3 формы абсолютного духа в эстетике Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 08:25, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является глубокое рассмотрение и изучение философии Гегеля.
Задача работы: попытаться дать наиболее точное и доступное определение Абсолютной духа и его составляющих.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Абсолютный дух……………………………………………………………….4
1.1.Искусство……………………………………………………………………...6
1.2.Религия………………………………………………………………………...7
1.3.Философия…………………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………...10
Список используемой литературы…………………………………………...11

Файлы: 1 файл

эстетика.docx

— 28.96 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Абсолютный дух……………………………………………………………….4

1.1.Искусство……………………………………………………………………...6

1.2.Религия………………………………………………………………………...7

1.3.Философия…………………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………...10

Список используемой литературы…………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Актуальность работы Первую часть своей системы Гегель изложил в двух томах "Науки логики", вторую (философия природы) - в одном томе, для третьей (философия духа) потребовалось больше десяти томов; восемь из них приходятся на формы абсолютного духа - искусство (три тома), религию (два тома), философию (три тома). А дело не только в том, что эти восемь томов написаны в основном не самим философом, а составлены на основании студенческих конспектов. Гегелевское учение предстает как грандиозная попытка осмыслить культурно-исторический процесс.

Целью данной работы является глубокое рассмотрение и изучение философии Гегеля.

Задача работы: попытаться дать наиболее точное и доступное определение  Абсолютной духа и его составляющих.

Структура работы. Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 1 главы, заключение, список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Абсолютный дух

 
          Развивая свою философию в третьей части, Гегель приходит к абсолюту, как к не что общему и единому. Абсолютный дух подобен среднему термину, в сущности который, уравновешивает две крайности (субъективность и объективность). 
«Абсолютный дух есть в такой же мере вечно в-себе-самом-сущее, как и в глубь себя возвращающееся и возвращенное тождество; единая и всеобщая субстанция…».1 
        Как нечто единое, абсолютный дух не стоит понимать в стоическом смысле т.е. бездейственность, наоборот, движением этого духа является поддержание тождества между субъективным и объективным. Он – довлеющая среда над всем, это спинозовская субстанция. Гегель абсолют возводит к понятию высшего божества, Бога, но смысл в том, дух должен сам себя созерцать, быть и созерцающим и созерцаемым, только в этом случае сохранится движение. Следуя данной логике Дух способен осуществить это при помощи Веры. Благодаря ей сохраняется единство абсолютного духа в субъективном сознании и выход его из себя, но также и обратный путь к действительности, также осуществляется по средству Веры, в котором утверждается объективность.2 
        В итоге мы получаем: схему или конструкцию религиозности, только выраженной в Гегелевском понимании. Абсолютный дух наделен теми же предикатами, что и высшее существо, Бог. Движение Абсолютного духа есть момент откровения в религии, где момент Веры является центральным в вопрошании к Богу. Также Вера, на мой взгляд способствует акту отчуждения, по Гегелю. А именно, индивид отчуждаясь в сознании, становится неким в-себе бытием, неким всеобщим, но благодаря этому отчуждению от «суетности» он составляет свой действительный мир в соразмерность, диктующую вот этим всеобщим.  
Но Вера, не единственный вид знания, благодаря которому мы можем прийти к абсолютному духу. Гегель выделяет еще три вида областей, где возможно это познание: по средству искусства, религии и философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.Искусство

 
        Этот вид знания внутри своем делим на само произведение, выражающее наличное бытие, обыденность, на субъект создающий и субъект созерцающий, это с одной стороны. И на созерцание этой формы, как идеала, воплощающего абсолютный дух с другой. В связи с этим встает проблема, как в произведение субъективного сознания, выраженного в чем-то определенном вместить некий абсолют, божественность, как воплотить Бога? 
Глупо взять и нарисовать, к примеру, это было бы нелепостью для такой цели. Соответственно, Гегель, субективность художника привносит лишь как нечто формальное, поскольку абсолют не выражается в единичностях! Художник, создавая произведение, работает не от «собственного имени», а будучи отчужденным от самого себя, (такое состояние, есть состояние вдохновения, свободы мышления) в этом случае содержимое субъекта не является основой в произведении. Создаваемое произведение обладает синкретичностью некоторый личностный умений автора, материала ит.д. , но суть работы является всеобщей, ценность которой воспринимают все – это есть прекрасное. Феномен гения, соответственно, есть движение свободного духа в индивиде, который это, возможно, даже и не понимает.  
Здесь же Гегель рассматривает соотношение искусства и религии.  
«…что изящное искусство может быть принадлежностью только тех религий, принципом которых является конкретная, в самой себе ставшая свободной, но еще не абсолютная духовность».3 А также о роли искусства, как воплощение и упорядочивание разрозненных «духовный элементов», поддающихся сознательному созерцанию. Отсюда же с некоторой аподектичностью можно сказать обо все большем первенстве искусства над религией в плане больше одухотворенности, выраженной в произведениях искусства.

 

1.2.Религия

 

        Религия является второй формой или ступенью самораскрытия Абсолютного духа. Содержание религии и философии, по Гегелю, тождественны (Бог или истина). Они различаются только по форме: представление (элементарный уровень) — в религии, понятие (высший уровень) — в философии. Таким образом, Гегель рассматривал религию как несовершенную форму знания Абсолюта, что позволило ему рассматривать все христианские догматы в чисто философских понятиях и тем самым полностью лишить их религиозно-таинственного содержания. Так, например, догмат Троицы он истолковывал как символическое выражение диалектического развития Абсолютной идеи по принципу триады. В такой интерпретации, естественно, основные христианские истины утрачивали свой Божественный сокровенный смысл и превращались в аллегории философских категорий.

        Христианская религия, по Гегелю, хотя и есть религия истины, свободы и духа, поскольку в ней находят единство и высший синтез Божественная и человеческая природы (Бог, познающий Самого Себя в человеке), тем не менее и она, как дающая знание о Боге лишь в форме представлений, оказывается несовершенной по сравнению с философским знанием (философией Гегеля, конечно), понятийным, в котором Абсолютный дух достигает своего высшего самопознания. Религия, по Гегелю, упраздняется в конечном счете философией (Гегеля), как совершенной формой познания Абсолюта.4

        Взгляд Гегеля на религию является одной из иллюстраций того рационалистического понимания религии, которое особенно часто встречается среди интеллигенции. Религию нередко рассматривают как своеобразную философскую систему, лишь обремененную в силу косности и невежества простых людей обрядами и церемониями, запретами и повелениями. Религия есть не более как особое рационально-эстетическое миропонимание; «только мировоззрение» — вот основной пафос такого взгляда. Все прочее в ней — наносное и ненужное. Отсюда, естественно, и сама душа религии — вера в живого Бога и непосредственное личное духовное общение с Ним — подменяется «компьютерным» рассуждением о Нем. Узость, примитивность такого взгляда на религию обнаруживается хотя бы из следующего сопоставления религиозного и философского познания.

Как бы то ни было религия – есть главный и единственный выразитель абсолютного духа. Здесь мы можем, вслед за Гегелем, рассмотреть сущность этого духа «в разрезе». Что он собой представляет? 
«Для того чтобы правильно постигнуть и определить в мысли, что представляет собой бог как дух, требуется основательная спекуляция» Абсолютный дух, как уже не раз говорилось, есть высшее существо – Бог. Для его изучения необходимо выделяется несколько положений: Бог знает самого себя, в своем знании самого себя он является самосознанием человека, далее знание человека о Боге переходит в знание человека в Боге. В этих положениях прослеживается суть философии гегелевской системы. Как отмечал Фейрбах, философия Гегеля, на чем начинается, на том же и заканчивается. Абсолютный дух, для познания которого необходима рефлексия в самого себя, необходим круговорот, с учетом, что он в-себе и для-себя сущий.5  
        В итоге: движение абсолютного духа, выраженное в вышеописанных положениях, можно заменить на одно – это откровение, «раскрывающее его жизнь в круговороте конкретных образов представления».

 
 

 

 

 

1.3.Философия

 
        В предыдущих главах, рассматривалась роль искусства, в познании абсолютного духа, роль религии, теперь Гегель подводит нас к последнему и пожалуй основному завершенному концу своего анализа. Философия, по замыслу автора, является чем-то вроде среднего термина или единства двух вышеописанных положений. Ее рассмотрение должно исходить из предпосылок возникновения искусства и религии, где искусство представляет объективность сознания, действительность, религия же, наоборот, субъективность.6 
        Видимо отношение философии и искусства не представляет ,по замыслу философа, проблем, в отличие как с религией возникает ряд вопросов. А именно: философию многие теологи обвиняли либо в атеизме, либо в большой набожности (к примеру, спинозизм). Смущали подходы философии, начиная со спекулятивного, кончая критическим (скептическим). В ходе этих размышлений Гегель делает явный уклон в сторону философии, говоря, что «именно философия может в категориях религиозного способа представления опознать свои собственные формы», в отличии  
«как религиозный способ представления не применяет к самому себе критики мысли и не понимает самого себя».7 
        Все препирательства в сторону философии, Гегель разводит по временам, показывая, что в одно время, философию обвиняли в атеизме, в другое - пантеизме и т.д. В сущности, отстаивая философское мировоззрение, автор, по-моему мнению, отводит роль виновника во всем этом религии.

 

 

 

Заключение

 

        В основе познания абсолютного духа выступает философия, как некоторое единство, рассматривающее все возможные проявления, познания духа. Именно философия, своей претенциозностью создает движение рассудка, «плавающего» между двумя крайностями всеобщности и единичности. Являясь этим средним термином ,философия, действует исходя из самой себя, воплощая в себе движения разума, рефлексируя в самого себя, тем самым создавая движение, при помощи которого только и возможно познание абсолютного духа.

        Образно выражаясь, учение об абсолютном духе есть плод всего гегелевского учения, несущий в себе то драгоценное семя, которое, если по нерадивости не затоптать его в историческую почву и не оставить его гнить на обочине магистрального пути развития человечества, даст еще невиданные всходы. На мой взгляд, этим семенем, сулящим обильный урожай весьма насущного хлеба, является вполне определенное и, что особенно важно, сформулированное самим Гегелем указание на то, чем предстоит стать философии после него. В учении Гегеля об абсолютном духе содержится его собственное указание на необходимый исход исторической формы философии в ее вполне логическую форму – в логическую, или, что то же самое, в современную, новейшую философию.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Альгин А.П. Философия: Учеб. пособие. – СПб.:Изд-во СЗАГС,2007-135стр.

2.Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., «Мысль»,2004. – 452 стр. 
3. Гриненко Г.В. История философии: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат,2007.-688стр.

4.Д.Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. – ТОО ТК «Петрополис», Санкт-Петербург, 1997.-882стр. 
5.Скирбекк Г. История философии: учеб. пособие для студентов вузов / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. – М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2008-799стр.

6. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. M. Юристъ. 2004.-520стр.  
7.Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. – 928 стр.

1 Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. – 928 стр.

 

2 Д.Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. – ТОО ТК «Петрополис», Санкт-Петербург, 1997.-882стр.

3 Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., «Мысль»,2004. – 452 стр.

4 Альгин А.П. Философия: Учеб. пособие. – СПб.:Изд-во СЗАГС,2007-135стр.

5 Гриненко Г.В. История философии: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат,2007.-688стр.

6 Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. M. Юристъ. 2004.-520стр.

7 Скирбекк Г. История философии: учеб. пособие для студентов вузов / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. – М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2008-799стр.

 


Информация о работе 3 формы абсолютного духа в эстетике Гегеля