы только знали? Сахар, совершенный сахар! А масло, так вот и течёт по губам, когда начнёшь есть».

Подготовка к занятию  требует прежде всего упражнений по выразительному чтению и для того, кто будет читать «Предисловие» целиком, и для тех, кто будет только цитировать.  

Преподаватель, если это  требуется, ставит наводящие вопросы, возбуждая самостоятельную мысль учащихся, внося только в последующем свои поправки.

2. Работа учащихся:

а) Юмор «Предисловия».

б) Сатира в «Предисловии».  

Юмор «Предисловия» к  первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

1. Определение юмора (найти  в словаре и выписать).

2. Юмор в «Предисловии»:

а) в описании одежды Фомы Григорьевича;

б) в характерной подробности  с носовым платком;

в) в смешении главного с  не относящимся к делу;

г) в повышенном тоне восхищения пирогами.

3. Найти в словаре и  выписать определение слов «пародия»  и «пафос». Определить их место  в «Предисловии». 

Сатира в «Предисловии»  к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

1. Найти в словаре и  выписать определение сатиры.

2. Сатира в «Предисловии»:

а) Как здесь характеризуется  положение писателя-демократа?

б) Кого называли лакеями  в прямом и переносном

смысле?

в) Какие черты им приписывались?

г) Почему здесь критиков сравнивают с лакеями?

д) Против кого ещё направлена сатира писателя? 

е) Сопоставляя дворянскую и крестьянскую молодёжь, кому из них  отдаёт предпочтение Гоголь?

Д/ з прочитать повесть  «Сорочинская ярмарка»

Тема Сказочно счастливая развязка «Майской ночи...». Таинственный смысл повести                                                  

 Ход урока

1. Рассказываем и читаем  Гоголя (выступления учащихся).

2. Контрасты «Майской  ночи...» и ее смысл.

— ...Удивило ли вас продолжение  повести? Как построил ее Гоголь? Сравните 2-ю главу с последующими. Почему поэзия и таинственность первых страниц сменяется... «головой», пьяным Калеником и парубками? Что вы ощутили на этих страницах? Какие слова становятся ключом к ним? И с чего это вдруг появились в «Майской ночи...» «вольные казаки»? А при чем здесь «голова»? Как он выглядит под пером Гоголя? А другие лица? Как пишет Гоголь эти страницы? Почему они так задорны, насмешливы, даже едки? Найдите самые удивительные гоголевские фразы... в чем их секрет? А как выстроил автор события? Какую роль в них сыграла злополучная «свояченица»?..

— ...Может быть, вы чего-то с нетерпением ждали, читая веселое  повествование о «голове» и парубках? Как же вернулась в повесть утопленница? Что напомнил вам ее разговор с Левко? И почему появляется эта параллель: Левко — Ганна, Левко — панночка-утопленница?.. А самое неожиданное в повести? Как же понять эту волшебную «реальность» — записку панночки?

— ...Как завершил Гоголь «Майскую ночь...»? Что вам напомнила эта страница? Сравните ее с началом предпоследней главы; ваши открытия.

— ...Какая картина повести  особенно поэтична и величественна? Почему писатель дважды рисует украинскую ночь: в начале происшествий с Левко и в завершении повести? Перенесите эту картину на рисунок... А как ее создает Гоголь? В чем тайны его слова и фразы?

— ...Ожидали ли вы такую  развязку? Как ее встретили? Контрастная  композиция повести. Слияние сказочно-поэтического и реально-житейского начал как своеобразие гоголевских «Вечеров...». Ироническое в «Майской ночи...»; гоголевский смех в сюжете и языке; мастерство иронической гиперболы. Эпическая тема казацкой больницы. Трагическое в «Майской ночи...». Параллелизм образов Ганны и панночки как тайный смысл повести. Образ «божественной ночи» как ее символическое «обрамление».

Р. р. Овладение  лексическими формулами: слияние противоположных начал, лиризм и ирония, поэзия народного предания, метафоричность, ширь гоголевской фразы, развернутое сравнение, неожиданность гиперболы, символика обрамления.

 

Здесь, как и  повсюду, отбор лексики обусловлен читательскими высказываниями в ходе разбора текста.

Д. з.: Выписать из «Майской ночи...» наиболее характерную для Гоголя фразу и отметить ее особенности (своеобразие лексики, синтаксиса, интонации); прочитать «Вечера на хуторе близ Диканьки» и подготовить выступление «Захватывающая страница Гоголя».

 

 

     

 

Заключение

 

Анализ эпического произведения в школе — сложный творческий процесс, к которому предъявляется много требований, идущих как от литературоведения, так и от педагогических дисциплин. Это определяет двуединую природу школьного анализа, сложное сочетание в нем субъективно значимых для учащихся и объективно значительных вопросов.

Раскрывая основные вопросы  методики анализа романа, мы подчиняем  их главному, с нашей точки зрения, аспекту—задаче формирования у учащихся потребности прочесть или перечитать произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение. Только при этом условии литература может воздействовать па читателя, воспитывая и формируя «человека в человеке».

Особенно важно определить верную педагогическую концепцию анализа, наиболее действенный в учебно-воспитательном отношении подход к произведению.

Анализ в  родовом аспекте позволяет не только углубить знания по литературе, но и содействовать воспитанию эстетического вкуса учащихся, пониманию художественного произведения как явления искусства.

Анализ основан на понимании  специфики литературного произведения, единства его содержания и формы. Учителю важно самому раскрывать перед учащимися границы, отделяющие произведения разных жанров одного и  того же автора и разных писателей.

Есть эпохи, особенно важные для жизни— обычно это эпохи стремительного развития общественного сознания, эпохи  революций, ломающие все каноны, создающие .новые жанры. Напротив, в эпохи вялого общественного развития, в эпохи реакции, когда неподвижность владеет духом, умами общества, и род начинает окостеневать.  

Род и жанр объединяют в  себе все компоненты художественного  произведения — композицию, образную систему, сюжетные линии, язык, стиль и придает им не только законченность, но и определенную окраску, или, как в музыке, включает идеи, мотивы и образы в определенную тональность. Каждый из компонентов в различных жанрах приобретает новое значение и содержание.

Так изучать  художественное мастерство Н. В. Гоголя в школе  начинают с « Вечеров..» — это лишь одна сторона многогранного творчества великого писателя, но она имеет столь существенное значение для учебно-воспитательной работы в школе, что заслуживает особого внимания учителя.

Чтение и изучение произведений Гоголя проходят через весь курс средней  школы. Уже в V классе программа предлагает для чтения «Вечера на хуторе близ Диканьки»; в VII классе для классной работы — «Тараса Бульбу», вVIII классе для классной работы — комедию  «Ревизор», а для домашнего чтения — «Женитьбу» и другие избранные  произведения Гоголя; в IX классе ученики  должны знакомиться уже со всем творческим путём Гоголя и подробно анализировать «Мёртвые души».

Таким образом школа имеет  достаточно возможности для того, чтобы ознакомить учащихся с художественным мастерством Гоголя.

Школьное изучение творчества писателя обычно проходит три основных этапа: чтение литературного материала, сообщение учителя о писателе, включающее в той или иной степени сведения о его методе и художественном мастерстве, и анализ литературных произведений, где художественным средствам писателя, его 'мастерству должно уделяться большое внимание. В такой последовательности надо изучать в школе и творчество Н. В. Гоголя.

 

Литература

1.  Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1979.

2.  Беленький Г.И. Методическое руководство к учебнику – Хрестоматия для 7кл. – М., 1969.

3.  Вопросы анализа художественных произведений. Под ред. Н. О. Корста. М, 1969.

4.  Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.— Л., 1966.

5.  Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе / под ред. Л.И. Тимофеева. – М., 1954

6.  Искусство анализа художественного произведения/ Сост. Т. Г. Браже. М, 1971.

7.  Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М., 1972.

8.  Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977.

9.  Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богданова. – М.: изд. Центр «Академия», 1999.

Методика преподавания литературы: учебник для пединститутов / Р.Ф. Брандеев, Т.В. Зверс – М.: Просвещение, 1985.

10.                        В. И. Сорокин, Анализ литературного произведения в средней школе, Учпедгиз, 1955.

11.                        Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1976.

12.                        Л. В. Щепилова, Введение в литературоведение, Учпедгиз, М., 1956. 

 


Информация о работе Методика изучения произведений Н.В.Гоголя в V – VI классах