Проблемы перехода на программное бюджетирование в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:36, реферат

Краткое описание

В настоящее время вопросы повышения эффективности расходования бюджетных средств на всех уровнях власти являются актуальными. Модель управления государственными расходами, существующая в России, не позволяет реализовать в полной мере эту задачу. Дальнейшее развитие бюджетной системы связано с внедрением новой модели управления государственными расходами – программного бюджетирования.

Файлы: 1 файл

Программное бюджетирование.docx

— 25.75 Кб (Скачать)

ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Факультет международных  финансов

Дневное отделение

Кафедра финансов и валютно-кредитных отношений

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Проблемы перехода на программное бюджетирование в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:                                                    Преподаватель:

студентка 3 курса ФМФ                                           Чувилов М.П.

Дерябина Дарья                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Программное бюджетирование

 

В настоящее время вопросы  повышения эффективности расходования бюджетных средств на всех уровнях власти являются актуальными. Модель управления государственными расходами, существующая в России, не позволяет реализовать в полной мере эту задачу. Дальнейшее развитие бюджетной системы связано с внедрением новой модели управления государственными расходами – программного бюджетирования.

Программное бюджетирование – это такая бюджетная система, которая, в отличие от традиционной системы бюджетирования, описывает  и детализирует расходы на каждый процесс или программу, которые  осуществляются в рамках бюджета.

Переход к программному бюджету  осуществляется в рамках Программы  Правительства Российской Федерации  по повышению эффективности бюджетных  расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р. Начиная с 2010 года программный бюджет, является одним из основных направлений федеральной бюджетной политики.

Общая цель программного бюджетирования – увязать расходы с результатами деятельности ведомств, выполняющих функции или оказывающих услуги в рамках своих обязательств.

 

Общую цель можно разбить  на четыре цели формирования структуры  программы:

  1. Планирование и распределение бюджета, чтобы обеспечить связь между приоритетами, бюджетными ассигнованиями и расходными полномочиями.
  2. Определение программных расходов, чтобы создать основу под распределение расходов на производство и оказание услуг.
  3. Менеджмент, чтобы создать в ведомстве управленческую ячейку, члены которой могли бы эффективно управлять финансовыми и иными ресурсами с целью скорейшего достижения поставленной цели.
  4. Автономия и ответственность, чтобы установить пределы ответственности руководителя программы за исполнение.

 

Программный бюджет предоставляет  возможность оценить государственные ресурсы на достижение определенной цели, проанализировать их результативность в рамках конкретного мероприятия и сопоставить достигнутые результаты с затратами. Таким образом, программное бюджетирование имеет следующие преимущества:

1. Упрощенная структура  бюджета, повышение его прозрачности  и доступности для всех заинтересованных лиц.

2. Более тесная связь  бюджета со стратегическими целями.

3. Повышение эффективности  и результативности деятельности отраслевых ведомств.

4. Оптимальное использование  ограниченных бюджетных ресурсов.

 

Основной составляющей программного бюджета являются

государственные программы. Государственная программа – система мероприятий и инструментов, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития.

 

В целях закрепления законодательных основ для построения программного бюджета Российской Федерации Минфином России направлен в Правительство законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые предусматривают:

- интеграцию в бюджетный  процесс государственных (муниципальных)  программ;

- проведение ежегодной  оценки эффективности реализации  каждой государственной (муниципальной)  программы, возможность принятия  решения о прекращении или  изменении начиная с очередного  финансового года ранее утвержденной  государственной (муниципальной)  программы на основании указанной  оценки;

- предоставление с 1 января 2014 года в Государственную Думу  сводного годового доклада о  ходе реализации и оценке эффективности  государственных программ Российской  Федерации одновременно с годовым  отчетом об исполнении федерального  бюджета. 

 

  1. Проблемы перехода на программное бюджетирование в РФ

 

Рассмотрим основные проблемы внедрения программного бюджетирования на современном этапе:

  • Программный бюджет пока не сформирован, имеется только аналитическое распределение расходов федерального бюджета по названиям будущих программ.
  • В настоящее время удалось только согласовать на межведомственном уровне перечень названий государственных программ и дать примерную оценку стоимости каждой из них, исходя из сложившейся структуры расходов.
  • Госпрограммы еще только находятся в стадии разработки.
  • В августе 2011 г. было разработано 18 госпрограмм. По большей же части программ кроме названия, объема финансирования и перечня исполнителей, ничего нет. Не определены цели, задачи, не разработаны подпрограммы, не определены мероприятия, которые нужны конкретным исполнителям, для понимания того, что им следует делать.
  • Отсутствие определенной степени, до которой нужно доводить разбивку бюджета по программному принципу. Нужно ли, например, в госпрограммы включать многочисленные текущие расходы бюджета, направленные на финансирование функционирования ряда министерств и ведомств, или трансферты во внебюджетные государственные фонды, которые в настоящее время составляют более одной пятой общей суммы расходов федерального бюджета.
  • Сложности согласования государственных программ. Государственные программы внутри себя содержат большую и сложную иерархию: они объединяют все действующие федеральные целевые программы и подпрограммы, а последние включают в себя ведомственные целевые программы и основные мероприятия, что усложняет их согласование. На межведомственное согласование проекта каждой госпрограммы уходит до 9 месяцев ввиду большого количество исполнителей.
  • Слабая координация с регионами, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями при разработке госпрограмм. В большинстве случаев госпрограммы все еще рассматриваются разработчиками скорее как инструмент деятельности федеральных органов исполнительной власти, не предполагающий координации работы с субфедеральными органами исполнительной власти и организациями, существенно влияющими на достижение целей госпрограммы.

 

В настоящее время федеральными органами власти предпринимаются действия по активизации работы, связанной с правовым, методическим и организационным обеспечением перехода на программный бюджет. Бюджетным посланием Президента РФ на 2013–2015 годы предполагается полный переход федерального бюджета на программный принцип формирования с 2014 года. Все необходимые механизмы для этого перехода должны быть сформированы в 2012 и 2013 годах. В частности, в 2012 году планируется завершить работу по внесению изменений в Бюджетный кодекс, утвердить девять федеральных государственных программ, а в 2013 году утвердить программную классификацию и все государственные программы, предусмотренные федеральным перечнем.

 

Таким образом, работа над  переводом бюджета в программную  форму оказалась намного более  сложной, чем предполагалось. Доработка  государственных программ и разработка новой классификации расходов бюджетов продолжаются в рамках срока окончательного перехода к программному бюджету, определенного 2014 годом. Тем не менее, работа над  проектами государственных программ показала, что задача перевода федерального бюджета в преимущественно программный  вид вполне реальна. Аналитическое  распределение расходов федерального бюджета за 2011 и 2012 годы по государственным  программам продемонстрировало, что  они покрывают от 90 до 95 % расходов федерального бюджета.

 

 

Источники:

 

  1. info.minfin.ru/
  2. bujet.ru статья Основные проблемы перехода субъектов РФ на программный бюджет и пути их решения
  3. Статья старшего аналитика Удовенко А.Н. "Переход к программному бюджету: результаты, проблемы, перспективы". Журнал "Бюджет", июнь 2012

 


Информация о работе Проблемы перехода на программное бюджетирование в РФ