Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:14, курсовая работа
Цель работы. Рассмотрение и исследование философии духа, понятия абсолютного духа и его форм в системе Гегеля.
Задача работы.
- охарактеризовать философию духа
- обозначить особенности философии духа Гегеля
- рассмотреть формы абсолютного духа.
Введение.
Основная часть:
Актуальность философии духа
Структура и замысел философии духа
Учение Гегеля о духе
Формы абсолютного духа
Заключение
Список использованной литературы
Таблица
Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара
Факультет общественных наук и международных отношений
Кафедра философии
Курсовая работа по дисциплине: «немецкая классическая философия» на тему: «Философия духа. Формы абсолютного духа»
Выполнила: студентка гр. СФ-10-1
Юркова Юлия Константиновна
Научный руководитель:
Доктор философских наук, профессор
Шевцов Сергей Викторович
Днепропетровск 2012
ПЛАН
Введение.
Основная часть:
Заключение
Список использованной литературы
Таблица
ВВЕДЕНИЕ
Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания «абсолютной идеи» (искусство, религия, философия).
Актуальность. Философия - это такая область духовной деятельности, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе философского познания, и на самостоятельности предмета философии. Философия не обладает таким же предметом как, например естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания как, например биология, геология... Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность.
Эта та область
духовной деятельности
Философия возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразования и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе философского знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.
Преемники Канта – Фихте, Шеллинг и Гегель – развили философию в направлении абсолютного идеализма. Послекантовский немецкий идеализм предложил рассматривать трансцендентальный субъект исторически, и в качестве субъекта у Гегеля предстала история человечества в целом как некий «объективный дух».
Развитие духа всемирной истории сделало так, что философия абсолютного идеализма оказывается началом нового этапа именно восточно-славянской, русско-украинской культуры. Духовно-историческая судьба Украины оказалась подобной судьбе евангельского пшеничного зерна, которое «умерев в земле», духовно ожило, принеся свои плоды. Смерть православно-дворянской, шляхетской, униатской, а затем и советской культуры в Украине стало началом достойного будущего независимой Украины 21 в., будущего, которое связано с развитием духа славянского единства, с приумножением традиций абсолютно-идеалистической философии, как идеологического основания общей свободы гражданского общества и правового государства.
Степень научной разработанности. Философия духа является третьей частью системы Гегеля, которая сформировалась в период романтизма и немецкого идеализма. Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Впервые термин «идеализм» появился в 18 в., его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона.
Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Саморазвитие духа идет по трем ступеням: 1- субъективный дух, 2 – объективный дух, 3 –абсолютный дух. Философия, как откровение абсолютного в абсолютной форме, принимается Гегелем не в виде совокупности различных систем, а как постепенное осуществление единой истинной системы. Все когда-либо выступавшие философские начала и воззрения представляли в конкретно-исторической форме. Платонова философия вращается в категориях сущности, Аристотелева – в области понятия, неоплатонизм – в последний отдел логики – цельную жизнь. Новая философия – у Картезия (Декарт) на ступени сознания и субстанции, у Канта и Фихте – на ступени самосознания или субъективности, у Шеллинга и Гегеля – на ступени разума, или абсолютного тождества субстанции и субъекта.
Цель работы. Рассмотрение и исследование философии духа, понятия абсолютного духа и его форм в системе Гегеля.
Задача работы.
- охарактеризовать философию духа
- обозначить особенности философии духа Гегеля
- рассмотреть формы абсолютного духа.
Предмет. Духовное, как субстанция , восходящая к божественной, как порождающее начало. Дух – «самое субстанциональное», идея – «менее субстанциональное», разум, мышление.
Методология. Сравнительный, статистический метод, анализ, герменевтический метод. В немецкой классической философии была выявлена и развита диалектическая методология, выступившая в идеалистической форме. Диалектика Гегеля имела характер всеобщего метода познания и духовной деятельности. Важнейшую роль в методологии Гегеля играет принцип восхождения от абстрактного к конкретному – от общих и скудных содержанием форм к развитым и наиболее богатым содержанием, к системе понятий, позволяющей постичь предмет в его сущностных характеристиках.
Научные результаты. Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами 18 ст.,с одной стороны, и 1831 г.,- годом смерти Гегеля – с другой. Тем не менее, по целому ряду моментов, она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута. Гердер ввел историзм в исследование общества и тем самым отвергнул неисторические концепции предшествующей эпохи. Послекантовская философия вносит критику агностицизма и всей предшествующей поэтической позиции. Гегель в своей философии разработал законы не только объективной, но и субъективной диалектики.
1. Структура и замысел философии «духа»
Дух - совокупность и средоточие всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрированных в единой индивидуальности, как орудие сознательной ориентации в действительности для воздействия на нее и для ее переделывания. С точки зрения материализма, натурализма - дух возникает только как явление вторичное в сравнении с действительностью, воздействуя на нее и через общественную практику переделывая ее, без чего невозможна и ее история, либо с точки зрения идеализма, спиритуализма - предшествует действительности, порождая ее различными образами.
Первые представления о духе появились в первобытном обществе. Предметы и явления природы воспринимались человеком как живые и одушевленные силы - духи (или души), которые то ли прямо тождественны с вещами (фетишизм, от франц. fetiche - идол, талисман), то ли отделяются от них в той или иной мере (анимизм, от лат. animus - дух, душа; вера в духов, отдельных от вещей, населяющих мир). На этой стадии нет еще расчленения представлений о духе (душе) и теле.
С зарождением рабовладельческой формации погибает универсальное могущество мифологического мышления, поскольку человек, освободившийся теперь от родовых авторитетов, пытается действовать на собственный страх и риск и начинает отказываться от столь наивного переноса общественных отношений на весь мир. Для обозначения понятия духа греки пользовались терминами, выражающими постепенный отход от ранних представлений о всеобщей одухотворённости окружающих вещей и мира. Главным из этих терминов является нус, который буквально значит "ум" (у Платона и Аристотеля). Здесь сказалась характерная особенность греческой науки и философии: главным предметом для греческих мыслителей всегда оставался материальный, объективно существующий космос и присущие ему всегда наглядно данные закономерности. Нус (ум) тоже является перводвигателем космоса, адекватно мыслит сам себя, изливаясь своими энергиями в темную и бесформенную материю, сам будучи "формой форм" и "мышлением мышления" (т.е. самосознающим мышлением). Другим термином для выражения понятия дух - был у греков логос, т.е. слово-смысл и слово-разум (слово и мысль одновременно). Стоики отождествляли логос (как и Гераклит) с огнем, трактовали его (как и Аристотель) энергетично, истекающим из космического нуса. Наконец, может быть наименее интеллектуальным термином для обозначения понятия духа был у греков термин "пневма" (у римлян spiritus), который, как и в русском языке, связан с функциями дыхания живого существа (дух - дыхание - воз-дух). В ранних натурфилософских школах эта пневма пока еще обозначает либо "воздух" (Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит), либо "ветер" (Фалес, Эмпедокл), либо "дуновение" (Демокрит), или "дыхание" (Эмпедокл). Окончательную систематическую обработку это античное понятие духа получило у неоплатоников (Плотин), которые соединили вышеперечисленные понятия: нус, логос и пневму. Чем является нус - логос - пневма для всего космоса, стало свойственно также и каждой отдельной душе, т.е. дух везде является здесь тоже умом, активно созерцающим самого себя, но в то же время и активно действующим во вне, "чистым" и "беспримесным" мышлением, "самодовлеющим" и "божественным".
Полной противоположностью этой античной концепции духа является средневековое христианское учение о духе, который у средневековых философов так же объективен, чист от всего материального, полон творческих энергий и божественен, но который, кроме того, и в этом его специфика, является и личностью, личным абсолютом со своим определенным именем и со своей определенной, неповторимой судьбой в космосе, со своей т. н. священной историей. Теперь абсолютный личностный дух творит мир (из ничего) только однажды в вечности, и судьба этого мира неповторима. Дух ("Дух святой") является животворящей функцией самого абсолюта, в отличие от его многих других таких же личностных функций. Средневековая христианская концепция духа есть монотеизм (единоначалие, единобожие, единодушие).
Новое время, начиная с эпохи Возрождения (с 14 века), богато разнообразными теориями духа. На первый план выходят здесь не античный космический дух, но и не средневековая надмировая личность (бог), а углубление в человеческое "Я", когда либо сам человеческий субъект, либо та или другая его способность начинала мыслиться как подлинно духовное начало. Индивидуализм, субъективизм и психологизм пускаются теперь в ход для конструкции самого понятия духа. Декартовское "мыслю - следовательно, существую" ярко свидетельствует о том, что человеческое мышление стало теперь рассматриваться как факт более достоверный и убедительный, чем объективное бытие.
У материалистов Нового времени трактовка духа - интеллектуалистическая. Так, Спиноза пользовался для понятия духа латинским термином mens (ум), что означает и дух, и душу, и ум. Для Спинозы дух равнозначен мышлению, дух есть качество, присущее человеку от природы (единое с материей). Возможности всякой вещи проявляются как природная "сила (мощь) " этой вещи и дух проявляет себя в познании ее (истины).
Кант уже открыто говорит, что дух есть только наша субъективная идея, могущая быть предметом веры, но никак не научной философии. Он везде есть для Канта только непознаваемая вещь в себе, действующая в человеке только в виде априорного (доопытного) принципа.
Философия духа у Гегеля
наполняет дух идеей
В целом в истории развития понятия "духа" в философии нового времени и в современной философии можно выделить такие крайние точки зрения (исходящие из того, что первично в развитии природы и общества):
- материализм (вульгарный) (Фохт, Молешотт, Бюхнер), преувеличивавший чувственные ощущения, так что ничего не оставалось, кроме физической материи, из которой дух появлялся на манер какого-то физического же истечения или испарения;
- спиритуализм (от лат. spiritus - дух), преувеличивавший либо человеческие представления (Гербарт), либо волю или аффекты (Шопенгауэр, Вундт), либо инстинкты (Фрейд), область человеческой психики (Бергсон), либо бессознательное (Э. Гартман) или подсознательное, либо личность как некую субстанцию (Лотце, Л. Лопатин) - все это было аналогами понятию "дух", первичному, стоявшему в начале всего.
В современной западной философии еще до сих пор не умирают ни материальные духи древности (теософия и спиритизм), ни личностный абсолют средневековья (у богословов христианской и др. религий, в неотомизме), ни кантовский субъективизм (в неокантианстве Г. Когена, Кассирера). С другой стороны, Гуссерль (феноменология) вообще аннулировал проблему духа как философскую проблему и заменили ее той или иной совокупностью условных категорий ("чувственных данных", сознанием), лишенных единой субстанции и реального существования, что явилось уже отрицанием вообще всего европейского философского учения о духе.
Марксистско-ленинская концепция духа, общественного сознания базируется на иных, диалектико-материалистических основах: материя первична, а дух, сознание, вторично. Дух есть свойственная человеку функция отражения материальной действительности, т.е. характерная особенность той ступени развития последней, на которой она приходит к самосознанию.
Понятие "духа" в философии иногда сближалось с понятием "души", но их разделение происходило чаще всего на том основании, что дух - это интеллектуальное, разумное начало (ум, сознание), а душа - психологическое, чувственное, эмоциональное начало. "Дух" также рассматривался как высшая часть "души" (у Аристотеля наряду с "рациональной, умной душой", есть и такие ее части, как "животная душа" - чувственная, эмоциональная и "растительная душа" - природные инстинкты, потребности - голод, половой инстинкт). В христианской философии выделяли дух (ум), душу (чувства, психика) и тело (материя) - универсальные части как человека, так и природы (мира).
К числу крупнейших достижений немецких мыслителей от Канта до Фейербаха относится уяснение того отнюдь не очевидного фактора, что при всем многообразии проблем у философии имеется основной вопрос и он состоит в определении отношения между мышлением и бытием.
Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины 18 в., и предвосхищало перспективы прогрессивного развития Германии.