Проблемы истории и культуры в философии Г.В.Ф. Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:20, реферат

Краткое описание

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование 1788 г. был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель - профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. - Берлинского, где некоторое время был и его ректором.[10,c.8]

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………….. 3
Глава I
2.Метод философии Гегеля………………………………………..……4
Глава II
Философия права Гегеля………………………………………………....8
Глава III
3.Философское учение Гегеля о государстве………………………..13
4.Заключение……………………………………………………………….18
5.Список использованной литературы………………………………...19

Файлы: 1 файл

Реферат 1 т.9.doc

— 156.00 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и  науки 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

«Брянский государственный  технический университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

Предмет: “Культурология”

Тема: “Проблемы  истории и культуры в философии  Г.В.Ф. Гегеля ” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Выполнил: студент группы 10- ПО1

                                                                  Клищенко И.В.

                      Проверил: к.п.н. доцент кафедры Философии, Истории и        Социологии Дзюбан В.В. 
                     
                     
                     
                     
                     

Брянск 2011 

Содержание 

1.Введение………………………………………………………………….. 3 

  • Глава I

2.Метод  философии Гегеля………………………………………..……4 

  • Глава II

Философия права Гегеля………………………………………………....8 

  • Глава III

3.Философское учение Гегеля о государстве………………………..13 

4.Заключение……………………………………………………………….18 

5.Список использованной литературы………………………………...19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штудгарте  в семье крупного чиновника. Получив  в местной гимназии первоначальное образование 1788 г. был зачислен в  число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель - профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. - Берлинского, где некоторое время был и его ректором.[10,c.8]

    Уже в студенческие годы Гегель был занят  творческим освоением и осмыслением  достижений предшествующей  политической и правовой философии. Философия  права Гегеля одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет.

    Творчество  Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно  дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.

    Он  открыл и обосновал с позиции  объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно  противопоставил диалектику, как  метод познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не менее объективно, чем сущность. 

    В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей  науки о праве и государстве  не разработку представлений о должном  разумном праве и государстве, а  нахождении разумного в самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее.

    Гегель  первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя  гражданское общество, как опосредованная трудом, система потребностей покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти, считая подлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.

    Высшим  моментом идеи государства и Гегеля представляет идеализацию суверенитета. Гегель выделил национальную сущность государства, поделив всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и других немецких государств.

    В данной работе основные вопросы Гегелевской  философии о государстве и  праве.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I

1.Метод философии Гегеля 

    При выработке основных принципов своих  учений Гегель использовал важнейшие  выводы философских систем древнего мира нового времени, естественных и общественных наук. Обобщая предшествующие системы, он критически развивал и своевременно истолковал элементы философских воззрений Вольфа, Спинозы, Лейбница, Канта, Рихте, Шеллинга. “Философия Гегеля - максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы мышления, то есть законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой - диалектической логики. На вопрос откуда взялись эти законы Гегель отвечает просто: это мысли бога до сотворения мира. Логика есть изображение бога каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то  ни было конечного духа.”[3,c.28]

    Гегель  считал материализм беспорядочным  неправомерным направлением.

    Философская система делится Гегелем на три части: 1)логика; 2)философия природы; 3)философия духа.

    Исходным  пунктом философии Гегеля выступает  тождество мышления (сознания) и  бытия, это тождество представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, то есть предполагающее и различие. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом смысле Гегелевского положения о конкретном тождестве.

    Объективное абсолютное мышление есть движущая сила всего сущего и выступает оно, как абсолютная идея, которая непрерывно развивается. Восхождение от абстрактного к конкретному - общий принцип развития.

    Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает  узкий горизонт формальной логики. Логические формы не только содержательны, но и находятся во взаимной связи и развитии. Гегель провозглашает единство. тождество диалектики, логики и теории познания.[12,c.163]

    Гегелю  присущ гносеологический оптимизм, убеждение  в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, отсюда вывод : все действительное разумно, все разумное действительно. Гегель полагал, что существующее разумно, именно когда оно выражает какую-то необходимость, закономерность.

    Второй  ступенью развития абсолютной идеи Гегель считал природу. природа есть поражение абсолютной идеи, ее инобытия. Пораженная духом, природа не имеет независимо от него существования.

    Третья  ступень гегелевской системы - философия  духа. Здесь абсолютная идея как  бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе.

    Саморазвитие  духа идет по трем ступеням:

    1) “субъективный дух” - индивидуальное  человеческое сознание

    2) “объективный дух” - человеческое  общество, и три главные формы  : право, нравственность, государство.

    3) “абсолютный дух” - включает искусство,  религию, философию. 

    Дух есть нечто единое и целое, но находящееся  в процессе развития, перехода от низменного к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.

    С точки зрения Гегеля мир, как совокупность природы и духа, находящихся не вне абсолютного (абсолютного духа), а в нем самом. Саморазвитие мира, есть история абсолютного духа; признание этого Гегелем, влекло за собой важный в методологическом отношении вывод для построения всей гегелевской философии - способ, каким может быть познано абсолютное, вовсе не  должен быть принципиально иным, чем способ познания мира природы и мира духа.

    В философии Гегеля триада выполняет  не только методологическую функцию, но и функцию системосозидающую. Это  не только содержательный принцип. или  закон диалектики, как способ построения системы. Вся структура Гегелевской философии подчиняется тройственному ритму, строится в соответствии с требованиями триады.

    Разрабатывая  свою теорию диалектики Гегель исходит  из идеи единства диалектической логики для всех сфер духа: для общества, государства, права, политики, законодательства, человеческой жизни, всемирной истории. Логическое изображение, подчеркивает Гегель, есть “всеобщий способ, в котором все остальные способы сняты и заключены.[3,c.289] Абсолютность диалектического метода Гегель видит в том, что один объект (в том числе государственно-правовая сфера и тематика) не может оказать ему (методу) сопротивления.

      Философский подход Гегеля к  сфере объективного духа (общество, государство, право и так далее)  предполагает реализацию принципов,  моделей и правил его диалектики  в данной предметной области исследования, поскольку “сам метод расширяется в систему”.[3,c.288-289]

    Философия права по Гегелю не имеет своих  специфических методов исследования.

    Постановка  и решение Гегелем вопроса  о предмете и методе философии  права опирается на диалектику в ее спекулятивно-идеалистической форме, метод предопределяет понятийный характер предмета исследования и по существу не исследует объект, а создает его, предмет же исследования сводится к понятийному аппарату метода. то есть тождества предмета и метода. Гегелевская философия права означает равенство их понятийного содержания.

    “Мистификация, которую претерпела диалектика в  руках Гегеля, - писал Маркс, - отнюдь не помешала тому. что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно”.

    Сам Гегель заявлял, что его диалектический метод не есть некое чисто “внешнее искусство” или субъективная игра в доказательства и опровержения. что его метод опровергает всякую школьную метафизику, руководствующуюся формальными определениями и что диалектический метод, есть “душа всякого научного развертывания мысли” и именно он, и только он, вносит необходимую внутреннюю связь в содержании науки и его непреодолимая сила состоит во внутренне противоречивом поступательном движении и развитии.

    Открытие  диалектического метода, составление  целой эпохи в философском  мышлении, не было случайностью. Гегель неоднократно подчеркивал, что в истории философской мысли существует известная преемственность, обогащение последующих философских учений. Подчеркивание Гегелем заслуг предшествующих философских учений не помешало ему с успехом расширить рамки предыдущих достижений и представил весь исторический и духовный мир в виде бесконечного процесса движения и развития. Все что нас окружает, заявил он, моет быть рассмотрено как образец диалектики.

    Выступая  против одностороннего абстрактно аналитического метода. он утверждал, что такой метод совершенно неприемлем для философии, философия по сути дела, не нашла своего истинного метода. и только Гегель дал образец истинного метода философской науки, применив его к конкретному предмету - к сознанию.

    Движение  сознания - это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последняя ступень заключает в себе предыдущие, воспроизведя их на новом более высоком уровне, в тоже время последующие ступени предвосхищаются на более ранних этапах диалектического пути развития.[4,c.66]

Информация о работе Проблемы истории и культуры в философии Г.В.Ф. Гегеля