Философия духа.Формы абсолютного духа

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. Рассмотрение и исследование философии духа, понятия абсолютного духа и его форм в системе Гегеля.
Задача работы.
- охарактеризовать философию духа
- обозначить особенности философии духа Гегеля
- рассмотреть формы абсолютного духа.

Оглавление

Введение.
Основная часть:
Актуальность философии духа
Структура и замысел философии духа
Учение Гегеля о духе
Формы абсолютного духа
Заключение
Список использованной литературы
Таблица

Файлы: 1 файл

Filosofia_dukha_formy_absolyutnogo_dukha.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Это три формы, посредством  которых мы познаем Бога, а Бог  познает Самого Себя:

1) через чувственное  созерцание (эстетику);

2) представление веры;

3) посредством чистого  понятия.

«Искусство, поскольку  оно занято истиной как абсолютным объектом познания, принадлежит к абсолютной сфере духа, но находит свое содержание в религии в особом смысле слова, затем в философии. В самом деле, у философии нет другого предмета, кроме Бога, потому она является рациональной теологией, и, поскольку на службе у истины, — вечным культом».

Будучи равными по содержанию, эти три царства абсолютного  Духа различаются по форме.

Первая форма —  непосредственное знание, а потому чувственное; знание с формой и фигурой  чувственно-объективного. Абсолютное открыто интуиции и чувству.

Вторая форма —  субъективное знание представления, третья — свободное мышление абсолютного  Духа.

1. Форма чувственного  созерцания, искусство несет в  сознание единство понятия и  индивидуального, что и является  сутью прекрасного. Но подобно тому, как искусство берет свое начало в природе и в сфере конечного, так его конец — в познании и проявлениях абсолютного Духа. В культурном развитии любой народ достигает возраста, когда искусство перерастает само себя. Исторические события, религия питали по-разному искусство. Но стоило проявиться импульсу к познанию, потребностям во внутренней духовности, вызвать Реформацию, — и религиозное представление отдалилось от чувственного, двинулась в сторону чистого мышления.

2. Религия имеет форму  представления, поскольку, как говорит Гегель, абсолют перемещается из объективности искусства во внутренний мир субъекта. Если произведение искусства чувственным образом представляет истину, дух как объект, то религия добавляет к этому внутреннюю преданность души и сердца. Усердие не принадлежит искусству, оно рождается тогда, когда человек принимает близко к сердцу то, что для искусства остается объективным.

3. Третья форма абсолютного  Духа — философия. Интимность  религиозной преданности не есть  самая высокая форма духовного. Ее превосходит свободная мысль как самая чистая из форм познания. С ней наука приходит к собственному содержанию, соединяющему понятие с чувственными представлениями, объективность искусства и субъективность религии. В самом деле, мысль, с одной стороны, — самая внутренняя субъективность и, с другой стороны, — самая объективная и действенная всеобщность.

Напомним, что, классифицируя  этапы искусства, Гегель выделяет:

1) восточный; 

2) классический;

3) романтический.

 В формировании  религии он отмечает:

1) восточную религию; 

2) греческую; 

3) христианскую.

В истории философии  выделены три этапа:

1) антично-греческий; 

2) средневеково-христианский;

3) современный, германский.

Следует напомнить, что  Гегель в своей полемике с Шеллингом  говорил об обязанности философии как науки предоставить обыденному сознанию лестницу для достижения философской точки зрения; здесь мы достигли последней и высшей ступени, этой лестницы.

Крайне важно понять, что концепция "абсолютного духа" Гегеля есть философский шаг на пути к такому пониманию объективности. Философия 17-18 столетий нередко противопоставляла историчность и объективность и ставила объективность познания в резкую, недиалектическую противоположность к историческому генезису всех форм человеческого общества и человеческого мышления. Важнейший поворот, который осуществил Гегель,- это поворот к подлинному историзму.

У Гегеля доминирует стремление понять все явления общественной жизни, включая и философию, как  продукт единого, исторически прогрессирующего процесса, понять любой социальный институт, любое художественное произведение, каждую мысль как продукт эпохи, в которой они возникают.

Явления, в которых  обнаруживается развитие человечества, принадлежат у Гегеля к сфере "абсолютного духа" именно вследствие их объективно-истинного содержания. Исторические формы объективного духа возникают и исчезают вместе с возникновением и исчезновением тех исторических условий, которые определяют их историческое существование. Но этот процесс непрерывно производит освоение человеком объективной действительности, ранее им не осознаваемой. И результаты этого процесса не только включены в историческую непрерывность процесса развития, но, коль скоро они образуют действительные ступени в адекватном постижении человеком действительности, и утверждают свое существование за пределами исторических условий их возникновения и по ту сторону того исторического времени, которое их с необходимостью производит. Благодаря этой стороне их существования они оказываются моментами "абсолютного духа".

С этой точки зрения становится понятным, почему в ранее приведенной  цитате Гегель говорит о том, что  в "абсолютном духе" не возникает  никаких содержательно новых  моментов, а лишь те, которые созданы  историческим процессом и которые  лишь ставятся в новую связь. Ведь актуальная историческая действенность, например теории, не тождественна ее истинному содержанию. Гегель ясно осознает, что эти две стороны должны рассматриваться как методологически различные. Первая сторона принадлежит области "объективного духа", вторая - "абсолютному духу".

Диалектическое единство объективного и абсолютного духа, которое вместе с тем включает в себя диалектическое различение и  противопоставление, дает возможность  Гегелю диалектически описать неравномерность  исторического развития, увидеть, например, в прогрессе момент попятного движения и в регрессе - подготовку в определенных отношениях к новому скачку.

Само собой разумеется, что многие выдающиеся мыслители  видели неравномерность исторического  развития и даже с полной ясностью писали о нем.

Однако гегелевская  диалектика является первой развитой формой постижения истории в мысли, формой, в которой эти противоречия развития не просто констатировались в качестве факта, но постигались  философско-исторически и были включены в исторический метод изложения процесса развития (можно рассматривать Вико как самого выдающегося предшественника Гегеля в этом пункте).

В третьем разделе "Феноменологии  духа" Гегель пытается ретроспективно осмыслить историческое развитие адекватного  постижения мира с точки зрения его же диалектики как высшей формы из всех ранее существовавших форм этого постижения.

Тенденция к диалектике, которая осознанно или неосознанно, преимущественно неосознанно, существовала и была действенной и историческом процессе, должна быть понята как единый процесс, который ведет к наиболее совершенной и адекватной форме диалектики.

При этом Гегель проводит различие между тремя большими этапами  развития сознания - искусством, религией и философией. Об идеалистическом  искажении гегелевской концепции вследствие такого определения места и роли религии мы будем говорить подробнее в дальнейшем. Здесь же необходимо кратко остановиться на существе глубоких, гениальных идей Гегеля.

Гегель не только предчувствовал, что разумное и правильное весьма часто выступает в неразумной и неправильной форме, он видит задачу философствующего историка в том, чтобы вскрыть и выявить в любом явлении, в любой тенденции развития "разум истории", имманентно им присущий. Кроме того, Гегель далек от возникшего позднее и еще сегодня господствующего ограниченного представления о том, что надо признавать и изучать лить те новые важные теоретические достижения и открытия новых диалектических связей, которые появляются в официальном академическом одеянии и соответствующей философской терминологии.

Гегель, напротив, отстаивает взгляд, согласно которому человечество в ходе своего развития достигает  освоения действительности в своей  мысли различными путями и различными методами. Он стремится к тому, чтобы  описать при изложении общего процесса отдельные этапы развития, соответствующие действительности, а не узко цеховым предрассудкам.

Мы уже видели, что  Гегель решительно отрицал шеллинговское  превращение искусства в орган  познания абсолюта, однако это отрицание  не привело его к сужению своей позиции.

"Абсолютный дух"  означает с этой точки зрения  выражение стремления Гегеля  понять освоение действительности  человеческим родом как грандиозный,  сложный и неравномерный процесс,  причем философ обязан понять  и оценить отдельные шаги на пути этого освоения в соответствии с их действительной исторической и диалектической значимостью. Абсолютное знание - высшая ступень человеческого познания, по Гегелю,- имеет у него специфическое идеалистическое обозначение: возвращение "отчуждения" (Entauberung) в субъект, т. е. полное снятие предметности.

 Гегелевский ряд  - искусство, религия, философия,- по существу, определяется тем,  насколько сильно на каждой  из этих ступеней может быть  выражена эта завершающая, специфическая  ориентация гегелевской диалектики - ориентация на снятие предметности.

И здесь Гегель остается верным той методологии, которую  он изложил во вводных замечаниях к этому разделу. Абсолютный дух  не должен приводить к чему-то совершенно новому в реальном историческом развитии, он должен лишь философски прояснять то, что им уже произведено.

Поэтому Гегель присоединяется к тому результату, который нам  известен из его трактовки Просвещения и капитализма: "Вещь есть «я»; фактически в этом бесконечном суждении вещь снята; она - ничто в себе; она имеет значение только в отношении, только благодаря "я" и своему соотношению с ним.

Этот момент раскрылся  для сознания в чистом здравомыслии и просвещении. Вещи попросту полезны, и их следует рассматривать только со стороны их полезности"[5].

"Обладающее образованностью  самосознание, которое прошло через  мир отчужденного от себя духа, своим отрешением создало вещь  в качестве себя самого, удерживает  поэтому в ней еще себя само  и знает о несамостоятельности  ее, или о том, что вещь по  существу есть только бытие для другого, или, если полностью выразить отношение, т. е. то, что единственно составляет здесь природу предмета, то для него вещь имеет значение некоторого для-себя-сущего, оно провозглашает чувственную достоверность абсолютной истиной, само же это для-себя-бытие - моментом, который только исчезает и переходит в свою противоположность - в брошенное на произвол бытие для другого ... Насколько моральное сознаний в своем миропредставлении предоставляет наличному бытию свободу от самости, настолько же оно принимает его обратно в себя"[13].

Философию, представляющеюся высшей ступенью «абсолютного духа», Гегель толковал как синтез и полное раскрытие истин, содержавшихся в искусстве и религии: она есть» познанное посредством мышления понятие искусства и религии, в котором все то, что различно по содержанию, познано как необходимое, а это необходимое познано как свободное». В ходе этого познания происходит освобождение от ограниченности тех форм, которые свойственны искусству и религии, сопровождающиеся возвышением их содержания « до абсолютной формы, самое себя определяющей как содержание…».

Вопреки убеждению Гегеля, что его претендующая на «абсолютность» философия осмыслила мир в  пору, когда его развитие завершено, она, не смотря на свой значительный консервативный компонент, содержала в себе в силу присущей ей диалектичности, и весьма значительные революционные потенции, которые при материалистическом переосмыслении стали мощным духовным ферментом в процессе того нового радикального преобразования общественных отношений, которое началось в середине XIX в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к  высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета.

«Субстанция духа есть свобода, т.е независимость от другого, отношение  к самому себе». История человечества есть прогресс в сознании свободы, свободы  духа, мысли.

Абсолютный дух –  это для Гегеля – понятие всех понятий, объединяющее и Бога и «божественно-духовное» начало природы и человека, и высшие этапы понятия духа : искусство, религия, философия. Поэтому философию Гегеля называют системой абсолютного идеализма.

Искусство, согласно Гегелю, бывает «символическим», когда образ и предмет лишь внешне относятся друг к другу, «классическим», когда они гармонично сочетаются, и «романтическим», когда у художника возникает понимание невыразимости идеи в образах. Высшей формой искусства, по мнению Гегеля, является классическое искусство, нашедшее свое выражение в античной культуре.

Философия истории носит  теологический характер, т.е развитие общества направлено к заранее установленной  цели. Он делит мировую истоию на три эпохи : восточную, античную и  германскую. Восточная лишена сознания свободы, в античную – сознания достигло избранное меньшинство, германские же народы – уже достигли стадии свободы.

Метод у Гегеля носит  диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого  мира. Система – это избранный  философом порядок изложения  материала, связь логических категорий, общее построение некого философского знания.

Информация о работе Философия духа.Формы абсолютного духа